Роль песен в изучении иностранного языка
статья по английскому языку

В статье говорится о роли песен в изучении иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_pesen_v_izuchenii_in._yaz._3.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение г. Москвы

«Колледж физической культуры и спорта   «Спарта»

Сообщение на тему «Роль песен в изучении иностранного языка»

Выполнила :преподаватель Ярова Л.Ю.

Москва 2024

Роль песен при изучении иностранного языка.

Музыка – это не только способ расслабляться и получить удовольствие, но и инструмент, который можно использовать на уроках иностранного языка для обучения различным видам речевой деятельности. Известный педагог Ян Амос Коменский писал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется не знающему грамоты. В школах Древней Греции многие тексты разучивали пением, а в начальной школе Индии азбуку и арифметику выучивают пением и сейчас. К. Д. Ушинский считал, что совместное пение на уроке – это могучее педагогическое средство, которое организует, объединяет учащихся, воспитывает их чувства.

Сформируем методические преимущества песен в обучении иностранному языку:

-пение как один из видов речевого общения является средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т.к. включают новые слова и выражения.

-в песнях уже знакомая лексика встречается в новом концептуальном окружении, что помогает ее активизации.

-в песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у учащихся чувства языка, знание его стилистических особенностей.

-в песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции.

-песни способствуют совершенствованию навыков иностранного произношения, развитию музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата.

-песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка.

-песни стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речимыслительной деятельности учащихся, способствуют развитию как подготовленной, так и не подготовленной речи.

Что касается этапов урока, на которых песенный материал может быть использован, то они различны. В зависимости от методической задачи отдельного этапа песенный материал используется:

  1. Для фонетической зарядки на начальном этапе урока
  2. На этапе введения, первичного закрепления, а также тренировки учащихся в употреблении лексического и грамматического материала
  3. На любом этапе как стимул для развития речевых навыков и умений
  4. Как релаксация в середине или в конце урока, когда учащимся необходима разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность.

Для успешной работы с музыкальным материалом на уроке в первую очередь определяется круг интересов учащихся, их музыкальные предпочтения.

 Отбирая песенный материал соответственно современным предпочтениям учащихся, учитель повышает у обучаемых мотивацию учения и заинтересованность в самом изучении иностранного языка. Однако не любой песенный материал, который у учащихся вызывает интерес, может быть использован на уроках иностранного языка. При отборе музыкальной наглядности в образовательных целях учителю необходимо придерживаться определенных критериев:

  1. Аутентичность – один из наиболее важных критериев отбора музыкального материала. Работа с подлинными, ценными в познавательном отношении учебными материалами дает возможность учащимся не только овладеть еще одним способом общения, но и проникнуть в новую национальную культуру.
  2. Отобранный материал с учетом критерия положительного эмоционального воздействия музыки на учащихся влияет как на их мотивационную, так и эмоциональную сферу.
  3. Музыкальный материал отбирается с учетом критерия наличия проблематики, т.е. содержания проблемы, актуальной для молодых людей. В случае не удовлетворения данного критерия эффективность работы с музыкальной наглядностью значительно снизится, несмотря на возможную высокую художественную, лингво-страноведческую и методическую ценность музыкального материала.
  4. Критерий методической ценности музыкального материала для формирования и совершенствования навыков и умений в соответствии с программой обучения иностранному языку – один из наиболее важных при отборе музыкальной наглядности.Тексты отобранный песен должны соответствовать тематике занятий.  В них, наряду с ранее изученной лексикой, в понятном контексте должны быть новые лексические единицы. Четкость ритма и рифмы в тексте песни облегчает процесс восприятия, запоминания и дальнейшего овладения новым иноязычным материалом.

В качестве музыкальной наглядности эффективным будет использование видео-клипов, т.к. они представляют собой специфический учебный материал и их отбор в целях обучения иностранному языку учащихся заслуживает особого рассмотрения. При отборе видео-клипов необходимо руководствоваться следующим:

  • Видео дорожка должна иллюстрировать содержание песни;
  • Видеоряд должен быть ясным и понятным для учащихся, но часто сценарии современных видеоклипов претендуют на оригинальность и, несмотря на то, что пишутся в соответствии с текстом песни, содержат много неясности и двусмысленности;
  • Видеоклип должен соответствовать интересу и возрасту учащихся;
  • В видеоклипе желательно изображение в кадре поющего исполнителя, т.к. его артикуляция облегчит понимание текста песни;
  • Видеоряд должен включать объекты или феномены культурологического характера, демонстрирующего реалии культуры страны изучаемого языка, традиции и обычаи отдельных социальных слоев населения;
  • В видеоклипе не должно быть кадров, диссонирующих с понятиями нравственного воспитания учащихся, имеющих ярко выраженный антисоциальный характер, призывающий к противозаконным действиям и т.п.

При отборе музыкального материала следует учитывать особенности музыкального восприятия учащихся. Для этого следует использовать обще музыкальные критерии отбора песен:  четкий ритмический рисунок, ритмообразующий темп (без длительных партий – проигрышей), благозвучный характер вокальной партии, тип аккомпанемента (низкие частоты бас партий не должны превалировать над средними и высокими частотами) и т.д.

Для эффективной работы с музыкальным материалом необходимо разработать алгоритм действий с музыкальным материалом. Технология работы с песней представляет собой последовательность заданий и упражнений, используемых в обучении согласно следующим этапам работы: до текстовый, текстовый, после текстовый.

Дотекстовый этап – вступительное слово о песне, снятие возможных лексических и грамматических трудностей при прослушивании песни. Преподавателю необходимо сделать простое вступительное слово о песне и ее исполнителе, в котором будет представлена интересная информация о группе и песне, которую предстоит прослушать. Затем выполняется ряд языковых упражнений для снятия лексических трудностей, активизируются ранее изученные и необходимые для понимания содержания отобранной песни лексические единицы и повторятся грамматические структуры или правила, а также отрабатываются новые лексические единицы, которые не войдут в активный словарь.

На текстовом этапе перед первым прослушиванием песни дается установки на извлечение общей информации из песни и предлагается собственно текст песни.

Работая с новым иностранным материалом на послетекстовом этапе, следует выполнять различные речевые упражнении, учитывающие содержание просмотренной песни и стимулирующие учащихся к самостоятельному высказыванию, используя новые лексические единицы.

В качестве заключительного задания можно предложить отработку ритмичного чтения текста песни, во время которой учащиеся в полголоса проговаривают или припевают текст, а затем заключительное прослушивание, во время которого учащиеся поют песню в полный голос вместе с исполнителем.

При работе с песнями можно использовать следующие упражнения.

Gap fills.

  • Напишите текст песни, оставляя пропуски.
  • Учащиеся слушают и вставляют пропущенные слова.
  • Если вы чувствуете, что у учеников  могут возникнуть сложности, напишите пропущенные слова в произвольном порядке рядом с текстом. Можно добавить лишнее слово.
  • Как вариант можно использовать упражнение для развития языковой зарядки или вероятностного произношения. Перед прослушиванием песни можно попросить учащихся самостоятельно вставить слова, а после прослушивания проверить, насколько удачно они справились с заданием.

Translation activity.

в парах или маленьких группах учащиеся выбирают популярную песню на родном языке и переводят на иностранный язык так, чтобы ее можно было спеть на ту же мелодию. Можно взять песню на иностранном языке и перевести на родной.

Presentation and discussion.

  • Выберите песню и просмотрите ее с учащимися.
  • В группах учащиеся находят информацию (с помощью Интернета, журналов, книг) о песне, ее исполнителе, историю создания и т.д. и готовят презентацию в форме беседы, ролевой игры, интервью, сценки и т.п.
  • Ученики могут использовать кассеты, CD диски, постеры.
  • Презентация может быть представлена в письменном виде. Учащиеся могут приготовить постер, буклет или статью.

Принесите песню, которая вам нравится. Приготовьте 1-2 минутное объяснение, почему вам нравится музыка и слова песни. Попытайтесь выразить чувства. Раздайте текст, получите отзывы учащихся. Они согласны с вами? Часто отношение к песне учеников сильно отличаются от отношения учителя. Поспорьте с учениками. Отстаивайте свою точку зрения

But we like this!

Попросите одного или двух учеников принести одну из их любимых песен на английском языке. Попросите их сделать пометки, чтобы они смогли говорить о песне в классе и , если возможно, принесли тексты песни. В классе пригласите их выступить и рассказать, почему им нравится песня.

Keywords.

Продиктуйте 10-15 слов и фраз из песни. Ученики должны угадать, о чем песня.

Rhymes.

Дайте ученикам все рифмы из песни в произвольном порядке. Ученики слушают песню и ставят рифмы в правильном порядке.

Назови песню.

Учащиеся делятся на команды. Им предлагается назвать песню с заданным словом (например:Love). Побеждает команда, назвавшая большее количество песен.

Итак, подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что при подготовке к работе с музыкальным материалом в целях совершенствования иноязычных навыков и умений учащихся следует учитывать задачи и специфику каждого этапа их формирования и предлагать обучаемым упражнения, направленные на достижение этих целей.

Литература:

  1. Е. И. Шевченко. «Использование музыкального материала на уроках иностранного языка» ИМИ №7, 2003 г.
  2. Ю. А. Комарова, А. Бирюлина. «Использование современного песенного материала в обучении иностранным языкам учащихся старших классов» ИЯШ №2. 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыки и песен в изучении английского языка

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков...

Роль песен в изучении английского языка

Учить  английский с помощью песен легко и приятно...

Роль музыки и песен в повышении мотивации изучения иностранных языков

Презентация подготовлена для районного заседания метод. объединения учителей иностранных языков в августе 2013 года.Тема - "Роль музыки и песен в повышении мотивации изучения иностранных языков" на пр...

Статья: "Роль мотивации в изучении иностранного языка."

Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету, в частности и по английскому языку. Предлагаю вам ознакомиться с решением данной проблемы в моей статье....

Роль музыки и песен в изучении иностранного языка.

Цель: показать значимость и роль песенного материала при обучении иностранному языку.Задачи:выделить роль песни при обучении иностранному произношению;подчеркнуть значение песни для повышения мотиваци...

Роль сказки в изучении иностранного языка.

Доклад на тему: "Роль сказки в изучении английского языка"....

Роль учителя в изучении иностранного языка

Изучить функции учителя на уроке  иностранного языка и определить его роль в организации процесса обучения иностранному языку.....