МАСТЕРМАЙНД И МАЙНДМЭППИНГ КАК СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
учебно-методический материал по английскому языку
В настоящее время педагоги стараются найти новые методы преподавания и сделать преподавание своего предмета более интересным и понятным. В данной статьер ассматриваются инновационные методы обучения, такие как мастермайнд и майндмэппинг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
holmova_a.a._statya.docx | 24.9 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 371.3
МАСТЕРМАЙНД И МАЙНДМЭППИНГ КАК СОВРЕМЕННЫЕ
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Холмова А.А.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 11 г.Нижнеудинск"
Резюме. В настоящее время педагоги стараются найти новые методы преподавания и сделать преподавание своего предмета более интересным и понятным. В данной статьерассматриваются инновационные методы обучения, такие как мастермайнд и майндмэппинг.
Ключевые слова: мастермайнд, майндмэппинг.
MASTERMIND AND MIND MAPPING AS MODERN
TEACHING METHODS
Kholmova A.A.
Municipal state educational institution "Secondary school No. 11 Nizhneudinsk"
Resume. Currently, teachers are trying to find new teaching methods and make teaching their subject more interesting and understandable. This article examines innovative teaching methods such as mastermind and mind mapping.
Keywords: mastermind, mind mapping.
В современном мире знания стали легко доступны, но и срок их актуальности значительно сократился. То, что было актуально год назад, уже не работает сегодня.
В настоящее время аспектом образовательной среды является применение инновационных методов обучения. Такие понятия как «обучение» и «методика преподавания» неразрывно связаны и невозможны друг без друга.
Существует множество различных методик, которыми владеют педагоги российских школ, но как настоящие новаторы они продолжают искать что-то новое и внедрять эти методы в свою практику.
В современную образовательную науку вошли такие понятия как «мастермайнд», «нетворкинг», «майндмэппинг» «разбор кейсов» и другие. Конечно, они звучат модно, но что же это такое на самом деле? Предлагаю познакомиться с новыми методами более подробно.
Слово mastermind с английского переводится как «вдохновитель», «выдающийся ум», что напрямую связано с содержанием данного термина, т.к. главная цель группы мастермайнд – это вдохновить его участников, подсказать что-то стоящее.
«Мастермайнд» - это одна из форм взаимного обучения (peer-to-peer). Работа в группе, при которой участники обучения помогают друг другу достигать цели и решать задачи, обмениваясь идеями, предлагая лучшие способы решения. Участников объединяет стремление к саморазвитию, реализации своих целей и желание получить одобрение от единомышленников, а не порицание за невыполненное задание.
Мастермайнд может быть инструментом наставничества, который предлагает решение проблем участников через взаимные рекомендации. Здесь уже ценится объединение людей со схожим опытом, ценностями и взглядом на мир. Хотя иногда, наоборот, ценность этих встреч в том, что участники с разными взглядами помогают друг другу расширить горизонты ви́дения, посмотреть туда, куда раньше и не приходило в голову.
Оптимальное количество участников для классического мастермайнда — от 5 до 8. Если в группе меньше человек, она может быть не очень эффективна, поскольку тогда будет меньше разносторонних мнений.
Мастермайнд в образовании имеет некоторые преимущества в сравнении с другими форматами обучения:
Повышение процента усвоенной информации
Во время обучения мы берем максимум 15-20% информации, при этом каждый берет свои 15-20%. За счет обмена опытом внедрения знаний каждый из участников мастермайнд группы повышает свой личный процент усвоенных знаний.
Внедрение знаний
Часто человек оказывается один на один с реальным миром, когда дело доходит до внедрения знаний на практике. Сложность состоит в том, что практическое применение знаний очень часто отличается от теории и помимо прочего мы сталкиваемся с сопротивлением сложившейся системы, которая совсем не хочет меняться. Благодаря поддерживающей среде мастермайнд группы повышается процент учеников, успешно проживающих этап сопротивления изменениям, а значит и применяющих полученные знания на практике.
Завершение обучения
При использовании мастермайнда в образовательном продукте завершение учениками курса обучения приближается к 98%. Лишь изредка случается так, что кто-то из участников выходит из обучения.
Экономия ресурсов эксперта
С помощью мастермайнда, налаживается взаимодействие между обучающимися. Оно само по себе является ценными и повышает качество обучения. При этом у нас нет необходимости привлекать к мастермайнд-встречам эксперта, проводящего обучение.
Как мастермайнд помогает учиться?
Если вас заинтересовала данная методика или вы выступаете экспертом, предложите своим ученикам проводить периодические встречи и обсуждать пройденный материал. Подобные встречи лучше проводить 1–2 раза в неделю, чтобы ученикам не надоел новый формат. Это поможет им, потому что:
обсуждение каких-то сложных тем позволит лучше понять, запомнить, усвоить их;
участники группы смогут объяснить простыми словами тему, которую не понимает отдельный ученик;
во время встреч участники будут повторять пройденный материал, тем самым «закрепляя» его;
можно сразу тестировать навыки — например, ставить во главе мастермайнда конкретную задачу и смотреть, как ученики решают её.
Кроме того, мастермайнды оказывают косвенный положительный эффект — учат нормально общаться, заводить полезные знакомства: всему тому, что сейчас называют нетворкингом. В будущем участники группы и дальше смогут делиться знаниями, опытом, а иногда — отдавать друг другу клиентов, на которых не хватает времени.
Мало просто создать группы учеников и сказать им «общайтесь». Чтобы мастермайнд был эффективным, нужно грамотно модерировать его. Для этого:
Начинайте встречи сами. Если обучаете индивидуально, ученики в новом для них коллективе могут стесняться задавать вопросы и вообще общаться. На первой встрече попросите каждого представиться, рассказать немного о себе. Объясните, что сейчас будете делать и зачем это нужно. На последующих встречах задавайте наводящие вопросы, чтобы ученики сами выбирали интересующие их темы для обсуждения.
Не готовьте план. План хорош в обучении или выполнении рутинной работы. В мастермайнде он неэффективен, потому что основная цель метода — свободное обсуждение. Можно предложить ученикам несколько тем на выбор, но не стоит полностью контролировать процесс.
Стимулируйте рассказывать о проблемах. Одна из целей мастермайнда в обучении — объяснить что-то непонятное. Попросите учеников рассказать, какие именно тезисы им неясны. Другие участники встреч смогут объяснить теорию простыми словами или привести пример из практики.
Наблюдайте за встречей. Просто участвуйте в обсуждении как ученик, предлагайте свою точку зрения, но не навязывайте её. Оценивайте, какие темы вызывают наибольший интерес, какие материалы понимают хуже всего, о чём вообще говорят. Это поможет вам скорректировать обучение — например, больше времени уделять сложным темам. А ещё — оценить потенциал: выделить тех, кто рассказывает о личном опыте, даёт ценные советы, находит выход из разных ситуаций.
Просите решать реальные задачи. Если ученики в принципе всё понимают или плохо находят общие темы для обсуждения, поставьте перед ними какую-то практическую задачу, и оцените, как они сообща будут её решать. Это поможет им развить коммуникативные навыки, применить полученные знания, научиться считаться с мнением других при решении глобальных проблем [2].
Еще один модный термин «Майндмэппинг». Что же это?
Майндмэппинг — технология составления ментальной, или интеллектуальной, карты. Поскольку у большинства людей преобладает зрительный канал восприятия, наглядные mind maps стали популярным инструментом в учёбе. Это достаточно простая технология, которая позволяет представить любую информацию графически, ярко, наглядно, кратко, а также фиксировать собственное мышление.
Майндмэппинг может использоваться в разных областях:
при планировании деятельности и времени;
при изучении учебного материала;
при мозговом штурме;
при создании проектов.
В mind map сразу видны взаимосвязи между понятиями, отношение элементов общей схемы. Главное — в центре, выводы обозначены стрелками.
На интеллект-карты наносят отдельные слова или словосочетания. Даже если дополнять mind map небольшими иллюстрациями, времени на работу уйдёт меньше, чем на конспект.
Лучше всего материал усваивается, когда мы опираемся на собственные знания и творчески перерабатываем новое. В своей интеллектуальной карте ученик может писать не только факты, но и свои ассоциации в форме слов или пиктограмм.
Как построить майнд-карту? [4]
В основе майнд мэп должна быть проблема/идея, а ответвления, соответственно, представят собой варианты решения или же затруднения на пути ее воплощения. Некоторые советы по составлению майнд-карты:
Пишите одно слово на одной ветви. Такой подход значительно экономит время и место и способствует лучшей читаемости карты.
Располагайте лист горизонтально.
Пишите ключевые слова печатными буквами, черным цветом, как можно яснее и четче.
Ключевые слова размещайте прямо на линиях, отображающих их взаимосвязь.
Длина линии должна быть равна длине слова — не делайте линии длиннее слов. Не прерывайте линий.
Используйте разные цвета для ocновных ветвей, чтобы они не сливались визуально.
Варьируйте размер букв в надписях и толщину ветвей в зависимости от степени удаленности от главной темы.
Располагайте ветви равномерно — не оставляйте пустого места и не размещать ветви слишком плотно.
Если вы рисуете сложную карту, есть смысл вначале набросать мини-карту с основными ветвями, чтобы определить структуру будущей карты, поскольку выбор основных ветвей влияет на организацию и читаемость карты [4].
Визуальные образы и цвета включают в работу правое полушарие. Обработкой слов и символов занимается левое. Таким образом, при составлении и чтении mind map возможности мозга используются наиболее полно. Это позволяет лучше структурировать и прочнее запоминать материал.
Литература:
1. Mind map: что это, как разложить всё по полочкам | Сила Лиса //Онлайн-школа Фоксфорд:официальный сайт.-2023. – URL: https://media.foxford.ru/articles/mind-map-save-us-all?ysclid=luf8bqgfku758422011 (дата обращения 31.03.2024)
2. Как использовать мастермайнд, чтобы повысить эффективность обучения/Акселератор онлайн-школ Accel.-2019. – URL: https://dzen.ru/a/XbMQTfc9nQCt8Sru (дата обращения 29.03.2024)
3. Новые методики преподавания английского и других предметов / Образовательная платформа Skyteach официальный сайт.-2024. – URL:https://skyteach.ru/methods/novye-metodiki-prepodavaniya-anglijskogo/#Classification-of-teaching-methods (дата обращения 29.03.2024)
4. Cанкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого/Что такое майндмэппинг и чем он может быть полезен? официальный сайт.-2024. – URL: https://school.spbstu.ru/print/news/mindmapping_what_is_this.pdf (дата обращения 29.03.2024)
5.Что такое интеллект-карты и как применять их в обучении /Образовательная платформа Skillbox Media официальный сайт.-2024. – URL: https://skillbox.ru/media/base/chto-takoe-intellektkarty/?ysclid=luf88z7evc200626593 (дата обращения 29.03.2024)
Холмова Анна Анатольевна МКОУ «СОШ№11 г.Нижнеудинск», Иркутская область.г.Нижнеудинск, e-mail:kholmovaann@mail.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МО
Использование новых технологий в учебной деятельности педагога....
Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;
Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...
Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.
В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....
Образовательная программа групп начальной подготовки (1, 2, 3 годов обучения), учебно-тренировочных групп (с 1 по 5 год обучения) по обучению детей борьбе дзюдо
Данная программа предназначена для тренеров-преподавателей по борьбе дзюдо, представленный маетериал охватывает весь период обучения от начальной подготовки до спортивного совершенствования спортсмена...
Путешествие по картам разума: майндмэппинг
В данной статье дается краткий обзор инновационной технологии построения интеллект-карт, созданной и пропагандируемой ученым Тони Бьюзеном. Интеллект-карты или карты разума, карты памяти, менталь...
Приемы работы с информацией или что такое майндмэппинг
Майндмэппинг - прием сокращения и оформления информации. Майнд-карты могут помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ и ГИА, к урокам, особенно гуманитарного цикла....
Майндмэппинг.
Майндмэппинг (или интеллект-карты) - один из приемов смыслового чтения, очень удобный для систематизации большого объема информации в любом предмете. Его несомненными плюсами являются наглядность, ярк...