Статья "Дистанционное обучение иностранному языку"
статья по английскому языку
Статья "Дистанционное обучение иностранному языку"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Дистанционное обучение английскому языку
Горлова О.Г.
Форсмажорные обстоятельства, произошедшие в мире, способствовали ускоренной модернизации форм онлайн-обучения, разработке интеграционного комплекса методик при обучении студентов и, как следствие, появлению термина «онлайн-обучение» (ОУ), под которым следует понимать усовершенствованную форму дистанционного обучения:
использование презентаций в среде Power Point, программ тестирования и
разработки электронных курсов на различных платформах. Например, платформе Moodle.
Нужно сказать, что и в целом в наше время наблюдается смена приоритетов при оценке роли онлайн-обучения в образовательном процессе. Онлайн-обучение перестает выполнять вспомогательную функцию и постепенно начинает играть ведущую роль в современной системе образования.
С развитием информационных технологий, локальных сетей появились новые возможности обучения, которые позволяют поддерживать
образовательный процесс на должном уровне.
Современная ситуация, сложившаяся в среднепрофессиональном образовании, показывает, что проводить занятия с применением новых информационных технологий стало жизненно необходимо. Отметим, что внедрение в учебный процесс онлайн-обучения вовсе не должно исключать традиционные методы обучения, а только дополнять их.
Основная цель онлайн-обучения — это формирование устойчивой мотивации через активное участие студентов и преподавателя в учебном процессе. Обеспечивать качественное улучшение результатов учебной деятельности можно только при разумном объединении накопленных методов, личного опыта и современных технологий.
Преимущества онлайн-обучения наглядны — это возможность дифференцированного и индивидуального обучения для всех студентов (в том числе с ограниченными возможностями здоровья); интерактивность; качество тестов; наглядность; оправданность применения аудио, видео; возможность использования данного вида обучения для работы с мотивированными студентами; дистанционное участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
К основным инновационным качествам онлайн-обучения относятся:
1) обеспечение всех компонентов образовательного процесса: получение информации, практические занятия, аттестация (контроль учеб-
ных достижений);
2) интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
3) возможность более полноценного обучения вне аудитории.
Дисциплина "Иностранный язык" имеет свою специфику, как и любой другой предмет. Цель изучения иностранного языка означает не только овладение языковой компетенцией, но и коммуникативной. Говоря об иностранном языке, речь идет больше о практике, нежели теории. Организовать онлайн процесс обучения языку порой непросто. Задания должны быть разнообразны и индивидуальны, красочны и понятны.
Студент, конечно, может осваивать иностранный язык дистанционно и самостоятельно в программах (читая теорию в онлайн-справочниках и применяя знания на практике) или же принимать участие в онлайн-уроке с преподавателем отдельно или в группе. Чтобы осваивать язык самостоятельно, нужна колоссальная мотивация. У наших студентов, к сожалению, ее практически нет. Онлайн урок с преподавателем организовать тоже порой непросто из-за отсутствия технических средств у студентов. Вот почему вести дистанционный урок зачастую для преподавателя техникума задача не из простых.
Успешность и качество дистанционного обучения в большой мере зависят от организации и методического качества используемых материалов, руководства и мастерства участвующих в этом процессе педагогов. Для преподавателя очень важным является учёт тех концептуальных положений, на основе которых целесообразно строить любой современный курс дистанционного обучения иностранным языкам.
Во-первых, в центре процесса обучения должна находиться познавательная деятельность обучаемого. . Во-вторых, соблюдение принципа интерактивности имеет немаловажное значение. . В-третьих, эффективная обратная связь, как в отношении используемого учебного материала, так и в отношении внешней обратной связи при работе в группах, консультациях с преподавателем обеспечивает возможность самоконтроля.
Хочу поделиться своим опытом дистанционной работы со студентами.
Используя дистанционные образовательные технологии на своих уроках английского языка, я сочетаю все основные виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо).
Для отработки навыка говорения и аудирования в период дистанта я использовала интернет-платформу ZOOM. Безусловно, не во всех группах. В группах девочек да, это возможно. Данная платформа предоставляет широчайшие возможности в организации видео-урока:
— видеть студента (организатор имеет возможность включать видео
у слушателя);
— разделить группу по подгруппам для отработки монологического высказывания;
— использовать «виртуальную» доску;
— демонстрировать экран ноутбука преподавателя;
— отправлять файлы студентам;
На платформе В КОНТАКТЕ в своей группе я проводила «аудиторные» занятия, включающие такие методы работы, как опрос, монологическое высказывание, беседа. Преимущество такого занятия в том, что во время урока студенты имеют возможность задавать
вопросы преподавателю напрямую.
Для изучения лексики и грамматики английского языка мною использовалась интернет-платформа Moodle. Для успешного изучения разработаны специальные курсы. Что же они из себя представляют?
После наглядно представленного теоретического материала студентам может быть предложено выполнить различные типы заданий на закрепление полученного навыка: например, ответить на вопросы по тексту, составить вопросы самостоятельно, составить рассказ или диалог, выполнить ряд упражнений, раскрыть скобки, заполнить таблицу, выполнить тест на «соответствие» или тест на «пропуски» и многое другое. Чаще всего я предлагаю стандартный пример теста, в котором из нескольких вариантов (множественный выбор) одним нажатием студенты выбирают верный. Тесты разрабатываются в гугл-формах. Это очень легко и удобно. Кстати, и на обычных уроках я частенько даю студентам тесты, созданные мной на этом сервере.
Для отработки грамматических правил часто записываю на канале ютуб озвученные презентации. Так ребята имеют возможность не только видеть созданную мною презентацию, но и слышать мой голос. Кроме этого делаю ссылки на известные ютуб каналы, где представлено большое количество видеоуроков.
Активно использую аудиофайлы, что позволяет студентам, изучающим ранее немецкий или французский языки, улучшать произношение путем неоднократного повторения того или иного звука, слова, а также, отрабатывать постановку ударения и интонационные конструкции и т. п.
Для отработки навыков письма использовала курс, также созданный на платформе Moodle.На основе представленных на курсе текстов обучающиеся должны создать монологическое высказывание в
письменной форме, где им необходимо выявить намерения,
заложенные в написанном ими тексте (например, дать рекомендацию,
охарактеризовать лицо и др.).
Неоспоримым достоинством курсов платформы Moodle является то, что студент сам выбирает наиболее удобное для себя время и место изучения темы, что немаловажно в сложившейся сегодня ситуации(когда кто-то вынужден находиться на карантине, кто-то подрабатывает, кто-то на больничном, а кто-то в декрете).
Возможность корректировки заданий для групп различного уровня является несомненным плюсом данного ресурса.
Предложенная методика онлайн-обучения студентов позволяет обеспечить не только подготовку к сдаче дифференцированного зачета ,но и качественное проведение изучаемых предметов в условиях любых сложных ситуаций (например, во время пандемии).
После работы на платформе я провела анкетирование у обучающихся онлайн студентов. Студентам было предложено
ответить на три вопроса: Что Вам нравится в онлайн-обучении? Что
Вам не нравится в онлайн-обучении? Ваши предложения и пожелания.
В качестве достоинств данного метода обучения студенты отметили
такие, как:
— мобильность;
— универсальность;
— возможность обучения студентов с ограничениями возможностей
здоровья;
— обучение студентов без отъезда из своего города или района;
— возможность многократного просмотра лекций, презентаций и вебинаров;
Недостатки:
— отсутствие непосредственного общения между преподавателем и
студентом;
— загруженность студентов увеличенными домашними заданиями;
— необходимость строгого соблюдения расписания занятий;
— необходимость иметь ноутбук и скоростной Интернет.
Предложения:
— для студентов, имеющих слабую подготовку, перевести часть занятий в онлайн-обучение с обязательной отработкой грамматических
навыков по «электронным учебникам»;
— составить план занятий на семестр и ознакомить с ним студентов;
Заключение
Современность диктует свои правила во всех сферах деятельности.
Нам необходимо признать, что дистанционное образование или онлайн-обучение становится реалией нашего времени. Однако оно потребует переподготовки преподавательского состава, корректировки программ обучения, оснащения современными средствами для дистанционного обучения, подключения IT-специалистов для создания электронных курсов, журналов, ведомостей.
Дистанционное обучение — это современная реалия, без которой образование XXI века немыслимо, но необходимо отметить, что оно может
быть только частью или дополнением к традиционной форме обучения
современного студента, но никак не заменять ее на 100%.
Несмотря на популярность и всеобщее одобрение этого вида обучения, все студенты сходятся во мнении, что онлайн-обучение не сможет
заменить «живого» общения между преподавателем и студентом, создать атмосферу академической среды, заменить коллектив и дружеское
общение между студентами; его задача только дополнить и расширить
возможности классического обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация и индивидуализация в обучении иностранному языку (из опыта работы учителя иностранного языка)
Технология дифференцированного и индивидуального обучения на примере УМК, форм работы на уроке иностранного языка и внеклассной работе в школе с углубленным изучением английского языка...

Доклад "Раннее обучение иностранным языкам" Работа на 3 межмуниципальный дистанционный конкурс учителей иностранных языков «От идеи к творчеству»
Раннее обучение ин.языкам...

статья "Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе, как составляющая содержания обучения иностранному языку."
В данной статье раскрывается роль использования краеведческого материала в воспитании патриотизма на уроках английского языка....
Особенности преподавания иностранного языка в условиях новой парадигмы образования, внедрение ФГОС в практику обучения иностранному языку
Статья по теме: "Особенности преподавания иностранного языка в условиях новой парадигмы образования, внедрение ФГОС в практику обучения иностранному языку" посвященная внедрению новых стан...

Доклад на МО учителей иностранного языка на тему:Здоровьесберегающие технологии при обучении иностранному языку
Данный доклад рассказывает о том,что такое здоровьесберегающие технологии,о формах и способах применениях на уроках иностранного языка....

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.
Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий и пути их внедрения в обрзовательный процесс....

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Новые формы и методы обучения иностранному языку в условиях ФГОС (5-6 классы)»
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Новые формы и методы обучения иностранному языку в условиях ФГОС (5-6 классы)»...