Самообразование как способ повышения уровня профессиональной компетентности учителя иностранного языка
статья по английскому языку

Аминова Эльвира Атласовна

Сегодня учителю требуется постоянно получать новые профессиональные знания, умения. Именно поэтому способность педагога к самообразованию и его желание постоянно учиться – это ключевая характеристика, которая говорит о стремлении к росту, повышению уровня профессиональной компетентности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самообразование как способ повышения уровня профессиональной компетентности учителя иностранного языка

Я бы хотела начать со слов Льва Толстого «Учитель остается учителем, пока учится сам». Современный мир развивается очень стремительно и диктует свои правила. Сегодня учителю требуется постоянно получать новые профессиональные знания, умения. Именно поэтому способность педагога к самообразованию и его желание постоянно учиться – это ключевая характеристика, которая говорит о стремлении к росту, повышению уровня профессиональной компетентности.

Мотивы, побуждающие меня как учителя английского языка к самообразованию:

  • Подготовка к ЕГЭ, ОГЭ, всероссийской олимпиаде (муниципальный, региональный уровни).
  • Желание творчества. Неинтересно из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию. Да и классы каждый год разные (по темпераменту, способностям и желанию учиться дети)
  • Материальное стимулирование (квалификационная категория, премии, надбавки, звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации учителя).

Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:

  1. повышение квалификации (курсы (очные и в дистанционном формате), вебинары, сертификация (н-р, кембриджский экзамен ТКТ)
  2. групповая самообразовательная работа (работа методических объединений, посещение и анализ уроков коллег, участие в работе различных сетевых сообществ)

3) индивидуальная самообразовательная работа (реализация педагогических проектов, осмысление передового опыта и обобщение собственной практической деятельности, освоение информационно-компьютерных технологий, участие в разнообразных конкурсах, мастер-классах, конференциях)

Но лично для меня одним из самых показательных примеров организации самообразования стал муниципальный конкурс «Я-будущий педагог», который проходил на протяжении нескольких лет на базе нашей школы среди 10-11 классов по 3 номинациям: «Традиционный урок (занятие) с оригинальным методическим замыслом, «Нетрадиционный урок (занятие)», «Вместе после уроков» (внеклассное мероприятие).  Одной из задач данного конкурса-это стимулирование педагогического творчества. Учитель для своего ученика выступает в роли методиста, который не просто должен был разработать вместе с конкурсантом сценарий, но и научить его правильно провести этот урок. Мои 2 участника достойно выступили. Одна стала победителем, и конспект урока  занял 1 место на Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок», сценарий урока другого участника занял 2 место на региональном этапе данного конкурса.

С одной стороны, такого рода конкурс способствует повышению престижа педагогической профессии среди выпускников образовательных организаций. С другой стороны, способствует повышению профессионального мастерства самого учителя.

Также, на мой взгляд,  очень важна для учителя инновационная деятельность. Перед ним всегда встаёт вопрос: что должно быть во внутреннем плане учащегося после урока – весь урок в виде его слепка или «знания, приведённые в систему»? Как они должны выглядеть,  эти «системы знаний»? Как достигнуть «единства формы и содержания»?  Чтобы ответить на эти вопросы я изучила многомерную технологию Штейнберга, которая  объединяет в себе вербальную и визуальную подачу учебного материала. Основными инструментами являются  логико-смысловые модели (ЛСМ).  По мнению В.Э.Штейнберга ЛСМ представляют собой комбинацию опорно-узловых каркасов с нанесённой на них свёрнутой закодированной информацией об учебном процессе и учебном материале.  Они содержат два компонента:

-логический – в виде порядка расстановки координат и узлов (представлен координатно-матричной графикой);

-смысловой – в виде содержания координат и узлов (представлен ключевыми словами).

Каким образом происходит построение ЛСМ?        

  • В центр системы координат помещается объект конструирования (раздел, тема, задача и т.д.).
  • Далее мы определяем набор координат (круг вопросов).
  • После круга вопросов определяется набор опорных узлов для каждой координаты (главные элементы содержания).
  • Опорные узлы представлены ключевыми словами, словосочетаниями и знаками.

Итак, что же даёт учителю и ученикам построение ЛСМ на уроках?

Учителю – облегчает подготовку к уроку, усиливает наглядность изучаемого материала, облегчает его запись, даёт алгоритм для учебно-познавательной деятельности,  высвобождает время учителю для организации индивидуальной работы на уроке.

Ученику –  улучшает процесс запоминания учебного материала, стимулирует творческое воображение.

Таким образом, ЛСМ открывает возможности значительно повысить эффективность обучения, устранить недостатки традиционной наглядности, позволяет управлять, моделировать, приводить знания, умения, навыки в логическую систему. Всё это также помогает формировать универсальные учебные действия. Результатами применения ЛСМ являются согласованная деятельность учащихся и учителя, достижение единства содержания и обучения,  повышение качества знаний и обученности.

Я хотела бы закончить свою статью словами К.Д. Ушинского "Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель".

 Самое главное  для любого учителя– это желание работать над собой, не останавливаться в творчестве, учѐбе, экспериментировать, делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование как способ повышения уровня профессиональной компетентности педагога

тезисы к выступлению на педсовете по теме "Самообразование педагога"...

Развитие профессиональной компетентности учителя иностранного языка как средство повышения языкового образования в условиях подготовки и введения ФГОС ООО

Стандарт нового поколения. Формирование УУД на уроках английского языка. Реализация деятельностного подхода. Учебная ситуация. Метапредметные результаты обучения. Формирующее оценивание....

Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя

Выступление на методическом объединении учителей естественного научного цикла районной педагогической конференции «Совершенствование качества образования в целях обеспечения единства образователь...

Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя

Статья содержит мысль об усилении роли и значении школьной методической службы. Автор делится своим опытом по организации методической работы внутри школы, говорит о наиболее важных и продуктивных фор...

Выступление на педсовете. «Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя».

Повышение качества образования напрямую зависит от уровня квалификации учителя. Предлагаю вашему вниманию несколько рекомендаций по этому вопросу....

Индивидуальный образовательный план повышения уровня профессиональной компетентности учителя английского языка

индивидувальный образовательный  план повышения профессиональной компетентности учителя...