Развитие образного мышления и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка
статья по английскому языку
Из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_obraznogo_myshleniya_i_tvorcheskoy_deyatelnosti.docx | 20.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя английского языка МАОУ «Белоярская СОШ №1»
Морозовой Татьяны Васильевны
Развитие образного мышления и творческой деятельности обучающихся
на уроках английского языка
«Устремите ум на радость творчества»
Н. К. Рерих
Перестройка школьного обучения, изменения его содержания ставят сегодня перед учителями иностранного языка ряд серьезных задач. Одна из них – как органично сочетать традиционные и новые приемы на уроках, чтобы привить интерес к изучению языка, развивать мыслительные и творческие способности обучающихся.
У каждого учителя с годами складывается своя система работы, и в ней есть элементы отработанные, отточенные, а среди них те, которые мы считаем главными. На некоторых из них мне хотелось бы остановиться.
- Урок от начала до конца должна пронизывать любовь, уважение к ребенку. «Каждый школьный день, каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям. Каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм». (Ш.А. Амонашвили)
- По словам В. Сухомлинского, урок – первый очаг, согревшись у которого, человек стремится стать мыслителем. Урок, как правило, начинается с организационногог момента. Очень важно, на мой взгляд, создать в классе положительный эмоциональный настрой, так как от этого зависит в немалой степени подготовка обучающихся к продуктивной работе, например, “I am glad to see you. Today we have an unusual lesson. Please be attentive, relax and sit comfortably”. И такие речевые модели следует использовать не только в начале урока, но и на всем его протяжении, особенно при переходе от одного этапа работы к другому.
- Повторение должно быть не на одном уроке в конце четверти, а на каждом. То есть, нужно организовать эту работу согласно сформированному К.Д. Ушинским принципу развивающего повторения: «В каждый урок повторяется то, что выучено в прежний; в каждом классе повторяется то, что приобретено в прежних, а в результат выходит не только сильное развитие мысли и слова, но и замечательное обилие практических сведений».
- Мир становится более сложным. Для того, чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, обучающиеся должны уметь просеивать информацию и сами принимать решения о том, что для них важно, а что нет. Молодые люди более чем когда-либо должны быть способны решать трудные проблемы, иметь альтернативные мнения. Будущее за теми, кто критически анализирует информацию и выстраивает свою собственную реальность. В целях активизации мыслительной и творческой деятельности, разделяя мысль Л.Н. Толстого «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью», я использую такие приемы и формы работы как «мозговой штурм», работу со схемами, «облако слов», работу с кластерами, технологию критического мышления. Кластеры – это стратегия, которая помогает обучающимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Составить их можно легко и просто:
- написать ключевое слово в центре бумаги;
- написать слова, которые приходят на ум по выбранной теме, рисуя соединения между идеями;
- записывать до тех пор, пока не выйдет время или не исчерпаны идеи.
Эта технология ориентирована на развитие всех навыков речевой деятельности.
- В настоящее время актуальны слова А. Дистервега «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» (проблемное изложение материала). Современная идея развивающего обучения рассматривает ученика как носителя определенных умений и навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира. И поэтому позиция учителя должна быть «к классу не с ответом (готовые знания, навыки), а с вопросом», учитель ведет к известным ему целям обучения, поддерживает инициативу ребенка, развивает и направляет ее в нужном направлении. Например, развитие образного мышления обучающихся. Это одна из важнейших и нелегких задач учителя.
- Углубленная работа над новым материалом. Работа в парах и т.д.
- Коллективно-распределительная деятельность. Работа обучающихся в группах.
- В целях развития познавательной деятельности и развития интереса к изучению предмета я использую игровые моменты. Например, в среднем звене, такие игры как «Снежный ком», «Лидер», «Рыбак», «Кругосветное путешествие» и другие.
- Одним из эффективных, инновационных, образовательных, методологических решений являются дебаты. Дебатная технология позволяет сформировать у личности логическое и критическое мышление, навык организации своих мыслей, навыки устной речи, толерантность, уверенность в себе, способность работать в команде. Дебаты используются в старших классах. Например, в 9 классе “The problem of Ecology”, в 10 классе “Health. Smoking Habits”.
- Дифференцированная работа с учениками на уроке требует предварительного деления на группы по уровню обученности. Каждый ребенок должен ощущать свою значимость, неповторимость, а в среднем звене можно использовать феномен группового влияния на индивидуальные способности личности. 1 группа – обучающиеся с высокой успеваемостью. Их отличает широта интересов, любознательность, творческие задатки. Обучающиеся 1 группы часто пишут сообщения, составляют сказки и кроссворды. Главное в работе со 2 группой – развитие умственных способностей. Опираясь на опорные схемы, таблицы, они учатся находить сходства и различия, обобщать, выделять главное. Работая с обучающимися 3 группы, я руководствуюсь принципом «от простого к сложному».
- Следующий обязательный этап – рефлексия. Это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Самоанализ. Не оценочные суждения «Это хорошо, это плохо», а анализ достижения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.
- Оценивание результатов. Иногда я оцениванию качество и объем выполненной учеником работы не с точки зрения соответствия посильности, а сточки зрения субъективных возможностей ученика. Если ученик работал на пределе своих возможностей, он, я думаю, заслуживает высшей оценки, даже если, с точки зрения возможностей другого ученика, этот весьма посредственный ответ. Таким образом, «сложный» ученик убеждается в том, что он способен развиваться.
Темпы развития личности глубоко индивидуальны и одна из задач учителя вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить в ученике инстинкт познания. В заключение хочу отметить, что преподавание – это процесс творческий; обучая, учитель выражает себя – передает свои знания, свой взгляд на вещи, свои чувства, организует процесс познания; он – творец. Но учитель должен постоянно «расти», как сказал Сократ: «Всякий человек должен учиться, и упражняться в том, в чем хочет достигнуть успеха».
2024 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческой активности обучающихся на уроках английского языка
Лишь увлеченный делом может увлечь других; научить учащихся творчески мыслить может лишь тот, кто сам творчески подходит к организации их деятельности. Надо помнить, что наше отношение к делу передает...
Использование метода проектов как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках английского языка.
Объектом моей работы является метод проекта, как один из методов обучения английскому языку. Предметом является выявление роли поэтапной работы над проектом как фактора успешной организации проектной ...
Развитие критического мышления и познавательной активности обучающихся на уроках английского языка
В современном мире человек должен обладать целым рядом качеств, для того, чтобы быть конкурентоспособным. Он должен уметь воспринимать, перерабатывать информацию, обладать способностью отстаивать свою...
Из опыта работы "Развитие коммуникативных и творческих способностей обучающихся на уроках английского языка"
Презентация на тему: "Развитие коммуникативных и творческих способностей обучающихся на уроках английского языка"...
Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся на уроке английского языка
В статье рассматривается тренинг креативного мышления в обучении английскому языку. Автором рассматривается теория решения изобретательских задач, приводится план-сценарий урока, разбитого на блоки....
Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода
quot;Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода" ...
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развитие коммуникативных способностей через творческую самореализацию обучающихся на уроках английского языка».
Работа посвящена проблеме повышения эффективности обучения и воспитания обучающихся средней общеобразовательной школы. В ней автор анализирует мотивации учеников к изучению иностранных языков и формир...
- Мне нравится (1)