Формирование естественнонаучной грамотности на уроках английского языка
статья по английскому языку (9 класс)

Милованова Любовь Андреевна

В этой статье мы остановимся подробнее на формировании и развитии естественнонаучной грамотности на уроках английского языка. Когда я стала готовиться к открытому уроку по этой теме, то обратила внимание: в интернете есть достаточно теоретической информации по теме, но не так много статей посвящено тому, как это реализовывать на практике. Поэтому я и решила напечатать статью, посвященную этой теме. Когда содержание учебников соответствует новым тенденциям в образовании, это облегчает работу учителя. Так как мы живем в быстро меняющемся мире, насыщенном, а  может быть даже, перенасыщенном информацией, создание, печать и выбор новых учебников не всегда успевают за новыми тенденциями. В этом случае, я надеюсь, моя статья с идеями, о том, как формировать и развивать естественнонаучную грамотность на уроках английского языка, поможет учителю при подготовке к урокам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_estestvennonauchnoy_gramotnosti.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование естественнонаучной грамотности

на уроках английского языка

Современный мир требует переосмысления подходов в обучении школьников. Все чаще высказываются мысли о необходимости формирования и развития у школьников функциональной грамотности. Что же это такое? И как ее развивать?

Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи. [2]

Функциональная грамотность включает в себя:

  • Читательскую
  • Естественнонаучную
  • Математическую
  • Финансовую
  • Компьютерную
  • Глобальные компетенции
  • Критическое мышление [1], [4]

В этой статье мы остановимся подробнее на формировании и развитии естественнонаучной грамотности на уроках английского языка, который я сейчас веду в школе.

Когда я стала готовиться к открытому уроку по теме «Функциональная грамотность: формирование и развитие естественнонаучной грамотности на уроках английского языка», я обратила внимание, что в интернете есть достаточно теоретической информации, но не так много статей посвящено тому, как это реализовывать на практике. Поэтому я и решила напечатать статью, посвященную этой теме.

Все свои статьи я стараюсь печатать, сперва, опробовав на практике то, о чем пишу. Так в 2023 году я давала открытый урок для коллег по теме “Healthy Lifestyle” («Здоровый образ жизни») (9 класс). Конспект урока вы можете найти на этом сайте: https://nsportal.ru/milovanova-lyubov-andreevna)

И так, что же такое естественнонаучная грамотность?

        Естественнонаучной грамотность – это одна из составляющих функциональной грамотности, способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений, основанных на научных доказательствах. [3]  

         Иностранный язык, сам по себе, уже достаточно практико-ориентированный предмет. Ты либо умеешь говорить, читать, писать на нем, либо – нет. А он становится еще полезнее, когда ты на нем изучаешь вопросы, связанные с естественными науками. В этом и прелесть иностранного языка, он – инструмент для международного общения на любые темы…

Вот несколько идей, как формировать и развивать естественнонаучную грамотность на уроках иностранного языка:

  • Например, на уроке по теме: «Здоровый образ жизни» ученики проходили индивидуальный тест: “Are you in a good shape?” («В хорошей ли ты форме?»)… В результате - каждому были даны рекомендации по ведению здорового образа жизни.

  • Мы так же выполняли упражнение по аудированию (на оценку) о влиянии настроения на самочувствие (упр. 4 стр. 35 Workbook, Starlight 9 «Звёздный английский» 9 класс)

  • Читали по цепочке вслух (как на экзамене) текст “The Healthy Eating Pyramid” («Пирамида здорового питания») и подобрали к каждому абзацу заголовок (как на экзамене)

  • При помощи пословиц о здоровом образе жизни мы делали зарядку на уроке. Ученики должны были встать из-за парт и немножко подвигаться: найти начало/окончание своей пословицы, потом зачитать то, что у них получилось.

  • Ученики составили два списка: «Плохие привычки» и «Хорошие привычки». Используя глагол “should/shouldn’t” (следует/не следует), обменялись друг с другом идеями... Какой совет вы дали бы сами себе?

  • Прочитайте диалог между доктором и пациентом.: Завершите диалог: какой совет вы бы дали пациенту, если бы были доктором? Разыграйте сценку в парах. Один из вас – доктор, другой – пациент. У каждого своя карточка с заданием.

Вы можете увидеть, что некоторые из заданий урока были направлены на формирование естественнонаучной грамотности, в то время, как другие были ориентированы на развитие.

  • На сайте https://ege.fipi.ru -> Открытый банк заданий ЕГЭ -> Английский язык (стр. 208) есть задание по письму, в котором ученикам необходимо написать ответ на письмо, и обязательно написать ответы на следующие вопросы:

“Last week it was my sister’s turn to go to the grocery store. For three days we had nothing to eat but frozen vegetables. Yucky. Who and how often buys food in your family? What kind of food do you usually have at home? What do you think about your local grocery food stores? Our teacher is planning a school trip to the national park …”

«На прошлой неделе была очередь моей сестры пойти в продуктовый магазин. Три дня нам нечего было есть, кроме замороженных овощей. Противно. Кто и как часто покупает продукты в вашей семье? Какая еда обычно есть у вас дома? Что вы думаете о местных продуктовых магазинах? Наш учитель планирует школьную поездку в национальный парк...»

  • На этой же странице сайта есть текст e-mail, с вопросами следующего содержания:

“… Last month our class went to the zoo to find out about the animal conservation programme. Are there any endangered animals in Russia and what are these? Do you consider helping animals important, why or why not? What can people do to help endangered species? I’ve just finished reading an interesting novel …”

«… В прошлом месяце наш класс пошел в зоопарк, чтобы узнать о программе по сохранению животных. Есть ли в России исчезающие виды животных и какие они? Считаете ли вы важным помогать животным, почему или почему нет? Что люди могут сделать, чтобы помочь исчезающим видам? Я только что прочитал интересный роман…»

  • В старших классах мы выполняем задание по аудированию на песню Майкла Джексона “The Earth song” («Песня Земли»)

  • Изучая тему экологии и окружающей среды, мы читаем об эко-сумках, пластиковых и бумажных пакетах. Так же говорим о переработке мусора, экономии электроэнергии, загрязнении окружающей среды и тех действиях, которые может предпринять обычный человек, чтобы меньше вредить окружающей среде и, в том числе, приносить пользу планете – нашему общему дому.

Вы, наверное, уже обратили внимание на то, что задания, представленные выше, направлены на работу с учениками старших классов. А как же нам формировать и развивать естественнонаучную грамотность учеников младших классов?

Вот несколько заданий для примера:

  • В учебнике 4 класса “Starlight” «Звёздный английский» есть темы, посвященные и переработке мусора, и выращиванию деревьев…
  • Изучая животных, мы можем соотнести, в какой стране живут, какие животные;
  • упомянуть о том, что есть животные, которых мы можем увидеть в зоопарке, заповеднике, составить список редких животных
  • в учебнике 5 класса есть познавательные тексты с заданиями о жизни животных и насекомых…

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что на уроках иностранного языка можно и формировать, и развивать естественнонаучную грамотность. Конечно, когда содержание учебников соответствует новым тенденциям образования, это облегчает работу учителя. Так как мы живем в быстро меняющемся мире, насыщенном, а может быть, даже перенасыщенном информацией, создание, печать и выбор новых учебников не всегда успевают за новыми тенденциями. В этом случае, я надеюсь, моя статья с идеями, о том, как формировать и развивать естественнонаучную грамотность на уроках английского языка поможет учителю при подготовке к урокам.

Источники:

[1] Виноградова Наталья Федоровна, Российский педагог, член-корреспондент РАО, [Электронный ресурс], издание: «Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя», URL: http://prosvru (Дата обращения: 25.10.2024)

[2] Пономарева Елена, ведущий эксперт Московского центра качества образования, [Электронный ресурс] Московский центр качества образования, Вести образования, URL: https://mcko.ru/articles/2622 (Дата обращения: 25.10.2024) 

[3] Рожкова Анна, статья: «Применение интерактивных образовательных ресурсов на уроках английского языка как способ формирования основ естественнонаучной грамотности младших школьников», [Электронный ресурс], МБОУ СОШ № 11 Имени Раисы Демьяновны Лемешко, станица Новогражданская, 2023, URL: https://iro23.ru/wp-content/uploads/2023/05/%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%90.%D0%92.pdf (Дата обращения: 25.10.2024)

[4] Автор не указан, статья от 1.06.22, [Электронный ресурс],  Образовательный журнал «Контур Школа», URL: https://school.kontur.ru/publications/2374 (Дата обращения: 25.10.2024)

[5] Электронный ресурс для подготовки к государственным экзаменам: https://ege.fipi.ru (Дата обращения: 25.10.2024)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе сплошного текста)

Конструирование учебных заданий  для формирования функциональной грамотности  на уроках иностранного языка (английский язык) I. Задание на основе сплошного текста...

Выступление на МО учителей иностранного языка по теме: "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"

При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения английского языка. Под функциональ...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального

Доклад на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и ком...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, Учитель английского языка МБОУ Одинцовского лицея №2

На основе результатов проведенных международных исследований качества образования российских школьников можно сделать вывод, что учащиеся сильны в области предметных знаний, но испытывают трудности во...

Формирование читательской грамотности на уроках английского языка на примере разработки урока по теме Celebrations (5 класс)

В данной разработке учителя не только английского языка, но и других предметов, использующих на своих уроках работу с текстом, могут найти приемы и идеи, как формировать читательскую грамотность у обу...

Развитие естественнонаучной грамотности на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.

       Актуальность вопроса формирования функциональной грамотности среди учащихся основной общеобразовательной школы обуславливается несоответствием школьного образования т...

Самоанализ внеурочного занятия по английскому языку "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка и информатики на основе отрывка из книги "Белый клык"Джека Лондона"

Мероприятие общеметодологической направленности способствует формированию читательской грамотности у обучающихся через анализ иллюстраций и текстов, осмысления их для преобразования с помощью информац...