Метод проблемного обучения на уроках английского языка.
методическая разработка по английскому языку (6, 7, 8 класс)

Метод проблемного обучения на уроках английского языка: понятие и характеристика, ключевые моменты, краткий обзор в таблицах в доступной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_probl.obuch_na_urokah_an.yaz_.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель 1 категории

МБОУ «Школа №63

с углублённым изучением

отдельных предметов»

г. Нижний Новгород

Салтыкова Е.В.

Метод проблемного обучения на уроках английского языка

Обучение любой дисциплине не всегда может проходить гладко. Нередко на языке педагогики можно услышать понятие – проблемное обучение. Что же такое проблемное обучение, и какие методы обучения можно выделить в частности на уроках английского языка.

В данной статье речь пойдет как раз об этом.

Для начала, введем понятие проблемного обучения. Проблемное обучение – это система методов обучения, при которой обучающиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала.

Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогике  процесс обучения, который изменил условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию.

Причина возникновения теории проблемного обучения - общественная, социальная потребность в активной, самостоятельной, творческой, саморазвивающейся личности способной жить и трудиться в условиях научно-технической революции.
Творческой считается
деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке продуктивность, оригинальность мышления.  Эти способности в определенной мере и развивает проблемное обучение: через использование специальных дидактических средств оно ставит учащихся в условия, когда нужно решать нестандартные задачи, комбинировать имеющиеся знания, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблем.

Что же такое технология проблемного обучения?

Под технологией понимаем системную совокупность приемов и средств обучения и определенный порядок их применения.
Рассмотрим технологию проблемного диалога: методы, формы, средства обучения.

Классификация методов обучения



Методы



Проблемно-диалогические



Традиционные


постановка проблемы


побуждающий от проблемной ситуации диалог


подводящий к теме диалог


сообщение темы с мотивирующим приемом


сообщение темы


поиск
решения


побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог


подводящий от проблемы диалог


подводящий без проблемы диалог


сообщение знаний


Приемы создания проблемной ситуации


Побуждение к осознанию противоречия


Побуждение к формулированию проблемы


1.Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения.


-Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?


Выбрать подходящее:

- Какой возникает вопрос?

- Какая будет тема урока?


2.Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал


-Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили?

-Почему так получилось? Чего мы не знаем?


3.Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.


-Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?



Методы обучения представляют собой способы деятельности учителя на этапе введения знаний.
Проблемное обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.
На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена:
Постановка учебной проблемы (это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования);
Поиск решения (это этап формулирования нового знания).
Постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.
Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.

Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала с помощью диалога помогает поставить учебную проблему, т.е.сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем учитель с помощью диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, так как нельзя не понимать того, до чего додумался лично.


Использованная литература:

Введение в коммуникативную методику обучения английскому языку. Oxford University Press 1997.


Колкер Я.М., Устинова Е.С. Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого. /Иностранные языки в школе/ №1, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Методы проблемного обучения на уроках французского языка"

Одной из актуальных задач нашего  времени является изучение иностранного языка. Как правило в начале обучения ученики с большим интересом начинают изучать любой иностранный язык. Но,...

мастер-класс "Применение кейс-технологии как метода проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Опыт применения проблемного метода обучения, в частности, использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы. Выступление на областном семинаре учителей русского языка и литературы 03...

метод проблемного обучения на уроках французского языка

Одной из актуальных задач нашего времени является изучение иностранного языка. Как правило в начале обучения ученики с большим интересом начинают изучать любой иностранный язык. Но, чтобы запомни...

Реализация методов проблемного обучения на уроках английского языка в контексте инновационного характера современного образования

Статья по теме "Реализация методов проблемного обучения на уроках английского языка в контексте инновационного характера современного образования" позволяет рассмотреть данный аспект с точки зрения те...

Презентация на тему "Методы проблемного обучения на уроках английского языка"

1. Из истории проблемного обучения.2. Определение понятия проблемное обучение.3. Сравнительная характеристика традиционного и проблемного обучения.4. Методы проблемного обучения.5. Формы учебных занят...

реферат на тему "Методы проблемного обучения на уроках английского языка"

Проблемное обучение способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности ...