Презентация на тему "Методы проблемного обучения на уроках английского языка"
презентация к уроку по английскому языку на тему
1. Из истории проблемного обучения.
2. Определение понятия проблемное обучение.
3. Сравнительная характеристика традиционного и проблемного обучения.
4. Методы проблемного обучения.
5. Формы учебных занятий, где можно использовать проблемные методы.
6. Проблемная ситуация, приемы ее создания.
7. Преимущества и недостатки проблемного обучения.
8. Выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_problemnogo_obucheniya.pptx | 139.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВОПРОСЫ: 1. Из истории проблемного обучения. 2. Определение понятия проблемное обучение. 3. Сравнительная характеристика традиционного и проблемного обучения. 4. Методы проблемного обучения. 5. Проблемная ситуация , приемы ее создания. 6. Формы учебных занятий, где можно использовать проблемные методы. 7. Преимущества и недостатки проблемного обучения
В отечественной педагогике идеи проблемного обучения стали актуальными начиная со второй половины 1950-х гг., а в 1960-е гг. в научно-педагогической и методической литературе обосновывается богатый потенциал решения учебных проблем и выявляются способы организации проблемного обучения. Наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли: - А.М. Матюшкин, - М.И. Махмутов , - А.В. Брунелинский , - Т.В. Кудрявцев, - И.Л. Лернер и др.
Из истории проблемного метода обучения Технология проблемного обучения основывается на теоретическом положении Джона Дьюи . Обучение - как самостоятельное решение проблемы. Ребёнок гораздо легче и прочнее усваивает знания , которые он получил сам в ходе практической деятельности под руководством учителя. Джон Дьюи – американский философ-прагматик, психолог и педагог.
Джон Дьюи «Предложите детям не выучить что-нибудь, а сделать, причём эта деятельность должна быть такого рода, чтобы она заставляла думать и естественным образом запоминать полученные результаты »
Проблемное обучение - обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.
Цель проблемного обучения: обучение, р азвитие, самореализация личности ребенка . Проблемное обучение способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самообучению, самообразованию.
Сравнительная характеристика традиционного и проблемного видов обучения Традиционное обучение Проблемное обучение 1. Материал дается в готовом виде, учитель обращает внимание, прежде всего, на программу 1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических задач 2. В устной подаче или через учебник возникают проблемы, преграды и трудности, вызванные временным выключением учащегося из дидактического процесса 2. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают здесь высокого уровня 3. Темп подачи информации ориентирован на более сильных, или средних, или слабых учащихся 3. Темп передачи сведений зависит от учащегося или группы учащихся 4. Контроль школьных достижений только частично связан с процессом обучения, он не является его органической частью 4. Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов 5. Отсутствует возможность обеспечения всем учащимся стопроцентных результатов; наибольшую трудность представляет применение информации на практике 5. Результаты преподавания относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности
Основные методы проблемного обучения: применяются на всех этапах урока (при изучении нового материала, его закреплении, повторении, проверке и т.д.) I) исследовательский метод (исследовательская деятельность, когда школьники самостоятельно формулируют проблему и решают ее с последующим контролем) 2) частично-поисковый, или эвристический метод (частично-поисковая деятельность в ходе проблемных заданий, эвристических бесед) 3) проблемное изложение знаний, изложение с проблемным началом (проблемное изложение учебного материала в монологическом и диалогическом режиме;
Исследовательский метод Позволяет формировать творческую самостоятельность учащихся, навыков к исследовательской деятельности. Выполняя задания, теоретические и практические исследования, ученики - --- сами формулируют учебную проблему, - сами выдвигают гипотезу ее решения, - осуществляют поиск и приходят к окончательному результату. Они совершают логические операции самостоятельно от сбора информации до ее анализа, от постановки учебной проблемы до ее решения, от проверки решения до применения новых знаний на практике. Учитель осуществляет общее руководство поисковой работой учащихся. По форме организации исследовательская работа учащихся может быть разнообразной: ученический эксперимент или участие в научном эксперименте; экскурсия и сбор фактов; изучение архивов; подготовка докладов и чтение их перед населением и школьниками; изучение дополнительной литературы; конструирование и моделирование и т. д.
Исследовательские задания должны, как правило, представлять собой поисковые задачи, требующие прохождения всех или большинства этапов процесса научного исследования, таких, как: 1) наблюдение и изучение фактов и процессов и выявление непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка проблемы); 2) выдвижение гипотезы; 3) построение общего и рабочего планов исследования; 4) их осуществление; 5) анализ результатов, обобщение.
Пример использования исследовательского метода на уроке английского языка по теме « Museums » на основе исследовательской деятельности. Работа состоит из двух блоков: ознакомительный и практический. Для обсуждения учащимся предлагается установка: «What’s the meaning of the word «museum»? Пользуясь электронным словарём AbbyyLingvo , учащиеся находят определение слову « museum » Обсуждая в микрогруппах и основываясь на найденную информацию, учащимися было сформулировано точное определение к слову « museum ». Следующий этап работы учащихся заключается в поиске информации по типам музеев. Более подробную информацию можно получить за счёт удобных гиперссылок, изучив которую, учащиеся заинтересовались таким типом музея как « Specialized museums » Следующий этап - поиск информации по выбранным музеям. На этом заканчивается работа по первому блоку. Второй блок работы состоит в предоставлении учащимися информации по музеям: 1) When has the museum been created? 2) Who is it opened by? 3) The history of museum. 4) Exhibits и ответить на вопросы: - Would you like to visit these museums? Why ? Завершающим этапом научно-исследовательской деятельности является защита проекта по данной теме.
Частично-поисковый или эвристический метод При этом методе обучения объяснения учителя сочетаются с поисковой деятельностью школьников на всех или отдельных этапах познавательного процесса. После постановки преподавателем учебных задач учащиеся сами ищут правильное решение и делают выводы, выполняют самостоятельные и полусамостоятельные работы, устанавливают те или иные закономерности, мотивируют свои действия, систематизируют и творчески применяют полученные знания, используют их в практической деятельности и устных ответах. Основными приемами учения здесь, как правило, являются слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск и решение проблемы.
Эвристическая беседа на уроке английского языка. Включает серию взаимосвязанных вопросов учителя к учащимся. В каждом таком вопросе имеется проблема, без решения которой нельзя перейти к следующему шагу в поисковой деятельности. Серия взаимосвязанных проблемных вопросов приводит к усвоению материала, следующего урока. Приведем пример эвристической беседы для введения грамматического времени Past Simple , Past Progressive , Past Perfect , Past Perfect Progressive . Учащимся дается несколько английских фраз с их переводом на русский язык, в которых использованы неизвестные школьникам временные формы глагола write (писать). Past Simple I wrote a letter yesterday. Я написала письмо вчера. Past Progressive I was writing a letter while he was reading a book. Я написала письмо пока он читал книгу. Past Perfect I had written a letter before you came home. Я написала письмо до того как ты пришел домой. Past Perfect Progressive I had been writing a letter for two hours when he came. Я писала письмо уже 2 часа, когда он пришел. Учащиеся должны проанализировать предложенный им материал, назвать новые глагольные формы и попытаться определить их значение. Для выполнения этого задания ученики будут сопоставлять английские временные параллели. Сопоставление примеров позволяет учащимся сделать вывод, что прошедшее время в английском языке имеет несколько форм: простое, продолженное (длительное), завершенное и длящееся в течение какого-то времени. Затем учащиеся должны проанализировать изменение глагола to write в Past Tenses и определить, как образуются эти формы. Завершается эвристическая беседа самостоятельной формулировкой правила образования и употребления Past Tenses . Но рекомендуется брать в урок не больше двух временных форм Past Tenses или любого другого времени.
Метод проблемного изложения знаний или изложения с проблемным началом это активизирующее изложение, когда учитель в ходе сообщения новых знаний: - создает проблемные ситуации, - ставит вопросы и указывает пути решения учебных проблем, - постоянно побуждает учащихся к самостоятельной познавательной деятельности, - показывает образцы научного решения учебных проблем, основные этапы этого процесса, а ученики контролируют убедительность его доводов, следят за логикой изложения нового материала .
Пример использования проблемного изложения на уроке английского языка: Проблемное изложение можно использовать при введении нового материала, в процессе которого путь решения проблемы показывает учитель или учебник. Предположим , необходимо ввести английские слова : accord, bizarre, collaboration, consist, constant, disposition, intervention, permanent, positive, proclamation. Предлагается найти слова, которые напоминают им по звучанию или написанию русские слова. К таким словам обычно относят constant (постоянный, константа, постоянная величина), positive (позитивный). Кроме того, учитель может напомнить русские слова перманентный и прокламация, которые без труда ассоциируются с английскими permanent и proclamation . Устанавливаются связи между русскими и новыми французскими словами. Далее учащихся знакомят с примерами их употребления в речи (например: This book consist s of two parts ). После определения слов, близких по значению русским , школьникам предлагается найти среди них те лексические единицы, которые напоминают им уже изученные английские слова. Слово bizarre , объясняется на английском языке в процессе употребления в речи: You have used a bizarre method in this task , it's very interesting . Такое проблемное изложение нового материала не только вызывает интерес учащихся, но и способствует созданию дополнительных ассоциаций, а следовательно и улучшает запоминание новых слов.
Формы учебных занятий, где можно использовать проблемные методы: 1. На основе дискуссионной деятельности: – семинары (индивидуальная работа); – структурированные дискуссии (групповая работа); – проблемно- практические дискуссии (коллективная работа) 2. На основе исследовательской деятельности: – практические занятия (коллективная работа) – проектная деятельность(групповая работа) – исследовательские уроки (индивидуальная работа) 3. Традиционные уроки с новыми аспектами: урок лекция; урок семинар; урок решения задач; урок конференция; урок экскурсия; урок консультация; урок зачет и т.д. 4. Нестандартные уроки: урок аукцион; урок пресс конференция; урок защита диссертации; урок суд; урок посвящение; учебный мозговой штурм; мозговая атака; урок интервью; урок проект.
Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоение знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.
Интеллектуальное затруднение человека, когда он не находит объяснения какому-то факту, явлению, процессу. Известные способы действия не обеспечивают достижения цели, и тогда человек начинает искать новые. Так создается проблемная ситуация — ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления. Это противоречие – движущая сила творческого усвоения знаний.
Приемы создания проблемной ситуации 1 прием . Фронтально или по группам с одновременным предъявлением классу противоречивых положений: отдельных фактов , научных теорий, частных мнений. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется фронтально . Для учеников младших классов уместнее реплики: «Что вас удивило? Что интересного заметили?». С учениками средней и старшей школы фразы серьезнее: «Что вас удивило? Какое противоречие налицо ?». Побуждение к формулированию проблемы: «Какая будет тема урока?». На уроке в 6 классе по теме «Англия» можно привести такие аргументы: Сегодня будем изучать одну из англоязычных стран. О ней есть разные мнения. Одни называют ее Англией, другие Великобританией, а третьи Объединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии. Налицо явное удивление : Что вас удивляет? Какое противоречие налицо ?- Как вы думаете это одна страна или три разные страны? Какая сегодня будет тема урока?
2 прием. Учитель сталкивает разные мнения своих учеников, а не предлагает детям чьи-то чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание. На уроке в 6 классе при изучении темы «Достопримечательности Англии» предлагается следующая задача. Слова помогут вам догадаться, куда мы сегодня отправимся путешествовать: М anchester , Oxford , London , Liverpool . Куда же отправимся? Рассмотри те иллюстрации, прочитайте подписи к ним . Что это? Работаем парами. На листе даны названия достопримечательностей и городов. Соедините линией каждую достопримечательность с городом, где она находится. Сравним , что у вас получилось. Где находится Колонна Нельсона? Аналогично сравнивают остальные рисунки. Задание было одно. А как вы его выполнили? Почему так получилось? Что мы ещё не знаем? Какую тему будем проходить? Дайте обоснованный ответ.
3 прием : Этот прием выполняется в два шага: 1 шаг - учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». 2 шаг - сообщением, экспериментом предъявляется научный факт. Изучение темы «Образование прилагательных». У каждого на рабочем листе предложения. От слов в скобках нужно образовать прилагательные: I don’t think the water in this stream is …………… (drink). We enjoyed our holiday at the lake very much. We stayed in a ………… (delight) little cottage in the woods. 3. You need to add more salt to the soup. It is ……….. ( taste ). Посмотрим, как вы выполнили задание. Какое прилагательное вставили в первое предложение? Второе? Третье? (варианты ответов фиксируются на доске, озвучивают варианты: drinkly delightly untastе . А теперь посмотрите, какие прилагательные надо было вставить по правилу (открываются слова в соседнем столбике, читают слова: drinkable delightful tasteless, испытывают удивление ). И так, что вы думали сначала? Дети: Мы думали, что для образования прилагательных можно использовать любой суффикс. Как оказывается на самом деле? Почему так получилось? Что мы не знаем? Дети: Не знаем, какие именно суффиксы надо использовать для образования прилагательных. Значит, какая у нас тема урока? Дети: Образование прилагательных.
4 прием . Проблемная ситуация создается практическим заданием, не сходным с предыдущим . Задание предлагается фронтально, хотя один ученик может работать у доски, демонстрируя общее для всех затруднение. Например : тема « Отрицательные предложения в Present Simple ». Составьте предложения из данных слов: every / I / day / read / books - Какое время вы использовали? Ответ ученика: Простое настоящее время ( Present Simple ) Поставьте это предложение в отрицательную форму. Дети испытывают затруднение. Вы смогли выполнить задание? Почему? В чем затруднение ? Дети еще не знают как из утвердительного предложения сделать отрицательное . Отсюда наводящий вопрос: Значит, какая будет тема урока? Ответ: Отрицательные предложения в Present Simple .
5 прием . Проблемная ситуация создается в два шага. Первым шагом фронтально или одному ученику у доски предъявляется практическое задание, сходное с предыдущим. Выполняя его, школьники применяют имеющееся («старое») знание и допускают ошибку. Вторым шагом учитель доказывает, что задание выполнено неверно. Например, урок в 5 классе по теме «Порядковые числительные». Задание: Сегодня вы репортёры на соревнованиях между животными. Ваша задача прокомментировать результаты забега. Кто участвовал в забеге? Кто выиграл забег? Кто пришел вторым? и т.д. Занесите результаты гонки в заготовку на доске. Ученик пишет на доске: The … tiger … is … one the … horse … is … two и т.д Посмотрим , как прокомментировали результаты забега английские репортеры (открываю запись на доске) the … tiger ……. is …… the first the … horse … . is …… the second и т.д . Давайте я еще и точно переведу, что вы написали и что написали англичане ( перевожу: «тигр (сколько?) один – тигр (какой по порядку?) первый» Какое было дано задание? Какую часть речи надо было вставить? Какие знания вы применили ? Какие числительные вы вставили? Удалось выполнить задание верно ? А если не подошли количественные числительные, то… Ответ детей : Нужны другие числительные, порядковые . Так какая тема сегодняшнего урока? Порядковые числительные.
Проблемную ситуацию можно создавать на различных этапах урока: закрепление , актуализация знаний, повторение и т.д. Урок использованием проблемных ситуаций состоит из следующих этапов: актуализация прежних знаний учащихся; усвоение новых знаний и способов действия; формирование умений и навыков. Внутренняя часть структуры проблемного урока базируется на поисковой деятельности и вмещает в себя следующие шаги: возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы; выдвижение предположений и обоснования гипотезы; доказательство гипотезы; проверка правильности решения проблемы. Представленная структура, соединяющая в себя как внешние, так и внутренние элементы процесса обучения, даёт ученику возможность самостоятельно руководить своей учебной деятельностью.
Основные преимущества и недостатки проблемного обучения + - Уроки эффективны для развития творческого мышления. Ученики лучше запоминают материал. Ученики активнее включаются в процесс. Развивается самостоятельность. Повышается мотивация к учебе. Всегда вызывает затруднение у ученика в учебном процессе. На осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени. Требует от преподавателя большого педагогического мастерства и много времени.
Выводы: Проблемное обучение - это обучение, при котором педагог ставит перед учениками проблему и организует процесс её решения. Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления учащихся. Существуют принципы основных способов создания проблемных ситуаций, а также правила создания проблемных ситуаций. Решение учебной проблемы есть результат активного мыслительного процесса. Проблемное обучение сочетает в себе индивидуальную и коллективную формы работы учащихся.
Проблемное обучение отвечает требованиям современности: обучать исследуя, исследовать обучая . Только так и можно формировать творческую личность, т. е. реализовать основную задачу педагогического труда.
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда .» Древняя мудрость
Литература: 1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989. 2.Блинова Е.Р. Способы создания проблемной ситуации в обучении. Контекстная задача // Новое образование. – 2009. - № 3. – С. 33-35. 3.Вопросы проблемного обучения в школе. Под ред. Махмутова М.И.,- Казань, 1970. 4.Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М., 1996. 5.Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя. – М., 2001. 6.Кларин М.В. Инновации в обучении метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта – М.: Наука, 1997. 7.Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность.- Рига: Эксперимент, 1999. 8.Махмутов М.И. Организация проблемного обучения.- М.Педагогика, 1977. 9.Применение эффективных технологий обучения. – Учитель. - 2003. - №1. 10.Проблемные задания на уроках английского языка, Еврошкола , 2001, В.В. Сафонова. 11. Контрольные задания по английскому языку , 8,9,11 классы, М., Просвещение, 2002, В.В. Сафонова, Е.Н. Гром, Л.Г. Кузьмина. 12. https://scienceforum.ru/2015/article/2015010349 13. http://den-za-dnem.ru/school.php?item=231 14. http://www.centraleducation.ru/centrops-542 15. https://studfiles.net/preview/2383407 16. http://pedsovet.su/problemnoe_obuchenie/6365_medody_problemnogo_obuchenia 17. https://paidagogos.com/problemnoe-obuchenie.html 18. https://didaktica.ru/osnovnye-napravleniya-sovremennogo-obucheniya/176-problemnoe-obuchenie.html
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проблемного обучения на уроках английского языка
Проблемное обучение и является одним из тех инструментов, с помощью которых приводится в движение механизм, название которому обучение. В проблемном обучении путем создания проблем...
Применение технологии проблемного обучения на уроках английского языка
В данной работе содержится теоретическая и практическая информация о применении технологии проблемного обучения на уроках английского языка....
мастер-класс "Проблемное обучение на уроках английского языка"
Данный материал демонстрирует работу учителя по применению проблемного метода обучения на уроке. Приводятся примеры проблемного обучения чтению, грамматике, говорению....
Применение технологии проблемного обучения на уроке английского языка
Технология проблемного обучения получила применение в наше время. Когда я познакомилась с её методикой ведения я поняла , что современный урок должен строиться именно по этой технологии . Я привели пр...
Технология проблемного обучения на уроках английского языка
В данной публикации представлена инсценировка диалога с постановкой проблемных вопросов. Актёры учатся не только отстаивать свою точку зрения, но и вживаются в образы литературных героев, передают их ...
Использование технологии проблемного обучения на уроках английского языка
Данная статья посвящена проблемному обучению детей, их способности добывать знания самостоятельно.Таким образом, проблемное обучение учит детей добывать знания самостоятельно. Иными словами проблемное...
Выступление на ШМО учителей английского языка по теме "Технология проблемного обучения на уроках английского языка"
В статье описывается сущность и основные аспекты проблемного обучения...