Методы и приемы работы на уроках английского языка с неуспевающими учащимися
статья по английскому языку (5 класс)

Наталья Чупрова

Эффективное обучение иностранным языкам, а потому и преодоления неуспеваемости в этой сфере, получило на сегодняшний день особую актуальность в связи с процессом интеграции в современном мире. В данной статье рассказываю о том, как на своих уроках использую различные методы и приемы для активизации работы с неуспевающими уащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_raboty_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Чупрова Наталья Ивановна,

учитель английского языка

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 5»

г. Черногорска Республики Хакасия

Методы и приемы работы с неуспевающими учениками

Проблема школьной неуспеваемости - одна из важных в педагогике.

Всем известно, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин непсихологического характера: семейно-бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей, также и психологического: недостатки в познавательной, мотивационной сферы, индивидуально-психологические особенности.

Эффективное обучение иностранным языкам, а потому и преодоления неуспеваемости в этой сфере, получило на сегодняшний день особую актуальность в связи с процессом интеграции в современном мире. Неуспевающий ученик по предмету иностранный язык не просто не усваивает новые знания и не приобретает новых умений и навыков, он отстает в культурном развитии. Кроме того, какой бы род занятий он не выбрал для себя в будущем, незнание иностранного языка готовит ему определенные проблемы в профессиональной деятельности. Таким образом качественное обучение иностранным языкам имеет особую важность и значение, как для личности, так и для всего общества. Выявление причин неуспеваемости в сфере иностранного языка и условий ее преодоления- одна из актуальных задач современной педагогики.

Школьная неуспеваемость встречается чаще всего именно в подростковом возрасте. Чтобы выяснить почему, рассмотрим причины этой неуспеваемости.

Причины неуспеваемости школьников при изучении иностранного языка

Подростковый период школьников (пубертатный период) традиционно считается самым сложным в детском развитии. Его называют переходным, "сложным", "опасным", "бурным веком". В этих названиях зафиксирована главная особенность - переход из детства во взрослость. Этот период является сложным не только в воспитательном плане, но и в учебных достижениях.Снижается успеваемость, исчезает интерес к учебе, неуспешно выполнения учебных задач прекращает восприниматься как нечто огорчая и трагическое. Среди школьников растет количество неуспевающих подростков, отличающихся апатией и неудовлетворительным отношением к школе.

Главными причинами неуспеваемости подростков в изучении иностранного языка многие авторы считают следующие:

- низкая способность учиться;

- недостатки в развитии познавательных интересов;

- педагогическая запущенность;

- интеллектуальная пассивность;

- индивидуально-типические особенности - отсутствие адекватной мотивации учения.

Недостатки в развитии познавательной сферы обычно проявляются: в слабой сформированности различных мыслительных операций, превалирует механический тип запоминания над смысловым, низкая концентрация и нестабильная внимание.

Интеллектуальная пассивность, или, "умственные лень", негативно влияют на успеваемость, что связано с особенностями учебной деятельности, которая, прежде всего, является познавательным процессом.

Причины интеллектуальной пассивности разные, и очевидно, связаны не столько с отклонениями в развитии, сколько с недостаточностью обучения и воспитания. Интеллектуальная пассивность проявляется сильным фактором, накладывает негативный отпечаток на мотивационную сферу личности, активно формируется у ребенка. В дальнейшем интеллектуальная пассивность, превращаясь в устойчивую личностную черту, определяет возможности человека в решении различных задач, требующих умственного напряжения и работоспособности.

Низкая мотивация учения - одна из самых распространенных причин неуспеваемости школьников в изучении иностранного языка. Учебная деятельность перестает быть привлекательной для повзрослели ребенка. Часто дети учатся только для того, чтобы "родители не ругали", "отпустили на прогулку", "купили что-то новое" и т. д.

Существуют попытки сгруппировать причины неуспеваемости при изучении иностранного языка. Так, например, российский педагог А.М. Гельмонт, поставил задачу сопоставить причины неуспеваемости с категориями. Он выделил причины трех категорий неуспеваемости: глубокого и общего отставания (1 категория), частичная, но стойка неуспеваемость (2 категория), эпизодическая неуспеваемость (3 категория).

В качестве причин 1 категории указаны: низкий уровень предшествующей подготовки ученика; неблагополучные обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезни, плохие бытовые условия, отдаленность места проживания от школы, отсутствие заботы родителей); недостатки воспитанности ученика (лень, недисциплинированность), слабый умственное развитие.

Для 2 категории указано: недоработка в предыдущих классах (отсутствие должной преемственности); недостаточный интерес ученика к предмету, слабая воля к преодолению трудностей.

Для 3 категории обнаружены: недостатки преподавания, непродолжительность знаний, слабый текущий контроль, ненадлежащее посещение уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашних заданий.

Все причины плохой учебы, которые были указаны, конечно же, имеют прямое отношение к родителям подростка. Индивидуально-типологические особенности в основном зависят от того, какие природные особенности заложены в ребенке, здесь он может походить на своих родителей. В связи с этим часто в плохо успевающих школьников родители также не отличались хорошим обучением.

Субъективные причины неуспеваемости могут быть следствием того, что:

- родители сами плохо учились, не любили читать, учить уроки;

-в семье не формируется ценность овладения знаниями цивилизации и культуры;

- родители предвзято относятся к школе и учителям;

- в семье нет установки на труд, на приложения усилий для достижения цели;

- учитель в начальной школе был нечувствителен к индивидуальности ребенка;

- в начальной школе родители эмоционально не привлекались в учебном

- воспитательное воздействие: поскольку неудачи в учебе связаны в основном с плохо воспитанием, то с неуспевающими учениками нужно вести индивидуально запланированную воспитательную работу, которая вмещает и работу с семьей школьника.

Педагогической практикой накоплен значительный опыт по преодолению неуспеваемости. Анализ различных практических мероприятий позволил выявить некоторые принципиальные положения.

На первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигаются воспитательные и развивающие педагогические действия. Целью работы с неуспевающими признается не только заполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение требований к неуспевающих школьников, позволяет им постепенно наверстать упущенное.

В средних классах рекомендуется повысить требовательность, сделать акцент на формировании у учащихся сознательной дисциплины, ответственного отношения к учебе. Особое внимание нужно уделять благоприятной психологической атмосфере, тактичном, внимательному подходу к учащимся, в связи с тем, что для этого возраста характерны стремление быть взрослым и повышенная раздражительность - следует учитывать их интересы. Важно обращать внимание и на объем домашних заданий, потому что у школьников этого возраста наблюдается повышенная утомляемость.

В старших классах важно сосредоточить внимание на формировании социально значимых мотивов к обучению. На всех этапах школы надо обеспечивать дифференцированный подход к учащимся. Пытаться привлекать детей к внеклассной работе. Характер отношений с учениками строить по линии большего внимания, выдержки, доверия, искренности и доброжелательности.

Одной из предпосылок вызывающих отставание есть характерная для подросткового периода неустойчивость стремлений, склонность к внеурочных занятий и увлечений. Наличие разных и сильных внеучебных интересов подростков связано, как отмечают специалисты, с важнейшей особенностью подросткового периода - избытком неизрасходованной энергии, стремлением к подвижным видам деятельности, к самостоятельности, освобождению от опеки взрослых. Присутствие внеучебных интересов вместе с негативным отношением к школе характеризует длительно неуспевающих школьников.

Таким образом педагогическая поддержка и профилактика - это организация воспитания, которая основывается на обращении к внутренним сил и способностей ребенка и его самопроцессом, что оказывается в действии.

По результатам наблюдений наибольшие трудности при изучении английского языка у школьников вызывает овладение следующими знаниями и навыками:

- произношение межзубных звуков;

- чтение сложных английских слов;

- правописание;

- понимание речи на слух;

- распознавание слова в измененной форме;

- использование притяжательных и возвратных местоимений (вместо слова "свой")

- построение спонтанного диалога в предлагаемой ситуации с использованием речевых клише;

- использование отрицательных и вопросительных предложений;

- распознавание разных времен английских глаголов.

Методы преодоления неуспеваемости.

В зависимости от причин неуспеваемости можно использовать различные подходы для ее преодоления. В задачи учителя входит в первую очередь диагностика причин школьных неудач в каждом отдельном случае и разработка стратегии и тактики педагогической деятельности учителя, которые предусматривают установление психологически комфортной учебной атмосферы для каждого ученика, формирование навыков учебного труда, развитие мышления школьников, формирование позитивнох учебной мотивации и адекватной самооценки учащихся, создание для каждого из них ситуацию успеха, реализация дифференцированного и индивидуального подходов в обучении.

Методы работы с неуспевающими учениками

Чтобы предотвратить неуспеваемость, нужно своевременно выявлять пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов. Главное в работе с неуспевающими учениками - научить учиться. Нужно установить правильность и целесообразность способов учебной работы и, при необходимости, корректировать эти способы. Надо систематически обучать учеников общеучебных умением и навыкам. Необходимо так организовать

учебный процесс, жизнь учеников в школе и классе, чтобы вызвать и развивать у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, устойчивый познавательный интерес к учебе и ощущение движения вперед.

Для повышения интереса учащихся необходимо использовать все возможности учебного материала:

- создавать проблемные ситуации;

- активизировать самостоятельное мышление;

- организовать сотрудничество учащихся на уроке;

- формировать положительное отношение к группе;

- проявлять искренний интерес к успехам детей.

Развивая мотивацию на первый план следует ставить развитие личности ученика, формирование умения учиться. Личность ученика должна быть в центре внимания педагога. В связи с этим необходимо учитывать психологические характеристики ребенка. Для учителя, который желает преодолеть трудности в обучении слабых учеников, главным образом является установление доминирующего канала восприятия учебного материала и с Учитывая него построить свою коррекционную работу.

Психологи условно делят людей по главным каналом восприятия информации на следующие категории: визуалы, аудиалы, кинестетики. Согласно этих категорий можно подобрать соответствующий учебный материал.

1. Визуалы (главным является зрительный канал восприятия информации) думают и запоминают рисунками, а словесные конструкции воспринимают трудно; предпочитают самостоятельном чтению, чем послушать. Для таких учеников эффективным будет использование рисунков как помощь в составлении предложения, рассказа или диалога. В работе с грамматическим материалом - опорные карточки, грамматические схемы, таблицы. При изучении лексического материала - составление словарной карты.

Задача "оборотни": составить слово из перепутанных букв или предложения - с перепутанных слов.

Упражнение "Самое главное": ученики быстро и внимательно читают текст, после этого им предлагается пересмотреть его еще раз и назвать тему учебного материала одним словом, затем - одной фразой, а после найти в тексте некий "секрет", то, без чего он потерял бы содержание. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и "секреты".

Интересной и полезной может быть игра со словами на карточках: дети получают карточки со словами на английском языке по определенной тематике, учитель называет слвоам украинский - ученик, имеющий карточку с названным словом должен поднять руку.

2. Аудиалы (главным является слуховой канал восприятия информации). Они разговаривают с собой, говорят слова, читая; любят музыку, дискуссии. Могут проявить себя в работе с аудиоматериалы, прослушиванием высказывания.

При закреплении материала им легко даются упражнения направлены на выражение своего мнения.

Для запоминания лексического материала эффективной будет игра "Снежный ком": первый ученик называет слово, второй - повторяет это слово и добавляет свое, последний ученик повторяет все названные слова.

Игра "Интонация": учитель записывает на листе названия определенного чувства, эмоции, раздает листы ученикам. Задача учеников - произнести заданное выражение с нужной интонацией. Другие ученики должны догадаться, какие чувства и эмоции были вложены в подаете фразу. Игра позволяет участникам узнать, как можно использовать тональность в обучении.

Пригодятся ситуативные беседы и сюжетные ролевые игры, речевые разминки.

"Разговор больших пальцев"

Работа в парах, учитель дает темы для общения: пальцы знакомятся, ссорятся и находят способ помириться. Это упражнение на развитие выразительности речи через жесты, импровизацию, концентрацию на своих чувствах. Может использоваться при изучении диалогов.

#1050;инестетик (чувственный канал, внутренние чувства, движения). Для таких учеников характерно подвижность, физическая реакция, жестикуляция. Кинестетик лучше усваивать материал в подвижной игре, в игре-соревновании и будет успешным в составлении подобного по образцу. На закрепление лексики подойдут рифмовки с соответствующими жестами, упражнения на пантомимные воспроизведения определенных явлений или действий. Эффективной будет игра в мяч, который будет проводиться в оптимальном темпе. Многократное повторение слова способствует запоминанию.

Упражнение «Пойми выражение"

Учитель говорит на ухо ученику определенную фразу, он показывает эту фразу пантомимически, чтобы другие ученики смогли ее правильно разгадать. Такая игра представляет собой тренировки навыков образного сообщение: тренинг умение перерабатывать информацию с кинестетического канала на аудиальный.

Будут полезными задачи, в которых нужно продемонстрировать определенный процесс: как приготовить кофе или чай, как накрыть на стол, как посадить цветок и т.д., зависит от темы лексики, подается для изучения.

Излагая новый материал следует подавать его отдельными небольшими смысловыми дозами с обязательным закреплением. В начале изучения темы используются репродуктивные методы обучения, чтобы ученики убедились в возможности воспроизвести материал, а потом уже используются творческие методы. Учащиеся выполняют задание с подсказкой или действуют по алгоритму и тому подобное. Учитывая, что для слабых учеников такое обучение было максимально возможным достижение следует оценивать не только средним, но иногда и высшим баллом.

Ученикам нравится то, что они понимают, что умеют делать и в чем преуспевают. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы его достижения заметили. Фактор успеха имеет особое значение для учащихся с низким уровнем активности. необходимо хвалить ребенка даже за незначительные успехи для того, чтобы она чувствовала свое движение вперед.

Создавая ситуацию успеха, мы даем возможность ученику пережить радость и удовлетворение результатами его деятельности. Подбадривать ученика, мы снимаем его страх перед ошибкой, предоставляем уверенности в своих силах. Нужно, чтобы ученик видел, что учитель радуется его успехам или расстроен его неудачами. Поскольку центром является индивидуальность ребенка, то методическая основа состоит в индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Наиболее рациональное использование дифференцированного подхода предусматривает 3 подготовку следующих задач:

- три варианта заданий по степени сложности - облегченный, средний, повышенный;

- общее для всех задание с системой дополнительных;

- индивидуальные дифференцированные задания;

- групповые дифференцированные задания с учетом различной подготовки учащихся.

Не стоит забывать, что в зависимости от интеллектуальных возможностей различным ученикам требуется разное время на овладение одинаковым учебным материалом. Недостаток времени является главной причиной низких знаний. Поэтому нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько нужно для полного усвоения знаний. Но как решить эту проблему, чтобы не потерять слабых учеников и не навредить сильным? В последнее время появилась технология "полного усвоения", цель которой заключается в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином коллективе работать с каждым отдельно учитывая индивидуальные познавательные возможности, потребности и интересы. Если считать блок уроков по фрагмент процесса обучения, в течение которого ученики усваивают определенную порцию учебного материала, то этапы усвоения учебного материала можно представить в виде следующей таблицы.

Этапы усвоения учебного материала

Организационно-педагогическая направленность

1. Изучение нового материала.

Индивидуализация учебного процесса.

2. Диагностическое тестирование. Проверка базового уровня.

3. Уроки коррекции и развития.

Коррекция: повторение - закрепление- повторная диагностическая работа.

Развитие: повторный уровень- углубленный уровень.

Дифференциация учебного процесса.

Учитель должен предоставить своевременную помощь слабому ученику на определенном этапе урока.

При контроле подготовленности учащихся:

- создание атмосферы доброжелательности;

- снижение темпа опроса;

- разрешение на использование вспомогательных средств;

- стимулирование оценке, подбадриванием, похвалой.

В течение преподавания нового материала:

- поддержание заинтересованности с помощью вопросов,

- привлечение в качестве помощников при подготовке оборудования;

- привлечение к высказываниям.

Во время самостоятельной работы:

- разделение задач на дозы, ссылки на аналогичную задачу;

- напоминание приемов и способов выполнения задания;

-более тщательный контроль деятельности, указание на ошибки.

Все дети разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Задача учителя - помочь каждому ученику самореализовываться, найти его личный путь к обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы в классах С(К)О VII вида "

Статья  " Обучение русскому языку и литературе в С(К)О классах VII вида."...

Современные формы, методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы

Технология развития критического мышления    - надпредметная, проникающая,  применима в любых программах и предметах....

Использование интерактивных методов и приемов на современном уроке английского языка

Суть интерактивного обучения состоит в особой организации учебного процесса, когда все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.Целью применения интерактивных методов и приемов в изучении ...

Доклад "ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

Доклад "ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"...

Методы и приемы социализации на уроках английского языка

Методы и приемы социализации на уроках английского языка....

Основные формы, методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы, вызывающие интерес к учебе

Данная статья «Основные формы, методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы, вызывающие интерес к учебе» представляет собой описание инновационных технологий с опорой на ли...

Активные методы и приемы обучения на уроках английского языка.

Активные методы и приёмы обучения- это то, что побуждает обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе изучения учебного материала....