работа с одарёнными детьми
учебно-методическое пособие по английскому языку
Предварительный просмотр:
МБОУ СШ №2 г. Вязьмы Смоленской области
План работы с одарёнными детьми
по предмету
«Английский язык»
Составила учитель английского языка
Казарян К.Г.
Одаренный ребенок – это ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями, их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям и ярким результатам в одной или нескольких сферах [1].
Отличительными особенностями одаренных детей, как отмечают психологи, являются: высокий уровень мышления и интеллекта, познавательная потребность, отличная память, хорошо развитая речь, большой словарный запас. Одаренного ребенка характеризует стремление к лидерству, повышение требований к себе и окружающим, стремление к совершенству во всем, нетерпимость. Одаренного ребенка не устраивают традиционные методы обучения, так как у него нет возможности особо проявить, реализовать себя и, поэтому его одолевают скука, монотонность, а иногда и отрешенность от всего, что происходит на уроке [2].
В нашей школе немало детей, которые обладают высоким интеллектом, незаурядным умом и творческими способностями. Учителя должны поддерживать и развивать таких учащихся, помогать реализовывать их способности.
Таким образом, цель работы с одаренными детьми – обеспечить благоприятные условия для создания школьной системы выявления, развития и поддержки таких детей в областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Задачи:
- выявление и развитие детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в разных формах творческой и интеллектуальной деятельности.
Ожидаемые результаты:
- творческая самореализация ученика школы через участие в разного рода конкурсах, интеллектуальных мероприятиях;
- увеличение количества одаренных детей школьного возраста - победителей конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров разного уровня.
Основные направления работы:
1. Выявление одарённых детей по разным направлениям.
2. Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
3. Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
4. Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям разного уровня.
5. Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.
Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться определенным своеобразием. Следовательно, для этой категории детей предпочтительны следующие методы работы:
• исследовательский;
• частично-поисковый;
• проблемный;
• проективный.
Исходя из методов работы с одарёнными детьми нельзя не затронуть и основные формы работы:
• работа в парах, в малых группах;
• разноуровневые задания;
• творческие задания;
• консультирование по возникшей проблеме;
• дискуссия;
• игры.
Формы работы с одаренными учащимися:
- групповые занятия с сильными учащимися;
- внеурочная деятельность;
- кружки по интересам;
- занятия исследовательской деятельностью;
- конкурсы;
- научно-практические конференции;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- сотрудничество с другими школами.
Методы работы:
- творческого характера (проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские);
- проектные (в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы).
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Систему работы с одаренными детьми по английскому языку можно разделить на три части:
1-урочная деятельность - инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, круглый стол, экскурсия, диспут, дебаты, пресс-конференция, ролевая игра, интегрированные уроки;
2-внеклассная работа - предметные олимпиады, предметные декады, спецкурсы, научно-исследовательская работа, консультации, творческие домашние задания;
3-система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, дистанционные курсы, самостоятельная работа учащихся [4].
План работы
Сроки | Мероприятия |
Сентябрь | 1. Разработка плана работы с одаренными детьми на 2022-2023 учебный год. 2. Составление базы детей, имеющих особые способности и повышенный интерес к изучению английского языка. 3. Проведение индивидуальных консультаций с одаренными детьми. 4. Создание банка нестандартных заданий по английскому языку. (В течение года) 5. Мониторинг уровня компетентного владения всеми видами речевой деятельности одаренных детей. (В течение года) |
Октябрь | 1. Проведение ШЭ ВОШ по английскому языку для 5-11х классов. 2. Проведение индивидуальных консультаций с одаренными детьми. 3. Подготовка к МЭ ВОШ по английскому языку. |
Ноябрь | 1. Подготовка к МЭ ВОШ по английскому языку. 2. Проведение индивидуальных консультаций с одаренными детьми. 3. Участие в творческих конкурсах и олимпиадах на различных образовательных платформах. 4. Участие в МЭ ВОШ по английскому языку. |
Декабрь | 1. Участие в международной олимпиаде «Британский бульдог» 2. Индивидуальные консультации с одаренными детьми. 3. Создание языкового портфолио и индивидуальных карт одаренных детей. |
Январь | 1. Индивидуальные консультации с одаренными детьми. 2. Подготовка к РЭ ВОШ по английскому языку. |
Февраль | 1. Подготовка и проведение Недели иностранного языка. 2. Участие в ШЭ научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее». 3. Индивидуальные консультации с одаренными детьми. |
Март | 1. Анализ критических замечаний и предложений по результатам ВОШ с выработкой рекомендаций. 2. Участие в МЭ научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее». |
Апрель | 3. Подготовка к итоговой промежуточной аттестации. |
Май | 1. Анализ работы с одаренными учащимися по итогам 2022-2023 учебного года. |
Банк данных «Одаренные дети»
№ | Фамилия, имя | Класс |
1 | Гвоздов Егор | 10 |
2 | Виноградов Владислав | 10 |
3 | Костамаров Марк | 9 |
4 | Бочалдина Александра | 9 |
5 | Бабаян Арина | 8 |
6 | Иванова Вера | 7 |
7 | Крицкая Кристина | 6 |
8 | Плотникова Злата | 6 |
Ожидаемые результаты:
- формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности, творческого потенциала личности;
- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности, максимальное развитие умений аудирования, устной речи, чтения и письма на английском языке.
- обогащение мировосприятия учащегося, осознание места и роли родного и иностранного языков в сокровищнице мировой культуры;
- соблюдение этикетных норм межкультурного общения;
- увеличение количества одаренных детей школьного возраста - победителей и призеров конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров разного уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планы работы с одарёнными детьми, с отстающими детьми.
Планы индивидуальной работы с одарёнными детьми и имеющими пробелы в знаниях учениками....
Выявление ранней одарённости. Работа с одарёнными детьми.
Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находитьс...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми в школе.
Выступление на методическом объединении...
Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»
Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...
Работа с одарёнными детьми и со слабоуспевающими детьми
Работа с одарёнными детьми даёт и учителю, и ученику стимул к эффективному и результативному сотрудничеству, в результате которого повышается личностно-мотивированное, заинтересованное отношение к уче...
Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"
Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...
Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.
Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...