Школьный проект с профессиональной ориентацией: от изучения культуры и истории стран к профессиональному самоопределению
статья по английскому языку (9, 10, 11 класс)

Степихова Натэлла Валерьевна

Данный материал представляет собой статью, описывающую несколько проектов для старших школьников, одной из целью которых является помощь учащимся в профессиональном поиске, а также желание показать, что почти любой изучаемый материал может быть привязан к личному опыту и интересам школьников, может вывести их на размышления о своем настоящем и будущем, о важности таких размышлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_s_proforientatsiey.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный проект с профессиональной ориентацией: от изучения культуры и истории стран к профессиональному самоопределению

В последнее время очень много говорится о том, что школа должна уделять большее внимание теме профориентации учащихся, помогать их профессиональному самоопределению. Однако механизмы этой помощи еще не вполне разработаны. Как представляется, школьные проекты с профессиональной ориентацией могут стать важной частью этих механизмов. В этой статье мне хотелось бы поделиться опытом проведения таких проектов.

Я преподаю иностранный язык, и для меня в современных условиях очень важным является не только научить детей говорить на изучаемом языке, но и показать им, как они могут пользоваться языком для достижения различных профессиональных целей. В первую очередь, это умение выступать публично, представлять информацию с учетом аудитории, делая это грамотно, доступно и интересно. Для этого в рамках курса «Страноведение» в одиннадцатом классе мы предлагаем детям выбрать интересующую их и связанную с их профессиональными интересами выдающуюся личность из истории Великобритании и США и с помощью презентации рассказать об этом незаурядном человеке своим одноклассникам. К примеру, ребята могут, в зависимости от своих дальнейших карьерных планов, выбрать известного экономиста, юриста, политика, музыканта, спортсмена, архитектора, бизнесмена, инженера, ученого, модельера, журналиста и т.д.

При этом ребята заранее знают критерии оценивания их презентации, в число которых входит доступность изложения, уместность и оригинальность иллюстраций, выразительность речи, контакт с аудиторией. Каждому из учащихся выдается лист оценивания, где перечислены все критерии, по которым оценивается каждое выступление.

Таким образом, оценивая презентацию товарищей, каждый учащийся может провести саморефлексию, определить, насколько его выступление соответствует критериям, и сравнить его по тем же критериям с выступлениями других учащихся, выявляя сильные и слабые стороны каждой презентации. По итогам подсчета баллов, выставленных друг другу самими учащимися и учителями, каждый выступающий получает отметку.

В ходе этого проекта, помимо практики использования и совершенствования знаний иностранного языка, учащийся развивает общеучебные умения, полезные в любой современной профессии: умение осуществлять поиск и отбор информации из разных источников, систематизировать ее, выбирать самое интересное для целевой аудитории и доступно излагать, устанавливать контакт со слушателями, удерживать их внимание.

Кроме того, важным моментом задания, с точки зрения профориентации, является сам выбор выдающейся личности в профессионально интересующей учащегося сфере. В одиннадцатом классе большинство ребят уже имеют склонность к определенной сфере деятельности. Поэтому поиск информации о людях, прославившихся в этой профессиональной сфере повышает мотивацию учащихся при выполнении задания и помогает им лучше уяснить для себя, насколько им подходит эта сфера деятельности.

Описанный выше проект представляет собой один из возможных подходов к решению задачи способствовать профессиональному самоопределению учащихся. Другим проектом, выполняющим эту задачу, является проект «Я-учитель?», в рамках которого старшеклассникам предоставляется возможность попробовать себя в роли учителя английского языка. О первом опыте проведения такого проекта мне хотелось бы рассказать ниже.

Целью этого проекта было знакомство учащихся с особенностями работы учителя английского языка. Помимо этого в цели проекта входило использование знаний и умений, полученных на уроках английского языка, в курсе «Страноведение», а также опыта публичных выступлений, приобретенного в том числе благодаря презентациям о выдающихся личностях англоязычных стран. Кроме того, важной целью проекта являлось повышение самоорганизации старшеклассников, ведь ответственность за отобранный материал, его подачу, достижение определенных учебных целей, т. е. за проведенный урок в целом, ложится полностью на их плечи.

Подготовка проекта осуществлялась в несколько этапов. Во-первых, все учащиеся были разделены на группы по 2-3 человека, так как единолично подготовить и провести урок ученику на данном этапе достаточно сложно. Во-вторых, была выбрана тема урока «Резиденции английской королевы», которая, с одной стороны, опиралась на уже имеющиеся знания и старшеклассников и их потенциальных учеников (семиклассников), и которая, с другой стороны, давала возможность узнать много нового и расширить кругозор и тех и других участников проекта. Каждой группе старшеклассников предстояло совместными усилиями подготовить урок по заранее обсужденному с учителем плану.

Следующим этапом работы стало распределение ролей внутри группы (по этапам урока или видам выполняемой деятельности), подбор иллюстративного материала и создание презентаций к каждому этапу урока.

Урок, проводимый детьми, делился на три части. Первая часть представляла собой викторину, актуализирующую общие знания семиклассников о Соединенном Королевстве, его географических особенностях, входящих в него странах, их символах, о главе государства и ее главной резиденции. Далее детям предлагался вопрос, знают ли они название и местонахождение других резиденций королевы.

Таким образом осуществлялся переход ко второму этапу урока, где детям предлагалась презентация о главных официальных резиденциях английской королевы. По мере рассказа старшеклассников семиклассники должны были заполнять специальную таблицу, занося туда информацию о названии резиденции, ее местоположении, времени  проживания там королевской семьи, даты, с которой это место служит королевской резиденцией, и ее особенностях по сравнению с остальными.

Кроме того, благодаря современным информационным технологиям, на официальном сайте королевской семьи дети могли совершить виртуальный тур по некоторым залам описываемых резиденций. После этого старшеклассники проверяли, насколько успешно семиклассники справились с поиском нужной информации и заполнили таблицы. Эта проверка предваряла третий этап урока.

Во время этого этапа старшеклассники задавали вопросы по таблице: какая резиденция самая большая, какая самая старая, где королева проводит больше всего или меньше всего времени. Эти вопросы не только помогали семиклассникам закрепить, лучше усвоить новый материал, но и тренировали использование степеней сравнения прилагательных. Далее вопросы становились более индивидуализированными: какая резиденция самая красивая, в какой ученикам хотелось бы жить и почему. В конечном итоге, старшеклассники просили семиклассников рассказать о наиболее понравившейся им резиденции, используя таблицу.

В ходе такого урока старшеклассникам нужно не только найти, обработать, адаптировать и доступно изложить материал, но и активно взаимодействовать с аудиторией:  задавать вопросы, переформулировать их, наводить на правильный ответ, стимулировать активное участие детей в уроке, показывать им свое расположение, подбадривать, самим отвечать на вопросы, уточнять, объяснять, помогать формулировать мысли, проверять и оценивать их работу класса на уроке. Все эти действия, являющиеся неотъемлемой частью повседневного труда учителя, старшеклассники пробуют на себе, и для многих из них профессия учителя открывается совсем с другой стороны. Благодаря такому опыту они лучше понимают специфику преподавательской работы, а также лучше видят свои возможности и склонности.

Очень важным этапом проекта является подведение итогов, анализ полученного опыта. Для этого проводится анкетирование учителей, которые присутствовали на уроке, и, конечно же, самих ребят, которые урок проводили. При этом анкеты для учащихся должны быть максимально позитивны. Не стоит спрашивать, что не получилось. Лучше спросить, что показалось самым трудным и что бы хотелось улучшить в своем уроке.

В конце нашего проекта при подведении итогов большинство ребят оценили свой урок в целом как успешный. Однако многие отмечали, что самым сложным для них при проведении урока был страх сделать ошибку, необходимость все время объяснять, а также стимулировать  семиклассников к активному участию в уроке. Отвечая на вопрос «Что бы вы хотели улучшить в проведенном уроке?», ребята писали об упрощении использованного ими языка, привлечении большего количества иллюстраций для стимулирования разговора, лучшей подготовке и умении держаться уверенней.

В заключении отметим, что осуществленный проект дал возможность учащимся пусть не надолго, но почувствовать себя в роли учителя, т. е. получить представление о преподавательской деятельности. Кроме того, в ходе проекта учащиеся могли совершенствовать умения отбирать и классифицировать материал, адаптировать его для целевой аудитории, выбирать оптимальный способ его подачи. Но, возможно, самое главное заключается в том, что подобные проекты учат ребят рефлексировать над результатами своей деятельности,  быть  конструктивно настроенными и видеть способы улучшения полученных результатов, что является залогом успешности в любой профессиональной деятельности.

Подводя итог, можно сказать, что подобные проекты, помимо развития общеучебных,  специальных учебных умений и помощи в профессиональной ориентации, являются хорошим стимулом для саморазвития школьников, которые выявляют на практике и в процессе последующей саморефлексии свои сильные и слабые стороны и приходят к осознанию необходимости работать над последними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение культуры и истории Великобритании через ее традиции и праздники

Эта статья о празднике All Hallows Day, который отмечался в нашей школе в конце первой четверти. На празднике были маски, конкурс костюмов, традиционные британские конкурсы, и настоящий шотландец, кот...

Сочинение на Всероссийский конкурс школьных сочинений "Моя семья" в номинации "Моя семья в истории страны" на тему: "Династия хлеборобов"

Сочинение победило на муниципальном и региональном этапах Всероссийского конкурса школьных сочинений....

«Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности и более успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья»

Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида  недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неп...

Проект «Дорогу осилит идущий!» (программирование профессиональной ориентации и самоопределения в социуме воспитанников МСКОУ «Клеменовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»)

Проект характеризует стратегические ориентиры, приоритеты и технологии развития школы-интерната в направлении профориентационной деятельности и перспектив дальнейшего трудоустройства выпускников...

Проблема профессионального самоопределения личности в психолого-педагогических исследованиях Профессиональная ориентация как часть социального самоопределения личности

Особенность современных общественных устройств, цивилизаций состоит в том, что каждый без исключения человек, все люди непременно проходят через школу. А школа по замыслу – это место интенсивного и це...

Проект на тему "Женские судьбы моей семьи в истории страны"

Данный проект на тему "Женские судьбы моей семьи в истории страны" был представлен на муниципальной конференции научно - исследовательских работ "Шаг в будущее", на региональной конференции " IX Рожде...

Статья в РАОП, результат работы и участия в краевом конкурсе "Лучшие практики наставничества" при самоопределении и профессиональной ориентации через вовлечение в разные формы реализации проекта "МоПед"

laquo;Современная практика по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в образовательной организации через вовлечение в  разные формы наставничества в рамках реализации проекта ...