Доклад "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"
статья по английскому языку

Редькина Галина Владимировна

Теоретический материал о способах  формирования функциональной грамотности на уроках английского языка 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

Изобильненского городского округа

Ставропольского края

«Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка»

                                                 Подготовила:

учитель английского языка

                                                 Редькина Г.В.

21.03.2022г.

г.Изобильный

         Часто говорят, что чтение - это одно из истинных удовольствий жизни. Однако чтение на своем родном языке - это одно, а чтение на другом языке - совсем другое, что влечет за собой определенные трудности для учащихся. Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации.

    Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

   Функциональная грамотность –способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

     О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности.

    Чем понятие «чтение» отличается от понятия «функциональное чтение»? Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Функциональное чтение –это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц). Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.

      Выделяют три группы читательских умений:

1) Ориентация в содержании текста (умение определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию и т.п.).

2) Преобразование и интерпретация текста (умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.).

3) Оценка информации (откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.).

    Овладение этими умениями и означает «смысловое чтение», которое является фундаментом всех обозначенных в новом стандарте результатов образования.

  В своей практике учителя часто сталкиваются с многочисленными проблемами и затруднениями обучающихся при работе с иноязычным текстом, а именно: учащиеся не знают значений многих слов,не умеют читать диаграммы,не умеют озаглавить текст, не понимают смысла написанного, не могут выделить ключевые слова, не в состоянии сформулировать вопрос, не могут выбрать способ решения задачи, не умеют актуализировать наличные умения, не могут перенести знания и умения из одной области на другую, часто подменяют задание на более привычное, знакомое.

   Английский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к иностранному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин.

  В формировании функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов.

     К сплошным текстам относят тексты, читаемые в повседневной жизни:

  • описание (отрывок из рассказа, стихотворения, описание человека, места, предмета и т.д.);
  • повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов и т.д.);
  • рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).

  К несплошным текстам относятся графики, диаграммы, таблицы, схемы (кластеры), географические карты и карты местности, план помещения, входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов и т.д.

    Основные требования к тексту, направленному на формирование навыков функциональной читательской грамотности:

1) Текст должен быть ученику интересен.

2) Текст должен содержать неизвестную ученику информацию. Но, при этом, актуальную для ученика.

3) Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту ученика.

4) Объем текста не должен превышать норму (исходя из уровня и возраста учащихся).

5) Текст должен развивать кругозор.

6) Текст может быть взят из "реальной жизни"

7)Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами.

8) Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста.

9) Текст должен быть структурирован: заголовок, абзацы, прямая речь и т.д.

10) При необходимости нужно адаптировать текст.

11) В тексте иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности.

12) В тексте не должно быть ошибок.

13) Содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе сплошного текста)

Конструирование учебных заданий  для формирования функциональной грамотности  на уроках иностранного языка (английский язык) I. Задание на основе сплошного текста...

Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе несплошного текста)

Конструирование учебных заданий  для формирования функциональной грамотности  на уроках иностранного языка (английский язык). Задания на основе несплошного текста...

Мастер класс "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"

Актуальность темы  мастер класса обусловлена целями и задачами современного образования: формирование компетенций, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни социума, а также форми...

Выступление на МО учителей иностранного языка по теме: "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"

При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения английского языка. Под функциональ...

Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка как одно из приоритетных направлений современного образования школьников.

Необходимо изменить приоритеты  в сфере школьного образования: на первом плане должна быть ориентация на формирование «ключевых компетенций» и «функциональной грамотности»...