Методика развития у учащихся самоконтроля знаний по иностранному языку
учебно-методический материал по английскому языку
Важным этапом в развитии учебной деятельности является возникновение у ребенка самоконтроля, т. е. способности сравнивать свои действия и слова с тем, чему его обучают.
Согласно исследованиям М.Е.Брейгиной, развитие самоконтроля как универсальной интеллектуальной способности осуществляется средствами всех учебных предметов, в том числе и иностранным языком. Плохое
владение иностранным языком после окончания школы обусловлено несформированностью механизма самоконтроля.
Актуальность выбора данной работы обусловлена противоречием между тем, что большинство учащихся считают проверку знаний исключительной обязанностью учителя и не привыкают проверять себя, не умеют это делать, хотя в ходе усвоения школьниками учебной деятельности должен быть сформирован внутренний план действий и самоконтроль. Педагог должен быть компетентным в вопросе самоконтроля и выработать у каждого учащегося потребность в постоянной проверке своей работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_razvitiya_u_uchashchihsya_samokontrolya_znaniy_po_inostrannomu_yazyku.docx | 32.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика развития у учащихся самоконтроля знаний по иностранному языку
Содержание.
I. Введение___________________________________________________2
II. Основная часть
1. Понятие «самоконтроль»__________________________________3
2. Этапы формирования и приемы самоконтролю ______________4
3.Языковой портфель как инструмент развития самоконтроля и самооценки.__________________________________________________8
4. Связь самоконтроля и самокоррекции_______________________9
III. Заключение______________________________________________10
Введение
Важным этапом в развитии учебной деятельности является возникновение у ребенка самоконтроля, т. е. способности сравнивать свои действия и слова с тем, чему его обучают.
Согласно исследованиям М.Е.Брейгиной, развитие самоконтроля как универсальной интеллектуальной способности осуществляется средствами всех учебных предметов, в том числе и иностранным языком. Плохое
владение иностранным языком после окончания школы обусловлено несформированностью механизма самоконтроля.
Актуальность выбора данной работы обусловлена противоречием между тем, что большинство учащихся считают проверку знаний исключительной обязанностью учителя и не привыкают проверять себя, не умеют это делать, хотя в ходе усвоения школьниками учебной деятельности должен быть сформирован внутренний план действий и самоконтроль. Педагог должен быть компетентным в вопросе самоконтроля и выработать у каждого учащегося потребность в постоянной проверке своей работы
Цель работы: формирование навыков самоконтроля учащихся на уроках английского языка
Задачи: изучить понятие «самоконтроль»;
определить основные этапы развития самоконтроля
определить приемы и методы развития самоконтроля на уроках
Понятие «самоконтроль»
Самоконтроль – это внутренний механизм речемыслительной деятельности, регулирующий овладение внешней речевой деятельностью.
По мнению С.Ф.Шатилова, самоконтроль в своем развитии имеет две формы реализации – непроизвольную и произвольную. Как утверждает М.Е.Брейгина, обучение самоконтролю следует начинать с опоры на произвольное внимание, ведущее к произвольному самоконтролю. Произвольный самоконтроль готовит учащихся к автоматизированным речевым действиям. Непроизвольный самоконтроль актуализирует речевые действия учащихся, когда уже имеется в наличии коммуникативная компетенция. Перед овладением, следующим речевым действием опять вступает произвольный самоконтроль.
Внутренний самоконтроль должен формироваться как при овладении коммуникативными умениями (говорением, чтением, письмом), так и при овладении языковым материалом (грамматикой, лексикой, произношением, интонацией, орфографией).
В условиях школы полное формирование внутреннего непроизвольного (автоматического) самоконтроля затруднительно, возможно формирование только некоторых его элементов. Если ученик корректно осуществляет учебные действия, достаточно быстро извлекает из памяти знание, которое требуется в той или иной ситуации, и осознает это, то у него нормально развит механизм самоконтроля. Если учащийся совершает некоторые учебные действия ошибочно, осознает это и вносит коррективы, то у него в целом сформирован механизм самоконтроля, однако самоконтроль меняет свою форму с непроизвольной на произвольную после совершения ошибочного действия, то есть механизм самоконтроля не доведён до совершенства. Если учащийся совершает ошибочные действия, не может вспомнить информацию, которая нужна, и не осознает этого, значит, механизм самоконтроля не сформирован. В этом случае нужна помощь извне – от учителя или учащихся
Этапы формирования самоконтроля
Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:
1-й этап Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.
Для этого учитель должен показать учащимся, что любое обучение — это единство двух процессов: передача ученику в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала; ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков; сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля; выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;
2-й этап Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.
Это – взаимопроверка. Обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной. Полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).
3-й этап Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и само коррекцию. От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.
В результате этой работы: во-первых, учащиеся организуют свою деятельность в цикличной форме, периодически проверяя и оценивая её;
во-вторых, в процессе самоконтроля и самооценки ученик, как субъект деятельности, выполняет обобщения и сопоставления, анализируют свою деятельность.
Негативные выводы, полученные в результате объективной самооценки, заставляют учащегося задуматься, искать причину своих ошибок и изменять методы своей работы, вынуждены неоднократно просматривать и анализировать то, что они уже выполнили.
Таким образом, я предполагаю, что такая работа должна привести: во-первых, к формированию у учащихся устойчивой потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и каждого шага своего действия; во-вторых, к развитию мыслительных и творческих умений ученика, чему будет способствовать выполняемые в ходе такой деятельности специфические мыслительные операции; в-третьих, к пробуждению инициативы, активизации внутренних сил самого ученика, к самоуправлению и саморегуляции своей деятельностью со стороны самих учащихся, и к управляемости процессом обучения и развития учеников со стороны учителя.
Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля была эффективной, нужна систематическая работа в этом направлении. Можно использовать следующие приемы:
- сверка с написанным образцом;
- сверка с готовым ответом или выполненным заданием в учебнике;
- коллективное выполнение задания и коллективная проверка;
- сочетание коллективной и индивидуальной работы:
- самостоятельное придумывание заданий;
- выполнение заданий по алгоритму;
- выполнение задания по наводящим вопросам;
- выполнения задания по образцу;
- проверка с помощью сигнальных карточек;
- подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального;
- проговаривание «про себя» объяснения
- задание составить задание для одноклассников, используя пройденный материал. При составлении задания ученику приходится побывать и в позиции учителя, который составляет задание, и в позиции ученика, который делает это задание. Он старается составить задание таким образом, чтобы оно в себе содержало некоторую трудность, т. е требовало обдумывания, применения своих знаний, в том числе и знаний полученных по другим предметам. Чтобы не ошибиться, он будет, пересматривать каждое свое действие, контролировать их выполнение.
- задания, составленные учителем или сверстниками на нахождение и исправление “допущенных” ошибок. Это заставляет ученика анализировать свои знания.
- учитель при объяснении “допускает” ошибку. Учитель при объяснении на доске сознательно допускает ошибку. Ученикам, которые нашли ошибки учителя, приходиться давать убедительные объяснения и приводить доказательства, пока все учащиеся не увидят ошибку, не поймут её и не включатся в активную умственную деятельность.
- учащиеся объясняют ошибки одноклассникам. Ученик, прежде чем сказать, будет обдумывать, анализировать, пересматривать свою точку зрения, аргументировать и доказывать свое мнение, изыскивать исчерпывающие аргументы.
- самостоятельные работы. Самостоятельность формирует у учащихся движение от незнания к знанию. Систематическая самостоятельная работа является не только средством обучения, но и формой управления процессом обучения. Именно в процессе самостоятельной работы в головах учеников возникают вопросы: «Как выполнить?», «Каким приёмом воспользоваться?», «Какой теоретический материал надо знать?», «Что знаю?», «Что не знаю?», «Где возьму?». Затем в процессе работы следуют ответы и на эти вопросы, и на другие, возникающие на пути к достижению цели. Ученик наблюдает собственное движение, корректирует его, если в этом есть необходимость, т.е. активно управляет собственной учебной деятельностью. Одним из средств обучения самоконтролю и самоорганизации являются указания учителя о порядке его проведения при выполнении задания, которые даются в процессе инструктирования учащихся. Рекомендуется даже использовать карточки с порядком проведения самоконтроля и самоорганизации, выполнения проверки. В указаниях должны содержаться разъяснения о том, когда и какими способами учащимся следует контролировать свои действия и их результаты.
- тесты. Одним из наиболее эффективных средств контроля вообще, и самоконтроля в частности по праву считается тест. В самой организации тестов заложен ряд черт, дающих основание видеть в их применении один из способов повышения эффективности учебного процесса и их явные преимущества перед не тестовыми формами контроля, когда речь идет о самообразовании.
- рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.
Языковой портфель
Для формирования самоконтроля у учащихся также использую технологию языкового портфолио. «Портфель ученика» — это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Основные принципы:
1. Самооценка результатов (промежуточных, итоговых) овладения определенными видами коммуникативной деятельности, которая отражает:
— владение учеником соответствующей лексики по теме устной речи, сформированность грамматического навыка, владение отдельными видами речевой деятельности.
2. Систематичность и регулярность самомониторинга. Задача ученика тщательно проанализировать эти работы, внести необходимые коррективы, дать им объяснения, составить собственный краткий отчет самооценки: что, на его взгляд, удалось в этой работе, что не удалось и почему, на что следует обратить внимание.
3. Структуризация материалов портфеля, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
4. Аккуратно и эстетично выполненное оформление портфеля.
5. Целостность, тематическая завершенность представленных в портфеле материалов.
6. Наглядность и обоснованность презентации портфеля ученика.
Портфель должен полностью отражать работу учащегося в области курса иностранного языка, определенного этапа обучения. Он должен включать различного рода задания, проекты, доклады, письменные работы и отражать успехи ученика в области формирования лингвистической и социолингвистической компетенций, т. е. владение им различными видами речевой деятельности, аспектами языка, страноведческими знаниями; его отношение и понимание значимости владения иностранным языком для собственного образования и дальнейшей профессиональной деятельности.
Связь самоконтроля и самокоррекции
Ошибка не должна считаться чрезвычайным происшествием в учебном процессе. В ошибке есть не только отрицательный момент, но и определенный положительный опыт, так
как, исправляя ошибку, учащийся корректирует собственную учебную деятельность. Если же ученик не стремится заметить свою ошибку и исправить ее, а спокойно ждет исправления со стороны учителя, то ошибка несет только негативные черты. После контроля должна следовать как действие обязательное и логично завершающее весь цикл самокоррекция.
Под самокоррекцией следует понимать завершающее контроль интеллектуальное умение по непосредственному исправлению самим учеником осознанной ошибки с целью общего повышения уровня реализации всей учебно-контрольной деятельности в целом. Степень участия самого обучаемого в процессе формирования у него учебно-познавательной активности и эффективного функционирования механизма самоконтроля и самокоррекции является принципиально важным.
Таким образом, механизм самоконтроля и самокоррекции неразрывен в его составляющих, и его нужно обозначать как единство самоконтроля и самокоррекции, т. е. как самоконтроль+самокоррекция.
Заключение
Самоконтроль за умениями и навыками детей является средством управления учебным процессом, т.к. позволяет выяснить недостатки и внести необходимые коррективы в организацию и планирование. Самоконтроль дает возможность оказать помощь отстающим посредством индивидуальной работы и тем самым обеспечить успешность и стабильность работы всей группы учащихся.
Самоконтроль в учебном процессе по иностранному языку играет важную обучающую, воспитывающую и контролирующую роль, являясь органической частью этого процесса.
Литература и Интернет ресурсы
- Александров Д.Н. Формирование учебно-познавательной активности учащихся // Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 2001 – 122 с.;
- Контроль, его виды и функции в обучении иностранному языку. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.bibliofond.ru/view.aspx?id=515397;
- Методика преподавания иностранных языков: общий курс: [учеб.пособие] / отв. ред. Шамов А.Н. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ Москва: Восток-Запад, 2008. – 253 с.;
- Особенности форм самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников при обучении естествознанию. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.science-education.ru/103-6157;
- Развитие самоконтроля знаний учащихся на уроках иностранного языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,67845/itemid,118/ПЕДСОВЕТ/Медиатека;
- Самостоятельная работа учащихся на уроках английского языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: festival.1september.ru/articles/311318/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Введение в курс основ теории и методики развития физических качеств, самоконтроля и гигиены»
Предлагаемый курс по выбору объединяет сведения ряда учебных дисциплин: физическая культура, гигиена, анатомия, спортивная медицина, а потому является межпредметным....
Статья. Е.Ю.Грибова. Развитие навыков осознанного применения знаний первого иностранного языка для изучения второго иностранного языка.
Основная специфика обучению второму иностранному языку - это наличие не двух, а трёх языков: родной, первый и.я. и второй и.я., а также наличие у школьников опыта изучения первого и.я. и развитых спец...
« Развитие коммуникативно - познавательной деятельности учащихся в процессе овладения иностранным языком»
Что же служит источником развития речемышления на уроках иностранного языка и как необходимо организовать обучение, чтобы решить коммуникативную задачу - вызвать у учащегося потребность в иноязычной р...
«Пути развития познавательной мотивации учащихся в ходе изучения иностранного языка»
Для возникновения процесса обучения необходима коммуникация. Ряд ученых считают, что общение состоится только тогда, когда учтены особенности всех участников. Учитель и ученик должны плотно взаимодейс...
Роль аутентичных материалов в развитии познавательной активности учащихся в процессе обучения иностранному языку
Автор данной статьи предлагает разнообразные формы, приемы и методы работы с аутентичными материалами (песнями, различными видами художественных и функциональных текстов) на уроках английского я...
Статья "Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения иностранному языку посредством ИКТ, через проектную деятельность"
Статья в районный сборник. Научно-практическая конференция. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения иностранном у языку посредством ИКТ, через проектную деятельность....
Контроль и самоконтроль на уроках иностранного языка
Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характе...