Методика развития у учащихся самоконтроля знаний по иностранному языку
учебно-методический материал по английскому языку

Важным этапом в развитии учебной деятельности является возникновение у ребенка самоконтроля, т. е. способности сравнивать свои действия и слова с тем, чему его обучают.
Согласно исследованиям М.Е.Брейгиной, развитие самоконтроля как универсальной интеллектуальной способности осуществляется средствами всех учебных предметов, в том числе и иностранным языком. Плохое

владение иностранным языком после окончания школы обусловлено несформированностью механизма самоконтроля.

Актуальность выбора данной работы обусловлена противоречием между тем, что большинство учащихся считают проверку знаний исключительной обязанностью учителя и не привыкают проверять себя, не умеют это делать, хотя в ходе усвоения школьниками учебной деятельности должен быть сформирован внутренний план действий и самоконтроль. Педагог должен быть компетентным в вопросе самоконтроля и выработать у каждого учащегося потребность в постоянной проверке своей работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

Методика развития у учащихся самоконтроля знаний по иностранному языку

                                             

                                     

                                                      Содержание.

I. Введение___________________________________________________2

II. Основная часть

      1. Понятие «самоконтроль»__________________________________3

      2. Этапы формирования и приемы самоконтролю   ______________4  

      3.Языковой портфель как инструмент развития самоконтроля и     самооценки.__________________________________________________8

       4. Связь самоконтроля и самокоррекции_______________________9

 III. Заключение______________________________________________10

                                           

                                                    Введение

         Важным этапом в развитии учебной деятельности является возникновение у ребенка самоконтроля, т. е. способности сравнивать свои действия и слова с тем, чему его обучают.
Согласно исследованиям М.Е.Брейгиной, развитие самоконтроля как универсальной интеллектуальной способности осуществляется средствами всех учебных предметов, в том числе и иностранным языком. Плохое

владение иностранным языком после окончания школы обусловлено несформированностью механизма самоконтроля.

Актуальность выбора данной работы обусловлена противоречием между тем, что большинство учащихся считают проверку знаний исключительной обязанностью учителя и не привыкают проверять себя, не умеют это делать, хотя в ходе усвоения школьниками учебной деятельности должен быть сформирован внутренний план действий и самоконтроль. Педагог должен быть компетентным в вопросе самоконтроля и выработать у каждого учащегося потребность в постоянной проверке своей работы

Цель работы: формирование навыков самоконтроля учащихся на уроках          английского языка

Задачи:  изучить понятие «самоконтроль»;

               определить основные этапы развития самоконтроля

               определить приемы и методы развития самоконтроля на уроках

               

                                     

                                          Понятие «самоконтроль»

 Самоконтроль – это внутренний механизм речемыслительной  деятельности,    регулирующий овладение внешней речевой деятельностью.

По мнению С.Ф.Шатилова,  самоконтроль в своем развитии имеет две    формы реализации – непроизвольную и произвольную. Как утверждает М.Е.Брейгина, обучение самоконтролю следует начинать с опоры на произвольное внимание, ведущее к произвольному самоконтролю. Произвольный самоконтроль готовит учащихся к автоматизированным речевым действиям. Непроизвольный самоконтроль актуализирует речевые действия учащихся, когда уже имеется в наличии коммуникативная компетенция. Перед овладением, следующим речевым действием опять вступает произвольный самоконтроль.

 Внутренний самоконтроль должен формироваться как при овладении коммуникативными умениями (говорением, чтением, письмом), так и при овладении языковым материалом (грамматикой, лексикой, произношением, интонацией, орфографией).

В условиях школы полное формирование внутреннего непроизвольного (автоматического) самоконтроля затруднительно, возможно формирование только некоторых его элементов. Если ученик корректно осуществляет учебные действия, достаточно быстро извлекает из памяти знание, которое требуется в той или иной ситуации, и осознает это, то у него нормально развит механизм самоконтроля. Если учащийся совершает некоторые учебные действия ошибочно, осознает это и вносит коррективы, то у него в целом сформирован механизм самоконтроля, однако самоконтроль меняет свою форму с непроизвольной на произвольную после совершения ошибочного действия, то есть механизм самоконтроля не доведён до совершенства. Если учащийся совершает ошибочные действия, не может вспомнить информацию, которая нужна, и не осознает этого, значит, механизм самоконтроля не сформирован. В этом случае нужна помощь извне – от учителя или учащихся

                            Этапы формирования самоконтроля

Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:

1-й этап  Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

Для этого учитель должен показать учащимся, что любое обучение — это  единство двух процессов: передача ученику в той или иной форме учебного материала и выявление  степени усвоения этого материала; ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков; сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля; выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;

2-й этап   Ученик должен научиться  наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.

Это – взаимопроверка. Обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной.  Полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).

3-й этап    Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и само коррекцию. От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.

В результате этой работы: во-первых, учащиеся организуют свою деятельность в цикличной форме, периодически проверяя и оценивая её;

  во-вторых, в процессе самоконтроля и самооценки ученик, как субъект деятельности, выполняет обобщения и сопоставления, анализируют свою деятельность.

Негативные выводы, полученные в результате объективной самооценки, заставляют учащегося задуматься, искать причину своих ошибок и изменять методы своей работы, вынуждены неоднократно просматривать и анализировать то, что они уже выполнили.

Таким образом, я предполагаю, что такая работа должна привести: во-первых, к формированию у учащихся устойчивой потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и каждого шага своего действия; во-вторых, к развитию мыслительных и творческих умений ученика, чему будет способствовать выполняемые в ходе такой деятельности специфические мыслительные операции; в-третьих, к пробуждению инициативы, активизации внутренних сил самого ученика, к самоуправлению и саморегуляции своей деятельностью со стороны самих учащихся, и к управляемости процессом обучения и развития учеников со стороны учителя.

Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля была эффективной, нужна систематическая работа в этом направлении. Можно использовать следующие приемы:

 - сверка с написанным образцом;

- сверка с готовым ответом или выполненным заданием в учебнике;

- коллективное выполнение задания и коллективная проверка;

- сочетание коллективной и индивидуальной работы:

- самостоятельное придумывание заданий;

- выполнение заданий по алгоритму;

- выполнение задания по наводящим вопросам;

- выполнения задания по образцу;

- проверка с помощью сигнальных карточек;

- подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального;

- проговаривание «про себя» объяснения

-  задание составить задание  для одноклассников, используя пройденный материал. При составлении задания ученику приходится побывать и в позиции учителя, который составляет задание, и в позиции ученика, который  делает это задание. Он старается составить задание таким образом, чтобы оно в себе содержало некоторую трудность, т. е требовало обдумывания, применения своих знаний, в том числе и знаний полученных по другим предметам. Чтобы не ошибиться, он будет, пересматривать каждое свое действие, контролировать их выполнение.

-  задания, составленные учителем или сверстниками на нахождение и исправление “допущенных” ошибок. Это заставляет ученика анализировать свои знания.

- учитель при объяснении “допускает” ошибку. Учитель при объяснении на доске сознательно допускает ошибку. Ученикам, которые нашли ошибки учителя, приходиться давать убедительные объяснения и приводить доказательства, пока все учащиеся не увидят ошибку, не поймут её и не включатся в активную умственную деятельность.

- учащиеся объясняют ошибки одноклассникам. Ученик, прежде чем сказать, будет обдумывать, анализировать, пересматривать свою точку зрения, аргументировать и доказывать свое мнение, изыскивать исчерпывающие аргументы.

- самостоятельные работы. Самостоятельность формирует у учащихся движение от незнания к знанию. Систематическая самостоятельная работа является не только средством обучения, но и формой управления процессом обучения. Именно в процессе самостоятельной работы в головах учеников возникают вопросы: «Как выполнить?», «Каким приёмом воспользоваться?», «Какой теоретический материал надо знать?», «Что знаю?», «Что не знаю?», «Где возьму?». Затем в процессе работы следуют ответы и на эти вопросы, и на другие, возникающие на пути к достижению цели. Ученик наблюдает собственное движение, корректирует его, если в этом есть необходимость, т.е. активно управляет собственной учебной деятельностью. Одним из средств обучения самоконтролю и самоорганизации являются указания учителя о порядке его проведения при выполнении задания, которые даются в процессе инструктирования учащихся. Рекомендуется даже использовать карточки с порядком проведения самоконтроля и самоорганизации, выполнения проверки. В указаниях должны содержаться разъяснения о том, когда и какими способами учащимся следует контролировать свои действия и их результаты.

  - тесты. Одним из наиболее эффективных средств контроля вообще, и  самоконтроля в частности по праву считается тест. В самой организации тестов заложен ряд черт,  дающих основание видеть в их применении один из способов повышения  эффективности учебного процесса и их явные преимущества перед не тестовыми формами контроля, когда речь идет о самообразовании.

- рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. 

        

                               

                                         Языковой портфель

Для формирования самоконтроля у учащихся также использую технологию языкового портфолио. «Портфель ученика» — это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности.  Основные принципы:

1.  Самооценка результатов (промежуточных, итоговых) овладения определенными видами коммуникативной деятельности, которая отражает:
—  владение учеником соответствующей лексики по теме устной речи, сформированность грамматического навыка, владение отдельными видами речевой деятельности.
2.   Систематичность и регулярность самомониторинга.  Задача ученика тщательно проанализировать эти работы, внести необходимые коррективы, дать им объяснения, составить собственный краткий отчет самооценки: что, на его взгляд, удалось в этой работе, что не удалось и почему, на что следует обратить внимание.

3.   Структуризация материалов портфеля, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.

4.  Аккуратно и эстетично выполненное    оформление портфеля.
5.  Целостность, тематическая завершенность представленных в портфеле материалов.
6. Наглядность и обоснованность презентации портфеля ученика.
Портфель  должен полностью отражать работу учащегося в области курса иностранного языка, определенного этапа обучения. Он должен включать различного рода задания, проекты, доклады, письменные работы и отражать успехи ученика в области формирования лингвистической и социолингвистической компетенций, т. е. владение им различными видами речевой деятельности, аспектами языка, страноведческими знаниями; его отношение и понимание значимости владения иностранным языком для собственного образования и дальнейшей профессиональной деятельности.

                 

                     Связь самоконтроля и самокоррекции            

Ошибка  не должна считаться чрезвычайным происшествием  в учебном   процессе.   В   ошибке   есть   не   только   отрицательный момент,   но   и   определенный   положительный   опыт,   так  

как, исправляя  ошибку, учащийся корректирует собственную учебную деятельность.   Если   же   ученик   не   стремится   заметить   свою ошибку   и    исправить   ее,   а   спокойно   ждет   исправления   со стороны   учителя,   то  ошибка   несет  только   негативные   черты. После   контроля должна     следовать  как  действие  обязательное    и логично завершающее весь цикл самокоррекция.
Под самокоррекцией следует понимать завершающее контроль интеллектуальное умение по непосредственному исправлению самим учеником осознанной ошибки с целью общего повышения уровня реализации всей учебно-контрольной деятельности в целом. Степень участия самого обучаемого в процессе формирования у него учебно-познавательной активности и эффективного функционирования механизма самоконтроля и самокоррекции является принципиально важным.
Таким образом, механизм самоконтроля и самокоррекции  неразрывен в его составляющих, и его нужно обозначать как единство самоконтроля и самокоррекции, т. е. как самоконтроль+самокоррекция. 

                                   

                             

                               

                                                  Заключение

   Самоконтроль за умениями и навыками детей является средством управления учебным процессом, т.к. позволяет выяснить недостатки и внести необходимые коррективы в организацию и планирование. Самоконтроль дает возможность оказать помощь отстающим посредством индивидуальной работы и тем самым обеспечить успешность и стабильность работы всей группы учащихся.

  Самоконтроль в учебном процессе по иностранному языку играет важную обучающую, воспитывающую и контролирующую роль, являясь органической частью этого процесса.    

                                                 

               

                                 

                                  Литература и Интернет ресурсы

  1. Александров Д.Н. Формирование учебно-познавательной активности учащихся // Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 2001 – 122 с.;
  2. Контроль, его виды и функции в обучении иностранному языку. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.bibliofond.ru/view.aspx?id=515397;
  3. Методика преподавания иностранных языков: общий курс: [учеб.пособие] / отв. ред. Шамов А.Н. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ Москва: Восток-Запад, 2008. – 253 с.;
  4.  Особенности форм самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников при обучении естествознанию. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.science-education.ru/103-6157;
  5. Развитие самоконтроля знаний учащихся на уроках иностранного языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,67845/itemid,118/ПЕДСОВЕТ/Медиатека;
  6. Самостоятельная работа учащихся на уроках английского языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: festival.1september.ru/articles/311318/.

http://progaonline.com/antiplagiat/link?url=https://SchoolFiles.net/7095&key=cfcd208495d565ef66e7dff9f98764da

http://progaonline.com/antiplagiat/link?url=https://multiurok.ru/files/piedaghoghichieskiie-usloviia-formirovaniia-samoko.html&key=cfcd208495d565ef66e7dff9f98764da


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Введение в курс основ теории и методики развития физических качеств, самоконтроля и гигиены»

Предлагаемый  курс по выбору объединяет сведения ряда учебных дисциплин: физическая культура, гигиена, анатомия, спортивная медицина, а потому является межпредметным....

Статья. Е.Ю.Грибова. Развитие навыков осознанного применения знаний первого иностранного языка для изучения второго иностранного языка.

Основная специфика обучению второму иностранному языку - это наличие не двух, а трёх языков: родной, первый и.я. и второй и.я., а также наличие у школьников опыта изучения первого и.я. и развитых спец...

« Развитие коммуникативно - познавательной деятельности учащихся в процессе овладения иностранным языком»

Что же служит источником развития речемышления на уроках иностранного языка и как необходимо организовать обучение, чтобы решить коммуникативную задачу - вызвать у учащегося потребность в иноязычной р...

«Пути развития познавательной мотивации учащихся в ходе изучения иностранного языка»

Для возникновения процесса обучения необходима коммуникация. Ряд ученых считают, что общение состоится только тогда, когда учтены особенности всех участников. Учитель и ученик должны плотно взаимодейс...

Роль аутентичных материалов в развитии познавательной активности учащихся в процессе обучения иностранному языку

Автор данной статьи предлагает разнообразные формы, приемы и методы работы с аутентичными материалами (песнями, различными видами художественных и функциональных текстов) на уроках английского  я...

Статья "Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения иностранному языку посредством ИКТ, через проектную деятельность"

Статья в районный сборник. Научно-практическая конференция. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения иностранном у языку посредством ИКТ, через проектную деятельность....

Контроль и самоконтроль на уроках иностранного языка

Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характе...