«Пути развития познавательной мотивации учащихся в ходе изучения иностранного языка»
статья по английскому языку на тему
Для возникновения процесса обучения необходима коммуникация. Ряд ученых считают, что общение состоится только тогда, когда учтены особенности всех участников. Учитель и ученик должны плотно взаимодействовать и только тогда появится результат. Существуют много приемов, которые помогут учителям наладить контакт с обучающимися, но самыми эффективными являются интерактивные приемы.
Интерактивные формы работы способствуют реализации комфортных условий, так как все школьники вовлечены в одну деятельность и тесно сотрудничают между собой. Интерактивное обучение – это технология обучения во взаимодействии, которая направлена на поиск решений коммуникативных и речевых задач. Использование подобной технологии отличается многими преимуществами: задействованы все ученики, можно использовать групповую и парную формы работы, все дети одинаково заинтересованы и вовлечены в поиск нахождения решений проблемных ситуаций.
Уровень освоения учебного материала во многом зависит от выбора учителя, какие методы и приемы он использует на своих уроках. Для стимулирования учащихся существует ряд технологий, в том числе информационных. Рассмотрим самые популярные и плодотворные.
Вовлечение школьников в сюжетно-ролевые игры помогают усваивать материал без заучивания наизусть. При проведении ролевых игр возможны два варианта: учащемуся предлагается роль другого человека; школьник изображает себя, попавшего в определённую ситуацию. Игры помогают ребенку снять стресс и накопившуюся усталость, а также легче запомнить программный материал.
Инсценировка диалогов заставляет учащихся становится активными участниками процесса коммуникации, позволяет запоминать устойчивые языковые структуры, расширяет словарный запас, развивает актерские способности у школьников.
Развитию языковых навыков и расширению кругозора у детей способствуют использование на уроках иностранного языка пословиц и поговорок (для начального и среднего звена). Например, Read the proverb. Explain what it means for you: My home is my castle. Цитаты отлично подойдут на уроках в старших классах, т.к. способствуют развитию творческого мышления, помогают выразить свои мысли и чувства, формируют критическое мышление. Например, Read what people said about our society centuries ago, and not so long ago. Choose one saying you like best and explain your choice: 1. Man is least himself when he talks in his own person. Give him a mask, and he will tell you the truth. Oscar Wilde. 2. Life is a foreign language — all men mispronounce it. Christopher Morley. 3. What is the difference between unethical and ethical advertising? Unethical advertising uses falsehoods to deceive the public; ethical advertising uses truth to deceive the public. Vilhjalmur Stefansson. 4. All human actions have one or more of these seven causes: chance, nature, compulsion, habit, reason, passion, and desire. Aristotle. 5. Not the power to remember, but its very opposite, the power to forget, is a necessary condition for our existence. Sholem Asch.
Для привлечения внимания и интереса детей на уроках иностранного языка целесообразно использовать песни зарубежных исполнителей, т.к. некоторые песни ученики слышали ранее, то школьникам будет интересно узнать их содержание. При этом учитель решает несколько задач: знакомит обучающихся с культурой страны изучаемого языка и расширяет словарный запас.
Использование Интернет источников с целью нахождения дополнительной информации по изучаемой теме, благоприятно сказывается на процессе освоения предмета «Иностранный язык». Так, применение на уроках материалов, взятых из конференций TED, помогают обогатить урок полезной информацией. TED – это аббревиатура от английского Technology Entertainment Design - технологии, развлечения, дизайн является проектом частного американского некоммерческого фонда. Целью данного проекта является распространение уникальных идей («ideаs wоrth sprеading» - в переводе с англ. языка «идеи достойные распространения») и обмен информацией для обогащения процесса обучения и помощи в организации интересных и продуктивных занятий. Он охватывает все важные сферы деятельности человека и большинство глобальных проблем современности. Все видео материалы, которые опубликованы на сайте, являются лицензированными (имеют Creаtive Commоns Licеnse), поэтому ролики можно бесплатно смотреть на сайте, скачивать на свой компьютер в HD-качестве и пересылать друзьям.
Данные материалы очень полезны для формирования и развития лексических навыков, навыков аудирования, умений, связанных с работой над публичными выступлениями и презентациями. Работы прекрасно мотивируют и активизируют учеников, побуждают их формировать собственную точку зрения, искать дополнительную информацию для ее подкрепления, представлять ее в группе, подкрепив правильной аргументацией, не соглашаться и дискутировать с другими участниками обсуждения.
Для достижения стабильно высоких результатов учителям необходимо привлекать учащихся к участию в олимпиадах и конкурсах по предмету. Конкурсные задания обычно рассчитаны на детей, которые занимаются предметом на углубленном уровне. Школьники с помощью таких мероприятий смогут проверить уровень своих знаний не только на уровне класса, но и в масштабах всей страны. Олимпиады и конкурсы помогают при подготовке детей к сдаче государственных экзаменов.
Большое значение в формировании информационной культуры имеет образование, которое призвано готовить нового специалиста, способного справляться с большими потоками информации. Каждая учебная дисциплина имеет соответствующий подход и свои педагогические возможности по развитию информационной культуры ученика.
На современном этапе существует много способов вовлечения школьников в информационный процесс. Предмет «Иностранный язык» предлагает широкий выбор дополнительных мультимедийных продуктов. Существует целый ряд аудиокурсов для изучения иностранного языка. Они помогают детям с разным багажом знаний освоить английский язык: «Английский за 30 минут в день. Аудиокурсы (CD mp3)», Ханс Г. Хофманн - Самоучитель английского языка: Практический курс (Учебник + аудиокурс), Элизабет Смит - Английский за 6 недель, Соня Браф, Каролин Виттманн - Английский за 30 дней, Living Language - Fluent English (PDF + 3 CD), BBC Grammar Challenge (87 выпусков и др.).
Всем известно, что иллюстративный материал эффективно воздействует на восприятие школьников. Как говорится в английской пословице: «A picture is worth a thousand words.» Для визуализации процесса обучения целесообразно использовать компьютерные презентации на каждом уроке, при этом использовать крупный шрифт и яркие картинки.
Метод проектов является передовой технологией, и ученые рекомендуют использовать ее как можно чаще в своей работе. При работе с проектом дети используют различные приемы – это сбор и синтез информации из разных источников, осмысление и воспроизведение. Приобретенный исследовательский навык поможет школьникам в дальнейшем на уроках осваивать сложные грамматические конструкции в английском языке и применять их на практике. Проектная методика способствует также развитию индивидуальных творческих способностей обучающихся. Всё это способствует развитию интереса школьников к предмету, как говорил Конфуций: «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю.» Умение применять проектную методику – это показатель высокого профессионализма учителя.
В заключении хотела бы отметить: нестандартные формы урока и внеурочной школьной деятельности способствуют созданию мотивации к обучению. Для увеличения интереса обучающихся к предмету и развития творческого потенциала школьников учителю необходимо расширить кругозор детей, используя нетрадиционные подходы к обучению. Подобные уроки развивают социокультурную компетенцию учеников, заставляют преодолеть психологический барьер и наладить общение на иностранном языке.
Список использованной литературы:
1. Антонова, О.В. Повышение мотивации студентов при изучении иностранного языка в неязыковых вузах / О.В. Антонова // Повышение мотивации студентов при изучении иностранного языка в неязыковых вузах: Современные технологии обучения иностранному языку в неязыковом вузе: Тезисы выступлений участников межвузовского Круглого стола, 6 февраля 2015 года. – Оренбург, 2015. - С.9-12.
2. Баргова, С.А. Формирование положительной мотивации к изучению иностранного языка у обучающихся / С.А. Баргова. Режим доступа https://урок.рф/library/formirovanie__polozhitelnoj_motivatcii_k_izucheniyu_i_174433.html - Загл. с экрана. – (дата обращения: 17.06.2017)
3. Глущенко, О.А. К проблеме поддержания и повышения мотивации к изучению иностранного языка. / О.А. Глущенко. Режим доступа https://psibook.com/articles/k-probleme-podderzhaniya-i-povysheniya-motivatsii-k-izucheniyu-inostrannogo-yazyka.html - Загл. с экрана. – (дата обращения: 17.06.2017)
4. Колюх, Е.В. Пути повышения мотивации учащихся при изучении иностранного языка. / Е.В. Колюх. Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/525738/ - Загл. с экрана. – (дата обращения: 17.06.2017)
5. Мурашко, С.А. Информационные технологии как средство повышения эффективности современного урока иностранного языка / С.А. Мурашко // Современный урок иностранного языка в свете основных положений Концепции иноязычного образования. – 2011. - №54. – С.70-75.
6. Нечаева, О.С. Повышение мотивации при изучении иностранного языка на среднем этапе. / О.С. Нечаева. Режим доступа http://bigpo.ru/potra/Реферат+повышение+мотивацииa/main.html - Загл. с экрана. – (дата обращения: 17.06.2017)
7. Саврас, Л.В. Приемы активизации устной речи учащихся на уроках английского языка / Л.В. Саврас // Современный урок иностранного языка в свете основных положений Концепции иноязычного образования. – 2011. - №54. – С.18-25.
8. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам : базовый курс лекций : пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.
9. Солонцова, Л. П. Современная методика обучения иностранным языкам (общие вопросы, базовый курс) : Учебник для студентов педагогической специальности и преподавателей иностранных языков разных типов образовательных учреждений/ Л. П. Солонцова. – Павлодар: ПГПИ, 2009. – 248 с.
10. Халюшева, Г.Р. Использование материалов конференций TED на занятиях по иностранному языку / Г.Р. Халюшева // Использование материалов конференций TED на занятиях по иностранному языку: Современные технологии обучения иностранному языку в неязыковом вузе: Тезисы выступлений участников межвузовского Круглого стола, 6 февраля 2015 года. – Оренбург, 2015. - С.80-87.
11. Щербанева, К.В. Повышение уровня мотивации к изучению иностранного языка / К.В. Щербанева. Режим доступа https://slovo.ws/naurok/inostrannye_yazyki/text-58099396.html - Загл. с экрана. – (дата обращения: 17.06.2017)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выполнил: Аксёнова Анастасия Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Место работы: МБОУ ЦО№18 г.Тулы
«Пути развития познавательной мотивации учащихся в ходе изучения иностранного языка»
Для возникновения процесса обучения необходима коммуникация. Ряд ученых считают, что общение состоится только тогда, когда учтены особенности всех участников. Учитель и ученик должны плотно взаимодействовать и только тогда появится результат. Существуют много приемов, которые помогут учителям наладить контакт с обучающимися, но самыми эффективными являются интерактивные приемы.
Интерактивные формы работы способствуют реализации комфортных условий, так как все школьники вовлечены в одну деятельность и тесно сотрудничают между собой. Интерактивное обучение – это технология обучения во взаимодействии, которая направлена на поиск решений коммуникативных и речевых задач. Использование подобной технологии отличается многими преимуществами: задействованы все ученики, можно использовать групповую и парную формы работы, все дети одинаково заинтересованы и вовлечены в поиск нахождения решений проблемных ситуаций.
Уровень освоения учебного материала во многом зависит от выбора учителя, какие методы и приемы он использует на своих уроках. Для стимулирования учащихся существует ряд технологий, в том числе информационных. Рассмотрим самые популярные и плодотворные.
Вовлечение школьников в сюжетно-ролевые игры помогают усваивать материал без заучивания наизусть. При проведении ролевых игр возможны два варианта: учащемуся предлагается роль другого человека; школьник изображает себя, попавшего в определённую ситуацию. Игры помогают ребенку снять стресс и накопившуюся усталость, а также легче запомнить программный материал.
Инсценировка диалогов заставляет учащихся становится активными участниками процесса коммуникации, позволяет запоминать устойчивые языковые структуры, расширяет словарный запас, развивает актерские способности у школьников.
Развитию языковых навыков и расширению кругозора у детей способствуют использование на уроках иностранного языка пословиц и поговорок (для начального и среднего звена). Например, Read the proverb. Explain what it means for you: My home is my castle. Цитаты отлично подойдут на уроках в старших классах, т.к. способствуют развитию творческого мышления, помогают выразить свои мысли и чувства, формируют критическое мышление. Например, Read what people said about our society centuries ago, and not so long ago. Choose one saying you like best and explain your choice: 1. Man is least himself when he talks in his own person. Give him a mask, and he will tell you the truth. Oscar Wilde. 2. Life is a foreign language — all men mispronounce it. Christopher Morley. 3. What is the difference between unethical and ethical advertising? Unethical advertising uses falsehoods to deceive the public; ethical advertising uses truth to deceive the public. Vilhjalmur Stefansson. 4. All human actions have one or more of these seven causes: chance, nature, compulsion, habit, reason, passion, and desire. Aristotle. 5. Not the power to remember, but its very opposite, the power to forget, is a necessary condition for our existence. Sholem Asch.
Для привлечения внимания и интереса детей на уроках иностранного языка целесообразно использовать песни зарубежных исполнителей, т.к. некоторые песни ученики слышали ранее, то школьникам будет интересно узнать их содержание. При этом учитель решает несколько задач: знакомит обучающихся с культурой страны изучаемого языка и расширяет словарный запас.
Использование Интернет источников с целью нахождения дополнительной информации по изучаемой теме, благоприятно сказывается на процессе освоения предмета «Иностранный язык». Так, применение на уроках материалов, взятых из конференций TED, помогают обогатить урок полезной информацией. TED – это аббревиатура от английского Technology Entertainment Design - технологии, развлечения, дизайн является проектом частного американского некоммерческого фонда. Целью данного проекта является распространение уникальных идей («ideаs wоrth sprеading» - в переводе с англ. языка «идеи достойные распространения») и обмен информацией для обогащения процесса обучения и помощи в организации интересных и продуктивных занятий. Он охватывает все важные сферы деятельности человека и большинство глобальных проблем современности. Все видео материалы, которые опубликованы на сайте, являются лицензированными (имеют Creаtive Commоns Licеnse), поэтому ролики можно бесплатно смотреть на сайте, скачивать на свой компьютер в HD-качестве и пересылать друзьям.
Данные материалы очень полезны для формирования и развития лексических навыков, навыков аудирования, умений, связанных с работой над публичными выступлениями и презентациями. Работы прекрасно мотивируют и активизируют учеников, побуждают их формировать собственную точку зрения, искать дополнительную информацию для ее подкрепления, представлять ее в группе, подкрепив правильной аргументацией, не соглашаться и дискутировать с другими участниками обсуждения.
Для достижения стабильно высоких результатов учителям необходимо привлекать учащихся к участию в олимпиадах и конкурсах по предмету. Конкурсные задания обычно рассчитаны на детей, которые занимаются предметом на углубленном уровне. Школьники с помощью таких мероприятий смогут проверить уровень своих знаний не только на уровне класса, но и в масштабах всей страны. Олимпиады и конкурсы помогают при подготовке детей к сдаче государственных экзаменов.
Большое значение в формировании информационной культуры имеет образование, которое призвано готовить нового специалиста, способного справляться с большими потоками информации. Каждая учебная дисциплина имеет соответствующий подход и свои педагогические возможности по развитию информационной культуры ученика.
На современном этапе существует много способов вовлечения школьников в информационный процесс. Предмет «Иностранный язык» предлагает широкий выбор дополнительных мультимедийных продуктов. Существует целый ряд аудиокурсов для изучения иностранного языка. Они помогают детям с разным багажом знаний освоить английский язык: «Английский за 30 минут в день. Аудиокурсы (CD mp3)», Ханс Г. Хофманн - Самоучитель английского языка: Практический курс (Учебник + аудиокурс), Элизабет Смит - Английский за 6 недель, Соня Браф, Каролин Виттманн - Английский за 30 дней, Living Language - Fluent English (PDF + 3 CD), BBC Grammar Challenge (87 выпусков и др.).
Всем известно, что иллюстративный материал эффективно воздействует на восприятие школьников. Как говорится в английской пословице: «A picture is worth a thousand words.» Для визуализации процесса обучения целесообразно использовать компьютерные презентации на каждом уроке, при этом использовать крупный шрифт и яркие картинки.
Метод проектов является передовой технологией, и ученые рекомендуют использовать ее как можно чаще в своей работе. При работе с проектом дети используют различные приемы – это сбор и синтез информации из разных источников, осмысление и воспроизведение. Приобретенный исследовательский навык поможет школьникам в дальнейшем на уроках осваивать сложные грамматические конструкции в английском языке и применять их на практике. Проектная методика способствует также развитию индивидуальных творческих способностей обучающихся. Всё это способствует развитию интереса школьников к предмету, как говорил Конфуций: «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю.» Умение применять проектную методику – это показатель высокого профессионализма учителя.
В заключении хотела бы отметить: нестандартные формы урока и внеурочной школьной деятельности способствуют созданию мотивации к обучению. Для увеличения интереса обучающихся к предмету и развития творческого потенциала школьников учителю необходимо расширить кругозор детей, используя нетрадиционные подходы к обучению. Подобные уроки развивают социокультурную компетенцию учеников, заставляют преодолеть психологический барьер и наладить общение на иностранном языке.
Список использованной литературы:
1. Антонова, О.В. Повышение мотивации студентов при изучении иностранного языка в неязыковых вузах / О.В. Антонова // Повышение мотивации студентов при изучении иностранного языка в неязыковых вузах: Современные технологии обучения иностранному языку в неязыковом вузе: Тезисы выступлений участников межвузовского Круглого стола, 6 февраля 2015 года. – Оренбург, 2015. - С.9-12.
2. Баргова, С.А. Формирование положительной мотивации к изучению иностранного языка у обучающихся / С.А. Баргова. Режим доступа https://урок.рф/library/formirovanie__polozhitelnoj_motivatcii_k_izucheniyu_i_174433.html - Загл. с экрана. – (дата обращения: 17.06.2017)
3. Глущенко, О.А. К проблеме поддержания и повышения мотивации к изучению иностранного языка. / О.А. Глущенко. Режим доступа https://psibook.com/articles/k-probleme-podderzhaniya-i-povysheniya-motivatsii-k-izucheniyu-inostrannogo-yazyka.html - Загл. с экрана. – (дата обращения: 17.06.2017)
4. Колюх, Е.В. Пути повышения мотивации учащихся при изучении иностранного языка. / Е.В. Колюх. Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/525738/ - Загл. с экрана. – (дата обращения: 17.06.2017)
5. Мурашко, С.А. Информационные технологии как средство повышения эффективности современного урока иностранного языка / С.А. Мурашко // Современный урок иностранного языка в свете основных положений Концепции иноязычного образования. – 2011. - №54. – С.70-75.
6. Нечаева, О.С. Повышение мотивации при изучении иностранного языка на среднем этапе. / О.С. Нечаева. Режим доступа http://bigpo.ru/potra/Реферат+повышение+мотивацииa/main.html - Загл. с экрана. – (дата обращения: 17.06.2017)
7. Саврас, Л.В. Приемы активизации устной речи учащихся на уроках английского языка / Л.В. Саврас // Современный урок иностранного языка в свете основных положений Концепции иноязычного образования. – 2011. - №54. – С.18-25.
8. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам : базовый курс лекций : пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.
9. Солонцова, Л. П. Современная методика обучения иностранным языкам (общие вопросы, базовый курс) : Учебник для студентов педагогической специальности и преподавателей иностранных языков разных типов образовательных учреждений/ Л. П. Солонцова. – Павлодар: ПГПИ, 2009. – 248 с.
10. Халюшева, Г.Р. Использование материалов конференций TED на занятиях по иностранному языку / Г.Р. Халюшева // Использование материалов конференций TED на занятиях по иностранному языку: Современные технологии обучения иностранному языку в неязыковом вузе: Тезисы выступлений участников межвузовского Круглого стола, 6 февраля 2015 года. – Оренбург, 2015. - С.80-87.
11. Щербанева, К.В. Повышение уровня мотивации к изучению иностранного языка / К.В. Щербанева. Режим доступа https://slovo.ws/naurok/inostrannye_yazyki/text-58099396.html - Загл. с экрана. – (дата обращения: 17.06.2017)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной мотивации учащихся на уроках немецкого языка через использование игровых и информационных технологий
Важнейшей задачей школы является создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя....
« Развитие коммуникативно - познавательной деятельности учащихся в процессе овладения иностранным языком»
Что же служит источником развития речемышления на уроках иностранного языка и как необходимо организовать обучение, чтобы решить коммуникативную задачу - вызвать у учащегося потребность в иноязычной р...
Роль аутентичных материалов в развитии познавательной активности учащихся в процессе обучения иностранному языку
Автор данной статьи предлагает разнообразные формы, приемы и методы работы с аутентичными материалами (песнями, различными видами художественных и функциональных текстов) на уроках английского я...
Пути развития познавательной мотивации у обучаемых в ходе изучения иностранного языка
Цель данной статьи - повышение мотивации и качества обучения студентов СПО иностранному языку с использованием традиционных и инновационных форм и методов обучения....
Формирование и развитие познавательной мотивации учащихся в процессе работы над лексикой на уроках немецкого языка
В данной работе представлены лексические упражнения, способствующие повысить мотивацию учащихся к изучению немецкого языка...
- Мне нравится (1)