Использование ролевых игр на уроках английского языка для развития функциональной грамотности учащихся
учебно-методический материал по английскому языку

 Рассматривая функциональную грамотность с точки зрения английского языка, следует отметить, что, если раньше главными задачами обучения иностранному языку выступали вооружение учащихся большим лексическим запасом, знанием грамматики и умением читать и переводить тексты, то в настоящее время упор делается на развитие коммуникативной компетентности. Современный ученик должен уметь вступать в общение на иностранном языке и поддерживать его, ориентироваться в другой стране, уметь рассказать о свой стране, людях, которые в ней живут, их традициях, обычаях. Таким образом, школа должна развивать навыки функциональной грамотности учащихся, т. е. их умения интегрировать связь образования с многоплановой человеческой деятельностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ролевых игр на уроках английского языка для развития функциональной грамотности учащихся

 Рассматривая функциональную грамотность с точки зрения английского языка, хочется отметить, что, если раньше главными задачами обучения иностранному языку выступали вооружение учащихся большим лексическим запасом, знанием грамматики и умением читать и переводить тексты, то в настоящее время упор делается на развитие коммуникативной компетентности. Современный ученик должен уметь вступать в общение на иностранном языке и поддерживать его, ориентироваться в другой стране, уметь рассказать о свой стране, людях, которые в ней живут, их традициях, обычаях. Таким образом, школа должна развивать навыки функциональной грамотности учащихся, т. е. их умения интегрировать связь образования с многоплановой человеческой деятельностью.

Как учителя английского языка, мы видим свою роль в создании на уроках благоприятной среды для формирования функциональной грамотности, а именно её коммуникативной составляющей.

Мы понимаем, что основная цель урока должна быть направлена на формирование функциональной грамотности, что надо поменять свою роль на уроке, изменить в целом подход к выбору заданий, текстов. Мы начинаем думать, искать, пробовать, как мотивировать ребенка на изучение английского, как сделать урочный процесс эффективным, продуктивным, интересным.

 Одной из стратегий данного подхода я считаю применение метода ролевых игр, который позволяет использовать английский язык в реальных жизненных ситуациях, сосредоточиться больше на общении, нежели на грамматике или чтении, а также способствует развитию креативности и самостоятельности мышления.

Ролевая игра — это интерактивный метод обучения, который представляет собой моделирование различных ситуаций прямо на уроке. Такая методика преподавания английского используется для освоения нового материала и закрепления пройденного, для развития творческих способностей учащихся и их раскрепощения.

Путём создания абсолютно обычных жизненных ситуаций, ученики погружаются в языковую среду. Таким образом, они применяют все свои знания на практике и начинают думать и говорить на иностранном языке менее скованно.

Кроме того, ролевые игры снимают психологическое напряжение на уроке, позволяют даже слабым ученикам проявить себя. Важным преимуществом этой стратегии я считаю то, что можно проводить их в различном режиме: индивидуальном, парном и групповом.

 Отметим несколько важных моментов в организации ролевой игры для развития функциональной грамотности на уроках английского языка:

1. Определение целей и задач игры. Необходимо определить, какие языковые навыки и умения будут развиваться в ходе игры, например, умение общаться на английском языке в различных ситуациях, умение вести дискуссию, умение слушать и понимать собеседника и т.д.

2. Выбор темы: выбираем тему, которая будет интересна ученикам и позволит им использовать различные функции языка, такие как описание, объяснение, убеждение и т.д.

3. Роли: делим учеников на группы и назначаем каждой группе определенную роль. Например, если тема – поездка в Лондон, то одна группа может играть роль туристов, другая – гидов, третья – продавцов сувениров и т.д.

4. Сценарий: разрабатываем сценарий, который будет определять ход игры. Сценарий должен содержать различные ситуации, в которых ученики будут использовать различные функции языка.

5. Разыгрывание: позволяем ученикам разыгрывать свои роли и использовать язык в соответствии с сценарием. При этом нужно учитывать, что ученики могут использовать язык на своем уровне, и не стоит ожидать от них совершенства.

6. Обсуждение: после игры проводим обсуждение, в котором ученики смогут поделиться своими мыслями и впечатлениями о том, как им удалось использовать язык в ролевой игре. Это помогает им осознать свой прогресс.

Рассмотрим несколько примеров ролевых игр.

Например, в младших классах, при закреплении вокабуляра и Present Simple учащиеся могут загадать животное или какой-нибудь предмет и описать его образ жизни или свойства: I am small. I am cute. I live in the forest. I have big ears and a small tail. I can jump. I don’t eat meat, I eat grass. I am very timid. I am afraid of wolves and foxes. С учащимися средней параллели при разыгрывании диалогов из учебника можно акцентировать внимание на проявлении эмоций, жестов, мимики. К примеру, успешно проходят ролевые игры по темам: «В кино», «В парке», «В незнакомом городе», «О хобби».

С помощью данных ролевых игр мы развиваем финансовую и математическую грамотность или,  например, глобальные компетенции.

Например, изучая туристические достопримечательности разных стран, даётся задание: составить список достопримечательностей своей страны. Далее, предлагаются определённые выражения, которые отрабатываются и включаются в ролевую игру «Where to go?».

На старшей параллели, где уровень лексических и грамматических навыков позволяют учащимся строить собственные диалоги при разыгрывании сюжетов, применение ролевых игр очень разнообразит урок, делает его оригинальным и запоминающимся. К примеру, разыграть интервью между журналистом и спортсменом, журналистом и работником компании, работодателем и соискателем должности, экзаменатором и экзаменуемым, врачом и пациентом или после прочтения текстов можно попросить учащихся разыграть сценку между персонажами текста, не ограничиваясь лишь информацией из учебника.

Можно использовать так называемые «легенды» для каждого персонажа или применение каких-либо конкретных фраз, обсуждение сильных и слабых сторон чего-либо. Например, при разыгрывании сцены между двумя соседями, можно предложить учащимся конфликтную ситуацию, когда один из соседей имеет собаку, которая громко лает, а другому соседу это мешает. Учителю важно продумывать те обстоятельства, в которых окажутся герои игры: во-первых, она должна быть взятой из реальной жизни, во-вторых, она должна быть интересна учащимся, давать им возможность проявить свой артистизм, умение выходить из различных ситуаций, применяя изученный или новый вокабуляр, разговорные клише и структуры.

К слову сказать, УМК, по которому мы работаем, подходит для внедрения ролевых игр в процесс обучения. Учебники содержат множество познавательных текстов, учащиеся имеют возможность прослушивать аутентичные радиопередачи, интервью благодаря аудиоприложениям. Темы и проблемы, рассматриваемые в учебниках, позволяют ребятам применять как деловой, так и неформальный стиль в общении.

Польза ролевых игр

Такие занятия уже доказали свою эффективность в педагогике. Рассмотрим преимущества ролевой игры как элемента обучения английскому языку.

Лексическая сторона
С одной стороны, происходит пополнение словарного запаса, новые слова запоминаются быстрее. С другой стороны, появляется возможность применить ранее пройденный материал на практике и «разбудить» «пассивный» словарный запас, переведя его в «активный». Ведь чем чаще мы говорим на иностранном языке, тем легче нам «извлекать» из памяти нужные слова.

Фонетическая сторона
Благодаря таким заданиям, ученикам становится проще говорить самим и воспринимать иностранную речь «на слух». Вживаясь в роль, они адаптируются к реальным ситуациям, которые могут происходить в жизни.

Грамматическая сторона
Без должного знания грамматики играть сложно. Однако именно с помощью таких занятий можно не только обнаружить свои «слабые» стороны, но и хорошенько их «прокачать».

Практическое применение
Каждая ситуация должна быть построена по определенному сценарию и тематике, должна быть понятной и интересной учащимся. Например, обыгрываются ситуации в магазине, в путешествии (в аэропорту, на вокзале, в незнакомом городе), у врача или в ресторане, в школе или в музее, на собеседовании или на работе, и т. д.

Повышение мотивацию к дальнейшему обучению
Ученикам не только интересно расслабляться и развлекаться на уроках. По средствам таких занятий, они понимают ценность вложенных знаний, видят свои «пробелы», и начинают лучше понимать, над чем им стоит «поработать» и зачем им это надо.

Общее развитие
Ролевые игры развивают творческое начало и раскрепощают, расширяют кругозор учащихся по средствам изучения и отработки различных тем.

Интеллектуальная направленность
При использовании методов «мозгового штурма» у участников запускается активный мыслительный процесс, улучшается концентрация внимания и активизируется работа памяти (вспоминается даже то, что «не знали»).

Социально-командная ориентированность
Эти задания направлены на взаимодействие друг с другом, общение, решение проблем и задач, то есть учат работать сообща.

Заключение

В ролевых играх не важно, какой уровень знаний имеют участники, поэтому их желательно проводить с самого начала обучения английскому. Проецировать события и моделировать реальные ситуации очень важно, также важно хорошо готовиться к таким занятиям и писать сценарий.

Чем больше мы имеем лексических, фонетических и грамматических знаний, тем легче нам играть. А чем больше мы играем, тем больше знаний получаем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ролевых игр на уроках английского языка как средство формирования учебно-познавательной деятельности

Материалы к аттестации (Аттестационный проект на I квалификационную категорию)...

Ролевая игра при изучении английского языка для развития устной речи учащихся.

На уроках школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или отвергнуть его, умение целенаправ...

РОЛЬ АУДИРОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье рассматривается аудирование как функциональное умениепри формировании функциональной грамотности обучающихся иподнимается вопрос важности развития данного умения на урокаханглийского языка.Кл...

Технологическая карта урока английского языка по формированию функциональной грамотности по теме "What\'s for pudding?"

Разработка урока английского языка в 4 классе по теме "Что на десерт?", учебник Spotllight...