Использование ролевых игр на уроках английского языка для развития функциональной грамотности учащихся
учебно-методический материал по английскому языку
Рассматривая функциональную грамотность с точки зрения английского языка, следует отметить, что, если раньше главными задачами обучения иностранному языку выступали вооружение учащихся большим лексическим запасом, знанием грамматики и умением читать и переводить тексты, то в настоящее время упор делается на развитие коммуникативной компетентности. Современный ученик должен уметь вступать в общение на иностранном языке и поддерживать его, ориентироваться в другой стране, уметь рассказать о свой стране, людях, которые в ней живут, их традициях, обычаях. Таким образом, школа должна развивать навыки функциональной грамотности учащихся, т. е. их умения интегрировать связь образования с многоплановой человеческой деятельностью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование ролевых игр на уроках английского языка для развития функциональной грамотности учащихся
Рассматривая функциональную грамотность с точки зрения английского языка, хочется отметить, что, если раньше главными задачами обучения иностранному языку выступали вооружение учащихся большим лексическим запасом, знанием грамматики и умением читать и переводить тексты, то в настоящее время упор делается на развитие коммуникативной компетентности. Современный ученик должен уметь вступать в общение на иностранном языке и поддерживать его, ориентироваться в другой стране, уметь рассказать о свой стране, людях, которые в ней живут, их традициях, обычаях. Таким образом, школа должна развивать навыки функциональной грамотности учащихся, т. е. их умения интегрировать связь образования с многоплановой человеческой деятельностью.
Как учителя английского языка, мы видим свою роль в создании на уроках благоприятной среды для формирования функциональной грамотности, а именно её коммуникативной составляющей.
Мы понимаем, что основная цель урока должна быть направлена на формирование функциональной грамотности, что надо поменять свою роль на уроке, изменить в целом подход к выбору заданий, текстов. Мы начинаем думать, искать, пробовать, как мотивировать ребенка на изучение английского, как сделать урочный процесс эффективным, продуктивным, интересным.
Одной из стратегий данного подхода я считаю применение метода ролевых игр, который позволяет использовать английский язык в реальных жизненных ситуациях, сосредоточиться больше на общении, нежели на грамматике или чтении, а также способствует развитию креативности и самостоятельности мышления.
Ролевая игра — это интерактивный метод обучения, который представляет собой моделирование различных ситуаций прямо на уроке. Такая методика преподавания английского используется для освоения нового материала и закрепления пройденного, для развития творческих способностей учащихся и их раскрепощения.
Путём создания абсолютно обычных жизненных ситуаций, ученики погружаются в языковую среду. Таким образом, они применяют все свои знания на практике и начинают думать и говорить на иностранном языке менее скованно.
Кроме того, ролевые игры снимают психологическое напряжение на уроке, позволяют даже слабым ученикам проявить себя. Важным преимуществом этой стратегии я считаю то, что можно проводить их в различном режиме: индивидуальном, парном и групповом.
Отметим несколько важных моментов в организации ролевой игры для развития функциональной грамотности на уроках английского языка:
1. Определение целей и задач игры. Необходимо определить, какие языковые навыки и умения будут развиваться в ходе игры, например, умение общаться на английском языке в различных ситуациях, умение вести дискуссию, умение слушать и понимать собеседника и т.д.
2. Выбор темы: выбираем тему, которая будет интересна ученикам и позволит им использовать различные функции языка, такие как описание, объяснение, убеждение и т.д.
3. Роли: делим учеников на группы и назначаем каждой группе определенную роль. Например, если тема – поездка в Лондон, то одна группа может играть роль туристов, другая – гидов, третья – продавцов сувениров и т.д.
4. Сценарий: разрабатываем сценарий, который будет определять ход игры. Сценарий должен содержать различные ситуации, в которых ученики будут использовать различные функции языка.
5. Разыгрывание: позволяем ученикам разыгрывать свои роли и использовать язык в соответствии с сценарием. При этом нужно учитывать, что ученики могут использовать язык на своем уровне, и не стоит ожидать от них совершенства.
6. Обсуждение: после игры проводим обсуждение, в котором ученики смогут поделиться своими мыслями и впечатлениями о том, как им удалось использовать язык в ролевой игре. Это помогает им осознать свой прогресс.
Рассмотрим несколько примеров ролевых игр.
Например, в младших классах, при закреплении вокабуляра и Present Simple учащиеся могут загадать животное или какой-нибудь предмет и описать его образ жизни или свойства: I am small. I am cute. I live in the forest. I have big ears and a small tail. I can jump. I don’t eat meat, I eat grass. I am very timid. I am afraid of wolves and foxes. С учащимися средней параллели при разыгрывании диалогов из учебника можно акцентировать внимание на проявлении эмоций, жестов, мимики. К примеру, успешно проходят ролевые игры по темам: «В кино», «В парке», «В незнакомом городе», «О хобби».
С помощью данных ролевых игр мы развиваем финансовую и математическую грамотность или, например, глобальные компетенции.
Например, изучая туристические достопримечательности разных стран, даётся задание: составить список достопримечательностей своей страны. Далее, предлагаются определённые выражения, которые отрабатываются и включаются в ролевую игру «Where to go?».
На старшей параллели, где уровень лексических и грамматических навыков позволяют учащимся строить собственные диалоги при разыгрывании сюжетов, применение ролевых игр очень разнообразит урок, делает его оригинальным и запоминающимся. К примеру, разыграть интервью между журналистом и спортсменом, журналистом и работником компании, работодателем и соискателем должности, экзаменатором и экзаменуемым, врачом и пациентом или после прочтения текстов можно попросить учащихся разыграть сценку между персонажами текста, не ограничиваясь лишь информацией из учебника.
Можно использовать так называемые «легенды» для каждого персонажа или применение каких-либо конкретных фраз, обсуждение сильных и слабых сторон чего-либо. Например, при разыгрывании сцены между двумя соседями, можно предложить учащимся конфликтную ситуацию, когда один из соседей имеет собаку, которая громко лает, а другому соседу это мешает. Учителю важно продумывать те обстоятельства, в которых окажутся герои игры: во-первых, она должна быть взятой из реальной жизни, во-вторых, она должна быть интересна учащимся, давать им возможность проявить свой артистизм, умение выходить из различных ситуаций, применяя изученный или новый вокабуляр, разговорные клише и структуры.
К слову сказать, УМК, по которому мы работаем, подходит для внедрения ролевых игр в процесс обучения. Учебники содержат множество познавательных текстов, учащиеся имеют возможность прослушивать аутентичные радиопередачи, интервью благодаря аудиоприложениям. Темы и проблемы, рассматриваемые в учебниках, позволяют ребятам применять как деловой, так и неформальный стиль в общении.
Польза ролевых игр
Такие занятия уже доказали свою эффективность в педагогике. Рассмотрим преимущества ролевой игры как элемента обучения английскому языку.
Лексическая сторона
С одной стороны, происходит пополнение словарного запаса, новые слова запоминаются быстрее. С другой стороны, появляется возможность применить ранее пройденный материал на практике и «разбудить» «пассивный» словарный запас, переведя его в «активный». Ведь чем чаще мы говорим на иностранном языке, тем легче нам «извлекать» из памяти нужные слова.
Фонетическая сторона
Благодаря таким заданиям, ученикам становится проще говорить самим и воспринимать иностранную речь «на слух». Вживаясь в роль, они адаптируются к реальным ситуациям, которые могут происходить в жизни.
Грамматическая сторона
Без должного знания грамматики играть сложно. Однако именно с помощью таких занятий можно не только обнаружить свои «слабые» стороны, но и хорошенько их «прокачать».
Практическое применение
Каждая ситуация должна быть построена по определенному сценарию и тематике, должна быть понятной и интересной учащимся. Например, обыгрываются ситуации в магазине, в путешествии (в аэропорту, на вокзале, в незнакомом городе), у врача или в ресторане, в школе или в музее, на собеседовании или на работе, и т. д.
Повышение мотивацию к дальнейшему обучению
Ученикам не только интересно расслабляться и развлекаться на уроках. По средствам таких занятий, они понимают ценность вложенных знаний, видят свои «пробелы», и начинают лучше понимать, над чем им стоит «поработать» и зачем им это надо.
Общее развитие
Ролевые игры развивают творческое начало и раскрепощают, расширяют кругозор учащихся по средствам изучения и отработки различных тем.
Интеллектуальная направленность
При использовании методов «мозгового штурма» у участников запускается активный мыслительный процесс, улучшается концентрация внимания и активизируется работа памяти (вспоминается даже то, что «не знали»).
Социально-командная ориентированность
Эти задания направлены на взаимодействие друг с другом, общение, решение проблем и задач, то есть учат работать сообща.
Заключение
В ролевых играх не важно, какой уровень знаний имеют участники, поэтому их желательно проводить с самого начала обучения английскому. Проецировать события и моделировать реальные ситуации очень важно, также важно хорошо готовиться к таким занятиям и писать сценарий.
Чем больше мы имеем лексических, фонетических и грамматических знаний, тем легче нам играть. А чем больше мы играем, тем больше знаний получаем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ролевых игр на уроках английского языка как средство формирования учебно-познавательной деятельности
Материалы к аттестации (Аттестационный проект на I квалификационную категорию)...
Ролевая игра при изучении английского языка для развития устной речи учащихся.
На уроках школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или отвергнуть его, умение целенаправ...
Учебно-методическое пособие для учащихся 5 – 11 классов ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ по теме «Ролевая игра на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся»
Данный материал предназначен для учащихся 5-11 классов....
Использование ролевых игр на уроках английского языка как средство формирования учебно-познавательной деятельности кадет.
Ролевая игра как средство создания коммуникативной ситуации. Статья....
РОЛЬ АУДИРОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В статье рассматривается аудирование как функциональное умениепри формировании функциональной грамотности обучающихся иподнимается вопрос важности развития данного умения на урокаханглийского языка.Кл...
РОЛЬ АУДИРОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья...
Технологическая карта урока английского языка по формированию функциональной грамотности по теме "What\'s for pudding?"
Разработка урока английского языка в 4 классе по теме "Что на десерт?", учебник Spotllight...