Аффиксация как основной способ словообразования при подготовке к ОГЭ.
проект по английскому языку (8 класс)
В работе представлен материал для подготовки к экзамену по английскому языку в 9 классе в разделе "Словообразование". Работа будет полезна как учителям , так и обучающемся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Основные способы словобразования в английском языке. | 73.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №2»
Лицейская научно-практическая конференция школьников
СЕКЦИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Тема: «Аффиксация
как основной способ словообразования
при подготовке к ОГЭ по английскому языку»
Выполнена:
учеником 8 А класса
МБОУ «Лицей №2»
Игнатовым Александром
Научный руководитель:
учитель английского языка
МБОУ «Лицей №2»
Карпенко Марина Владимировна
Протвино
202
Введение
По статистике в Московской области все больше учащихся старших классов выбирают английский язык для сдачи ОГЭ в 9 классе, а в дальнейшем и ЕГЭ в 11 классе. В заданиях № 29-34 ОГЭ по английскому языку в разделе «Грамматика и лексика» объектом контроля является умение использовать словообразовательные аффиксы английского языка. Тип задания – краткий ответ, для получения которого необходимо заполнить пропуски в тексте лексически и грамматически согласующимися с контекстом словами, преобразуя их с помощью словообразовательных элементов слова. Чтобы успешно выполнить эти задания, учащийся должен иметь богатый словарный запас, владеть аффиксальными способами словообразования и, соответственно, знать суффиксы и префиксы различных частей речи. Практика показывает, что учащиеся испытывают большие трудности в их применении, т.к. нет единого алгоритма использования определенных словообразовательных элементов с различными частями речи.
Изучая английский язык по учебному курсу «Rainbow English», Афанасьевой О.В., Михеевой К.М., Барановой К.М. для 8 класса, мы выяснили, что задания по словообразованию имеются, но их недостаточно для успешной подготовки к сдаче ОГЭ.
Нами была поставлена цель - исследование учебного материала, выявление наиболее часто употребляемых суффиксов и префиксов и систематизация их в виде таблиц.
Объект исследования: использование аффиксов с различными частями речи
Предмет исследования: суффиксы и префиксы существительных, прилагательных и глаголов
Методы исследования: эвристический, исследовательский, проектный.
Задачи:
- изучить и проанализировать литературу по аффиксальному способу словообразования;
- выявить существительные, прилагательные, глаголы, образованные суффиксальным и префиксальным способом, во всей линейке УМК «Rainbow English»;
- исследовать частотность употребления суффиксов существительных, суффиксов, префиксов прилагательных и глаголов в УМК «Rainbow English »;
- определить происхождение и значение суффиксов и префиксов;
- создать таблицы суффиксов, префиксов существительных, прилагательных и глаголов к учебному курсу” Rainbow English “
- применить таблицу на практике и оценить эффективность ее использования.
- подобрать упражнения, направленные на формирование навыков словообразования при подготовке к ОГЭ
Гипотеза: если систематизировать суффиксы и префиксы существительных, прилагательных, глаголов в таблицах, то запоминать слова, а также образовывать новые будет легче.
Практическая значимость работы: Материалы данного исследования позволят учащимся не только качественно подготовиться к экзамену в разделе «Лексика и грамматика» за счет выполнения разработанных упражнений на словообразование, но и сэкономить их время на поиск слов, образованных с помощью аффиксов.
Таким образом, положенный в основу изучения словообразования системный подход и сформированные навыки сознательного образования слов различных частей речи путем выполнения упражнений обеспечат более качественное усвоение темы «Словообразование в английском языке путем аффиксации».
Основная часть
1. Способы словообразования в английском языке
В английском языке имеется несколько способов словообразования:
- конверсия (образование новых слов без изменения их написания и произношения)
a dream (мечта) → to dream (мечтать) a mistake (ошибка) → to mistake
- словосложение (образование слова путем сложения двух слов в одно)
Sea (море)+ man(человек) = seaman(моряк)
Tooth(зуб)+paste(паста)=toothpaste(зубная паста)
- изменение ударения в слове ( получение слова другой части речи)
export – экспорт to export- экспортировать
increase- увеличение to increase- увеличивать
- аффиксация (прибавление к корню суффикса или префикса) .
develop (развивать) – development (развитие)
beauty(красота) – beautiful (красивый)
write(писать) – writer (писатель)
В данной работе остановимся на аффиксации как основном способе образования новых слов, использующемся в заданиях ОГЭ и ЕГЭ.
2. Аффиксация - основной способ словообразования
Аффиксация – один из самых распространенных способов словообразования. Она представляет собой образование новых слов от основ существующих слов при помощи аффиксов (суффиксов и префиксов). Знание значений суффиксов и префиксов помогает определить значение незнакомых слов, образованных при их помощи от знакомых .
Аффикс (от лат. affixus — прикрепленный), часть слова, имеющая грамматическое значение и вносящая некоторое изменение в значение корня. Аффиксы подразделяются на словообразовательные, образующие новые слова, и словоизменительные, выражающие отношение слова к другим словам или к говорящему лицу. По положению относительно корня словообразовательные аффиксы подразделяются на стоящие перед корнем — префиксы, после корня — суффиксы и внутри корня — инфиксы.
Аффикс - это морфема, которая присуща целому классу слов. Присоединяясь к основе, она изменяет ее значение.
Аффиксам присущи следующие характерные признаки:
- Присоединяясь к производящей основе, аффикс должен выражать определенное значение.
- Аффикс должен легко выделяться как словообразующий элемент и в сознании говорящего отчетливо осознаваться как часть слова, а производящая основа при отделении должна обладать способностью употребляться в языке без аффикса или производить новые слова при помощи других аффиксов.
- Аффикс должен употребляться для образования новых слов не только от основ того происхождения, с которым он впервые появился в языке, но и от основ иного происхождения.
- Аффикс должен обладать определенной частотой употребления. Чем больше новых образований он дает, тем он продуктивнее.
Префиксы присоединяются к корню слова в начале, а суффиксы – в конце. Слова, образованные с помощью префиксов или суффиксов, в отличие от простых слов, называются производными (derived words), то есть производное слово является результатом словообразовательного процесса. Суффиксы и префиксы могут внести в производное слово новый лексический оттенок.
Префиксы изменяют значение слов, но не часть речи. Они имеют (за редким исключением) собственное смысловое содержание. При прибавлении к слову изменяют в той или иной степени его значение, и поэтому в словаре приводятся в виде отдельных статей. В некоторых случаях пишутся слитно, в других – через дефис.
Префиксы, как и суффиксы, могут присоединяться к различным частям речи, изменяя при этом значение основы слова: happy (счастливый) – unhappy (несчастный), happiness (счастье) – happily (счастливо); help (помощь) – helper (помощник) – helpful (полезный) – helpless (беспомощный).
Имя существительное в английском языке в словообразовательном отношении – самая богатая часть речи. Широко представлена суффиксация, позволяющая производить существительные от основ различных частей речи. Английские существительные имеют гораздо больше суффиксов, чем любая другая часть речи.
Прибавление суффикса обычно не меняет смысловое содержание слова, но при этом слова часто переходят из одной части речи в другую и в словаре приводятся отдельной статьей. Или же в одной словарной статье указывается, с каким суффиксом может использоваться данное слово, и что получается в результате прибавления к нему этого суффикса.
3. Орфографические правила словообразования
В английском языке не существует какой-либо системы, поддающейся изучению и строго определяющей, какое именно слово и с каким суффиксом можно использовать. Поэтому главным помощником изучающего язык в этом вопросе должен быть словарь.
Но некоторые правила, например, в изменении в написании, необходимо соблюдать:
- Если суффикс начинается с гласной буквы, конечная буква e не пишется перед суффиксом, например: come + ing – coming, fame + ous – famous, arrive + al – arrival
- При образовании существительных, обозначающих род занятий и профессию с помощью суффикса –er от глаголов, которые оканчиваются на букву e, добавляется только буква r, например: write + er – writer, drive + er – driver
- При образовании существительных, обозначающих род занятий и профессию с помощью суффикса –er от глаголов, которые оканчиваются на согласную букву, а перед ней стоит краткий гласный звук, то конечная согласная удваивается, например: swim + er – swimmer, run + er - runner
- При образовании наречий с помощью суффикса – ly от прилагательных, оканчивающихся на букву “y”, буква “y” меняется на “i”, например: happy + ly – happily, heavy + ly – heavily
4.Классификация аффиксов по значению и частям речи.
Тщательно изучив и проанализировав теоретический материал, мы приступили к выполнению практической части нашей работы. Во время выполнения данных заданий на уроках, мы заметили, что мои одноклассники и я испытываем трудности в запоминании и применении на практике суффиксов и префиксов. В этом мы убедились, выполнив задание на нахождение слов, образованных с помощью суффиксов и приставок.
Выполнение задания.
цель : проверить знание аффиксов английского языка.
Время: 30 минут
Класс: 8а,8б,8в
Количество участников: 40
Материал: текст “Environmental problems”
Задание: выписать существительные, глаголы, прилагательные, образованные аффиксальным способом и догадаться об их значении из контекста в предложении.
Our environment is constantly changing. This is the fact we cannot deny. Today humanity is facing numerous environmental problems. If we do not pay attention to these problems right now, we may face even bigger natural disasters in the future
Air pollution is one of the most urgent environmental problems.
Air in big cities is a lot more polluted than air in the countryside. In 1997 many countries signed the Kyoto Protocol in an effort to fight air pollution.
Global warming is the result of human activity. The industrial development causes the release of harmful substances into the atmosphere.
That means that air on our planet is getting hotter. This results in such consequences as raising of water level in the World ocean and changes in agricultural productivity.
Water pollution is another serious problem. Plants and factories release harmful substances not only into the air but into the natural reservoirs, too.
As a result of that, animals and plants lose their habitat, and people suffer from the shortage of high-quality drinking water.
Ход тестирования:
Участникам было предложено выполнить задание на словообразование. В течение 30 минут они выписывали слова, догадывались об их значении и переводили их. Эксперимент проводился в два этапа, первый – без применения таблиц, второй – с применением таблиц.
Для обработки данных были выбраны следующие ограничения:
- 3-8 слов – низкий уровень;
- 9-12– средний уровень;
- 13- и более– высокий уровень;
Результаты тестирования:
Первый этап тестирования показал следующие результаты: высокий уровень только у 10 учащихся, средний уровень у 14 учащихся, низкий уровень у 16 учащихся.
В связи с этим мы решили их систематизировать, а затем проверить на сколько это эффективно в работе. Таким образом, родилась классификация аффиксов.
Основные суффиксы существительных
значение аффикса | аффикс | пример | перевод |
Суффиксы, обозначающие принадлежность к общественной группировке, политическому направлению, профессии или национальности | Ist
an, ian ean | Materialist Artist Typist Pianist Pushkinist Historian Musician American Russian Bulgarian European | материалист художник машинистка пианист пушкинист историк музыкант американец русский болгарин европеец |
Суффикс, обозначающий учение, теорию, политическое движение | -ism | Heroism Darvinism Socialism | героизм дарвинизм социализм |
Суффиксы, обозначающие действующее лицо, занятие или должность | -ег, -or -ee, -eer -ant -ar -ard -ier | Teacher director employee auctioneer servant beggar drunkard financier worker writer actor refugee assistant | учитель руководитель служащий аукционист слуга ассистент нищий, попрошайка пьяница, алкоголик финансист рабочий писатель актер беженец, эмигрант |
Суффиксы, обозначающие результат действия | -ment -ade | achievement blockade lemonade agreement | достижение блокада лимонад согласие |
Суффиксы, обозначающие состояние, степень отношений | -hood -ship -cy -acy | brotherhood childhood supremacy friendship accuracy infancy dictatorship | братство детство диктатура дружба превосходство младенчество точность |
Суффиксы, обозначающие действие, состояние, процесс, результат | -age -ing -ence -ance -ion, -tion -ition -ation -sion -al | shortage marriage hunting resistance silence difference importance crossing collection dictation competition preparation hesitation decision removal arrival refusal | нехватка брак, супружество охота отказ молчание различие важность сопротивление собрание, коллекция диктант, диктовка соревнование подготовка сомнение, колебание решение удаление прибытие пересечение, перекресток |
Суффиксы, обозначающие качество или состояние | -dom -ness -ty -ity -ancy -ency -y | freedom kingdom wisdom coldness modesty kindness activity safety nationality brilliancy constancy fluency dependency photography darkness | свобода королевство мудрость холод темнота доброта активность скромность национальность блеск, великолепие постоянство беглость зависимость фотографирование безопасность |
Суффиксы, обозначающие место действия, занятие или состояние | -ery -ory | bakery surgery cookery factory laboratory | булочная кабинет хирурга кулинария фабрика лаборатория |
Суффикс, обозначающий отрасль науки | -ics | physics politics | физика политика |
Суффиксы, обозначающие лиц женского пола | -ess -ette | usherette poetess actress | актриса поэтесса билитерша |
Суффикс, обозначающий национальность | -ese | Chinese Japanese | китаец японец |
Суффиксы, имеющие уменьшительное значение или оттенок пренебрежения | -ie -let | cloudlet birdie kinglet | cloudlet birdie царек |
Основные суффиксы прилагательных
Суффиксы, обозначающие национальную принадлежность или слабую степень качества | -ese -ish | Chinese childish Polish Scottish Reddish Japanese | Китайский японский ребячливый, детский шотландский красноватый польский |
Суффиксы, обозначающие наличие качества | -ive -ative -ent -ant | active productive talkative attractive different observant insistent | активный продуктивный разговорчивый привлекательный различный наблюдательный, внимательный настойчивый |
Суффиксы, обозначающие наличие качества, свойства | -ic -al -ful -ous -у -аrу -огу | economic central peaceful cultural beautiful famous various sunny cloudy element illusory illusion elementar | основной экономический центральный культурный красивый мирный знаменитый разнообразный облачный солнечный элементарный иллюзия обманчивый, иллюзорный |
Суффиксы, обозначающие состояние, качество | -able -ible | responsible drinkable changeable | Ответственный питьевой изменчивый |
Суффикс, обозначающий отсутствие качества | -less | Useless windless | бесполезный безветренный |
Суффиксы, образующие сравнительную и превосходную степени | -er -est | bigger longer cleverer biggest longest | больше длиннее умнее самый большой самый длинный |
Основные суффиксы глаголов
-ate -en -fy, -ify -ize, -ise | to activate to shorten to weaken to purify to simplify to characterize | активизировать укоротить ослабить очищать упрощать характеризовать |
Наиболее употребительные префиксы и их значения
Префикс со значением “снова”, “заново”, “вновь”, “пере” | re- | to read-to reread to write- to rewrite | Читать-перечитать Писать-переписать |
Префиксы, которые придают слову противоположное значение или обозначают противоположное действие | un- dis- de- anti- counter- contra- | to tie-to untie to contradict to disappear- to appear formation-deformation fascist-anti-fascist attack-counterattack | Связывать-развязывать Появляться-исчезать противоречить, возражать Формирование-деформация Фашист- антифашист атака-контратака |
. Префиксы, имеющие отрицательное значение | a- ab- un- im- in- ir- il- dis- mis- non- | amoral absent kind-unkind impossible- possible ability- inability regular-irregular legal-illegal honest-dishonest understand-misunderstand interference- non-interference | аморальный, безнравственный отсутствующий добрый-недобрый возможный-невозможный способность- неспособность регулярный-нерегулярный легальный-нелегальный честный-нечестный понимать-неправильно понять вмешательство- невмешательство |
Префиксы, имеющие значение “сверх”, “пере”, “чрезмерно” | over- super- ultra- extra- | to overpay extraordinary ultra-short superhuman | переплатить ультракороткий необычный сверхчеловеческий |
Префиксы со значением: “между”, “взаимно” | со- inter- | international co-existence | сосуществование интернациональный |
“перед” | рге- fore- | pre-war prehistoric to foresee | довоенный доисторический предвидеть |
. “недостаточно”, “недо-“ | under- | to underpay | недоплачивать |
. “под” | sub- | subdivision | подразделение |
“экс”, “бывший” | ex- | ex-champion | бывший чемпион |
. само-, авто- | auto- | automatic autobiography | автоматик автобография |
полу- | semi- | semifinal semicircle | полукруг полуфинал |
через-, транс- | trans- | transatlantic | трансатлантический |
двойной, два, дважды | bi- | bilingual | Двуязычный |
. имеющий дело с книгами | bibli(o)- | bibliography | библиография |
относящийся к жизни | bio- | biography | биография |
второстепенное значение | by- | by-street | переулок, улочка |
много-, мульти-, поли- | multi- poly- | multicolored polytechnic polyglot multimillionaire | многоцветный политехнический полиглот мультимиллионер |
Префикс глагола, имеющий значение “делать” | en- | to endanger to enlarge | подвергать опасности увеличивать |
После составления и использования таблицы, мы еще раз протестировали учеников.
Второй этап тестирования показал следующие результаты: высокий уровень учащихся 19, средний уровень у 21 учащихся, низкий уровень 0.
Вывод:
Применение таблиц облегчило выполнение задания и улучшило результат.
Процент нахождения слов, образованных с помощью суффиксов и приставок увеличился.
Теперь появляется новая задача: запомнить все аффиксы и случаи их употребления. Для этого мы стали подбирать упражнения на запоминание суффиксов и приставок. (Приложение 1)
На основе проделанных упражнений у нас получился словарик производных слов, который облегчит запоминание (.Приложение 2)
Также для успешного выполнения заданий 29-34 необходимо придерживаться определенного алгоритма. (Приложение 4)
Заключение.
Поставленная цель работы достигнута, задачи успешно решены.
Материалы данного исследования позволят учащимся не только качественно подготовиться к государственной итоговой аттестации в разделе «Лексика и грамматика» за счет выполнения системы упражнений на словообразование и подобранных тестов , но и сэкономят их время на поиск слов, образованных с помощью аффиксов, в англо-русском словаре за счет использования предлагаемого словообразовательного словарика.
Таким образом, положенный в основу изучения словообразования системный подход и сформированные навыки сознательного образования слов различных частей речи путем выполнения упражнений обеспечат более качественное усвоение темы «Словообразование в английском языке путем аффиксации».
Результатом нашей работы является создание пособия для подготовки к ОГЭ в разделе словобразование, которое включает в себя:
1)Таблица аффиксов английского языка
2)систему упражнений, направленных на формирование навыков словообразования различных частей речи. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Преимущества данных упражнений заключаются в возможности быстрого и точного анализа результатов тестирования на уровне рассмотрения допущенных ошибок и использования системы саморефлексии как необходимого условия успешной подготовки к сдаче ОГЭ;
3) словообразовательный словарик, обратившись к которому учащийся сэкономит время на поиск слов, образованных с помощью аффиксов, в англо-русском словаре (ПРИЛОЖЕНИЕ 2);
4) таблица наиболее распространенных аффиксов(Приложение3)
5) алгоритм выполнения заданий 29-34( Приложение 4)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Система упражнений, направленная на формирование навыков словообразования
WORD-BUILDING (exercises)
Ex. 1. Переведите следующие слова, выделите в них суффиксы и префиксы:
Untrue, prehistoric, ultramodern, postwar, ex-champion, anti-body, decompose, decode, deform, depart, discover, disappearance, reread, reconstruct, coauthor, unequal, misunderstand, undress, disarm, anti-fascist, cooperation, co-existence, interaction, superhuman, ultra-violet.
Ex. 2. Определите, к какой части речи относятся следующие слова. Переведите их:
Achievement - achieve, resistance - resistant, assistance - assist - assistant, celebration - celebrate, difference - different, city - citizen, nation - national - nationality, measure - measurement, develop - development, act - active - activity, contain - container, discover - discovery - discoverer, literature - literary, graduate - graduation - undergraduate - post-graduate, educate - education, progress - progressive, act - action - activity - active, govern - governor - government.
Ex. З. Образуйте от данных глаголов существительные с помощью суффикса -ег или -or. Переведите на русский язык:
To lead, to write, to read, to visit, to speak, to sleep, to act, to direct, to conduct, to drive, to fight, to mine, to report, to sing, to skate, to swim, to teach, to travel, to sail, to invent, to found, to compose.
Ex. 4. Образуйте от данных слов существительные с помощью суффикса -ist, -ism, -ian. Переведите на русский язык:
Special, social, art, capital, economy, international, piano, technic, mathematics, statistics, politics, music, electric, Russia, Hungary, Canada, India.
Ex. 5. Образуйте от данных глаголов существительные с помощью суффикса -ment. Переведите на русский язык:
Develop, achieve, move, arrange, treat, state, improve, agree, equip, govern, require, measure, announce, pave.
Ex. 6. Образуйте прилагательные с помощью суффиксов -ful и -less, переведите их на русский язык:
Beauty, thank, hope, doubt, care, aim, use, shape, fruit, power, thought, harm, colour.
Ex. 7. Образуйте прилагательные с помощью суффиксов -able, -ible, переведите их на русский язык:
Change, convert, prevent, break, compare, desire, profit, read, comfort, respect, expect.
Ex. 8. Найдите и выделите суффиксы в данных словах и определите, к какой части речи эти слова относятся:
British, foolish, understandable, heartless, pitiless, successful, experiment, function, musician, socialist, artist, capitalism, professional, fundamental, industrial, doubtful, useful, different, treatment, creative, attractive, peaceful, dangerous, elementary, childish, active, economic, director, worker, passage, marriage, silence, freedom, kingdom.
Ex. 9. Образуйте глаголы с помощью суффикса -en:
Red, tight, soft, deep, short, dark, bright, weak, black, white, sweet, sharp, strength.
Ex. 10. Образуйте наречия с помощью суффикса -1у и переведите их:
Bad, first, part, quick, strong, short, silent, rapid, wide, extreme, cruel, kind, happy.
Ex. 11. Образуйте глаголы от данных существительных. Переведите их:
Turn, smile, smoke, snow, start, stay, step, stop, study, talk, visit, rest, air, paper, cover, handle, cause, watch, act, address, answer, brush, clean, cross, crowd, wave, wish, work, dance, doubt, dress, end, fight, help, hope, joke, laugh, lift, light, love, mind, paper, pencil, place, plan, play, post, reply, report, return, sail, show.
Ex. 12. Переведите на русский язык. Выделите словообразующие элементы. Определите, к какой части речи относятся данные слова:
React, reaction, reactor, reactivity; science, scientific, scientist; industry, industrial, industrious; cold, coldly, coldness; dark, darkness, darken; happy, happily, happiness, unhappy; equal, equally, unequal, equality; free, freedom, freely; attention, attentive, attentively; sun, sunny, sunless; care, careful, careless, carefully, carelessness; to differ, different, difference, indifferent; England, English, Englishman; fame, famous.
Ex. 13. Переведите следующие сложные слова:
Airport, armchair, bathroom, bedroom, bookcase, bookshelf, classroom, custom-house, dining-room, drawing-room, fireplace, folksong, gentleman, hairbrush, icebox, newspaper, notebook, postcard, post-office, raincoat, sportsman, sunshine, writing-table.
Ex. 14. Прочтите следующие пары слов, соблюдая ударения. Переведите их:
An accent - to accent, a contract - to contract, a content - to content, a contest - to contest, a convoy - to convoy, a convict - to convict, a perfect - to perfect, a record - to record.
Ex. 15. Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова:
1. Не works as a teacher. 2. I saw one of his works at the exhibition. 3. I was waiting for your report. 4. They report the results of their experiment every Monday. 5. His report contains some of his thoughts about the experiment. 6. You’ll make progress if you work hard. 7. He thought about his new work. 8. I have a present for you. 9. I am busy at present. 10. He presented me with a book.
Ex. 16. Проанализируйте состав следующих слов. Определите части речи. Дайте начальную форму. Переведите слова:
Powerful, inventor, high-quality, network, demoralize, profitable, dislike, disagree, movement, shorten, incorrect, electricity, fruitful, fruitless, happiness, dangerous, noisy, sunny, rainy, badly, strongly, reading, teaching, rebuild, retell, leader, teacher, unhappy, unusual, translation, cooperation, schoolboy, icebreaker.
Ex. 17. Напишите сложные существительные, исходя из объяснений.
Например: A machine for drying hair – hair drier.
1. A thing for opening tins - ... . 2. A machine for playing records - ... . 3. A machine for mixing food - ... . 4. A thing that times eggs (when they are boiling) - ... . 5. Things for warming people’s legs - ... . 6. Stuff that kills flies - ... . 7. A liquid that removes paint - ... . 8. A tool that opens bottles - ... . 9. A thing for peeling potatoes - ... . 10. A liquid for removing eye makeup - ... . 11. Stuff for freshening the air - ... .
Ex. 18. Напишите словосочетания по модели число+ существительное+существительное (! не забывайте что число и первое существительное соединяется дефисом и что это существительное обычно стоит в единственном числе)
Например: a walk lasting for three miles – a three-mile walk.
1. A girl who has just celebrated her sixteenth birthday - ... . 2. A flight lasting for ten hours - ... . 3. A note that is worth twenty pounds - ... . 4. A language course that lasts four weeks - ... . 5. A drive that takes three hours - ... . 6. A meal that consists of three courses - ... . 7. A holiday that lasts two weeks - ... . 8. A delay at the airport that went on for two hours - ... . 9. A letter that goes on for ten pages - ... . 10. A university course that takes three years - ... . 11. A prison sentence of ten years - ... . 12. A hotel with five stars - ... . 13. A speed limit of 30 miles an hour - ... . 14. A house that was built two hundred years ago - ... .
Ex. 19. Распределите прилагательные по трем группам: 1) люди, 2) места, 3) вещи:
Obstinate, unspoilt, hand-made, waterproof, easy-going, breathtaking, aggressive, deserted, overgrown, overcrowded, cunning, picturesque, arrogant, long-lasting, spoilt, automatic, accurate, artificial.
Ex. 20. Выберите слово с нужным по смыслу префиксом или суффиксом.
1. I know Jim Kerry is very popular but I find him totally childish / childlike. 2. I couldn’t work out whom the letter was from. The signature was childish / childlike. 3. Sarah is so childish / childlike. She always plays trick on her friends. 4. It was wonderful to watch the tiny lambs playing. I got such childish / childlike pleasure from the experience. 5. Sophie is extremely sensitive / sensible at the moment. Anything you say seems to upset her. 6. Karen is not a very sensitive / sensible person. She wore high-heeled shoes for our four-mile walk. 7. I’ve never known her to tell a lie. She’s a very true / truthful person. 8. I can never watch sad films that are based on true / truthful a story. They always make me cry. 9. Susan is so intolerable / intolerant of other people. She never accepts anyone else’s opinion, and she always thinks she knows best. 10. I find Mark’s behaviour intolerable / intolerant. It’s unfair to be so selfish. 11. We’re having an economic / economical crisis at the moment. James has lost his job and I don’t know how we are going to pay the rent. 12. It’s more economic / economical to drive slowly. You can do a lot more miles to the gallop.
Ex. 21. Подберите к каждой тройке слов такое, чтобы с его помощью образовать составные существительные, используйте слова: board, green, paper, book, birthday, blood, rain, site, road, sports, ice, water, day, night, hand, case, sun, bag.
Например: camp..., building..., bomb... – campsite, building site, bomb-site.
1. ...test, ...pressure, ...donor. 2. ...fall, ...melon, ...skiing. 3. ...house, ...grocer, ...salad. 4. ...club, ...mare, ...shift. 5. brief..., suit..., book... . 6. paper..., plastic..., shoulder... . 7. ...bow, ...coat, ...drop. 8. ...shine, ...rise, ...set. 9. ...works, ...sign, ...rage. 10. black..., floor..., notice... . 11. ...light, ...break, ...dream. 12. ...shake, ...writing, ...book. 13. ...cube, ...berg, ...rink. 14. ...cake, ...present, ...card. 15. ...scape, ...lady, ...slide. 16. ...car, ...center, ...ground. 17. address..., visitor’s..., note... .
Ex. 22. Дополните предложения сложными существительными в скобках (это могут быть и составные существительные, и существительные в притяжательном падеже в простой или аналитической форме).
1. Your coat is on the ... (back, chair). 2. You’ve just spilt the ... (milk, cat). 3. Can you buy some ... (paper, toilet). 4. I never listened to my ... (advise, parents). 5. Can you buy a ... (wine, bottle) to have with supper? 6. What did that ... (road, sigh) say? Did you see it? 7. It’s such a mess in here. There are empty ... (wine, bottles) everywhere. 8. The ... (Prime Minister, duties) include entertaining heads of the state. 9. The ... (my shoe, heel) has come off. 10. Can I borrow your ... (brush, hair)? 11. What happened at the ... (film, end)? 12. Here is ... (today, news). 13. Where is the nearest ... (Metro, station)? 14. It’s my ... (anniversary, parents, wedding) next week. 15. The ... (company, success) is due to its efficiency. 16. I’ve got a ... (fortnight, holiday) next month. 17. The ... (government, economic policy) is confusing. 18. My children go to the local ... (school, state). 19. The annual ... (rate, inflation) is about 4 percent. 20. Are there any ... (coffee, cups) in your bedroom? There are none in the kitchen. 21. Do you want a ... (coffee, cup)?
Ex. 22. Заполните пропуски глаголом или существительным: advice – to advise, use – to use, abuse – to abuse, belief – to believe, relief – to relieve, grief – grieve, excuse – to excuse, breath – to breathe, half – to halve, house – to house, safe – to save, bath – to bathe.
1. It is my personal ... that this man is innocent. 2. Let me listen to your chest. Take a deep ... and say “Ah”. 3. You should put your valuables in the ... . 4. Drug ... is a terrible problem all over the world. 5. I know it isn’t good for my skin, but I love sun ... . 6. I’ve been so worried about you! It’s such a ... to see you at last! 7. “What are we going to do with this cake?” “Cut it in two. You take ... and I’ll take ... .” 8. Can you show me how to ... this new coffee machine? 9. The refugees are ... in temporary accommodation. 10. She apologizes for her behavior, and said it was because she’d had a busy day, but that’s no ... for breaking all the plates. 11. People need time to ... after the death of someone they love. 12. Take my ... . Never marry for money. Marry for love.
Ex. 22. Напишите слово противоположное по значению, используя префикс
Kind, honest, credible, appear, fair, equal, pleased, continue, fasten, normal, employed, friendly, trust, professional, known, cover, safe, use, probable, important, emotional.
WORD-BUILDING (Test)
1. Определите, к какой части речи относятся данные слова. Переведите их:
Beautiful, function, artist, musician, heartless, economic, worker, badly, act, action, active, basic, fruitless, population, movement, historic, democratic, work, daily, literature, picture, organization, friendship, highly, leader, fight, fighter, national, impressive, hopeful, hopeless, beautiful, special, specialist, define, definition, humanism, humanist, humanistic, use, useful, useless.
2. Переведите слова на русский язык. Определите префикс и его значение:
Coauthor, undress, disarm, postwar, illegal, unkind, reconstruct, deformation, prewar, antibody, ex-champion, superhuman, ultrashort.
3. Образуйте прилагательные от существительных при помощи следующих суффиксов: -al, -ful, -ous, -у, -able, -ible, -ic, -less, -ish. Переведите пары слов.
Reason, beauty, hope, doubt, care, aim, use, desire, boy, success, heart, experiment, form, office, danger, fame, electron, base, nature, cloud, sun, child, Scott, history, home.
4. Переведите предложения. Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова. Назовите сложные слова:
1. Many pupils study English. 2. My grandfather has a large study. 3. Who ruled this country? 4. All sportsmen must obey the rules of the game. 5. The Soviet Union is tied by friendship with India in their work for peace. 6. All peace-loving people work for peace for the whole of mankind.
5. Назовите глаголы, от которых образованы следующие существительные:
Protection, show, writer, worker, movement, investigation, achievement, statement, reader, department, equipment, construction, organization, reporter, arrival, improvement, conductor, establishment, development, education, definition, regulation, assistance, agreement.
6. Переведите без словаря. Определите, к какой части речи относятся слова:
a) Specialist, institute, university, culture, central, national, nation, international, organization, Soviet, minister, nature, natural, traditional, progressive, moral, social, socialist, public, programmer, popular, modern, revolution, revolutionary, final, talent, continent, festival, political, experiment, experimentation, electricity, technical, transformation, system, systematically, practice, practical, seminar, lecture, lecturer, period, historic, history, professor, complex, form, acceleration, instrument, philosopher, idea, basic, fundamental, conceptions, mass, class, element, motor, method, problem, energy, radio, text, material, temperature, progress, television.
b) 1. France and England are European countries. 2. In the evening we like to listen to classical music. 3. We saw a comedy at the Drama Theatre last night. 4. Your train leaves from platform two. 5. This jazz orchestra gave several concerts in our town. 6. In 1610 Galileo constructed the first telescope in the world. 7. This was a dangerous experiment.
7. Проанализируйте следующие слова, какие они? Определите их составляющие. Переведите на русский язык:
Ice-hockey, world-wide, bedroom, newspaper, long-term, birthplace, sportsman, apple-pie, peace-loving, schoolchildren, football, highland, television, underground, north-west, sometimes, lowland, landscape, well-known, multinational, network, vice-president.
8. Поставьте слово, указанное в скобках, в нужную форму.
1. My father is very ... (act) even though he’s seventy. 2. I’ve always wanted to work in the theatre, but ... (act) it isn’t a very secure profession. 3. I ... (hope), we’ll soon find a solution to the problem. 4. Look ... (care) to the left and to the right before crossing the road. 5. It was very ... (care) of you to lose my watch. 6. I take two ... (day) newspapers and three Sunday papers. 7. You’ve broken my camera! Look at it! It’s ... (use)! 8. Thanks for the advice. It was really ... (use). 9. I have some very ... (noise) neighbours. 10. She became ... (fame) as a result of her invention.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
СЛОВАРИК ПРОИЗВОДНЫХ СЛОВ
Personal noun accountant administrator aggressor agitator analyst antagonist believer calculator censor comedian decorator developer destroyer diplomat director economist educator fighter finalist friend immigrant leader linguist lover magician model musician nationalist officer photographer psychologist realist socialist student supervisor supporter talker teacher terrorist theorist troublemaker typist user winner | Adjective accountable administrative aggravating agitated analytical antagonistic believable calculated censored comic decorative developed destructive diplomatic directed economical educational fought finalized friendly immigrated lead linguistic lovesick magical modelled musical nationalistic official photographic psychological realistic sociable studious supervisory supportive talkative taught terrorized theoretical troubled typed useful won | Verb account administrate aggravate agitate analyse antagonize believe calculate censure -- decorate develop destroy -- direct economize educate fight finalize -- immigrate lead speak love conjure model -- nationalize officiate photograph / take pictures analyze -- socialize study supervise support talk teach terrorize theorize trouble type use win |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
World formation: common prefixes and suffixes
Nouns -ion -tion/ -sion -er/ -or -ance/ -ence -ing -ity/ -ty/ -cy -ist/ -ism -ment -ship -hood | Verbs mis-,re-,un-, -ize(-ize),-en | Adjectives un-,in-,il-,im-, non-,dis-,ir- -able/ -ible -al, -(i)an -ful, -ic, -ing -y(ly), -ous -ive -less -ed | Numerals -teen -ty -th | Adverbs Un- -ly | Participles -ing -ed |
Приложение 4
Алгоритм выполнения задания 29-34
Самая первая рекомендация – просмотреть весь текст с пробелами, попытавшись понять его содержание и, возможно, предположить, какие словоформы вам понадобятся. Особое внимание стоит обратить на вероятность слов с отрицательным значением. Далее переходим к алгоритму:
Шаг 1: Пользуясь словарем, составьте словообразовательные гнезда слов, данных в задании справа, т.е. подберите однокоренные слова. Обязательно нужно указывать часть речи. Как правило, словарные статьи однокоренных слов находятся рядом.
Шаг 2: Определите, какой частью речи являются слова, стоящие справа и слева от пробела, пользуясь таблицей суффиксов..
Шаг 3: Далее проверяем сочетаемость частей речи. Наиболее частые сочетания, встречающиеся в вариантах ОГЭ:
Прилагательное + существительное;
Артикль + прилагательное + существительное;
Артикль + существительное + предлог;
Предлог + артикль + (прилагательное) + существительное;
Глагол + наречие;
Глагол + существительное + наречие;
Глагол + прилагательное + существительное + наречие;
Наречие + прилагательное.
Также, если в задании дан глагол, то, скорее всего от него необходимо будет образовать существительное, от существительного – прилагательное или глагол, от прилагательного – наречие.
Пример выполнения задания по алгоритму
Going for a walk is the most popular leisure activity in Britain. Despite its high population density and widespread (urban), the UK has many unspoilt rural and coastal areas.
Шаг 1: Urban (прил.) – городской, urbanization (сущ.) – урбанизация, urbanize (глаг.) – урбанизировать;
Шаг 2: посредством суффикса не удается определить часть речи слова “widespread”, поэтому используем словарь. “Widespread” означает «распространенный» и является прилагательным.
Шаг 3: прилагательное сочетается с существительным, из словообразовательного гнезда выбираем существительное urbanization, которое и является верным ответом.
Twelve National Parks are freely accessible to the public and were created to conserve the (nature) beauty, wildlife and cultural heritage they contain.
Шаг 1: Nature (сущ.) – природа, natural (прил.) – природный, естественный, naturally (нар.) – естественно;
Шаг 2: Посредством суффикса определяем, что справа от пробела стоит существительное.
Шаг 3: перед существительным может стоять только прилагательное, соответственно, из словообразовательного гнезда выбираем natural.
Most of the land in National Parks is privately owned, but administered by an independent National Park Authority which works to balance the expectations of (visit) with the need to conserve these open spaces for future generations.
Шаг 1: Visit (глаг., сущ.) – посещать, посещение, visitor (сущ.) – посетитель
Шаг 2: можем пропустить, т. к. слева и справа от пробела стоят предлоги
Шаг 3: предлог “of” указывает на существительное, из словообразовательного гнезда выбираем visitor и добавляем окончание ‘s’ как показатель множественного числа. На множественное число указало отсутствие артикля “a”.
Однако при выполнении задания по словообразованию во время экзамена может случиться так, что учащийся не знает словообразовательного гнезда предложенного слова. В этом случае можно воспользоваться очень полезным совет, данный в пособии Е.Н. Солововой и Дж. Парсонса , о том, что нужно вспомнить все префиксы и суффиксы для образования нужной части речи и обязательно обратить внимание, насколько естественно выглядит образованное вами слово.
Список литературы
- Вербицкая М. В., Соловова Е. Н.. Учебно-тренировочные материалы
для подготовки уч-ся / ФИПИ – М.: Интеллект- Центр, 2009
- Мюллер В. К. «Новый англо-русский словарь», М.: Русский язык медиа, 2005
- Литвинов.П.В. «Однокоренные слова английского языка. Техника запоминания», М.: Айрис Пресс, 2008
- Интернет источники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме "Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования"
Цели урока:познавательные :· формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;·...
Основные способы словообразования в русском языке
Презентация подготовлена для 11 класса к ЕГЭ часть В1....
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Основные способы словообразования. Задание типа В1
Работа ставит своей целью повторить материал по теме и рассмотреть самые распространённые ошибки при определении способа словообразования....
Основные способы словообразования
Таблица поможет учащимся 6 класса в освоении материала....
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования.
Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Цель: 1) дать представление о словообразовании как разделе линг...
Контрольное тестирование в 6 классе по теме "Словообразование. Основные способы словообразования"
Тест включает на сложные задания, но важные для усвоения темы....
Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.
Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования....