Проект-тренажер для развития проектного мышления учащихся основной школы
методическая разработка по английскому языку (9 класс)

Соловьева Татьяна Олеговна

Реализация данного проекта позволит обучающимся  научиться находить и систематизировать информацию по заданной тематике, проводить сравнительный анализ на примере двух стран. Кроме этого обучающиеся смогут усовершенствовать навыки анализа художественного произведения и картины, работы со справочной литературой и словарем.

Результаты выполненных проектов могут быть использованы в качестве дополнительного  материла на внеурочной деятельности, на уроках английского языки, истории, литературы, МХК. Форма презентирования данного проекта: ученическая конференция.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-trenazher_solovevoy_t.o._svyashchennosluzhiteli.docx33.87 КБ

Предварительный просмотр:

Проект-тренажер для развития проектного мышления учащихся основной школы

Учитель иностранного (английского) языка Соловьева Т.О.

1. Класс (возраст учащихся), учебный предмет (предметы):

В проекте-тренажере участвовали учащиеся 9 классов (15-16 лет) по учебному предмету английский язык.

2. Тема проекта-тренажера: Священнослужители.

Слово «священнослужитель» имеет прямое отношение к  духовному  миру. Этот термин применяется к человеку, который является посредником между Богом и  людьми. Стоит отметить, что во все времена, во всех религиях были «избранные», главная миссия которых состояла в духовном окормлении верующих. Называться они могли по-разному, но главное, что эти люди были связующим звеном  между человеком и духовными силами, которым он поклонялся. Избранники находились  на особом положении. В их обязанности  входили  обращение  с молитвой к высшим  силам, приношение им жертвы для разрешения различных вопросов, начиная с бытовых  - «строительство жилья» или «женитьба», заканчивая глобальными – победа в ратных сражениях или прекращение стихийных бедствий. Несмотря на тот факт, что священство существовало (и существует) в большинстве религиозных систем, духовные силы, с которыми они имеют дело, – разные. Поэтому очень важно знать, кому приносится жертва, кому именно поклоняется тот или иной народ.

Мне как учителю английского языка, интересно рассматривать тему «священнослужителей», сравнивая «служителей культа» в Англии и России. Большой интерес представляет изучение истории священства в динамике от ранних представителей – друидов и жрецов, до современных служителей Англиканской церкви  и Русской Православной церкви.

Для начала необходимо дать определения терминам «друид», «жрец», «священнослужитель». Согласно «Историческому словарю галлицизмов русского языка», «ДРУИД  -  Древний галльский и британский жрец, поклонявшийся природе и совершавший свое богослужение в лесах»[1].

«ЖРЕЦ - заменяющий священника у идолопоклонников; духовное лицо не христианского исповеданья, приносящее божеству жертву; языческий священнослужитель» - это определение дает В.И. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка»[2]

«СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЬ, муж. (·книж. ·устар. ). У христиан — служитель религиозного культа, имеющий одну из ·т.н. степеней священства (см. священство в 1 ·знач.). В отличие от ·т.н. церковнослужителя. | Вообще лицо, совершающее богослужение». [3]

Экскурс в историческое прошлое позволяет понять, с чего начиналась религия в Англии. «Племена, населявшие Британию, благодаря географическому положению, в большей чистоте сохранили кельтские обычаи в религиозные верования, чем Кельты, жившие на материке Европы. Цезарь поэтому не без причины считал Британию отечеством друидизма и вообще кельтского религиозного культа. Результаты, добытые современной наукой о друидизме, доказывают, что кельтский культ имел самый первобытный характер и резко отличался от религии греко-римской. Камень не отесанный, а как создала его природа, или куча подобных камней служили местом для внешних действий кельтского культа. При обрядах его не было ни одного истукана, ни одного пластического изображения божества».[4]

Возвращаясь к истокам зарождения религии в древней Руси, узнаем следующее: «… на Руси или в землях балтийских славян, там, где религия приобретала официальный и государственный характер, где была под рукой специальная каста жрецов, которая ставила своей целью не только служение богу, но и поддержание и возвеличивание его славы и мощи, там и культы, разумеется, приобрели иные формы, чем у народов, знавших только домашних и скромных богов. Молитвы и жертвоприношения были более пышными и сопровождались иногда кровавыми сценами; алтари, на которых приносились жертвы, были более великолепными; в честь богов воздвигались больших размеров идолы, покрытые серебром и золотом. Черты и атрибуты этих идолов должны были производить на собиравшихся верующих возможно большее впечатление. Воздвигали идолов не под открытым небом, а под кровлей специального здания, которое хотя и было деревянным, но зато было богато украшено резьбой, рисунками и металлическими украшениями»[5].

Как видим,  эти свидетельства о древних священнослужителях в Англии и на Руси, дают нам возможность увидеть разницу между двумя странами и религиями, хотя есть и определенные сходства: служение высшим силам, наличие определенных обрядов, жертвоприношение.

Благодаря проектной деятельности  обучающиеся получили возможность подробно рассмотреть тему «Священнослужители», исследуя историю зарождения и перерождения тех самых «избранных» людей, которые соединяли мир людей с Божественным миром.

Выходя за рамки истории, данный проект обращается к русской и английской  культуре, а конкретнее к изображению священнослужителей в живописи XIX века. Православная жизнь изображена на полотнах многих русских художников. Среди них Нестеров М.В., Крамской И.Н., Мясоедов Г.Г., Навозов В.И. и многие другие. Особого внимания заслуживает тот факт, что в британской живописи того же периода не удалось найти ни одного изображения священнослужителей. Тема христианства присутствует лишь в творчестве Уильяма Блейка. Причем стоит заметить, что он на своих полотнах изображает сюжеты Ветхого и Нового Заветов, но не представителей англиканской церкви. Напрашивается вывод о том, что роль православных священников  значительнее в жизни русских людей, нежели роль викариев в жизни англичан.  «Викарий (лат. vicarius — «заместитель», «наместник»). Апостольский викарий (лат. vicarius apostolicus) — епископ или священник, назначаемый Святым Престолом для управления апостольским викариатом».[6]

Продолжая тему  культуры Англии и России, было бы неправильно не обратиться к творчеству английских и  русских писателей, которые в своих произведениях раскрывают образы духовенства. В первую очередь следует обратиться к А.П. Чехову и таким его рассказам как  «Кошмар, «Письмо», «Степь»,  «Дуэль»,  «Архиерей».  Для сравнения интересно  творчество Джонатана Свифта, англо-ирландского писателя-сатирика, публициста, философа, поэта, общественного деятеля, и к тому же  англиканского священника. Одним из произведений, в котором он высмеивает (именно высмеивает) церковь и ее служителей,  является памфлет «Сказка Бочки».   «ПАМФЛЕТ (англ.) - сильно нападающая на что - либо, отстаивающая что – либо  статья, отпечатанная отдельной книжечкой, тетрадкой». [7]

В противовес памфлету Свифта можно предложить «Рассказы о патере Брауне», которые написал Гилберт Кит Честертон, английский писательпоэтфилософдраматургжурналистораторхристианский 

деятель. «ПАТЕР - католический священник».[8]

В проектной деятельности используются проекты – тренажеры, которые предназначены для формирования умений учащихся, связанных с определенной интеллектуальной деятельностью.

Проект-тренажер – это своего рода инструмент подготовки обучающегося к написанию исследовательской работы, самостоятельному изучению темы, навыкам сравнения  и анализа фактов, событий, произведений писателей и художников.

Тематический перечень индивидуальных проектов:

1) От друидов и  жрецов - к священникам: историческая динамика в Англии и России. Черты сходства и различия.

2) Изображение священнослужителей в русской и английской живописи XIX века.

3) Священнослужители в изображении А.П. Чехова.

4) Священнослужители в изображении Дж.Свифта.

5) Священнослужители в изображении Г.К. Честертона.

3. Цель проекта: развитие проектного мышления учащихся основной школы.

4. Основные параметры проекта:

- вид проекта: социальный;

- тип проекта: исследовательский;

- способ проектирования: на основе тематического подхода;

- временные рамки проектирования, этапы реализации проекта:

  1. сбор теоретических сведений: поиск, изучение литературы по данной теме.
  2. обработка и классификация данных.
  3. создание сравнительной таблицы исторической динамики священства Англии и России;
  4. анализ художественных и литературных произведений.

- примерное количество участников коллективного проекта: 7.

- руководитель проекта: Соловьева Т.О., учитель иностранного (английского) языка.

5. Содержание эмпирической фазы проекта:

1) Сбор исторических данных по теме «Священнослужители в Англии и в России»

2) Анализ и систематизация собранной информации; составление сравнительной таблицы.

3) Анализ картин.

4) Анализ произведений художественной литературы

5) Оформление проекта, подготовка презентации.

6) Подготовка к защите проекта.

6. Источники информации:

1) https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/drevnjaja-britanskaja-tserkov/

2)  http://ru-sled.ru/kulty-slavyanskix-bogov-i-zhrecy/

3)  картина Нестерова М.В. «Пустынник»

4)  картина Крамского И.Н. «Голова монаха»

5)  картина Мясоедова Г.Г.  «Молебен во время засухи»

6) картина Навозова В.И. «Духовное окормление»

7) картина Уильяма Блейка  «Андрей, Симеон, Перт в поисках Христа»

8)  А.П. Чехов  «Кошмар»

9)  А.П. Чехов  «Письмо»

10) А.П. Чехов  «Степь»

11) А.П. Чехов  «Дуэль»

12) А.П. Чехов  «Архиерей»

13) Дж.Свифт «Сказка Бочки»

14) Г.К. Честертон «Рассказы о патере Брауне»

7. Возможный конечный продукт, формы его презентирования

Реализация данного проекта позволит обучающимся  научиться находить и систематизировать информацию по заданной тематике, проводить сравнительный анализ на примере двух стран. Кроме этого обучающиеся смогут усовершенствовать навыки анализа художественного произведения и картины, работы со справочной литературой и словарем.

Результаты выполненных проектов могут быть использованы в качестве дополнительного  материла на внеурочной деятельности, на уроках английского языки, истории, литературы, МХК. Форма презентирования данного проекта: ученическая конференция.

8. Диагностический комплекс для оценки сформированных элементов проектного мышления: динамика уровня развития регулятивных УУД участников проекта-тренажера.

Тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции».        

Методика «Психологическая культура личности».

Методика «Психологическая культура личности».

Методика «Личностный опросник Кеттелла» (в модификация Л. А.Ясюковой).

Методика «Умственная работоспособность». Счет по Крепелину        .

Методика диагностики уровня развития основ теоретического мышления школьников «Логические задачи».


[1] Епишкин Н.М. Исторический словарь галлицизмов русского языка. - Словарное издательство ЭТС, Москва, 2010.

[2] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка

[3] Ушаков Д.Н. «Толковый словарь русского языка» 

[4] https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/drevnjaja-britanskaja-tserkov/

[5] http://ru-sled.ru/kulty-slavyanskix-bogov-i-zhrecy/

[6] https://rus-katolic-enc.slovaronline.com

[7] Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка»

[8] Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОИ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ

Работа над составными задачами является дальнейшим логическим развитием процесса решения простых задач. Принято считать, что при подборе задач главное - это арифметическое ее содержание те логич...

Статья "Проектная деятельность в основной школе по духовно - нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся"

В данной статье рассказывается о проектной деятельности, дается классификация проектов, приводятся примеры проектов....

Конспект мастер-класса "Развитие конструктивного объёмного мышления учащихся средней школы на примере академического рисунка натюрморта."

Мастер-класс предназначен для учителей изобразительного искусства с целью повышения квалификации....

Технология развития проектной культуры учащихся. Книга 2: методика применения технологии развития проектной культуры учащихся в средней общеобразовательной школе

Пособие (в трёх книгах) посвящено инновационной образовательной технологии – технологии развития проектной культуры учащихся (ТРПК).Книга 2 содержит методику применения и примеры реализации ТРПК...

Технология развития проектной культуры учащихся. Книга 3: методика применения периодической таблицы и системного оператора в развитии проектной культуры учащихся

Пособие (в трёх книгах) посвящено инновационной образовательной технологии – технологии развития проектной культуры учащихся (ТРПК).Книга 3 знакомит педагогов с методикой и примерами реализации ...

Развитие психических процессов учащихся с задержкой психического развития на уроках в основной школе (приемы и упражнения).

Моя работа, как педагога-психолога с учащимися начальной школы, строится на развитии и коррекции эмоциональной и познавательной сферы. Большой аспект занятий отводится с детьми ЗПР – на развитие...