Статья РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, 2021
учебно-методический материал по английскому языку
РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 551.14 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 802.0:372.3
РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сычёва Е.Д.
Россия, г. Тайшет, Центр дополнительного образования «Радуга»
Резюме. Статья посвящена проблеме обучения дошкольников иностранному языку. Обосновывается значимость иноязычного образования дошкольников в системе дополнительного образования как феномена, способствующего личностному развитию детей и формированию их способностей. В статье рассматриваются возможности дополнительной общеразвивающей программы «Английский язык для дошкольников» МБУДО «Центр дополнительного образования «Радуга». Представлены формы и методы педагогического взаимодействия, методы обучения, применяемые в процессе обучения дошкольников английскому языку. Отмечены наиболее эффективные приемы работы с детьми дошкольного возраста при обучении их английскому языку. Описаны этапы изучения каждой темы. Представлены планируемые результаты освоения программы.
Ключевые слова. Раннее иноязычное образование, дошкольники, дополнительное образование, игровая деятельность, английский язык, дополнительная общеразвивающая программа.
EARLY TEACHING OF ENGLISH IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION
Sycheva E. D.
Russia, Taishet, Additional education center «Rainbow»
Summary. The article is devoted to the problem of teaching preschool children a foreign language. The article substantiates the importance of foreign language education of preschool children in the system of additional education as a phenomenon that contributes to the personal development of children and the formation of their abilities. The article discusses the possibilities of an additional general development program «English for preschool children» of the «Center for Additional Education "Rainbow". The forms and methods of pedagogical interaction, teaching methods used in the process of teaching preschool children English are presented. The stages of studying each topic are described. The planned results of the program development are presented.
Keywords. Early foreign language education, preschoolers, additional education, playing activities, English language, additional general development program.
Проблема раннего обучения иностранному языку актуальна для современного образования и подтверждается научными данными о необходимости максимально использовать сенситивный период для обучения иностранным языкам. Анализ исследований по вопросу развития мышления и речи ребенка 5-7 лет показал, что возраст пяти-шести лет является оптимальным для начала изучения иностранного языка дошкольником. [Жигалев, 2020].
Ведущей целью раннего обучения иностранным языкам является развитие способности дошкольника к иноязычному общению на начальном элементарном уровне. Дошкольное иноязычное образование представляет собой социально и индивидуально обусловленный способ, процесс и результат коммуникативного, познавательно-речевого и нравственного развития ребенка средствами иностранного языка и стратегически нацелено на личностное развитие ребенка, формирование его культуры средствами иностранного языка [Никитенко, 2017].
Основная миссия раннего обучения дошкольников иностранному языку – создание благоприятных условий для общего развития ребенка (его памяти, внимания, мышления, уровня произвольности его общения со взрослыми и друг с другом, общих речевых способностей ребенка и др.) и для последующего билингвального и поликультурного образования ребенка.
Большими возможностями для эффективного раннего обучения дошкольников иностранному языку обладает дополнительное образование.
Так, в МБУДО «Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета обучение детей английскому языку начинается с дополнительной общеразвивающей программы «Английский язык для дошкольников». Программа имеет социально-гуманитарную направленность и предназначена для получения дошкольниками дополнительного образования в области изучения иностранного языка. Содержание программного материала рассчитано на два варианта освоения: 1 год – для детей 6-7 лет; 2 года для детей 5-7 лет посещающих (или не посещающих) ДОО.
Отбор содержания осуществляется с соблюдением следующих необходимых условий: реализация принципа доступности, учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, включение процесса овладения дошкольниками иностранного языка в контекст игровой деятельности как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста, возможность развития детского творчества, фантазии, коммуникативных навыков.
Основной организационной единицей учебного процесса является комплексное занятие.
При разработке занятий используются приемы, снижающие степень использования родного языка детей и позволяющие строить общение с максимальным включением изучаемого языка:
- Вся работа по введению, отработке и закреплению материала объединяется в блок с единым сюжетом, что позволяет детям ориентироваться в происходящей ситуации и значительно уменьшает потребность обращения к родному языку для руководства тем или иным видом деятельности.
- Подбираются такие игры и упражнения, которые характерны для детской деятельности и знакомы детям по игровому опыту (известные правила, навык действия в игровой ситуации): настольно-печатные игры, элементы изобразительной деятельности, подвижные игры и т. д.
- При подборе форм взаимодействия с детьми учитывается последовательность формирования речевого навыка (от способности дифференцировать определенную языковую единицу в речи до способности пользоваться ею без опоры на образец) [Протасова, 2010].
Изучение каждой темы проходит по трем основным этапам.
Первый этап. Введение лексического материала и грамматической конструкции.
Второй этап. Отработка элементов, составляющих высказывание.
А. Понимание и спонтанное повторение за взрослым.
Б. Отработка введенной лексики с употреблением ее в коротком высказывании (соответствующем словосочетанию).
В. Отработка введенной грамматической конструкции.
Г. Отработка использования однотипной грамматической конструкции по образцу.
Третий этап. Употребление грамматической конструкции с лексическим материалом без опоры на образец.
Изучение английского языка в системе дополнительного образования выходит за рамки учебных занятий; в образовательный компонент введена творческая составляющая: инсценирование, исполнение песен на английском языке, с последующей демонстрацией перед зрителями.
Для реализации творческих проектов используется интеграционное взаимодействие с детскими творческими объединениями «Клуб любителей английского языка» (для детей школьного возраста), «Песня под гитару» и др.
Результатом обучения и развития детей по дополнительной общеразвивающей программе «Английский язык для дошкольников» является формирование интереса к изучению иностранного языка и иноязычной культуре, элементарных лингвистических навыков, максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала дошкольников, умение общаться со взрослыми и сверстниками на иностранном языке в пределах изученного материала, развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
В заключение следует отметить, что процесс обучения дошкольников иностранному языку имеет свои особенности и вносит весомый вклад в формирование гармонично развивающейся личности ребёнка, а учреждение дополнительного образования создает благоприятные условия для приобщения дошкольников к новой языковой среде для последующего билингвального и поликультурного образования детей.
Литература
- Гальскова Н. Д., Никитенко 3. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004. — 240 с.
- Жигалев Б.А., Жигалева К.Б. Методика формирования иноязычной лингвистической компетенции дошкольников // Язык и культура. 2020. № 51. С. 129 -152.
- Никитенко З.Н., Никитенко Е.А. Цели и результаты овладения иностранным языком в детском саду в контексте требований стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2017. № 5. С. 26-30.
- Протасова Е. Ю., Родина Н.М. Методика обучения дошкольников иностранному языку: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Иностранный язык». М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010.-301 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО-ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
психолого-возрастные особенности детей и их влияние на методы обучения английскому языку в системе дополнительного образованияАракелян Л.Н., Аракелян А.Н....
Цели и задачи обучения английскому языку в системе дополнительного образования
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обу...
Методика диагностики и оценки результатов обучения английскому языку в системе дополнительного образования
В данной работе рассматривается методика диагностики и оценки результатов обучения детей английскому языку в системе дополнительного образования, приводятся критерии оценки уровня обученности детей ос...
Инновационные педагогические технологии в обучении английскому языку в системе дополнительного образования
Технология «Карусель»Технология «Театр»Технология «Социологический опрос»...
Применение здоровьесберегающих технологий при обучении английскому языку в системе дополнительного образования
Учреждения дополнительного образования обладают уникальной возможностью для воспитания у детей культуры здоровья и личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению. Английский язык, кото...
Методические рекомендации — «Новые способы обучения иностранному языку в системе дополнительного образования»
Причины использования новых инструментов в обучении иностранному языку в детском объединении. Пример занятия по иностранному языку...
ПСИХОЛОГО-ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Важным фактором успешного выполнения задач, поставленных перед дополнительным образованием по английскому языку, является учет психолого-возрастных особенностей обучения АЯ в разных возрас...