Доклад Особенности обучения детей с ОВЗ английскому языку в инклюзивных группах в условиях дополнительного образования 2021
учебно-методический материал по английскому языку

Сычева Екатерина Дмитриевна

Особенности обучения детей с ОВЗ

английскому языку в инклюзивных группах в условиях дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад 234.22 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения детей с ОВЗ

английскому языку в инклюзивных группах в условиях дополнительного образования

                                                           

                                                           Сычёва Екатерина Дмитриевна,

педагог дополнительного образования 

                                                               МБУДО ЦДО «Радуга» г. Тайшета

В настоящее время актуальным направлением реформы системы образования в России является инклюзивное образование. Инклюзивное образование (фр. inclusif – включающий в себя, лат. include – заключаю, включаю) подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Иными словами, это реальный шанс для детей с ОВЗ посещать учебные заведения наравне со здоровыми детьми.

Одной из главных задач инклюзивного образования на сегодняшний день становится социализация обучающихся с ОВЗ. Освоение иностранного языка способно помочь в решении этого вопроса: через организацию обучения иностранному языку ребёнок становится самостоятельным и коммуникабельным.

Стремясь к успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо постараться вооружить их всеми возможными инструментами полноценной современной жизни, включая знание иностранного языка, необходимого для этого.

Изучение английского языка способствует решению таких задач, как:

1. Улучшение коммуникации. При коллективной работе над материалом дети учатся общаться друг с другом и ребятами из других образовательных учреждений. Улучшение коммуникативных способностей может также послужить средством профилактики конфликтов в группе.

2. Расширение словарного запаса, уменьшение страха перед незнакомыми словами, закрепление звукобуквенных соответствий.

3. Фонетическая зарядка как вид учебной деятельности при изучении иностранного языка стимулирует развитие речевого аппарата. Во время тренировки произношения звуков снимается напряжение и одновременно происходит запоминание лексических и грамматических конструкций.

Однако в процессе изучения языка могут возникнуть некоторые сложности, которые связаны с медицинским ограничениями на учебную нагрузку и пропусками занятий по болезни и иным причинам. Вследствие этого для педагога важно распланировать занятия в соответствии с потребностями всех детей.

В отличие от ребят с нормативным развитием, дети с ОВЗ обладают особенностями, которые необходимо учитывать при планировании занятия. К ним относятся речевые нарушения, неспособность сконцентрироваться, расстройства поведения и работоспособности, повышенная возбудимость и импульсивность.

Отсюда следует необходимость организации с такими учениками коррекционной работы, которая должна быть направлена на развитие возможностей учащегося и исправление имеющихся проблем. От выбранных методов зависит программа обучения.

Учитывая психофизиологические особенности обучающихся с ОВЗ, следует придерживаться следующих методических принципов:

  1. Обеспечение подвижной деятельности детей.
  2. Частая смена деятельности.
  3. Погружение в языковую среду.
  4. Многократное аудирование вводимых структур.
  5. Преемственность и постоянное повторение материала.
  6. Общее развитие ребенка посредством английского языка, раскрытие его творческих способностей.
  7. Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с ОВЗ.

В условиях инклюзии, важно создать благоприятную и дружелюбную атмосферу. Это способствует лучшему усвоению материала.

В занятия полезно внедрять творческие методы и использовать наглядные пособия: при наличии проблем с долгосрочной памятью такие приёмы помогут обучающимся вспомнить изученные темы.

На занятиях детям с ОВЗ лучше уделять больше внимания изучению лексики в небольшом объёме, обогащению словаря. Дополнительно, по желанию родителей и детей можно использовать карточки с лексикой по различным темам для закрепления в домашних условиях (родители помогают детям учить лексический материал в соответствии с тематикой, на карточках слова записываются по-английски, по-русски, с транскрипцией).

На занятиях целесообразно использовать игровые приемы. Все учащиеся, даже самые слабые принимают участия в игре, хотя бы в одном из её этапов.

Особенность игр состоит в том, что усвоение языкового материала осуществляется в практической деятельности, при этом внимание и запоминание происходит непроизвольно. Игры развивают сосредоточенность, повышают умственную активность, снимают накопленную усталость.

Разучивая, к примеру, названия фруктов и овощей, можно организовать игру «Съедобное, несъедобное»; работая над темой «Цвета» предложить обучающимся музыкально-дидактическую игру «I see something blue», где педагог вместе с детьми поет песню, называя цвет, например blue, а обучающиеся должны взять в руки любой предмет этого цвета или показать на себе одежду этого цвета; в процессе изучения цифр, можно поиграть в игру «Bingo». Обучающиеся по очереди называют числа, пытаясь угадать загаданное ранее число учителем (потом ребенком), например в пределах 10-20. В процессе отгадывания говорим (Yes/No, More/Less). Также можно поиграть в другую игру: учитель называет число на английском – five, а ребята должны сделать любое действие (присесть, кивнуть головой, топнуть ногой) такое количество раз, сколько обозначает это число – пять

Для снятия физического напряжения необходимо проводить физминутки на английском языке. Этот вид работы заслуживает особого внимания у дошкольников. Обучающиеся с удовольствием учат слова, фразы физминуток, а также проводят физминутки вместо педагога.

Использование пальчиковых кукол, кукол бибабо способствует быстрому запоминанию детьми с ОВЗ небольших по объему стихотворений на английском языке, например, стихотворение «Two little black birds».

Благоприятно воздействуют на детей с ОВЗ и использование музыкальных инструментов для разучивания песен на английском языке. Так, разучивание детьми английских песен под аккомпанемент гитары проходит на высоком эмоциональном уровне, обучающиеся быстро запоминают слова песен, а также с удовольствием придумывают и повторяют движения под музыкальное сопровождение.

Также любому ребёнку, независимо от наличия диагнозов, приятно видеть результат своего труда и готовый продукт – это воодушевляет детей и стимулирует на новые достижения. Таким образом, обучающиеся при изучении каждой лексической темы выполняют творческую работу: раскрашивают картинки, рисуют иллюстрации к различным сюжетам, делают аппликации, изготавливают фигурки животных и птиц в разных техниках (оригами, из ткани, из картона, пластилина, рисуют портреты, изготавливают настольные игры и т.д.).

Таким образом, вышеизложенные приемы и методы работы на занятиях по английскому языку не угнетают ребенка, а создают вокруг него реабилитирующее пространство, обеспечивающее возможность самореализации как полноценного участника образовательного процесса.

Список литературы:

  1. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями / А.Р. Маллер. — М.: Педагогика-Пресс, 2016. — 284 с.
  2. Общая методика обучения иностранным языкам // Под ред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин. — М.: Просвещение. — 2013. — 181 с.
  3. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев и др. — М.: Академия, 2014. — 654 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Особенности обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе"

Доклад  "Особенности обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе"  раскрывает обшие принципы работы, этапы психолого-педагогического сопровождения детей с ограни...

Особенности воспитания в условиях дополнительного образования детей

Социальное воспитание учащихся включает в себя формирование различных составляющих поведения ребенка.Предлагаю Вам таблицу диагностики воспитанности учащегося детского объединения....

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством в условиях дополнительного образования

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Учитывая особенности дошкольного возраста как сензитивного периода в усвоении знаний, нео...

Особенности обучения детей с ЗПР. Инклюзивное образование

Об особенностях детей с ЗПР и обучении их в общеобразовательной школе...

Инклюзивная компетентность педагога дополнительного образования. Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в системе образования. Работа с детьми с ОВЗ, детьми-ин...

РМО "«Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в изобразительном творчестве в условиях дополнительного образования»

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕПЕДАГОГОВ ДООТема заседания:«Дополнительноеобразование детей - навигатор успеха каждого ребенка»Представлениеопыта работы по теме:«Исследовательская ...