Реализация системно-деятельностного подхода на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку

Анисимова Елена Борисовна

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках английского языка

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizatsiya_sistemno.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках английского языка

Великая цель образования -

это не знания, а действия.

Герберт Спенсер

Стремительное вхождение Российской Федерации в мировое сообщество, интеграционные процессы в различных сферах политики, экономики, культуры, смешение и перемещение народов и языков поднимают проблему межкультурного общения, взаимопонимания участников общения, принадлежащих к разным культурам. Отсюда следует возрастающая значимость обучения иностранным языкам с целью формирования коммуникативной компетентности, что является одним из требований ФГОС нового поколения. Таким образом, особую актуальность в современной методике приобретает проблема обучения английскому языку как средству общения.

В последнее время все большее распространение получает ориентация на такой тип обучения, который стимулирует интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности учащегося, активизирует его потенциальные возможности, развивает критическое мышление. Данному типу соответствует, прежде всего, системно-деятельностный подход в обучении английскому языку, формирующий определенные интеллектуальные умения: умения анализировать информацию, отбирать необходимые факты, выстраивая их в логической последовательности, выдвигать аргументы и контраргументы [3].

На сегодняшний день именно системно-деятельностный подход наиболее полно описывает структуру учебной деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. 

Формирование УУД на уроках иностранного языка включает в себя несколько видов действий:

  1. Формирование познавательных действий, определяющих умение ученика выделять тип задач и способы их решения: ученикам предлагается ряд задач, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомыми. Предметом ориентировки и целью решения математической задачи становится не конкретный результат, а установление логических отношений между данными и искомыми, что обеспечивает успешное усвоение общего способа решения задач. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, сравнения и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания).
  2. Коммуникативные действия, обеспечивающие возможность сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах). В процессе изучения иностранного языка формируются, таким образом, речевые умения.
  3. Формирование регулятивных действий – действий контроля: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Например, учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок.
  4. Личностные действия: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества) [2].

Системно-деятельностный подход позволяет внедрить в учебный процесс активные формы обучения, способствующие развитию творческих способностей учащихся, мышления, умения перестраиваться в быстро меняющемся современном обществе. Делается акцент на групповые и парные работы, которые «вытесняют» фронтальные формы работы.

Одним из эффективных методов, применяемых в нашей практике и реализующих системно-деятельностный подход в обучении английскому языку, является метод проектов. Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая учащимися работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой в изучении иностранного языка. Это достигается при помощи переноса центра обучения с преподавателя на учащегося, создания условий для сотрудничества и взаимодействия между учащимися, что является мотивирующим фактором, а позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка. Выполнение проектных заданий позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету.

В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для учащихся (человек и его окружение). Главное – это сформировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы. Учебники построены так, что здесь нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые, ребята с нашей помощью могут сформулировать основной вопрос (проблему) раздела урока и самостоятельно открыть новые знания. Так, в дополнение к учебникам английского языка Ю.Ваулиной, Дж.Дули  «Spotlight» для 5-11 классов учащимся можно предложить разработать проекты лингвострановедческого характера по разделу «Culture corner» – «Культурный уголок». Основной вопрос, который ставится при разработке этого раздела: Какой культурный опыт преобретают  туристы при посещении незнакомой страны? Таким образом, помимо основной темы урока можно достичь усвоения таких страноведческих тем, как «Англия», «Ирландия», «Шотландия», «Уэльс»  и др. 

Для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа. Необходимо четкое определение темы и цели проекта, их значимости, актуальности. Работа над исследованием должна занимать 5 уроков. На первом уроке объясняется цель исследования, определяются тема и задачи исследования, учащиеся делятся на группы, обсуждают в группах тему, выдвигают гипотезы, дается план описания и исследования страны: географическое положение, история, экономика, население и языки, символы и геральдика, роль страны в глобализации, ее культура. Следующие три урока работа проходит в группах, обсуждаются источники, подбирается информация, консультация учителя, разбираются положения об оформлении работы, согласно памяткам. На пятом уроке учащиеся представляют свои проекты-исследования. Обязательно создается экспертная группа (по одному из учащихся от группы), вместе с детьми определяем критерии оценки, после каждого выступления эксперты высказываются по работе группы.

Таким образом, системно-деятельностный подход в рамках урока с использованием метода проектов базируется на следующих принципах: 1) позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом, 2) позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях), 3) учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя, 4) учебная деятельность – управляемый учебный процесс, 5) учебное действие – действие по созданию образа, 6) образ – слово, рисунок, схема, план, 7) оценочное действие – Я умею! У меня получится!, 8) эмоционально-ценностная оценка – Я считаю…(формирование мировоззрения).

Описанные приемы обучения (мотивация, проблемная подача материала, самостоятельный поиск новой информации и решений, использование активных форм работы, право выбора) дают возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика, построить обучение учащихся на основе формирующей их деятельности, соблюдать основные системные принципы урока – целостность и структурность. Это и есть системно-деятельностный подход в условиях классно-урочной системы. Именно данный подход дает возможность изучать практику жизни средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве.

Литература

  1. Ю.Ваулиной, Дж.Дули  УМК «Spotlight» для 5-11 классов: уч.для общеобр.орг.,М.: Express Publishing: Просвещение. – 2015-2018 г.г.
  2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
  3. Семушина Л.Г. Рекомендации по внедрению современных технологий обучения // Специалист. – 2005. – № 9, 10, 11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке английского языка

Реализация системно-леятельностного подхода  на примере урока английского языка в 5 классе с углубленным изучением по программе О.В. Афанасьевой....

Достижение результативности при реализации системно-деятельностного подхода на уроке английского языка

Данная статья включает как теоретический материал по вышеизложенной проблеме,так и практические разработки,такие как:- Структура уроков введения нового знания  в рамках реализации системно-деятел...

Использование продуктивных технологий как средство реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в условиях ФГОС

Использование продуктивных технологий как средство реализации системно-деятельностного подходана уроках английского языка в условиях ФГОС...

Мастер-класс: "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках английского языка

Презентация содержит рекомендации по организации урока английского языка с точки зрения реализации системно-деятельностного подхода...