ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
статья по английскому языку (7, 8 класс)
ФФункциональная грамотность - это способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Функциональная грамотность - это способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Результаты проведенного международного тестирования школьников PISA, которое оценивает функциональную грамотность школьников и умения применять знания на практике показали, что у обучающихся существуют проблемы в формировании грамотности чтения. Обновлённый документ ФГОС говорит о необходимости формирования функциональной грамотности школьников.
Программа обучения иностранным языкам предполагает на разных ступенях обучения развитие навыков и умений, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач. Подобные навыки и умения включают в себя умение осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты); умение извлекать информацию из разных источников; способность находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; умение пользоваться источниками и ссылаться на них; умение читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и применять их при подготовке собственных текстов; способность реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.
Выделяются следующие направления формирования функциональной грамотности:
- Математическая грамотность
- Читательская грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Финансовая грамотность
- Глобальные компетенции
- Креативное мышление
Читательская грамотность - базовое направление функциональной грамотности. Она рассматривается сегодня как одна из самых важных компетентностей, характеризующих готовность к жизни в современном обществе. Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу над развитием следующих умений у учащихся:
1.Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста;
2.Умение интегрировать и интерпретировать информацию;
3.Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте.
Исходя из этого, для развития читательской грамотности на уроках английского языка необходимо использовать различные упражнения, построенные на работе с разными форматами текстов.
Формированию читательской грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов. К сплошным текстам относят тексты, читаемые в повседневной жизни: описание (отрывок из рассказа, стихотворения, описание человека, места, предмета и т. д.); повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов и т. д.); рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения). К несплошным текстам относятся графики, диаграммы, таблицы, схемы (кластеры), географические карты и карты местности, план помещения, входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов и т. д.
Основные требования к тексту, направленному на формирование навыков функциональной читательской грамотности:
- Текст должен быть интересен обучающимся.
- Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающихся.
- Объем текста не должен превышать норму (исходя из уровня и возраста обучающихся).
- Шрифт должен помогать обучающимся легко читать текст. Цветной шрифт, подчёркивания, разный размер при важности определенной части текста.
- Текст должен развивать кругозор.
- Текст может быть взят из «реальной жизни».
- Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами.
- Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста.
- Текст должен быть структурирован. Заголовок, абзацы, прямая речь и т. д.
- При необходимости нужно адаптировать текст.
- В тексте иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности.
- Содержание текста должно опираться на жизненный опыт обучающихся.
Основными этапами работы с текстом при формировании читательской компетенции учащихся являются: предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы.
Предтекстовый этап(Pre-reading)
Задачами данного этапа являются создание мотива чтения, развитие умения прогнозирования, активизация фоновых знаний и снятие языковых трудностей.
На данном этапе выделяются следующие группы упражнений:
- упражнения на соотнесение слова с темой;
- упражнения на понимание лексико-тематической основы текста;
- упражнения в работе с заглавием текста;
- упражнение в опознавании интернационализмов.
1. Упражнения на соотнесение слова с темой
- Заполните пропуски в предложении одним из указанных слов.
- Найдите и замените слова в предложении, которые не подходят по смыслу.
- В каждой группе слов найдите одно с наиболее общим значением.
- Каждой группе слов найдите одно, не принадлежащее по значению к этой группе.
- Назовите слово, с которым ассоциируются все слова данного тематического ряда.
2. Упражнения на понимание лексико-тематической основы текста.
- Прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему.
- Запишите ключевое слово заголовка и составьте схему, заполняя её ассоциациями.
- Взгляните на фотографию и выберите из списка слов те, которые подходят для описания ситуации, изображённой на ней.
- Ознакомьтесь с новыми словами и словосочетаниями (которые даны с переводом) и, не читая текст, скажите, о чём может идти в нём речь.
- Расположите слова и фразы, определяющие содержание текста, в последовательности происходящих событий.
3. Упражнения в работе с заглавием текста.
- Прочитайте заглавие и скажите, о чём (о ком), по-вашему, мнению, будет идти речь в тексте.
- Переведите заглавие и ответьте на вопросы:
- По какому слову заглавия можно определить, что речь идёт...?
- Какое словосочетание наводит на мысль о том, что ...?
4. Упражнения в опознавании интернационализмов.
- Найдите во второй колонке перевод к каждому слову из первой (без словаря), опираясь на графический образ слов.
- Подчеркните в данных утверждениях интернациональные слова, определите их значение в родном языке и иностранном языках.
- Распределите весь список слов на две колонки: интернационализмы и «ложные -друзья переводчика», предварительно прочитав следующие словосочетания.
Текстовый этап (While-reading)
Направлен на понимание текста и формирование его интерпретации у читающего, размышление во время чтения о том, что и как читает обучающийся и насколько хорошо понимает прочитанное. На данном этапе можно предложить учащимся:
- найти ответы на предложенные вопросы;
- подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что в тексте не упомянуто;
- составить предложения по порядку;
- найти соответствия;
- выполнить задание на множественный выбор;
- подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев;
- догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте;
- восполнить недостающую информацию;
- во время чтения текста заполните таблицу.
Послетекстовый этап (Post-reading)
Необходим для проверки понимания прочитанного и служит средством контроля формирования умений смыслового чтения и возможным использованием полученной информации в будущем.
На этом этапе учитель может предложить учащимся:
- высказать свое мнение по поводу прочитанного;
- опровергнуть утверждения или согласиться с ними;
- доказать или охарактеризовать что-то;
- составить план текста, выделив его основные мысли;
- пересказать/кратко изложить содержание текста;
- рассказать текст от лица главного героя;
- вставить в текст пропущенные слова или выражения.
При работе с текстом особое внимание уделяется сквозным темам. Сквозные темы - это один из методов интеграции учебных предметов. Мы должны научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни. Поэтому необходимо проектировать учебные задания, связанные с поиском, пониманием, преобразованием и использованием информации в контексте повседневной жизни ученика и решения жизненно важных проблем.
Задания на формирование читательской грамотности способствует повышению мотивации учащихся, расширяют их кругозор, развивают творческие способности, помогают осознать ценности современного мира и научиться ориентироваться в жизненных ситуациях и использовать язык для решения коммуникативных задач.
Литература
1. Решетникова, О.А. Подходы к оценке функциональной грамотности в контрольных измерительных материалах государственной итоговой аттестации / О.А. Решетникова. – Текст : непосредственный // Педагогические измерения. – 2020. – № 2. – С. 4–7.
2. Сметанникова, Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению: междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н. Сметанникова. – Москва : РШБА, 2005. – 512 с. : схемы, табл. – (Профессиональная б-ка школьного библиотекаря). – Текст : непосредственный.
3. Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / Н.П. Забродина, И.Е. Барсуков, А.А. Бурдакова [и др.] ; под общ. ред. Р.Ш. Мошниной. – Москва : Академия Минпросвещения России, 2021. – 79, [1] с. : ил., табл. – Текст : непосредственный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"
Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и...
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, Учитель английского языка МБОУ Одинцовского лицея №2
На основе результатов проведенных международных исследований качества образования российских школьников можно сделать вывод, что учащиеся сильны в области предметных знаний, но испытывают трудности во...
Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"
Презеньтация и мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» Сроки реализ
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы ...
«Формирование читательской грамотности как базового навыка функциональной грамотности личности на уроках русского языка и литературы»
Обобщение опыта по формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы...