Формирование устной речи на уроках иностранного языка
статья по английскому языку
Стремительные социально экономические преобразования в современном мире спровоцировали значительный рост и расширение культурных и деловых контактов. В этих условиях обучение иностранным языкам считается одним из приоритетных направлений и предполагает высокий уровень владения всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением, письмом, а также говорением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_chernova.docx | 17.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ УЧСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Чернова Е.М.,
учитель иностранного языка
ГБОУ БИЮЛИ
Стремительные социально экономические преобразования в современном мире спровоцировали значительный рост и расширение культурных и деловых контактов. В этих условиях обучение иностранным языкам считается одним из приоритетных направлений и предполагает высокий уровень владения всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением, письмом, а также говорением.
Изучение иностранного языка всегда имеет ярко выраженный коммуникативный характер. Целью обучения иностранному языку является применение определенных лексических и грамматических знаний и умений для решения определенных коммуникативных задач, для достижения индивидуальных коммуникативных целей. Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения.
Говорение – продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме. Психологическая структура акта говорения включает четыре фазы:
1) побудительно-мотивационную, при которой проявляется потребность человека в общении под влиянием определенного мотива и при наличии определенной цели высказывания;
2) аналитико-синтетическую, представленную в виде свернутых умственных действий по программированию и формулированию мыслей (здесь функционирует механизм внутреннего оформления высказывания, обеспечивающий выбор слов и грамматическое прогнозирование);
3) исполнительную – звуковое и интонационное оформление мысли (на начальном этапе обучения переход программы высказывания к ее исполнению происходит через родной язык;
4) контролирующую, задача, которой – сигнализировать о возможных ошибках и способствовать их исправлению; контроль предполагает наличие у говорящего эталона, формирующегося в результате языковой практики и сличения собственной речи с эталоном.
И хотя говорение является продуктивным видом речевой деятельности, часто в нем содержится рецептивный компонент. И поэтому упражнения для формирования и развития навыков говорения можно разделить на два типа: языковые и коммуникативные.
Можно сказать, что языковые упражнения сосредоточены на «технике» формирования языковых высказываний. Они предполагают отработку единичного языкового явления и систематическое повторение определенных речевых образцов, структур, клише и т.д. Ставят перед собой однотипные задачи и предупреждают речевые ошибки. Языковые упражнения незаменимы на начальных этапах.
К языковым упражнениям относятся:
- повторение лексических единиц;
- изучение и отработка языковых клише, а также их изменение с помощью новых лексических единиц;
- самостоятельное построение учениками высказываний с опорой на данный им языковой материал;
- упражнения на перевод.
Основной задачей коммуникативных упражнений является активизация языкового материала в условиях речевой практики в условиях реального общения и на основе их жизненного опыта и знаний. Такие упражнения предполагают более творческий подход.
К коммуникативным упражнениям относятся:
- ситуативные, то есть создание ситуации для речевого общения в классе, моделируя одну из сфер реального устного общения;
- диалог между учениками по заданной теме;
- пересказ текста, сообщение информации на основе изученного речевого материала;
- описание картинок, видео и кинофильмов;
- монолог, устное сочинение ученика с опорой на данный материал;
- комментарии к прочитанному тексту;
- включающие ролевые игры, интервью, брейн-ринг.
Важно помнить, что процесс обучения навыкам говорения становится более эффективным при правильном подборе упражнений в зависимости от сложности и с учетом возрастных особенностей учащихся. Более наглядный подход к реализации данных упражнений может быть осуществлен с помощью современных информационно- коммуникационных технологий. Но самыми главными задачами учителя в процессе обучения устной речи является преодоление учеником страха совершить ошибку, активация страноведческих и культурных знаний и его дальнейшая мотивация к раскрытию творческого потенциала.
Литература:
1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам:
Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2003 – 192 с.
2.Каменецкая Н.П. Иностранные языки в школе. Методическая
мозайка. - М.: Министерство образования РФ. 2005. No 2. – С.112
3. Пассов Е.И, Кибирева Л.В., Колларова Э. Концепция
коммуникативного иноязычного образования (теория и ее
реализация), - СПб.: Златоуст, 2007.- С.199.
4. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском
языке. Пособие для учителя. – Минск: ТетраСистемс, 2007.- С.128
.
5. Слобин Д. Психолингвистика / Д. Слобин, Дж. Грин. – М.: Прогресс,
1976 – 350 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА" по обмену опытом работы из Сборника материаловVI Всероссийской научной конференции «Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»
Принята к публикации в Сборнике материалов VI Всероссийской научной конференции«Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»(г. Челябинск, 15 ноября 2013 г.)...
выступление на Районном методобъединеии "Развитие умений и навыков устной речи на уроках иностранного языка"
Содержание выступленияI. Введение. II. Основные признаки современного урока иностранного языка при выполнении задачи развития умения и навыков устной речи. 1. Рече...
Выступление на ГМО учителей английского языка Бородачёвой Е.А. «Дифференцированное обучение устной речи на уроках иностранного языка»
Виды упражнений при обучении устной речи для разных групп учащихся...
«ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ДОКЛАДна тему:«Приемы активизации устной речи на урокахиностранного языка»...
«Применение коллективных способов обучения как средство формирования навыков устной речи на уроках иностранного языка»
В статье приводится пример применения технологии КСО, а именно работа в парах сменного состава с карточками на уроках английского языка в начальной школе....
12 советов по активизации устной речи на уроках иностранного языка: как сделать так, чтобы ученики заговорили на иностранном языке
Когда дело доходит до говорения, даже самые уверенные в себе ученики берутся за это дело неохотно. Как преподаватель вы не можете нажатием кнопки «переключить» учеников в режим говорения, ...
Обучение устной речи на уроках иностранного языка.
Настоящая разработка опробована на уроках английского языка в 4-ых классах средней школы и на первом же уроке вызвала у учащихся восторг от того, что практически 90% учащихся удалось пересказать и вос...