Формирование эмоционального интеллекта учащихся общеобразовательной школы на уроках английского языка
статья по английскому языку
Статья посвящена развитию эмоционального интеллекта учащихся на уроках иностранного языка. Проанализированы и рассмотрены принципы эмоционального интеллекта; установлены наиболее эффективные возможности развития эмоционального интеллекта; рассмотрены виды и типы упражнений, способствующие проявлению активности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование эмоционального интеллекта
учащихся общеобразовательной школы
на уроках английского языка
Статья посвящена развитию эмоционального интеллекта учащихся на уроках иностранного языка. Проанализированы и рассмотрены принципы эмоционального интеллекта; установлены наиболее эффективные возможности развития эмоционального интеллекта; рассмотрены виды и типы упражнений, способствующие проявлению активности учащихся.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, иностранный язык, эмоциональная компетентность, школа, мотивация, формирование.
«Только сердцем постигается истинное положение вещей, ибо самое важное скрыто от глаз».
Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
Актуальной проблемой в психолого-педагогической науке остается развитие эмоционального интеллекта учащихся на уроках иностранного языка. Главная цель развития эмоционального интеллекта — мотивация к его изучению, а также практическое применение изучаемого языка.
Термин «эмоциональный интеллект» в отечественной и зарубежной методиках в последние годы получил широкое распространение. Первое использование термина «эмоциональный интеллект» обычно связывают с научным исследованием Уэйна Пейна «Исследование эмоций: Развитие эмоционального интеллекта».
Эмоциональный интеллект относят к способности воспринимать, оценивать и контролировать эмоции. Некоторые исследователи предполагают, что эмоциональный интеллект можно изучать и укреплять, в то время как другие утверждают, что он врожденный.
В научных исследованиях нет единого определения эмоционального интеллекта. Ученые, занимающиеся этим вопросом, сходятся во мнении, что данное понятие позволяет объединить в себе умения различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями партнеров по общению. Стоит так же отметить, что большинство ученых, говоря об эмоциональном интеллекте, учитывают два основных аспекта: способность к управлению собственными эмоциями и создание благоприятной эмоциональной атмосферы в отношениях с другими людьми.
Если говорить о необходимости развития совокупности способностей, качеств и умений, объединенных понятием «эмоциональный интеллект», следует отметить, что эмоциональные умения и привычки, заложенные в детстве, станут определяющими на всю дальнейшую жизнь. Более того, умение управлять своей эмоциональной сферой оказывает благотворное влияние на психическое и соматическое здоровье ребенка, в то время как отсутствие данных способностей может привести к алекситимии — закрепленному комплексу качеств, характеризующемуся затруднением в осознании и определении собственных эмоций.
В современной школе урок иностранного языка дает возможности развития эмоционального интеллекта учащихся, например, использование различных коммуникативных ситуаций
Как говорилось ранее, эмоциональный интеллект является одним из компонентов успешной коммуникации и развивается только в ее процессе. В лингводидактике многие специалисты считают, что именно обучение иностранному языку оказывает значительное влияние на формирование личности ребенка и, главным образом, на его эмоциональную сферу.
Иностранный язык является предметом интегративным и охватывает весь спектр интересов человека: литературу, искусство, политику, спорт. Это позволяет сделать его личностно-значимым для учащихся. Таким образом, эмоциональный интеллект играет важнейшую роль в формировании языковых навыков и речевых умений в процессе изучения иностранного языка, в результате улучшается качество обучения иностранному языку в школе.
Развитие эмоционального интеллекта у школьников зависит от всех уровней деятельности учителя, начиная с планирования уроков и заканчивая характером взаимоотношений в классе как между учениками, так и между учителем и детьми. Подтверждением этому может служить книга «Эмоциональный интеллект», написанная американским психологом Дэниелом Гоуманом. В ней автор пишет о двух типах эмоционального интеллекта: внутриличностный (intra-personal) и межличностный (inter-personal).
В целях широкого раскрытия понятия «эмоциональный интеллект» рассмотрим понятие «эмоциональная компетентность». Эмоциональная компетентность связана с эмоциональным интеллектом и основана на нем. Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциями.
Гоулман предлагает следующие принципы эмоционального интеллекта: самооценка, самосознание, саморегуляция, мотивация, социальная эмпатия, социальные навыки.
Рассмотрим их на примере обучения иностранному языку в школе.
Одним из главных принципов является самооценка. При обучении необходимо уделять внимание способностям каждого ученика и их потенциальным возможностям. Следует также оценивать усилия, затраченные на достижение поставленной цели.
Следующий принцип — самосознание. В процесс обучения вводится самоконтроль, когда каждый ученик может сам оценивать свои достижения и результаты. В целях развития реалистического мышления, необходимо делать упор на саморефлексию ребенка, его оценку своих положительных и отрицательных действий и эмоций. Сочинение рассказов, по мнению Л. Шапиро, является одним из лучших способов развития реалистического мышления детей. Научившись вести внутренний диалог с самим собой, ученики смогут лучше концентрировать свое внимание на выполнении стоящей перед ними задачи и работать более эффективно. Постоянное обращение к саморефлексии ребенка может способствовать развитию техник общения со своим «я» и стать неотъемлемой частью мыслительной и поведенческой деятельности учеников.
Принцип саморегуляции заключается в демонстрировании различных моделей поведения. При этом можно использовать различные коммуникативные ситуации. Одним из важных качеств, который показывает уровень эмоционального интеллекта, является наличие чувства юмора.
К одному из самых важных принципов формирования эмоционального интеллекта можно отнести принцип мотивации. Главной задачей это принципа является создание веры у учеников в свои способности и возможности. В целях достижения этого в процессе обучения необходимо ставить перед учащимися такие задачи и цели, которые он в силе выполнить; при этом нужно обращать внимание на настойчивость и затраченные детьми усилия на выполнение задания, а не конечный результат.
Эмпатия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. В учебном процессе учащиеся должны научиться обращать внимание на то, какие эмоции испытывают другие ученики в различных ситуациях.
Рассматривая социальные навыки важно обратить внимание на обеспечение детей такими заданиями, которые позволяют им учиться работать в группах или в паре. Учителю необходимо обращать свое внимание и поддерживать дружественные детские группы, которые образовались в классе.
Все указанные принципы обычно используются и реализуются в различных типах упражнений. Существуют также различные приемы и техники. Среди наиболее важных можно выделить игровые формы заданий.
Наиболее эффективной возможностью развития эмоционального интеллекта выступают виды и типы заданий, способствующие проявлению активности учащихся при диалогических и монологических высказываниях, а также на упражнениях-дискуссиях. При такой организации педагогической деятельности учащиеся общаются и делятся своими идеями на английском языке. Но для достижения заданной цели необходимо создание атмосферы доверия в педагогическом процессе. В целях ее достижения, используются упражнения, в которых учащиеся должны узнать об интересах друг друга, привычках, предпочтениях и характере каждого из участника педагогического процесса. Такие типы заданий не только способствуют развитию умений и навыков диалогической и монологической речи, но и улучшают психологическое взаимоотношение учащихся.
Таким образом, мы делаем вывод, что эмоциональный интеллект развивается в процессе коммуникации, которая моделируется на уроке иностранного языка. Эмоциональная сфера учащихся, подключенная в процессе обучения, обеспечивает успешное усвоение и повышение результативности.
Библиографический список:
1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М., 2008.
2. Негиевицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня,
завтра // Иностранные языки в школе. 1987. № 6.
3. Шапиро Л. Как воспитать ребенка с высоким коэффициентом эмоционального развития. М. 2005
4. Payne W.L. A study of emotion: developing emotional intelligence; self-integration; relating to fear, pain and desire// Dissertation Abstracts International. № 47.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/28/picture-658601-1440780056.jpg)
Презентация "Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС"
Описываются технологии формирования коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС...
«Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС»
Приводится опыт работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка в рамках ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/20/picture-854225-1479660553.jpg)
Пути формирования здорового образа жизни у учащихся средних общеобразовательных школ на уроках английского языка
Одним из приоритетных направлений развития инновационной деятельности является работа, осуществляемая в области здоровьесохранения учащихся. Использование педагогом здоровьесберегающих тех...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/23/picture-201719-1377201977.jpg)
«Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС»
Актуальность: В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/20/picture-458879-1555750742.jpg)
«Особенности обучения аудированию учащихся младшей школы на уроках английского языка (1-4 классы) и психолого-педагогический подход в выборе лучшей возрастной аудитории в овладении иностранным языком»
Данная статья посвящена вопросу преодоления трудностей у учащихся младшей школы в освоении одного из самых тяжелых видов речевой деятельности - АУДИРОВАНИЕ....
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/26/picture-1157775-1566813387.png)
Формирование функциональной грамотности учащихся основной школы на уроках русского языка
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Важно, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры. В обществе, умел выстраи...