«Развитие навыка работы с видо-временными формами английского глагола на шкале времени в промежутке «Настоящее время»
статья по английскому языку
Роль английского языка в современном мире неоценима. Он считается наиболее часто употребляемым языком. Более 450 миллионов людей считают его родным. Еще 600-650 миллионов граждан используют английский в качестве дополнительного языка для общения. Он считается востребованным во многих странах мира. Знание лексики и грамматики данного языка крайне необходимо для того, чтобы пройти обучение за границей. Не обойтись без него и желающим найти престижную и высокооплачиваемую работу. Даже элементарно, чтобы съездить отдохнуть заграницу нужны элементарные языковые навыки общения. И чтобы быть правильно понятым и не попасть впросак или неловкую ситуацию, нужно уметь выражать свои мысли четко. А это, в свою очередь, предполагает правильное владение не только лексикой, но и грамматикой.
Сегодня в рамках этой статьи я представлю свой опыт работы по теме «Развитие навыка работы с видо-временными формами английского глагола на шкале времени в промежутке «Настоящее время». Также я хочу поделиться и другими своими практическими наработками, которые намного быстрее позволяют учащимся понять некоторые проблемные моменты при изучении английского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья по теме | 65.5 КБ |
таблица Present Tenses | 34 КБ |
таблица Past Tenses | 58.5 КБ |
презентация к статье | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги! Я – учитель английского языка гимназии №1 г. Светлограда Медведева Т А
Невозможного не существует, есть лишь отговорка «Я не хочу»
слайд 1
Роль английского языка в современном мире неоценима. Он считается наиболее часто употребляемым языком. Более 450 миллионов людей считают его родным. Еще 600-650 миллионов граждан используют английский в качестве дополнительного языка для общения. Он считается востребованным во многих странах мира. Знание лексики и грамматики данного языка крайне необходимо для того, чтобы пройти обучение за границей. Не обойтись без него и желающим найти престижную и высокооплачиваемую работу. Даже элементарно, чтобы съездить отдохнуть заграницу нужны элементарные языковые навыки общения. И чтобы быть правильно понятым и не попасть впросак или неловкую ситуацию, нужно уметь выражать свои мысли четко. А это, в свою очередь, предполагает правильное владение не только лексикой, но и грамматикой.
- Работа с видо-временными формами английского глагола на шкале времени в промежутке «Настоящее время»
слайд 2
Сегодня в рамках нашего районного МО я представлю свой опыт работы по теме «Развитие навыка работы с видо-временными формами английского глагола на шкале времени в промежутке «Настоящее время». Также я хочу поделиться и другими своими практическими наработками, которые намного быстрее позволяют учащимся понять некоторые проблемные моменты при изучении английского языка.
слайд 3
содержание выступления
Цель: формирование лучшего понимания сути употребления всех четырех подвидов настоящего времени и успешного применения данных знаний на практике.
Изучение любого иностранного языка всегда представляет определенные трудности. Они обусловлены культурными различиями, другим менталитетом и, конечно же, несоответствия в грамматике родного и изучаемого языков.
На мой взгляд, одна из первых сложностей, с которыми сталкивается любой учитель английского языка, - правильное употребление видо-временных форм английского глагола.
Сложность заключается в том, что в русском языке у нас только три времени (одно прошедшее, одно настоящее и одно будущее время), а в английском языке у каждого из этих времен есть еще по четыре подвида. Учащимся приходится учить не три, а ДВЕНАДЦАТЬ! времен. К тому же, у каждого из них своя собственная формула!
слайд 4
Дети не могут понять: почему двенадцать, а не три, как в русском языке? Зачем столько видов, если всё можно выразить одним глаголом, добавляя к нему лишь нужное обстоятельство времени? Еще больше недоумения вызывает тот факт, что из этих двенадцати времен мы используем фактически только пять-шесть в речи!
Начав работать в школе, я сразу столкнулась с этой сложностью. Много лет я думала над решением этой непростой задачи: как научить детей грамотно применять это правило практически. Однажды на уроке, в очередной раз объясняя ребятам эту тему, я нашла решение.
Практическая ценность этого приема объяснения лично для меня очень значима. Благодаря ему у меня получается доступно и эффективно объяснять детям сложную тему. Для меня это стало настоящим спасением.
Меня всегда учили в школе (а позже и я стала так делать), что времена нужно определять по временным «маячкам» (обстоятельствам времени) в предложении. Это определенно помогает, конечно же. Но «маячки» могут быть, а могут и не быть в предложении! Как быть в том случае, когда таковые отсутствуют? Как правильно определить видо-временную форму глагола?
Для лучшего понимания того, о чем я сейчас говорю, взгляните на слайд слайд 5
Я намеренно привожу пример на русском языке. Данное предложение вырвано из контекста. Кроме того, в нем нет никаких «маячков». Вы сейчас сможете сказать, в какой отрезок настоящего времени происходит данное действие? Думаю, вряд ли. Говоря «Я читаю», я могу подразумевать «Я читаю много/каждый день», «Я читаю сейчас» или «Я читаю с самого утра».
В русском языке глагол не меняет своей формы, чтобы мы ни подставляли. Русскому варианту «Я читаю» соответствуют аж ТРИ! английских вариантов! слайд 6
Можете себе представить, как сложно нам, русско-язычному населению, понять английский язык? А как тяжело учащимся?
Мне в голову пришла идея создать короткий, но легкий алгоритм определения подвидов настоящего, прошедшего и будущего времен. Результатом этого стало появление четвертой колонки таблицы, которая лежит перед Вами.
слайд 7 (начало алгоритма!)
А теперь представьте, что Вы получили упражнение, в котором Вам нужно раскрыть скобки и поставить глаголы в одну из форм настоящего времени (сегодня мы будем работать только в рамках этого времени и с утвердительными предложениями). Что делать? Для каждого из времен я прописала «вопросы-маячки» (четвертая колонка). Прочитав и переведя на русский язык предложение, учащиеся применяют следующую схему-алгоритм к нему: задают по очереди четыре вопроса-маячка из четвертой колонки, определяют время и нужную формулу и раскрывают скобки.
слайд 8
Задаваемые вопросы могут выглядеть следующим образом:
- Ситуация в предложении происходит ВООБЩЕ/СЕЙЧАС/УЖЕ/ВСЁ ЕЩЁ?
Или возможен другой вариант (то, что в скобках):
- В ситуации показан ФАКТ-РАЗОВОЕ ДЕЙСТВИЕ/ПРОЦЕСС/РЕЗУЛЬТАТ/ДЛИТЕЛЬНОСТЬ?
Я наконец-таки поняла суть проблемы при изучении этого правила: дети не понимают изначально, читая предложение, в какой момент времени происходит действие в данной ситуации. Как только мы их этому научим, тогда исчезнет большая часть проблемы, связанной с изучением этого правила.
ДАВАЙТЕ ПОПРОБУЕМ ВМЕСТЕ с Вами запустить этот алгоритм. Вы сможете сами опробовать его. Я специально исключу временные «маячки» (обстоятельства времени) из предложений
Слайд 9 Я люблю читать
I (like) reading.
I like reading. (ответ)
Здесь у нас действие происходит ВООБЩЕ. Иными словами, это – самый обычный факт о ком-то.
Еще один пример:
Слайд 10 Я приготовила ужин. Пойдем поедим.
I (cook) dinner. Let’s have it.
I have cooked dinner. Let’s have it. (ответ)
В данном примере действие УЖЕ произошло. Другими словами, мы имеем результат на лицо.
А теперь попробуйте сами проверить алгоритм на следующем примере. Вам достаточно просто правильно назвать время. Правильный ответ появится на экране вслед за Вашим ответом.
Слайд 11 Я читаю книгу. Поговорим позже.
I (read) a book. Let’s talk later.
I am reading a book. Let’s talk later. (ответ)
слайд 12 (пример с предложением в Present Perfect Continuous)
Кроме того, есть один нюанс, о котором нельзя не упомянуть. Иногда маячки некоторых времен (например, Present Perfect и Present Perfect Continuous) могут совпадать, приводя этим в недоумение учащихся. Как быть тогда?
слайд 13
Есть один характерный признак, по которому можно сразу легко определить, что это за время. Например, в предложениях с Present Perfect у Вас никогда не будет временного отрезка (исключение составляют статичные глаголы), поскольку Вы уже получили результат своего действия, оно уже завершено, отсюда не может быть и временного отрезка. Нет больше действия.
My mom has just cooked very tasty dinner.
Исключение:
I have known Mary for 5 years. (Глагол know является статичным)
А вот в предложениях с Present Perfect Continuous обязательно будет указан отрезок времени, т.к. действие все еще продолжается! Мы наблюдаем длительность действия:
Alex has been waiting for Ann for 15 minutes.
Вот и вся разница. Зная ее, дети больше не будут сомневаться даже при наличии одинаковых маячков.
А сейчас я предлагаю немного поработать с таблицей подвидов прошедшего времени. Принцип работы с алгоритмом для подвидов прошедшего времени такой же, что и с подвидами настоящего времени:
слайд 14
- When I (to come) into her room, she (to play) the piano which her father (to buy).
- He (to want) to impress her parents as he (not to meet) them before.
- Jena (to tell) her mother that she (to water) the flowers.
Применяя данный алгоритм в своей работе уже третий год, я заметила, что ученики стали успешнее выполнять задания подобного типа. Подобный алгоритм я применяю и для прошедшего и будущего времен. Ребят больше не пугает огромное количество времен с индивидуальной формулой для каждого из них.
- make – do (разница употребления)
В 6 классе по учебнику Spotlight мы начинаем изучать два таких интересных глагола «do-make». Как же правильно их применять? В чем разница употребления? Почему в одних словосочетаниях мы используем do, а в других make?
Ответ очень прост.
слайд 15
Вот так всё просто оказывается на практике с этим правилом.
Приведу несколько наглядных примеров в качестве короткой практики для Вас:
слайд 16
………….. the decorations
………….. the dusting
………….. your homework
………….. a special dish
………….. the washing-up
………….. the shopping
………….. a cake
- Особенность употребления личного местоимения it
С этим местоимением мы сталкиваемся уже при обучении детей английскому во 2 классе. Сразу же. Как правильно им объяснить, как оно употребляется?
Я заметила, что, когда дети начинают мне отвечать на мой вопрос «Когда мы употребляем местоимение it», то многие почему-то дают ему классификацию «одушевленный-неодушевленный предмет». Т.е. по их мнению, если предмет неодушевленный, тогда мы используем it. На самом деле, такое объяснение неверно в корне. Англичане применяют другую категорию, согласно которой мы используем либо местоимения he/she, либо it: «человек – не-человек». Это означает, что всё, что в единственном числе нельзя отнести к категории «человек» независимо от рода и одушевленности-неодушевленности предмета или объекта, будет заменяться местоимением it.
Вот так просто.
- Чтение двух подряд идущих гласных в английском слове
С правилами чтения в английском языке всё довольно непросто. Они то работают, то нет. Очень много всевозможных буквосочетаний, которые необходимо запомнить, чтобы правильно прочитать слово. А согласно последним имеющимся у меня данным по правилам чтения в английском языке читается только 30% всего словарного запаса. Вот и мучаемся мы с чтением.
В английском языке часто встречаются слова, в которых две гласные следуют друг за другом. Как быть в таком случае? По какому принципу читаются тогда такие слова?
Существует негласное правило чтения двух гласных, действующее в 98% случаев.
Если в слове две гласные стоят подряд, то они будут читаться следующим образом: первая гласная читается так, как она называется в алфавите, а вторая – не читается.
слайд 17
Приведу наглядный пример:
heat, meat, meet, boat, sail, toe
Но, как и в любом правиле, здесь есть исключения. В некоторых словах это правило не работает, подряд идущие гласные дают другой звук и тогда нам остается посмотреть произношение в словаре.
Приведу лишь несколько слов-исключений:
field, bread, breakfast, head, steady, ready, wealth, wealthy
слайд 18
- «Железные» правила английского предложения
Их всего четыре:
- Фиксированный порядок слов в английском предложении (подлежащее и сказуемое, а потом всё остальное)
- Обязательное наличие глагола в английском предложении, даже если в его русском варианте такового нет
- Согласование времен
- Запрет на двойное отрицание (исключение: короткий отрицательный ответ на общий вопрос)
слайд 19
Образование числительных 13-19 и 30-90
Есть очень легкий способ выучить быстро числительные от 13 до 19 и от 30 до 90. Малышам я представляю его как “фокус”.
Я использую простую формулу, чтобы научить считать от 13 до 19 и от 30 до 90:
13-19 = цифра + -teen
14 = 4 + ˊ-teen (fourteen)
Пояснение: при образовании числительных от 13 до 19, мы берем любую цифру от 3 до 9 и добавляем к ней суффикс -teen. Ударение падает на этот суффикс. Иными словами, мы можем образно сравнить этот суффикс с числом “10”, которое мы добавляем к нужной цифре для получения нужного числа.
Единственное, на что я обращаю внимание малышей – произношение числительных 13 и 15, которое разительно отличается от произношения цифр 3 и 5.
30-90 = цифра + -ty
40 = 4 + -ty (ˊforty)
Пояснение: для образования числительных от 30 до 90, мы берем любую цифру и добавляем к ней суффикс -ty. Ударение падает на первый слог.
И опять я обращаю Ваше внимание на произношение числительных 30 и 50, в которых происходит чередование гласных в сравнении с исходной используемой цифрой (3, 5).
Используя этот простой прием, вы уже к концу своего урока научите всех или большую часть своих учащихся считать от 13 до 19 и от 30 до 90. И совершенно не обязательно заучивать каждое числительное отдельно. Достаточно просто использовать эти две формулы.
Работая с английским языком уже много лет, я увидела тесную связь языка со многими предметами, особенно с математикой. Ученикам приходится иногда работать с формулами, проводить сравнительный анализ и применять определенные алгоритмы. В современном мире знание иностранного языка является важной составляющей образовательного процесса. Мне бы очень хотелось, чтобы мои педагогические находки сделали его намного проще и понятнее для учеников, помогая им быстрее разобраться с грамматическими «дебрями» английского языка.
слайд 20-21
Предварительный просмотр:
Данная таблица подвидов настоящего времени значительно помогает учащимся разобраться, когда какое время употребить в той или иной ситуации:
время | формула | описание | Слово-вопрос |
Present Simple | V/Vs | Действие происходит вообще в настоящем; разовое действие, факт. Маячки: always, often, sometimes, seldom, never, every day, from time to time | вообще (факт, разовое действие) do/does для (?) и (-) |
Present Continuous | am, is, are + V-ing | Действие происходит сейчас, в данный момент; это – процесс Маячки: now, at this moment, at 3 o’clock, while, still; Look!/Listen! | сейчас (процесс) |
Present Perfect | have/has + V3 | Действие уже завершилось, но совсем недавно и есть результат; результат Маячки: already, just, yet, since, for, ever, never | уже (результат) В предложении нет временного отрезка |
Present Perfect Continuous | have/has been V-ing | Действие началось давно, но все еще продолжается; незавершенность начатого в прошлом действия Маячки: for, since, how long | все еще (длительность) В предложении есть временной отрезок |
Предварительный просмотр:
Past Tenses (Подвиды Прошедшего Времени)
Вид времени | Краткое описание | Маячки | Формула | Слово-вопрос |
Past Simple | Это время показывает, что действие произошло когда-то в прошлом, однократно | always, often, usually, sometimes, never, seldom, ago, yesterday, last | V2/Ved | Вообще когда-то в прошлом (разовое действие, факт) |
Past Continuous | Это время показывает, что действие происходило в определенный момент времени в прошлом | at that moment, at 3 o’clock, while, still | was/were Ving | В тот момент в прошлом (процесс) |
Past Perfect | Это время показывает, что действие завершилось в прошлом задолго до того, когда произошло другое действие | already, just, since, before, ever, never, after, till/until, when, by, by the time for, since | had V3 | Задолго до того, как… (уже; результат) нет отрезка времени в предложении |
Past Perfect Continuous | Это время показывает, что действие началось давно в прошлом и все еще происходило на тот момент | since, before, for, till/until, how long | had been Ving | Все еще на тот момент (все еще) есть временной отрезок |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
все Present и Past Tenses; make – do (разница употребления) ; особенность употребления it; чтение двух подряд идущих гласных в слове ; «железные» правила английского предложения; числительные 13-19 и 30-90.
Я читаю.
Я читаю. I read . I am reading . I have been reading .
Present Simple (V/V-s) вообще (факт / разовое действие) Present Continuous сейчас (процесс) (am , is,are + V-ing)
вообще факт / разовое действие сейчас процесс уже результат всё ещё длительность
Я люблю читать I (like) reading. I like reading.
Я приготовила ужин. Пойдем поедим . I (cook) dinner. Let’s have it. I have cooked dinner. Let’s have it.
Я читаю книгу. Поговорим позже. I (read) a book. Let’s talk later. I am reading a book. Let’s talk later.
Я читаю книгу с самого утра. I (read) a book since the morning. I have been reading a book since the morning.
My mom has just cooked very tasty dinner. I have known Mary for 5 years . Alex has been waiting for Ann for 15 minutes.
When I (to come) into her room, she (to play) the piano which her father (to buy). He (to want) to impress her parents as he (not to meet) them before. Jena (to tell) her mother that she (to water) the flowers.
do – делать (процесс) : do the gardening make - делать ( продукт ): make tea make a phone call (искл.)
………… .. the decorations ………… .. the dusting ………… .. your homework ………… .. a special dish ………… .. the washing-up ………… .. the shopping ………… .. a cake
heat, meat, coat, meet, boat, sail, toe field, bread, breakfast, head, steady, ready, wealth, wealthy
Фиксированный порядок слов в английском предложении (подлежащее и сказуемое, а потом всё остальное) Обязательное наличие глагола в английском предложении, даже если в его русском варианте такового нет Согласование времен Запрет на двойное отрицание (исключение: короткий отрицательный ответ на общий вопрос)
13-19 = цифра + - teen 14 = 4 + ˊ- teen ( fourteen ) 30-90 = цифра + - ty 40 = 4 + - ty (ˊ forty )
Невозможного не существует, есть лишь отговорка «Я не хочу»
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты "Видо-временные формы английского глагола"
Одной из важнейших частей английской грамматики являются видо-временные формы глагола. Как правило, эта тема вызывает много затруднений в процессе обучения, по...
Видо-временные формы английского глагола (активный залог)
Данные учебные материалы предназначены для учащихся основной школы (5-11 классы), которые только начинают или уже активно изучают такой сложный грамматичесий материал, как формы глаголов. Т.Е. этот ма...
Таблицы-схемы образования видо-временных форм английского глагола
Материал полезен как учителям на уроках так и школьникам...
таблица видо-временных форм английского глагола
таблица видо-временных форм английского глагола позволит систематизировать знания по грамматике, дать представление о том, насколько стройна и логична английская грамматика...
Основные случаи употребления видо-временных форм английского глагола изъявительного наклонения в действительном залоге. Таблица
Основная цель данного метариала - привести в систему имеющиеся знания по теме "Видо-временные формы английского глагола изъявительного наклонения"....
Материалы для повторения системы видо-временных форм английского глагола для 9 класса
Данные материалы представляют свой блок упражнений для повторения системы видо-временных форм глагола, закрепления и контроля грамматического навыка....
УПОТРЕБЛЕНИЕ ВИДО-ВРЕМЕННЫХ ФОРМ АНГЛИЙСКИХ ГЛАГОЛОВ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОМ ЗАЛОГЕ
Времена английского глагола. Презентация с правилами и упражнениями....