Развитие грамматических навыков с помощью интернет-приложении при обучении иностранному языку в старших классах.
статья
В статье рассматривается важность и эффективность применения интернет-приложений в процессе развития грамматических навыков при обучении иностранному языку в старших классах. Раскрываются такие понятия как «грамматический навык», «m-learning», «мобильные приложения». Выделены основные этапы работы над грамматическим материалом. Классифицированы все упражнения для формирования грамматики, основываясь на этапах обучения. Выбраны самые эффективные современные интернет-приложения для обучения английской грамматике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sanchay._statya_.docx | 26.93 КБ |
Предварительный просмотр:
М.Н Санчай,
студентка института гуманитарного образования;
научный руководитель: кандидат филол. наук, доцент Н.Г. Виноградова
АГГПУ имени В.М. Шукшина (г. Бийск)
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРНЕТ-ПРИЛОЖЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ.
Аннотация. В настоящей статье рассматривается важность и эффективность применения интернет-приложений в процессе развития грамматических навыков при обучении иностранному языку в старших классах. Раскрываются такие понятия как «грамматический навык», «m-learning», «мобильные приложения». Выделены основные этапы работы над грамматическим материалом. Классифицированы все упражнения для формирования грамматики, основываясь на этапах обучения. Выбраны самые эффективные современные интернет-приложения для обучения английской грамматике.
Ключевые слова: грамматический навык, мобильное приложение, упражнения, грамматика.
В обучении иноязычному говорению грамматика занимает важное место, это своего рода каркас, на котором базируется лексика. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических навыков. Усвоение грамматики вызывает много трудностей, которые усугубляются грамматическими терминами и правилами, и бесконечным числом исключений.
В настоящее время развитие системы образования отличается возникновением новых технологий и высокими темпами его информатизации.
В ходе информатизации происходит разработка различных педагогических программных средств, образовательных веб-сайтов и электронных ресурсов, методических и дидактических материалов.
Одним из новых направлений в образовании стало мобильное обучение (m-learning) – «электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося» [1, с. 10].
Одной из форм организации мобильного обучения иностранным языкам являются мобильные приложения. Под мобильным приложением понимается программное обеспечение, разработанное специально для работы на мобильных устройствах (смартфонах, планшетах и т. п.) [9]. Основной целью обучающих мобильных приложений является облегчение учебного процесса, повышение его увлекательности и эффективности, зачастую с помощью введения игрового момента в обучение, так называемой геймификации образования [4, с. 8-9].
Актуальность этой темы связана со значительным распространением интернет – приложений для изучения иностранного языка и заключается в необходимости внедрения в образовательный процесс в старших классах средней общеобразовательной школы, в особенности при развитии иноязычных грамматических навыков.
В ходе нашего исследования решаются следующие задачи: 1.Рассмотреть особенности развития грамматического навыка в старших классах обучения английскому языку. 2.Выделить виды грамматических упражнений. 3.Проанализировать современные интернет-приложения для обучения английской грамматике.
Согласно определению Е.И. Пассова «грамматический навык есть синтезированное действие по выбору модели, адекватной речевой задаче в данной ситуации, и правильному оформлению речевой единицы любого уровня, совершаемое в навыковых параметрах и служащее одним из условий выполнения речевой деятельности»[6; 150].
Процесс обучения грамматической стороне речи характеризуется тем, что он проходит ряд этапов, каждый из которых имеет свою частную задачу. Этапы обучения грамматике соответствуют психологическим фазам формирования навыков.
В ходе проведения данной исследовательской работы нами было выбрано, изучено и распределено по этапам обучения грамматике несколько популярных приложений.
Подготовительный этап, на котором происходит ознакомление с грамматическим явлением. На этом этапе учащиеся психологически подготовлены к усвоению нового явления. Для этого перед ними с самого начала ставится цель. Учитель старается заинтересовать учащихся, возбудить их внимание и активность.
Чем сложнее синтаксическая структура, тем более необходима зрительная опора (написание примеров на доске), наглядные средства и т.д. [3].
Показателем усвоения является безошибочность сознательно сконструированного образца, с применением усваиваемой грамматической формы [4].
На данном этапе мы считаем эффективным использование таких интернет –приложений, как Duolingo, English Grammar Book by Talk English, English Grammar Ultimate by Maxlogix.
Элементарный этап обеспечивает усвоение отдельных действий по использованию грамматической конструкции или формы слова. В содержание элементарного этапа входят упражнения в употреблении готовых словоформ в данной структуре и в образовании формы по одному образцу. На элементарном этапе происходит дальнейшее осмысление и запоминание образцов с выделенными грамматическими формами и их значениями. Показателем успешности овладения этим этапом усвоения можно считать уменьшение осознаваемости частных грамматических операций и увеличение самостоятельности в выборе содержания речи при выполнении грамматических действий.
На данном этапе подходят к использованию следующие приложения Duolingo, English Grammar Test by SevenLynx, English Grammar Book by Talk English
На совмещающем этапе продолжается закрепление серии действий в условиях координации его с другими действиями. Новое грамматическое средство на этом этапе сочетается или перемежается с другими средствами. Показателем достижения результата на этом этапе можно считать самостоятельное творческое использование отрабатываемой грамматической формы наряду с другими [4]. Здесь рекомендуется использовать приложение FluentU.
Этап систематизирующего обобщения необходим при усвоении обобщений второй ступени и систематизации усвоенного при помощи упражнений в анализе, сравнений и классификаций. Данный этап служит равной мере, как упрочению активных грамматических навыков, так и обучению навыкам понимания грамматических средств активного минимума при чтении. Здесь эффективны следующие интернет-приложения: FluentU, English Grammar Test, English Grammar Book.
И, последний этап, подразумевающий включение грамматических навыков в речевую деятельность, использование и повторение их в речевых упражнениях [3]. На последнем этапе уместно пользования Duolingo.
Упражнения – важный этап в работе над грамматикой. Он связан с накоплением языковых средств и практикой их использования в разных формах общения [2, c.40].
Все упражнения для формирования грамматических навыков можно разделить на тренировочные и упражнения, направленные на развитие навыков и умений использования грамматики.
Тренировочные упражнения. Усвоение грамматического материала происходит в ходе выполнения тренировочных упражнений, целью которых является формирование у учащихся навыков относительно точного воспроизведения изучаемого явления в типичных для его функционирования речевых ситуациях и развитие их гибкости за счет варьирования условий общения, требующих адекватного грамматического оформления высказывания.
В методике приняты следующие основные типы упражнений, направленных на развитие навыков и умений использования грамматики.
1. Имитационные упражнения. Грамматическая структура в них задана, ее следует повторять без изменения. Выполнение упражнений может проходить в виде прослушивания и повторения форм по образцу; контрастного повторения различных форм за преподавателем, при этом происходит прилаживание органов речи к произнесению новых грамматических явлений в небольшом контексте; списывания текста или его части с подчеркиванием грамматических ориентиров [5, c.16].
2. Подстановочные упражнения используются для закрепления грамматического материала, выработки автоматизма в употреблении грамматической структуры в аналогичных ситуациях;
3. Трансформационные упражнения дают возможность формировать навыки комбинирования, замены, сокращения или расширения заданных грамматических структур в речи. Здесь метод тренировки смыкается фактически с методом применения усвоенного грамматического материала в речи [8, c.54].
Нами было выбрано для исследования 8 самых удобных приложений по английской грамматике для платформы Android. Эти приложения разделены на три части. В первой нами описаны универсальные языковые приложения, которые учат грамматике естественным способом. (FluentU, Duolingo, Grammarly Keyboard). Вторая часть посвящена приложением на базе Android с грамматическими правилами и упражнениями. (English Grammar Book by TalkEnglish, English Grammar Test by SevenLynx, English Grammar Ultimate by Maxlogix) Фактически, это цифровой эквивалент традиционного учебника английской грамматики. Наконец, в последней части перечислены приложения, которые посвящены отдельным аспектам английской грамматики. (English Tenses Practice by MagikHub, English Verbs by Universk) Например, если слабое место ученика – времена английского глагола, то можно использовать одно из этих приложений.
Таким образом, можно сделать вывод, что обучение грамматическому навыку проходят ряд этапов, при прохождении этих этапов эффективно использовать современные технологии, в данном случае мобильные приложения. На рынке представлены самые разнообразные виды мобильных приложений для изучения грамматики английского, нужно тщательно выбирать и анализировать каждое приложение и только после этого можно предложить учащимися.
Литература
1. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. Введ. 27.12.2006. М.: Стандартинформ, 2007. 17 с.
2. Ерешко М.В., Чумачева О.М. Системно-деятельностный подход к обучению грамматическому аспекту чтения. // ИЯШ. - 1991. - №4. – с.10-14.
3. Миролюбова А.А. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку. – Обнинск: Титул, 1999. – с. 112.
4. Миролюбова А.А., Рахманова И.В. Общая методика обучения иностранным языкам в средне школе. – М.: Просвещение, 1967.
5. Москаленко Д.В. Некоторые приемы работы над грамматическими явлениями на уроке немецкого языка. // ИЯШ. - 1999.-№1. – с.16-19.
6. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. – М.: Рус. яз., 1989. – с. 30, с.150-154.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Питер, 2002. – с. 275. 31. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. – М.: Просвещение, 2002. – с. 101.
8. Скалкин В.П. Коммуникативные упражнения на английском языке. - Владимир, 1980. – 169с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Лингвострановедение в преподавании иностранных языков в старших классах средней школы для развития социокультурной компетенции (на материале английского языка)».
Одной из актуальных проблем в преподавании иностранного языка в средней школе сегодня является необходимость более глубокого изучения мира носителей языка. Без понимания социально-экономических ...
Разработка ролевой игры в обучении говорению на иностранном языке учащихся старших классов.
Для интенсификации процесса обучения говорению на своих урокаг английского языка я ввожу ролевую игру с поэтапным обсуждением темы. Основным достоинством ролевой игры мне видится вовлечение всех участ...
Об организации профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени
Материал содержит презентацию к выступлению по данной теме. Затрагиваются вопросы о современных педагогических условиях обучения в форме элпективных курсов и факультативов....
Об организации профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени
Выступление к опубликованной на сайте презентации...
Особенности обучения чтению на иностранном языке в старших классах.
Статья посвящена особенностям обучения чтению в старших классах, т.к. чтение как вид речевой деятельности и как форма общения яв...
ИКТ как средство развития и совершенствования навыков аудирования и устной речи в обучении иностранному языку.
Обобщение педагогического опыта...
Методическая разработка на тему "Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам на старшей ступени обучения.
В данной работе предпринята попытка рассмотреть психолого-педагогические основы использования пректной методики с учетом специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения ...