№17 Системно - деятельностный подход
методическая разработка по английскому языку

Макое Евгения Федоровна

Мир, в котором мы живем изменчив и непредсказуем. То, что казалось нам важным и необходимым вчера, сегодня уже неактуально. Современному обществу нужны образованные, духовно - нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, они мобильны, креативны, конструктивны, готовы к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию.

Перспективное развитие школы нового века ориентировано на переход к компетентностному образованию, из которого  вытекают требования к процессу обучения: научить школьников учиться, т.е. овладеть универсальными учебными действиями или компетенциями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno_-_deyatelnostnyy_podhod.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку

           Мир, в котором мы живем изменчив и непредсказуем. То, что казалось нам важным и необходимым вчера, сегодня уже неактуально. Современному обществу нужны образованные, духовно - нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, они мобильны, креативны, конструктивны, готовы к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию.

        Перспективное развитие школы нового века ориентировано на переход к компетентностному образованию, из которого  вытекают требования к процессу обучения: научить школьников учиться, т.е. овладеть универсальными учебными действиями или компетенциями.

        При разработке федеральных государственных стандартов нового поколения приоритетом начального  общего и основного общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

           Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в отечественной школе создают ситуацию, в которой педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора моделей построения курсов обучения иностранным языкам, учебных пособий, новых технологий. Именно учитель в новых условиях должен выбрать из множества методических систем ту, которая в большей степени соответствует современным педагогическим реалиям и конкретным условиям обучения иностранным языкам. Понимание учителем процессов, лежащих в основе функционирования и развития современной системы обучения иностранным языкам, способствует выбору наиболее эффективного пути к достижению искомых результатов обучения.

            В основе современного урока заложен принцип системно-деятельностного подхода. При обучении иностранному языку необходимо дополнить этот термин словом коммуникативный системно-деятельностный подход – т.е. процесс изучения языка в общении, в определенной речевой ситуации. Научить коммуникативным видам деятельности можно только моделируя реальные жизненные ситуации общения.

        В рамках системно-деятельностного подхода учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, использовать проблемные формы обучения, создать атмосферу сотрудничества.

        Системно-деятельностный подход предполагает наличие

  • цели (устремления к результату);
  • процесса преобразования, средства достижения цели (согласованность действий, системный характер обучения, преемственность;
  • результата.

           Как известно, использование на уроках диалогических и монологических форм общения обеспечивает реализацию таких важных принципов системно-деятельностного подхода, как:

  • Принцип деятельности (ученик ищет пути решения самостоятельно)
  • Принцип вариативности (формирование способностей к выбору ЛЕ и ГЕ)
  • Принцип психологической комфортности.

       В рамках деятельностного подхода на уроках иностранного языка целесообразно применять парную и групповую форму работы:

       Так, при обучении английскому языку на уроках я использую такой вид групповой работы, как обучение в сотрудничестве, или  метод «учимся вместе». Класс делится на 4 группы (в зависимости от количества обучающихся в классе) и в каждой группе по 3 – 4 ученика  (1 или 2 сильных ученика, 2 –более слабых). Дети работают над заданной темой или же ищут пути выхода из определенной ситуации. Например, 1 учащийся хорошо знает значение новых слов по теме “Town and City”, показывая на картинки, он задает им вопросы: How can I get to …? Oстальные дети стараются угадать лексическое значение слова по картинке, отвечая на вопрос: You can get to … (называют слово) on foot/by bus/by taxi/by bicycle/by tram/by trolleybus/by mini – van. При затруднении ученики могут показать карточку, на которой изображен «вопросительный знак». Таким образом, они запрашивают объяснения и ученик, который задает вопрос, помогает ответить на него или указывает на страницу  и упражнение  в учебнике, где можно найти значение слова. Если ученики правильно отвечают на вопросы, то 1 ученик их хвалит, используя выражения одобрения: “Good Job!”, “Excellent”, “Great!”, “Awesome!”

         Роль каждого ребенка оговаривается заранее. Так 1 учащийся берет на себя функции учителя, который в свою очередь контролирует процесс работы.

         Учитель создает ситуацию, при которой каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат микро - группы. Задача решается общими усилиями. Данный метод групповой         работы позволяет повысить познавательный интерес учащихся и значительно увеличить время речевой практики каждого школьника.

          Также, в моей работе имеются примеры реализации такого метода системно-деятельностного подхода, как метод «разрезанной информации». Формируются группы из 4 учеников, и каждому из них предоставляется только часть информации (небольшие тексты - параграфы), необходимой для выполнения учебной задачи. Например, на обобщающем уроке учащиеся 9 класса должны сделать сообщения на заданную тему «Russian, English and American schools in comparison». Они выполняют задания на карточках и получают подсказку. Представители команды систематизируют полученную каждым учеником информацию и делают проекты на бумаге, используя цветные маркеры, картинки, фотографии, последовательно схематически изображая каждый параграф текста. Дети должны не только рассказать о школах в трех странах, но и сравнить – найти схожие характеристики и различия. Защищая проект, каждый ученик группы рассказывает свою информацию из текста без опоры. Ученики по очереди выполняют задания, помогая друг другу.

        Методика «взаимотренажа». Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. Один ученик имеет при себе карточку с ответами, а другой ученик – без ответов. Например, учащиеся 5 класса должны повторить грамматическое время The Past Simple Tense. На карточках оформляются 6 – 8 предложений с ответами. Это могут быть следующие задания: “What did Tom do after his classes? Using the pictures, make a story and tell what he did after his classes.” Answers:

  1. Tom went shopping at their local supermarket.
  2. Tom visited granny and gave two her beautiful roses.
  3. Tom met his friend Ted and talked to him about their favourite music.
  4. Tom came home at 4 p.m.
  5. Tom had dinner and listened to music.
  6. Tom did his homework in Math and English.

     Методика «взаимопроверки индивидуальных заданий». Индивидуальные задания представляют собой набор карточек, включающий все типы вопросов. Ученики, работая в парах, отвечают на вопросы. Первый ученик задаёт вопрос, второй отвечает. У первого ученика есть объяснения ответов. Так, работая по теме «What are you going to do this school year?» ученики задавали друг другу вопросы, используя конструкцию «to be going to»:

  1. Are you going to get good marks in English this school year?
  2. Are you going to join the Reporter Club or the dance Club this school year?
  3. What test are you going to take this school year?
  4. Who is going to help you with Math this school year?
  5. You are going to visit Moscow this school year, aren’t you? etc.

          Запоминанию лексических единиц, грамматических структур, мотивации речевой деятельности способствует реализация принципа минимакса (освоение материала на максимальном уровне и обеспечение усвоения на уровне минимума) и принципа творчества. Все это позволяют осуществить задания, связанные с поиском конкретной информации, анализом информации, задания по прогнозированию последствий решения, презентации работы, драматизация события.

Необходимыми требованиями являются:

  1. Наличие личностно-значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (например, изучение творчества У. Шекспира);
  2. Практическая значимость результатов (создание видео ролика, буклета, комикса и т.д.);
  3. Самостоятельная деятельность учащихся на уроке (изучение ЛЕ, синонимии)  и во внеурочное время.

        Таким образом, можно сделать вывод, что системно-деятельностный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в обучении математики

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

Системно-деятельностный подход в обучении математики

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

Выступление на педсовете "Системно - деятельностный подход на уроках информатики"

Деятельностный подход к обучению предполагает: • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выясни...

Семинар "Системно-деятельностный подход"

Для учителей-предметников...

Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода

Описание способов создания и организации условий, инициирующих познавательные действия обучающихся...

Развитие системно-деятельностного подхода в преподавании физики

В соответсвии с ФГОС ООО современному обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать решения. Системно-деятельностный подход позволяет организовать учебную деятельность так, ...