Интегрированное обучение детей с ОВЗ на уроках английского языка
статья по английскому языку

Груздева Ольга Павловна

статья поможет в работе с детьми с ОВЗ, которые обучаются интегрированно

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное обучение детей с ОВЗ на уроках английского языка

Груздева Ольга Павловна, учитель английского языка МБУ «Школа № 71» г.о. Тольятти

Право на образование детей с ОВЗ закреплено действующим законодательством РФ и нормами международного права. Родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательное учреждение, защищать законные права и интересы ребенка.

         К детям с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:

  • с нарушением слуха;
  • с нарушением зрения;
  • с тяжелыми нарушениями речи;
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • с задержкой психического развития;
  • с нарушением интеллекта;
  • а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).

        Проблема интегрированного обучения (интегрированное обучение – обучение и воспитание детей с проблемами в развитии в учреждениях общей системы образования в едином потоке с нормально развивающимися детьми) в настоящее время широко обсуждается, так как интеграция имеет положительные и отрицательные стороны. С одной стороны,  дети с особыми образовательными потребностями не изолированы от общества, но, с другой, в массовых школах возможности коррекционного обучения ограничены.

Интеграция в общество рассматривается как конечная цель обучения детей с нарушениями в психофизическом развитии: выпускник, имеющий психофизическое нарушение, должен войти в общество как полноправный гражданин, способный к самостоятельной жизни, взаимоотношениям с окружающими людьми и продуктивной деятельности. С этих позиций интегрированное (совместное) обучение выступает как наиболее эффективное средство достижения конечной цели в том случае, если в массовых образовательных учреждениях созданы условия, позволяющие получить качественное образование, коррекционную помощь, трудовую подготовку. Инклюзивное образование - наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов.

         Историю обучения детей с особенностями развития в школе можно условно разбить на следующие этапы:

  • начало ХХ века – середина 60-х годов – «медицинская модель», которая вела к изоляции людей с ограниченными возможностями здоровья;
  • середина 60-х – середина 80-х годов – «модель нормализации», интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в общественную жизнь;
  • середина 80-х годов – настоящее время – «модель включения», т.е. инклюзия.

          Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Ведь причиной инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.

          Инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, учитывающей их особые образовательные потребности.

         Таким образом, можно выделить цель интегрированного (инклюзивного) образования:

  • принципиально новые образовательные и социальные достижения всех учащихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ,
  •  возможность наиболее их полноценной социальной жизни, активного участия в коллективе, местном сообществе, а тем самым наиболее полного взаимодействия и заботы детей друг о друге как членах сообщества.

В 2011-2012 учебном году   в 7 классе нашей общеобразовательной  школы обучалась девочка, имевшая заключение 7 вида (ЗПР).

Основными диагностическими признаками ЗПР являются:

  • .  Незрелость эмоционально-волевой сферы : 1) преобладание игровых интересов над познавательными; 2) эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, конфликтность либо неадекватная весёлость и дурашливость; 3) неумение контролировать свои действия и поступки, некритичность, эгоизм; 4) отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения, нежелание подчиняться правилам.
  •  Б. Нарушение интеллектуальной работоспособности: 1) повышенная утомляемость; 2) по мере утомляемости - нарастание психической медлительности либо импульсивности; ухудшение концентрации внимания, памяти; немотивированные расстройства настроения, слезливость, капризность и т.п.; вялость, сонливость либо двигательная расторможенность и болтливость, ухудшение почерка; 3) повышенная чувствительность к шуму, яркому свету, духоте, головные боли; 4) неравномерность учебных достижений.
  • В. Нарушения предпосылок интеллекта: 1) недостаточность тонкой моторики рук; нарушения артикуляционной и графо-моторной координаций (нарушение каллиграфии); 2) зрительно-пространственные нарушения: нестойкость графического образа цифр и букв, зеркальность и перестановки их при чтении и написании; трудности ориентации в пределах тетрадного листа; 3) нарушение звуко-буквенного анализа и звуковой структуры слов; 4) трудности усвоения логико-грамматических конструкций языка, ограниченность словарного запаса; 5) нарушение зрительной, слуховой, слухо-речевой памяти; 6) трудности концентрации и распределения внимания, фрагментарность восприятия.

       В ходе совместной работы с психологами школы была составлена программа по работе с данной обучающейся при обучении английскому языку. Эта программа включает в себя планирование, составленное в соответствии  с возможностями девочки ( некоторые темы  имеют статус ознакомительного изучения, указаны виды коррекции).

№ урока

дата

Тема урока

коррективы

коррекция

1.

Module 1Lifestyles (образ жизни)

Вводный урок

2.

A city mouse or a country mouse? (Жизнь в городе и загородом) стр. 6–7

3.

Better safe than sorry (Семь раз отмерь, один раз отрежь)

4.

Hanging out (На досуге)стр. 10

5.

Culture Corner. Landmarks of the British Isles

(Главные достопримечательности Британских островов) стр. 11

٭

Коррекция памяти,внимания

6.

Teens (Подростки) Sp on R стр. 3

7.

Buying an underground ticket (Покупка билета в метро) стр. 12

8.

Across the Curriculum: Geography.

Mexico City (Мехико) стр. 13

٭

Коррекция зрительно- моторных нарушений

9.

Подготовка к тесту (стр. 14)

Работа с вводной страницей модуля 2 (стр. 15)

10.

Тест 1

11.

Итоговый урок по теме

12.

МОДУЛЬ 2. TALE TIME (Время рассказов) Bookworms (Книголюбы) стр. 16–17

13.

A classical read (Читаем классику)

стр. 18–19

٭

Восполнение пробелов предшествующего обучения

14.

Vanished  (Он исчез!) стр. 20

15.

Culture Corner. The Gift of Storytelling

(Дар рассказчика) стр. 21

16.

Chekhov (A.П.Чехов) Sp on R стр. 4

17.

Narrating past events (Рассказ о событиях в прошлом) стр. 22

18.

Across the Curriculum: Literature.

The Canterville hos t(Кантервилльское привидение по О.Уальду) стр. 23

٭

Коррекция артикулярной моторики

19.

Подготовка к тесту (стр. 24)

Работа с вводной страницей модуля 3 (стр. 25)

20.

Тест 2

21.

Итоговый урок по теме

22.

МОДУЛЬ 3. PROFILES Внешность и характер)

Lead the way! (Найди себя!)стр. 26–27

23.

Who’s who? (Кто есть кто?) стр. 28–29

24.

Against all odds (Вопреки всему) стр. 30

25.

Culture Corner. The Yeoman Warders (На страже Тауэра) стр. 31

26.

Activity Time (После уроков)

Sp on R стр 5

27.

Talking about hobbies/jobs

(Разговор об увлечениях/работе) стр. 32

28.

Across the Curriculum: History.

Children in Victorian times

(Дети во времена королевы Виктории) стр. 33

٭

Развитие слухового внимания и памяти

29.

Подготовка к тесту (стр. 34)

Работа с вводной страницей модуля 4 (стр. 35)

30.

Тест 3

31.

Итоговый урок по теме

32.

МОДУЛЬ 4. IN THE NEWS (Об этом говорят и пишут) News stories (Заметки в газету) стр. 36–37

33.

Did you hear  about…? (А вы слышали о …?) стр. 38–39

34.

Take action! (Действуй!) стр. 40

35.

Culture Corner.British Teenage Мagazines(Журналы для подростков в Великобритании) стр. 41

36.

School Magazine (Школьный журнал)

Sp on R стр. 6

37.

Deciding what to watch (Что посмотреть) стр. 42

38.

Across the Curriculum: Media Studies.Turn on & Tune in (Включайся и настраивайся!) стр. 43

٭

Коррекция развития речи

39.

Подготовка к тесту (стр. 44)

Работа с вводной страницей модуля 5 (стр. 45)

40.

Тест 4

41.

Итоговый урок по теме

42.

МОДУЛЬ 5. WHAT THE FUTURE HOLDS (Что ждет нас в будущем)Predictions (Взгляд в будущее) стр. 46–47

43.

Gadget madness (Помешанные на электронике) стр. 48–49

44.

What’s your opinion? (Каково ваше мнение?) стр. 50

45.

Culture Corner.High-tech Teens! (Поколение высоких технологий!) стр. 51

٭

Подготовка к восприятию трудных в программе

46.

Space Museum (Музей космоса) Sp on R стр. 7

47.

Giving instructions (Инструкции стр. 52

48.

Across the Curriculum: ICT. Simulating Reality (Симуляторы реальности) стр. 53

49.

Подготовка к тесту (стр. 54) Работа с вводной страницей модуля 6 (стр. 55)

50.

Тест 5

51.

Итоговый урок по теме

52.

МОДУЛЬ 6. HAVING FUN (Развлечения)

The fun starts here! (Здесь начинается удовольствие) стр. 56–57

53.

Teen Camps (Лагеря отдыха для подростков) стр. 58–59

54.

A whale of a time! (Замечательное время!) стр. 60

55.

Culture Corner. Theme Parks: Legoland, California

(Парки развлечений: Леголэнд,  Калифорния) стр. 61

٭

Развитие памяти и внимания

56.

Computer Camp (В компьютерном лагере) Sp on R стр. 8

57.

Reserving a place at a summer camp (Бронирование места в летнем лагере) стр. 62

58.

Across the Curriculum: Physical Education Safe Splashing (Правила поведения в бассейне) стр. 63

59.

Подготовка к тесту (стр. 64)

Работа с вводной страницей модуля 7 (стр. 65)

60.

Тест 6

61.

Итоговый урок по теме

62.

МОДУЛЬ 7. IN THE SPOLIGHT (В центре внимания) Walk of fame (Дорога славы) стр. 66–67

63.

DVD frenzy! (DVD-мания!стр. 68–69

٭

Обогащение словаря

64.

In the charts! (На вершине рейтингов популярности) стр. 70

65.

Culture Corner. The National Sport of England (Национальный вид спорта в Англии) стр. 71

66.

TV (ТВ в России) Sp on R стр. 9

67.

Buying tickets at the cinema (Приобретение билетов в кино) стр. 72

68.

Across the Curriculum: Music. Does this sound familiar?

(Эта музыка вам знакома?) стр. 73

٭

Развитие умения работать по словесным инструкциям

69.

Подготовка к тесту (стр. 74)

Работа с вводной страницей модуля 8 (стр. 75)

70.

Тест 7

71.

Итоговый урок по теме

72.

МОДУЛЬ 8. GREEN ISSUES (Проблемы экологии

Save the Earth (Спасем нашу планету! стр. 76–77

73.

Eco-helpers (Помощники природы) стр. 78–79

74.

Born free (Рожденные свободными) стр. 80

75.

Culture Corner. Scotland’s natural world (Мир природы в Шотландии) стр. 81

٭

Восполнение пробелов предшествующего обучения

76.

Eco-camping (В экологичес-ком лагере) Sp on R стр. 10

77.

Donating money for a cause (Денежные  пожертвования) стр. 82

78.

Across the Curriculum: Science.

The Food Chain (Пищевая цепь) стр. 83

٭

Развитие речи

79.

Подготовка к тесту (стр. 84)

Работа с вводной страницей модуля 9 (стр. 85)

80.

Тест 8

81.

Итоговый урок по теме

82.

МОДУЛЬ 9. SHOPPING TIME (Время покупок)

You are what you eat (Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты) стр. 86–87

83.

Can I help you? (Чем могу помочь?) стр. 88–89

84.

Gifts for everyone! (Подарки всем!)стр. 90

85.

Culture Corner. Let’s talk food! (Давай поговорим о еде!) стр. 91

٭

Развитие умения работать по алгоритму

86.

Party Time (Прощальная вечеринка) Sp on R стр. 11

87.

Expressing thanks and admiration (Выражение благодарности восхищения) стр. 92

88.

Across the Curriculum:  Citizenship. Choices – you make them (Выбор за вами) стр. 93

٭

Развитие навыков каллиграфии

89.

Подготовка к тесту (стр. 94) Работа с вводной страницей модуля 10 (стр. 95)

90.

Тест 9

91.

Итоговый урок по теме

92.

МОДУЛЬ 10. HEALTHY BODY, HEALTHY MIND (В здоровом теле – здоровый дух)

Stress free (Жизнь без стрессов) стр. 96–97

93.

Accident-prone (Невезучий) стр. 98–99

94.

Doctor, doctor! (Врача!) стр. 100

95.

Culture Corner.RSDFA The Royal Flying Doctor Service of Australia (Королевская воздушная  медицинская служба Австралии) стр. 101

٭

Развитие зрительного восприятия

96.

Health Matters (Вопросы здоровья) Sp on R стр. 12

97.

At the school nurse (У школьного врача) стр. 102

98.

Across the Curriculum:  Literature. Daniel Defoe Robinson Crusoe. (Д. Дефо. Робинзон Крузо) стр. 103

٭

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

99.

Подготовка к тесту (стр. 104)

100.

Тест 10

101.

Итоговый урок по теме

102.

Заключительный урок

٭ урок обзорного изучения

      В течение года велась диагностическая карта, которая позволяла проследить динамику  изменений  в учебной деятельности девочки.

Диагностическая карта учащегося

7 «Б» английский язык

Входной контроль

промежуточный

итоговый

Фамилия/имя

Умение находить основную информацию в тексте

-

-/+

+

Умение употреблять Present Simple/ Present Continuous

-

-

-/+

Умение составлять план пересказа текста

-

-

-/+

Умение рассказать о событиях в прошлом (Past Simple)

-

-/+

-/+

Умение составить рассказ по опорным словам и предложениям

-

-

-/+

Умение правильно употреблять Past Simple/ Past Continuous

-

-/+

-/+

Умение составлять предложения в Future Simple, опираясь на образец

-

-/+

+

Умение правильно употреблять степени сравнения прилагательных

-

-/+

+

Умение правильно выбрать между Present Perfect и Past simple

-

-

-/+

Умение составить предложения по образцу, употребляя Present Perfect Progressive

-

+

      Ниже я привожу примерный план урока английского языка, составленный для 7 класса интегрированного обучения.

Тема урока: "Bookworms"(Книголюбы)

Цели:

изучение нового учебного материала; выработка умений самостоятельно применять знания и осуществлять их перенос в новые условия.

Образовательные задачи:

продолжить развитие навыков чтения.

Задачи воспитания:

расширение кругозора; развитие художественного вкуса.

Практические задачи:

продолжить развитие навыков чтения с целью:

понимания основного содержания текста; извлечения необходимой информации; полного понимания содержания и смысла.

Коррекционно- развивающие цели:

  • развивать артикуляционную моторику на основе фонетических упражнений;
  • развивать  зрительное восприятие и узнавание;
  • развивать зрительную память и внимание;
  • развивать речь, овладение техникой речи.
  • обогащение словаря.

Ход урока

Содержание

Общеобразовательная программа

Программа С(К)ОУ VII вида

Организационный момент

Good morning , class! Sit down, please.

- I’m glad to see you here.

  1. And tell me, please, how are you? ( I ask this question for each pupil)
  2. What date is it today?
  3. What day is it today?

Open your note-books and write down it , please
Фонетическая зарядка

I saw Susie sitting in a shoe shine shop.
Where she sits she shines,

and where she shines she sits.

контроль знаний

Работа над ошибками после контрольной работы

контроль знаний, выполнение заданий коррекционно-развивающего характера

Работа над ошибками после контрольной работы

Подготовка к восприятию нового материала

  • Учащиеся вспоминают все литературные жанры о которых когда-либо слышали или знают
  • Учащиеся должны определить к каким литературным жанрам относятся их любимые произведения.

Знакомство с новым материалом

1.Учащиеся должны прочесть статьи и ответить на несколько вопросов: (стр. 16 упр. 2)

Who are the authors in the pictures?

What do they have in common?


2.Учащиеся должны определить какие писатели придумали этих героев.(упр. 4 стр. 16)

Закрепление изученного материала (промеж. этап) 

  • Учащиеся формулируют вопросы о том, что им бы хотелось знать о героях детективов.
  • Учащиеся обращаются к статье и находят ответы на эти вопросы.(упр.2  стр. 16)

Закрепление изученного материала (промеж. этап)  Найти в тексте ответы на вопросы:

  • Who created many fictional detectives?
  • When was C. Doyle born?
  • Who wrote Sherlock Holmes?
  • Who wrote adventure stories?

Знакомство с новым материалом (продолжение)

Read A. Christie’s biography and say, what the following dates are for.

Agatha Christie was born in Devon on 15 September 1890, the daughter of Frederick and Clarissa Miller. Like many children of the times, her early education took place at home and at the age of 16 she went to a school in Paris and completed her education. Amongst other subjects, she studied singing and the piano. She enjoyed writing, from an early age her mother encouraged her in the use of her unusual imagination. At the age of 24, Agatha married Archibald Christie, an aviator in the Royal Flying Corps. Five years later in 1919, a daughter Rosalind was born and nine years later, in 1928 the couple divorced. By this time Agatha had become a writer of murder, mystery and suspense. Her first novel 'The Mysterious Affair at Styles’ was published in 1920.

Agatha Christie married for a second time and in 1938 the family moved to Greenway House, a handsome residence on the River Dart in the West Country.

In her lifetime, she wrote 66 detective stories. Seventeen Miss Marple, over 40 Hercule Poirot. Agatha also wrote plays. Over two billion copies of her books have been sold and her work has been translated into more languages than Shakespeare’s.

Agatha Christie was invested as a Dame Commander of the British Empire in 1971. She died on 12 January, 1976.

1890 –

16 –

24 –

1919 –

1928 –

66 –

1976 –


Закрепление изученного материала (промеж. этап) Play the game “Associations”. Read the three words. Write the forth word that comes to your mind in the column “My fourth word”. Complete the list. 

Sea, sand, sun,

Comedy, adventure, novel,

Verb, noun, adjective,

Driver, writer, teacher

TV, computer, PSP,

Miss Marple, Hercule Poirot, Sherlock Holmes,

Morning, day, night,

Закрепление изученного материала (промеж. этап)

Выполнение заданий коррекционно-развивающего характера

Какое слово в каждой строке лишнее?

Sea, sand, sun, car

Comedy, summer, adventure, novel,

Verb, noun, adjective, five

Driver, writer, teacher, DVD

TV, computer, PSP, writer.

Miss Marple, Hercule Poirot, Sherlock Holmes, C.Doyle

Morning, day, night, school

  1. Итог урока
    Thank you very much. You have done a lot this lesson. You are well done. Some of you have got the best marks today . They are……Some of you have “four” . They are…… I want to check some notebooks, give me, please,…….

Инструктаж по выполнению домашнего задания
написать заметку о своем любимом писателе по плану ( упр. 9 стр. 16)

Инструктаж по выполнению домашнего задания
составить план рассказа об одном из писателей (упр. 2 стр. 16)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в обучении детей с ОВЗ на уроках английского языка

Из опыта работы.Использование информационно-коммуникационных технологий при  работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка....

Специальные образовательные условия для обучения детей с ЗПР на уроках английского языка

Специальные образовательные условия для  обучения детей с ЗПР на уроках английского языка...

обучение детей с овз на уроках английского языка

В  последнее время все больше и больше в школе появляется детей с ограниченными возможностями здоровья. И проблема обучения таких детей становится актуальной. Учителю необходимо подобрать правиль...

Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".

Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...

Свет в каждом ребёнке: «Особенности обучения детей с ОВЗ на уроках английского языка» (включая детей-инофонов с особым статусом)

В данной презентации представлены приёмы работы с детьми с ОВЗ, включая детей-инофонов с особым статусом....

Эффективные методы и приемы при обучение детей с ОВЗ на уроках английского языка

Методы и приемы, используемые на уроках английского языка для детей с ОВЗ...