«Обучение английскому языку – это творческий процесс»
статья по английскому языку (8, 9, 10 класс)
В статье даются практические советы и задания для проведения уроков, слудуя требованиям технологии проблемного обучения. В статье также уоминается деление учащихся на кинестетиков, визуалов и аудиалов. Пожтому задания составлялить с учетом требований разного подхода к разным ученикам, а точнее, к тем, в ком "кинестетик" преобладает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_angliyskomu_yazyku_-_eto_tvorcheskiy_protsess.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обучение английскому языку – это творческий процесс»
Наберитесь терпения, читаю статью. Все интересное – впереди. Прежде чем окунуться в мой мир, задайте себе вопрос: «Сколько лет я работаю в этой профессии? Сколько курсов позади? Когда закончатся перемены в образовании и начнется образование?
Задали? Ответили? Понятно, что каждый учитель может поделиться опытом, но ему не дают на это время. Китайцы говорят: «Если хочешь пожелать что-нибудь своему врагу, пожелай перемен». Мне хочется создать группу учителей, где бы все смогли поделиться своими творческими наработками.
Когда я начинаю что-то писать, мне всегда нужны факты. Следующая информация из Интернета предъявляет некоторые статистические данные в поддержку данной гипотезы. Но, как известно, с возрастом, люди меняются, меняют себя сами, борются со своими, как им кажется, недостатками. То, что им мешало в детстве, уходит в прошлое. Факторов успеха в жизни великое множество. Так что же это за информация? Одни психологи считают, что человек меняется каждые семь лет, другие не верят в преобладание того или иного пути восприятия информации мозгом по отношению к другим путям. Уверена, что все учителя, преподаватели сталкивались с «концепцией», которая гласит, что существует 3 типа людей: аудиалы, кинестетики, визуалы? Есть еще четвертая, - дискреты. То, что интересует меня, может ли быть все это полезным в образовании. Я четко верю в то, что разные люди предпочитают получать информацию разными способами. Проще говоря, если ученикам не подходит тот способ, который использует учитель, то они его не понимают, будь он хоть суперпедагогом. И наоборот: если всем детям в классе подходит тот способ, который использует учитель, то они хорошо его поймут, даже если он педагог отнюдь не блестящий.
«Опрос в Высшей школе экономики показал: 80% преподавателей вузов верят, что студентов можно разделить на визуалов, аудиалов, вербалов и кинестетиков. Более широкое международное исследование говорит: 90% педагогов считают, что люди учатся лучше, когда получают информацию в «своём стиле обучения».
Для начала, я выяснила, что процент кинестетиков в школах сейчас велик – 72%, как считают во многих Санкт-Петербургских школах и борются с неуспешностью, применяя разные техники, с учетом деления детей начальной школы на кинестетиков, аудиалов, визуалов. И с этим мне трудно спорить. Действительно сейчас много детей, которые встают во время урока, кому трудно сидеть, кто с трудом усваивает материал, сидя за партой. Не буду здесь повторяться. О них, родимых, моя предыдущая статья. И, именно им, я обязана тем, что сейчас пишу.
Небольшой экскурс в прошлое. Я столкнулась с этим делением давно, еще в годы перестройки. Как говорится, любопытство было превыше всего. Посещая курсы НЛП (нейро - лингвистическое программирование), я воспринимала информацию с широко раскрытыми глазами и ртом. Потом этот курс психологи назвали «Психологией на уровне манипуляции». Нам, как известно, надо избегать в жизни завистников и манипуляторов, т.к. они мешают нашему творческому развитию и живут за наш счет. Американцы с радостью бросившиеся нести нам знания, утверждали, что с помощью НЛП можно преподавать языки и быть успешным. Но курс методики стоил безумных денег. Я только могла догадываться о его начинке. То, что я взяла для себя, были приемы развития ассоциативной памяти, которая отвечает за запоминание лексики. С тех пор этими приемами и пользуюсь. Это сложный путь для учителя. Надо быть самому творческим человеком, чтобы придумывать, а не пользоваться чужими наработками. Сергей Васильев, чьи курсы я тоже посещала, и которого даже приглашали преподавать в США, хороший художник. Он придумывал и зарисовывал ассоциации к словам. Пыльцын, тоже молодец. Он рифмовал три формы неправильных глаголов, придумывая стихи. Этот метод подходит абсолютно для всех ребят. Все зависит от степени сложности ассоциаций, от терпения, желания. Надо помнить, что это всего лишь приемы.
Каким-то непонятным мне образом , я попала на работу в образование, пытаясь применить НЛП на практике. Что-то удалось. Но я никогда не делилась своими наработками в письменном виде. А зря. Идеи убегали, заимствовались, и оседали в письменных трактатах других. Когда-то я использовала оригами, рассказывая сказку. Сказка оказалась напечатанной в виде книжечки, продававшейся в Доме книги после моего открытого урока. Уроки, с использованием оригами работают, особенно в классе 5,6.
Моя работа в вальдорфофской школе, тоже оказалась очень полезной для моего профессионального роста, и, чтобы читателю было понятно, что это за школа, ниже приведу ее принципы:
Что же лежит в основе вальдорфской системы обучения?
- Возрастная ориентация учебного плана и методов обучения.
- Классный учитель («для ребенка учитель много важнее предмета») ведет основные предметы не только в начальной, но и в средней школе (до 7 класса).
- Интеграция предметов. Сближение сведений из разных областей знаний благодаря теме года — своей для каждого класса (учебный план).
- Традиция устного рассказывания, театральные постановки как часть учебного процесса.
- Художественно-эстетического элемент в образований: рукоделие, ремесла, живопись, музыка, лепка, эвритмия, садоводство и прочее, 1—11 классы.
- Отмена системы отметок в баллах (до 7 класса), использование вместо них подробных критериев оценки учебной деятельности ребенка.
- Установка на свободное развитие ребенка в соответствии с индивидуальными особенностями.
- «Гигиена преподавания» — ориентация на ритм дня, недели, года, преподавание «эпохами» — концентрация учебного материала, с целью его органического преподавания и восприятия.
- Преподавание иностранного языка с второго класса по особой методике (погружение в языковую стихию).
- Еженедельные учительские конференции (коллегии) — как следствие: постоянное наблюдение за детьми и учебным процессом.
- Совместная работа учителей и родителей, родители могут активно участвовать в жизни школы.
- Особое внимание уделяется художественной организации пространства, окружающего детей (т. н. вальдорфский интерьер).
«Школа в интересах ребенка» — это школа, где ребенок, молодой человек может развиваться согласно своим индивидуальным возможностям. Еще Песталоцци говорил: «Никогда не сравнивай ребенка с другим ребенком. Но всегда только с самим собой!» Задача такой школы:
- Научить действовать, проявлять волю и нести ответственность за свои поступки.
- Проявлять внимание к слабым, терпимость к иному мировоззрению и образу жизни, вероисповеданию — то есть воспитать внутренне свободного человека.
Я думаю, что вам здесь все понравилось. Это самые дорогие школы в США. К шестому классу, ребенок становиться художником, научается ремеслам. И это, независимо от того, каким он пришел. sc658.kir@obr.gov.spb.ru –это электронной адрес школы N658 в СПб, которая работает в этом направлении. Она дает, к сожалению, только начальное образование. Но этого достаточно, чтобы заложить в ребенке уверенность в себе и творческое начало. Так почему я считаю, что дети изменились?
Так вот, в вальдорфофской школе, первое правило – это сотрудничество учителя с родителями. Отдавая своих детей в такого рода школу, родители, тем самым, подписываются под полным согласием с действиями учителя. А учитель, берет на себя ответственность за ребенка. Что же это значит? Меня потрясло тогда, что детям запретили смотреть мультфильмы Диснея и рисовать фломастерами. Причина была в готовых образах, поставляемых на блюдечке с голубой каемочкой учащимся. Задачей учителей и детей было научиться создавать свое, творить.
Поэтому сейчас, имея стаж преподавания более 30 лет и заслужив первую категорию в школе, работая учителем, я все-таки решила написать о стиле (методике) своей работы, которую я хочу назвать «Творческий подход к преподаванию английского языка или уроки развития креативного мышления (creative thinking)». Здесь уместно сказать, что семнадцать лет я была обладательницей высшей категории в колледже. Попав в школу и, выяснив, что учитель и преподаватель это не одно и тоже, потеряв высшую категорию, я стала работать в школе.
Работая в колледже туризма и гостиничного сервиса, я, также усвоила, что работодателям нужны люди, способные генерировать собственные идеи, анализируя уже имеющиеся, комбинируя и выбирая лучшее.
С высот преподавателя в институте, пришла к выводу, что не все, кто поступил, будут работать по профессии. Скорее всего, поступили, потому что надо иметь «корочку». Но всех учащихся, независимо от их целей и установок, надо было заинтересовать в своем предмете. Поэтому, перехожу к своим наработкам. Хочу поделиться своими идеями, которые как мне кажется, прямо вытекают из моего жизненного опыта и заставляют моих учащихся думать в условиях, приближенных к жизненным. Говоря современным языком, цели и образовательные результаты в современном образовании представлены на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном. При таком подходе у учащихся должен сформироваться подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире в котором мы живем и которого школьники еще не знают.
Переходя на метапредметый уровень, ты пытаешься говорить о смысле жизни, о ценности жизни. Это ответ на вопрос: Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится?”. Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Как раз здесь и должна возникнуть потребность со стороны учителя поделиться с учащимися своим жизненным опытом.
Моя методика заключается всего в трех этапах и работает с подростками. Она работает и в том случае, если учесть, что деление на кинестетиков и.т.д., существует, т.к. затрагивает все типы восприятия информации. Как сказал Л.Н. Толстой «Знание только тогда знание, когда оно добыто усилием собственной мысли, а не памятью». Как вы понимаете, это и есть технология проблемного обучения. Если, при подаче проблемных ситуаций, учесть все требования, предполагаемые при обучении подростков, у которых кинестетическая составляющая преобладает, то качество их знаний должно повысится. Я придерживаюсь простого правила, продумывая свои уроки. Это три этапа:
1. understanding (понимание)
2. reflexes (практика)
3. expanding (расширение употребления лексики до уровня решения проблемы, т.е., реализация той самой метапредметной надстройки)
Т.е., понятно, что решая проблемы, мы переходим к пункту 3, когда уже есть словарный запас по теме и грамматические структуры, более менее отработаны и поняты.
I Тема SHOPPING. (8-10 класс).
Прежде чем перейти к проблеме, перед которой столкнулись владельцы универсамов, ребята выполняют проект «История и причины появления универсамов. Инновации в системах слежения за покупателями».
Ситуация 1.
Вы увидели, что молодой человек засовывает себе в карман банку. Ваши действия в:
1990 г., почему?
2010 г., почему,
В наше время, почему,
Ситуация 2.
Вы увидели, что молодой человек засовывает себе в карман банку. Ваши действия, причем вы
безработный
работаете в данном универсаме
спешите
этот молодой человек ваш знакомый
…… учащиеся продолжают данный список и дают свои ответы.
Составьте диалог между:
воришкой и вами
вами и кассиром
вами и полицейским
продолжите ситуацию…..
Ситуация 3.
Что бы вы сделали, чтобы обезопасить магазин от воришек в:
1990
2010
сейчас
составьте диалог между вашим начальником и вами ( вы работаете в этом магазине).
Что бы вы сделали, чтобы привлечь больше покупателей в ваш магазин?
Эти задания можно расширять, т.к. они относятся к “problem solving tasks” – задания, где надо решать проблемы.
II Тема «Профессии. Работа»
Очень важно заставить ребят думать. Принимать решение. Здесь этап «открытости», который в начальной школе заключается в решении головоломок, кроссвордов и т.д., должен перейти на более высокий уровень.
Поэтому, выполнение многозадачных проектов, играет здесь важную роль. Я предлагаю ребятам следующие проекты:
Проект1. «Необычные профессии. Необычная работа и насколько она оправдывает финансовые издержки».
Проект 2. «Работа учителя. Плюсы и минусы. Стихи об учителях в разные годы. Почему изменился интерес к профессии?».
Здесь моим долгом всегда была задача заинтересовать ребят в профессии учителя, но не только это. Уже пять моих бывших учеников решили посвятить себя этой профессии. Причем все уже работают в этой сфере. И, именно здесь, мне пригодился мой опыт работы в вальдорфовской школе.
Ситуация 1.
1 Вы ученик. Вы не готовы к уроку. Ваши действия?
1 Вы учитель.
А Вы видите, что ученик не готов к уроку. Ваши действия?
Б К вам подходит ученик и говорит что не готов к уроку. Причина уважительная, но проверить это вы не можете. Ваши действия?
В Ученик дает вам записку от родителей, где есть объяснение, почему он не готов. Ваши действия?
Г Класс приехал поздно из театра накануне. Не готовы все. Ваши действия?
Ситуация 2.
Вы раздаете старшеклассникам рисунки учащихся из начальной школы. Дети рисовали дерево, которое им нравится. Старшеклассники должны ответить на следующие вопросы:
Вам нравится дерево? Почему да? Почему нет?
Какие цветы были использованы? Штриховка? Что вы можете сказать об этом ребенке? Почему?
Предложите ребятам попросить своих младших сестер или братьев нарисовать любимое дерево и сравнить с полученным рисунком. Какой рисунок лучше? Почему?
Ситуация 3.
Вы раздаете старшеклассникам рисунки учащихся из начальной школы. Дети рисовали родителей в виде животных. Старшеклассники должны ответить на следующие вопросы:
Кто главный в семье, исходя из рисунка?
Какими положительными, отрицательными качествами характеризуется каждый зверек?
Рисунок, в целом, отражает отношения в семье или нет?
А какой рисунок нарисовали бы вы? Почему?
Хотели бы вы работать психологом? Почему да? Почему нет?
Какие необычные профессии, относящиеся к школьной деятельности, можно предложить?
Жизнь создает множество проблемных ситуаций. Давайте помогать ребятам ,учиться их решать, не откладывая на долгое время.
Источники URL:
https://habr.com/ru/articles/724342/
https://www.b17.ru/article/293222/
https://www.nur.kz/family/self-realization/1994819-kinestetik-kto-eto-kakoe-povedenie-emu-prisusche/
https://pedsovet.su/metodika/5840_tipy_vospriyatiya_informacii
https://waldorfschule.ru/valdorfskaya-pedagogika/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Построение процесса обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникативной технологии. На примере обучения английскому языку в начальной школе на базе УМК "Английский в фокусе".
В данной работе рассмотрено обучение иностранному (английскому) языку в младшей школе на основе использования интерактивного приложения к учебнику «Английский в фокусе». Выдвинуты задачи, которы...
Тезисы к ВКР по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"
Тезисы к ВКР по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе" ....
Презентация по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"
Презентация по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"...
Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения английскому языку через проектную деятельность.
Актуальный педагогический опыт.содержит диагностики, технологию, разработки уроков с применением проектной технологии....
План работы городской творческой лаборатории для учителей английского языка "Использование ИКТ в процессе обучения английскому языку".
Цель работы лаборатории - повышение профессионального уровня педагогов....