Как повысить внутреннюю мотивацию ребенка к изучению иностранного языка.
статья по английскому языку
Если при подготовке к уроку учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, урок подарит вам прекрасные результаты, более высокое качество обучения, дети будут работать с большим удовольствием, одновременно помогая друг другу активизировать различные виды памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
word_document.docx | 11.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Учимся с удовольствием!
Считается, что дети начинают изучать иностранный язык по одной из следующих причин:
❶ иностранный язык является обязательным элементом школьной программы;
❷ на изучении иностранного языка настаивают родители;
❸ иностранным языком с успехом занимается кто-то из друзей или знакомых;
❹ любопытство к иностранному языку поддерживается средствами современных технологий, особенно Интернетом;
❺ ребенок от природы интересуется языками, изучение которых доставляет ему удовольствие.
Как видно из перечисленных причин, лишь последняя связана с внутренней мотивацией самого ребенка, в большинстве же случаев определяющую роль играют внешние факторы.
Однако без внутренней мотивации внешние факторы, в том числе давление со стороны школы и родителей, не способны привести к хорошим результатам. Более того, они могут закрепить негативное отношение ребенка к занятиям. Это означает, что создание внутренней мотивации, как правило, ложиться на плечи учителя.
Согласно теории американского психолога Ховарда Гарднера, люди обладают неодинаковыми типами восприятия, мышления и памяти. Работая с детьми, надо учитывать их способности, которые можно поделить на следующие группы:
❶ Визуально-пространственные способности проявляются в запоминании и воспроизведении зрительных образов, формы и цвета окружающих предметов. Такие дети любят рассматривать и создавать изображения.
❷ Музыкально-ритмические способности делают человека чутким к рифме и ритму, интонации и мелодии. Эти дети, как правило, обладают хорошим музыкальным слухом, любят петь и декламировать.
❸ Логико- математические способности помогают мыслить рационально, использовать логику и аргументацию, легко считают и запоминают цифровую информацию.
❹ Кинестетические способности представлены у детей, хорошо владеющих своим телом, запоминающих многие явления и события через движение и прикосновение к окружающим предметам.
❺ Натуралистические способности проявляются в интересе к природным явлениям, миру животных и растений.
❻ Лингвистические способности предполагают интерес к тому, как функционирует человеческий язык, внимание к оттенкам значений слов и стилю высказываний, а также более легкое овладение иностранным языком, а иногда и не только одним.
Таким образом, природа создает уникальное сочетание перечисленных признаков, определяющие развитие человека, его поведение, успешность обучения, выбор профессии и многое другое.
Разработанная Гарднером теория имеет огромное значение не только для педагогики, но и для преподавания иностранных языков в частности. Она повернула учителя к конкретному учащемуся и призвала его воспринимать детей не как умных и глупых, способных и неспособных, а как умных и способных по-разному.
Как стало очевидно, наиболее успешными являются те методы обучения и учебные материалы, учитывают указанные различия между учащимися в подаче материала, предлагаемых упражнениях и видах работы в классе и дома.
Виртуально-пространственное восприятие поможет ребенку с помощью цветных и контурных изображений (игрушки, картинки) закрепить названия предметов в долгосрочной памяти с помощью визуально-пространственных ассоциаций.
Музыкально-ритмическая память подключается при закреплении разнообразного языкового материала: лексики, грамматики, коммуникативных формул вежливости (приветствие, просьба, извинение и т.п.).
Например, песня, содержащая предложения с названиями одежды и глаголом wear, используется для одновременного закрепления обозначений цвета, названия одежды и форм продолженного настоящего времени, необходимых для описания того, кто во что одет.
Логико-математические способности активизируются не только при подсчете и последующем названии количества предметов, но и при проделывании с ними арифметических операций. Числительные составляют важный элемент лексики и активно используются в экзаменационных заданиях, причем учащиеся должны уметь писать числа буквами, поскольку их буквенное изображение в английском используется активнее, чем в других языках.
Логико-математические формы мышления и памяти необходимы не в меньшей степени, чем все остальные.
Например, при изучении оборота there is/there are дети могут дать словесный эквивалент цифры, отвечая на вопрос типа How many appeals are there in three baskets? Причем , выполнение подобного задания даст преимущество ученикам именно с логико-математическими способностями, одновременно помогая другим учащимся в классе активизировать данный вид памяти не только числительных, но и грамматического материала.
Кинестетические каналы памяти используются в заданиях, которые используют метод опоры на физическом действии. Суть этого метода состоит в том, что единицы иностранного языка усваиваются параллельно с выполнением соответствующих действий. Это относится к овладению лексикой, например, глаголами движениями, и грамматическими структурами, например, Present Continuous.
Тактильная память, являющаяся частью кинестетической, и визуально-пространственная используются в заданиях на аудирование и раскрашивание. Их выполнение помогает запомнить не только названия предметов и цвета в их правильном произнесении, но и развивает мелкую моторику.
Интерес к природным явлениям и животным наблюдается у многих детей начального школьного возраста, однако учащиеся, более пристально наблюдающие за природой, получат удовольствие и, следовательно, извлекут большую пользу из заданий, в которых языковой материал запоминается за счет сформулированного интереса к животному миру и уже усвоенного на родном языке материала природоведческого характера.
Лингвистические способности помогают детям выполнить задания, в которых используются грамматическими аналогами. Например, типы вопросов, начинающиеся со слова Is/Can/Has/Does,
осваиваются на примерах предложений типа Is it a crocodile? Can it swim? Has it got a tail? Does it live in Russia? Для этого подхода принципиально то, что грамматический материал вводится не в форме правил, а с коммуникативным опережением, как это бывает при освоении родной речи в младенчестве.
В заключении хочу подвести итог всему сказанному выше:
если при подготовке к уроку учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, урок подарит вам прекрасные результаты, более высокое качество обучения, дети будут работать с большим удовольствием, одновременно помогая друг другу активизировать различные виды памяти. А внутренняя мотивация?! Ее хоть отбавляй – ведь так здорово, когда получается!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИКТ на уроках английского языка как средство положительной мотивации в процессе изучения иностранного языка.
Из опыта работы "Чтобы заинтересовать ребят изучением иностранного языка, стараюсь организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на...
Использование ИКТ на уроках английского языка для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка
Выбором темы для данной методической разработки послужил опыт моей работы учителем английского языка в течение 15 лет. В начале изучения английского языка школьниками ни один учитель не может пожалова...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Статья посвящена использованию игровых приемов на уроках французского языка...
Театральная деятельность на уроках английского языка как средство мотивации учащихся к изучению иностранного языка.
Статья учителя английского языка об актуальности применения методики театральных постановок, театральной деятельности при обучении иностранному языку...
Доклад на тему: «Использование ИКТ для развития мотивации обучающих к изучению иностранных языков и работы с одаренными детьми. ThingLink-блог учителя английского языка»
В педагогической практике давно применяется термин "активные методы и формы обучения". Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащи...
"Изучение и использование приемов, повышающих мотивацию учащихся к изучению иностранного языка"
quot;Изучение и использование приемов, повышающих мотивацию учащихся к изучению иностранного языка"...