Как повысить внутреннюю мотивацию ребенка к изучению иностранного языка.
статья по английскому языку

Леонова Елена Ивановна

Если при подготовке к уроку учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, урок подарит вам прекрасные результаты, более высокое качество обучения, дети будут работать с большим удовольствием, одновременно помогая друг другу активизировать различные виды памяти.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл word_document.docx11.82 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся с удовольствием!

Считается, что дети начинают изучать иностранный язык по одной из следующих причин:

 иностранный язык является обязательным элементом школьной программы;

 на изучении иностранного языка настаивают родители;

 иностранным языком с успехом занимается кто-то из друзей или знакомых;

 любопытство к иностранному языку поддерживается средствами современных технологий,              особенно Интернетом;

 ребенок от природы интересуется языками, изучение которых доставляет ему удовольствие.

Как видно из перечисленных причин, лишь последняя связана с внутренней мотивацией самого ребенка, в большинстве же случаев определяющую роль играют внешние факторы.

Однако без внутренней мотивации внешние факторы, в том числе давление со стороны школы и родителей, не способны привести к хорошим результатам. Более того, они могут закрепить негативное отношение ребенка к занятиям. Это означает, что создание внутренней мотивации, как правило, ложиться на плечи учителя.

Согласно теории американского психолога Ховарда Гарднера, люди обладают неодинаковыми типами восприятия, мышления и памяти. Работая с детьми, надо учитывать их способности, которые можно поделить на следующие группы:

 Визуально-пространственные способности проявляются в запоминании и воспроизведении зрительных образов, формы и цвета окружающих предметов. Такие дети любят рассматривать и создавать изображения.

 Музыкально-ритмические способности делают человека чутким к рифме и ритму, интонации и мелодии. Эти дети, как правило, обладают хорошим музыкальным слухом, любят петь и декламировать.

 Логико- математические способности помогают мыслить рационально, использовать логику и аргументацию, легко считают и запоминают цифровую информацию.

 Кинестетические способности представлены у детей, хорошо владеющих своим телом, запоминающих многие явления и события через движение и прикосновение к окружающим предметам.

 Натуралистические способности проявляются в интересе к природным явлениям, миру животных и растений.

 Лингвистические способности предполагают интерес к тому, как функционирует человеческий язык, внимание к оттенкам значений слов и стилю высказываний, а также более легкое овладение иностранным языком, а иногда и не только одним.

Таким образом, природа создает уникальное сочетание перечисленных признаков, определяющие развитие человека, его поведение, успешность обучения, выбор профессии и многое другое.

Разработанная Гарднером теория имеет огромное значение не только для педагогики, но и для преподавания иностранных языков в частности. Она повернула учителя к конкретному учащемуся и призвала его воспринимать детей не как умных и глупых, способных и неспособных, а как умных и способных по-разному.

Как стало очевидно, наиболее успешными являются те методы обучения и учебные материалы, учитывают указанные различия между учащимися в подаче материала, предлагаемых упражнениях и видах работы в классе и дома.

Виртуально-пространственное восприятие поможет ребенку с помощью цветных и контурных изображений (игрушки, картинки) закрепить названия предметов в долгосрочной памяти с помощью визуально-пространственных ассоциаций.

Музыкально-ритмическая память подключается при закреплении разнообразного языкового материала: лексики, грамматики, коммуникативных формул вежливости (приветствие, просьба, извинение и т.п.).

Например, песня, содержащая предложения с названиями одежды и глаголом wear, используется для одновременного закрепления обозначений цвета, названия одежды и форм продолженного настоящего времени, необходимых для описания того, кто во что одет.

Логико-математические способности активизируются не только при подсчете и последующем названии количества предметов, но и при проделывании с ними арифметических операций. Числительные составляют важный элемент лексики и активно используются в экзаменационных заданиях, причем учащиеся должны уметь писать числа буквами, поскольку их буквенное изображение в английском используется активнее, чем в других языках.

Логико-математические формы мышления и памяти необходимы не в меньшей степени, чем все остальные.

Например, при изучении оборота there is/there are дети могут дать словесный эквивалент цифры, отвечая на вопрос типа How many appeals are there in three baskets? Причем , выполнение подобного задания даст преимущество ученикам именно с логико-математическими способностями, одновременно помогая другим учащимся в классе активизировать данный вид памяти не только числительных, но и грамматического материала.

Кинестетические каналы памяти используются в заданиях, которые используют метод опоры на физическом действии. Суть этого метода состоит в том, что единицы иностранного языка усваиваются параллельно с выполнением соответствующих действий. Это относится к овладению лексикой, например, глаголами движениями, и грамматическими структурами, например, Present Continuous.

Тактильная память, являющаяся частью кинестетической, и визуально-пространственная используются в заданиях на аудирование и раскрашивание. Их выполнение помогает запомнить не только названия предметов и цвета в их правильном  произнесении, но и развивает мелкую моторику.

Интерес к природным явлениям и животным наблюдается у многих детей начального школьного возраста, однако учащиеся, более пристально наблюдающие за природой, получат удовольствие и, следовательно, извлекут большую пользу из заданий, в которых языковой материал запоминается за счет сформулированного интереса к животному миру и уже усвоенного на родном языке материала природоведческого характера.

Лингвистические способности помогают детям выполнить задания, в которых используются грамматическими аналогами. Например, типы вопросов, начинающиеся со слова Is/Can/Has/Does,

осваиваются на примерах предложений типа Is it a crocodile? Can it swim? Has it got a tail? Does it live in Russia? Для этого подхода принципиально то, что грамматический материал вводится не в форме правил, а с коммуникативным опережением, как это бывает при освоении родной речи в младенчестве.

В заключении хочу подвести итог всему сказанному выше:

если при подготовке к уроку учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, урок подарит вам прекрасные результаты, более высокое качество обучения, дети будут работать с большим удовольствием, одновременно помогая друг другу активизировать различные виды памяти. А внутренняя мотивация?! Ее хоть отбавляй – ведь так здорово, когда получается!!!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ на уроках английского языка как средство положительной мотивации в процессе изучения иностранного языка.

Из опыта работы "Чтобы заинтересовать ребят изучением иностранного языка, стараюсь  организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на...

Использование ИКТ на уроках английского языка для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка

Выбором темы для данной методической разработки послужил опыт моей работы учителем английского языка в течение 15 лет. В начале изучения английского языка школьниками ни один учитель не может пожалова...

Театральная деятельность на уроках английского языка как средство мотивации учащихся к изучению иностранного языка.

Статья учителя английского языка об актуальности применения методики театральных постановок, театральной деятельности при обучении иностранному языку...

Доклад на тему: «Использование ИКТ для развития мотивации обучающих к изучению иностранных языков и работы с одаренными детьми. ThingLink-блог учителя английского языка»

В педагогической практике давно применяется термин "активные методы и формы обучения". Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащи...

"Изучение и использование приемов, повышающих мотивацию учащихся к изучению иностранного языка"

quot;Изучение и использование приемов, повышающих мотивацию учащихся к изучению иностранного языка"...