«Мобильные приложения для повышения эффективности обучения английскому языку»
статья по английскому языку

Актуальность и условия возникновения данной проблемы: Мобильный телефон стал незаменимым атрибутом в жизни любого современного человека. В настоящее время подростки практически не расстаются с этим модным гаджетом. Они используют его не только в качестве средства для осуществления коммуникации с друзьями, близкими людьми, но и в других целях. Многие мобильные устройства последнего поколения могут выполнять роль калькулятора, фонарика, видеокамеры, диктофона, аудиоплеера, видеоплеера, фотокамеры, и наконец, имеют доступ к сети Интернет. В связи с этим современные дети проявляют повышенный интерес к мобильным телефоном, а именно, к тем возможностям, которые эти устройства для них открывают. Не зря многие называют эти гаджеты смартфонами. Слово «смартфон» произошло от двух английских слов: «smart», которое переводится на русский язык как «умный», и «phone», которое переводится на русский язык как «телефон». Благодаря знанию русского перевода слова «smartphone» мы можем с уверенностью сказать, что роль данного гаджета в жизни людей нисколько не преувеличена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мобильные приложения28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования:

 «Мобильные приложения для повышения эффективности обучения иностранным языкам»

Подготовила: Васильева А.А.

Проведенная работа:

1.Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

2.Сбор и накопление информации из различных источников

сентябрь – октябрь 2020

II. Прогностический этап

1.Определение цели и задач работы над темой.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Выступление на заседании ШМО.

4. Консультативная помощь учителям и учащимся

5.Прогнозирование результатов.

сентябрь – октябрь 2020

III. Практический этап

1.Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

4.Проведение уроков с применением новых форм, методов и приемов

5.Участие учащихся в конкурсах, конференциях, олимпиадах различного уровня.

6.Открытые уроки на школьном уровне.

7.Участие учителя в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

8.Корректировка работы.

в течение учебного года

IV. Обобщающий этап

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы по теме самообразования.

3. Мониторинг результативности применения новых форм, методов и приемов

4.Выступление на заседании ШМО  

5. Результативное участие на муниципальных и региональных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

6. Выступление на педсовете в течение учебного года (21.11.2022 г)

V. Внедренческий

1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2. Открытые уроки, мастер-классы, выступления на школьном и муниципальном уровнях

3.Публикации по теме самообразования

4.Участие в профессиональных конкурсах

В ходе дальнейшей педагогической деятельности.

Актуальность и условия возникновения данной проблемы:

Мобильный телефон стал незаменимым атрибутом в жизни любого современного человека.       В настоящее время подростки практически не расстаются с этим модным гаджетом. Они используют его не только в качестве средства для осуществления коммуникации с друзьями, близкими людьми, но и в других целях. Многие мобильные устройства последнего поколения могут выполнять роль калькулятора, фонарика, видеокамеры, диктофона, аудиоплеера, видеоплеера, фотокамеры, и наконец, имеют доступ к сети Интернет. В связи с этим современные дети проявляют повышенный интерес к мобильным телефоном, а именно, к тем возможностям, которые эти устройства для них открывают. Не зря многие называют эти гаджеты смартфонами. Слово «смартфон» произошло от двух английских слов: «smart», которое переводится на русский язык как «умный», и «phone», которое переводится на русский язык как «телефон». Благодаря знанию русского перевода слова «smartphone» мы можем с уверенностью сказать, что роль данного гаджета в жизни людей нисколько не преувеличена.

Определенно мобильные телефоны могут принести детям много пользы, если ими пользоваться с умом. Но, с другой стороны, негативное влияние  на подростков они тоже оказывают. Постоянное чрезмерное пользование мобильными устройствами приводит к тому, что у детей и подростков может развиться компьютерная зависимость. Многие учителя замечают, что обучающиеся даже на уроках увлеченно смотрят на экраны смартфонов, не слушая объяснений учителя. От этого, прежде всего, страдает качество образования. Ребята, страдающие такой зависимостью от мобильных телефонов, чаще утомляются, раздражаются, выражают протест на просьбы учителя, родителей, одноклассников, некачественно выполняют задания на уроках. Учитывая тот факт, что иностранный язык является одной из самых сложных дисциплин в учебной программе, учителю необходимо сделать так, чтобы мобильные устройства не являлись самыми злейшими врагами процесса передачи и получения новых знаний, а наоборот, стали отличными союзниками в этих делах.

Являясь учителем иностранных языков в средней общеобразовательной школе, я заметила, что телефонами на уроках часто пользуются обучающиеся среднего и старшего  школьного возраста. Дети отвлекаются от учебного процесса, «сидя» в социальных сетях, пренебрегая получением важной информации на учебном занятии. В связи с этим я решила озадачиться данной проблемой и постараться изменить ситуацию в лучшую сторону, в надежде, что обучающиеся начнут использовать эти модные гаджеты в образовательных целях. Для решения данной проблемы я поставила для себя следующие цели:

 1) повышение эффективности образовательного процесса с помощью использования мобильных устройств и электронных приложений;

2) активизация познавательной деятельности учащихся и повышение качественной успеваемости школьников с использованием смартфонов;

3) развитие творческих способностей учащихся;

4) расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования методов обучения и воспитания;

5) повышение научно-методического уровня и профессионального мастерства.

Для решения поставленных целей необходимо добиться решения задач:

∙ изучить и проанализировать возможности разнообразных электронных приложений

∙ освоить самые эффективные из них и применять их в системе на уроках с учетом возрастных особенностей

∙ оценить эффективность использования смартфонов и интерактивных приложений

  • развивать творческий потенциал учащихся и создавать необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности учащихся;
  • формировать навыки у учащихся в использовании электронных приложений, развивать их творческий потенциал.

Также я выдвинула гипотезучто используя мобильные устройства и электронные образовательные ресурсы сети Интернет на уроках иностранного языка, можно поднять интерес к изучению языка, обеспечить прочное усвоение языкового материала, индивидуальный подход и интерактивность обучения.

Планируемые результаты

  • повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета;
  • повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
  • разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
  • доклады, выступления на заседаниях педагогических советов, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта.

Применение технологий мобильного обучения в преподавании в целом, и иностранного языка в частности, является достаточно популярной широко обсуждаемой темой в силу ее актуальности, заключающейся в возможности применения средств мобильного обучения иностранному языку среди практически неограниченного круга учащихся (включая людей с ограниченными возможностями), желающих активно отрабатывать свои навыки и умения.

В настоящее время уже существует много интересных исследований данной проблемы, выполненных как российскими, так и зарубежными учеными (С.В. Титова, А. А. Андреев, Е. Д. Патаракин, И. В. Савиных, В. В. Жуков, А. А. Федосеев, А. В. Тимофеев, Т. Андерсон, М. Шарлз, М. Алли, Д. Аттевель, М. Рагус, Д. Тракслер), однако постоянное обновление существующего программного обеспечения и совершенствование компьютерной техники заставляет педагогов постоянно осваивать новый материал и адаптировать эту информацию для учащихся.

Словосочетание «мобильное обучение» или «m-learning» появилось в англоязычной научно-педагогической литературе в 2001году (первая публикация о мобильном обучении Э. Брауна), и разработка теоретических основ этой новой парадигмы в образовании активно ведется в настоящее время педагогами во многих странах мира.

Мобильное обучение иностранному языку является такой формой организации процесса обучения и контроля, основанной на использовании мобильных устройств связи (смартфонов, планшетных компьютеров и т.п.), при которой обучающиеся в любом месте и в любое время могут развивать и совершенствовать языковые навыки, а также речевые умения (на основе средств синхронной и асинхронной коммуникации), формировать социокультурную и межкультурную компетенции с целью использования иностранного языка как средства общения в социально-бытовой и профессиональной сферах.

Дискуссии о целесообразности применения данной формы обучения в педагогическом сообществе не прекращаются.

Главной целью преподавания иностранного языка в школе является формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Реализовать данную цель возможно путем систематичного использования различных новых образовательных технологий, приемов и методов обучения иностранному языку, совершенствуя навыки различных видов речевой деятельности школьников (в чтении, аудировании, письме, лексике и грамматике, говорении.

Среди положительных характеристик мобильного обучения можно выделить следующие:

  1. Свободный доступ к учебным материалам в любом месте и в любое время.
  2. Возможность применения мобильных программ для тренировки многих аспектов речевой деятельности, включая аудирование, без применения дополнительных материалов и устройств.
  3. Красочная подача материала с иллюстрациями и мультимедийными эффектами.
  4. Автоматическая и быстрая проверка упражнений, что дает учащимся возможность получать наиболее актуальную информацию об их прогрессе. Программа автоматически производит анализ ошибок и предлагает соответствующие упражнения для их устранения.
  5. Возможность эффективного дистанционного обучения, которое на сегодняшний день является крайне востребованным, позволяющим сделать обучение доступным для таких категорий учащихся как: учащиеся с ОВЗ; учащиеся, проживающие в отдалении от базового образовательного учреждения; учащиеся взрослые, не имеющие возможности регулярно посещать очные занятия.
  6. Являясь одной из новейших разработок в сфере обучения иностранным языкам, мобильные приложения как правило создаются на наиболее современном лексическом материале, отражают новейшие языковые и речевые тенденции английского языка.

Отмечают и существование проблемных сторон мобильного обучения, среди которых выделяют такие аспекты, как зависимость качества работы приложения от таких факторов как технические характеристики устройства и скорость передачи данных, что может привести к затруднениям в процессе обучения или даже прервать его; отсутствие живого взаимодействия ученика и учителя, которое проявляется в невозможности прямого контакта, что может снизить эффективность обучения; отсутствие объемных отрывков текстов для развития навыка чтения, что отчасти вызвано особенностями мобильных устройств, большинство из  которых обладают сравнительно небольшим экраном, что препятствует эффективной работе с текстом большого объема.

Тем не менее, популярность мобильного обучения растет, и сегодня уже можно говорить о конкретных формах и методах внедрения мобильных технологий в учебный процесс, активно используемых преподавателями. В обучении иностранному языку можно использовать следующие мобильные технологии: электронную почту, блог-технологию, викитехнологию, подкасты, веб-форум, лингвистический корпус, электронные словари, информационно-справочные Интернет-ресурсы, средства синхронной видео-интернет-коммуникации и навигаторы. Каждая из мобильных технологий обладает отличительными дидактическими свойствами, дидактическими и методическими функциями.

На своих занятиях приветствую использование учениками электронных словарей, в которых представлен перевод слов, транскрипция, использование слова в различных фразах и предложениях, а также аудиофайл с произношением слова или фразу на английском языке. Применение подобных мобильных приложений помогает значительно ускорить процесс с работы с текстами, особенно с материалами, содержащими профессиональную лексику, аудиофайл способствует правильному запоминанию слов.

Помимо использования различных мобильных  приложений на своих уроках, я активно работаю на платформе Instagram и очень часто внедряю работу с ней в свою педагогическую деятельность. Одно из направлений это работа с Insta-картами, (потрясающий ресурс на всех этапах урока).

Для совершенствования навыков аудирования предлагаю обучающимся в качестве домашнего задания работу с подкастами. Приложения Learn English Elementary – серия подкастов для изучающих английский язык, которые можно скачать на мобильные телефоны и заниматься на ходу. Каждый выпуск длится 20 минут и сопровождается вопросами для слушателей. Для облегчения понимания предусмотрена «бегущая строка». На основе сервиса подкастов можно развивать умения говорения и аудирования, а также формировать социокультурную компетенцию учащихся.

Отработать грамматические навыки возможно с применением ряда приложений.

English Grammar in Use - важной чертой данного приложения является то, что оно хранит всю статистическую информацию. Оно может быть полезно преподавателям, так как программа самостоятельно выделяет допущенные учеником ошибки, учителю достаточно только посмотреть на мобильное устройство и понять, с какими трудностями столкнулся ученик.

British Council – Learn English Grammar. Приложение предлагает два вида работы: «Practice» и «Test». В практической части учащийся выбирает нужную тему и выполняет упражнения. После чего программа разрабатывает тест, пройдя который, пользователь сможет увидеть допущенные им ошибки.

Наиболее известными мобильными приложениями для формирования всех четырех аспектов языка являются следующие программы:

1. Duolingo. Это бесплатное приложение для изучения иностранных языков. Основной акцент в Duolingo сделан на письменные задания и диктанты. Английский курс позволит достичь уровня Elementary – Pre-Intermediate.

2. Lingualeo. Образовательное приложение, созданное для изучения английского языка в игровой форме. Программа для запоминания слов, которая предлагает 4 вида тренировки: слово-перевод, перевод-слово, конструктор слов, аудирование. Приложение интегрировано с сайтом, где можно учить слова, читать, слушать тексты, решать кроссворды. Все слова, которые обучаемый изучает на сайте, становятся доступными и в мобильной версии.

С опорой на мобильные технологии можно построить современный урок иностранного языка, который будет отвечать государственным стандартам, создаст траекторию обучения в многогранности и разнообразии в способах получения, хранения и обработки информации, расширит перечень технического и мультимедийного оборудования. Прежде всего, необходима дальнейшая разработка методов, с помощью которых мобильные устройства могут использоваться для обеспечения более надежной обучающей среды, а также развитие теоретической базы мобильного обучения.

Для обучающихся 2—11 классов я задаю интерактивные задания по английскому языку на повторение и закрепление лексического, грамматического, лингвострановедческого материала. Данные интерактивные упражнения в готовом виде можно найти на сайтах « LearningApps.org », «Якласс» и на платформе «Uchi.ru».

Обучающимся на уроке можно дать информацию о ссылке на то или иное интерактивное задание, а они приступят к его выполнению. Выполнять данные задания дети могут также и в домашних условиях, используя свои мобильные устройства, в которых есть доступ к сети Интернет.

 Также хочется признаться в том, что мои ученики фотографируют все, что им необходимо для изучения английского языка, они заглядывают в электронные таблицы в поисках значения иностранных слов, правила спряжения или формы глагола благодаря  использовании функций своих мобильных устройств. Стоит отметить, что некоторые электронные словари по английскому и немецкому языкам бывают ограниченными в объеме словарного запаса, поэтому я порекомендовала моим ученикам использовать словари по английскому и немецкому в режиме онлайн на сайте www.multitran.ru  и www.duden.de.  Дома ребята, прибегнув к помощи своих гаджетов,  также могут посещать образовательные сайты для изучения английского языка, получая необходимую информацию, чему я убедилась на осенних каникулах. Ребята из 6 класса скачали приложение Lingualeo  EWO на смартфоны, учат английский язык играя, и им это очень нравится. Это способствует тому,что дети начинают активнее принимать участие в онлайн-олимпиадах и занимать призовые места.

Рассмотрев подробнее данные приложения можно огтметить:

1. LearningApps.org (https://leamingapps.org) - это бесплатный сервис для поддержки процесса преподавания или самостоятельного обучения с помощью интерактивных модулей. Пользователи могут использовать имеющиеся модули, модифицировать их и создавать новые модули с использованием предлагаемого конструктора и шаблонов. Интерактивные задания скомпонованы по предметным категориям. Имеются версии сайта и задания (модули) на русском, английском, немецком, французском, испанском, итальянском и других языках.

Ряд приложений сервиса позволяет создавать следующие типы заданий:

- задания на соотнесение и соответствие;

- множественный выбор, в том числе с мультимедийным контентом;

- видеоматериал с заданиями-вставками к видеофрагментам;

- задания на множественный выбор с мультимедийным содержанием (викторина);

- лента времени;

- задания на установление правильного порядка [3].

2. Kahoot (https://kahoot.com) - сервис для создания онлайн-викторин, тестов и опросов. Данная программа может эффективно использоваться в дидактических целях.

Ученики могут отвечать на созданные учителем тесты с планшетников, ноутбуков, смартфонов, то есть с любого устройства, имеющего доступ к Интернету.

Созданные в Kahoot задания позволяют включить в них фотографии и видеофрагменты. Темп выполнения викторин, тестов регулируется путем введения временного предела для каждого вопроса. При желании учитель может ввести баллы за ответы на поставленные вопросы: за правильные ответы и за скорость. Табло отображается на мониторе учительского компьютера. Для участия в тестировании учащиеся просто должны открыть сервис и ввести PIN-код, который учитель предоставляет со своего компьютера. Ученику удобно на своем устройстве выбирать правильный ответ. Варианты представлены геометрическими фигурами. Использование данного сервиса может быть хорошим способом оригинального получения обратной связи от учащихся.

3. Quizlet (https://quizlet.com) - бесплатный онлайн-сервис для создания и применения флеш-карточек и обучающих игр различных видов и категорий (языки, культура, математика, география и др.). Основой данного приложения являются сэты (sets) - списки слов, перечни различных понятий, картинок или фотографий с описанием.

Quizlet предлагает шесть способов изучения слов. Четыре из них являются учебными ("Flashcards", "Learn", "Speller", "Test"), два - игровыми ("Scatter", "Gravity"). Кратко рассмотрим каждый из них.

• Flashcards - способ ознакомления и заучивания слов. В данном режиме электронные карточки можно листать, переворачивать, перемешивать, прослушивать; отмечать трудные слова (звездочкой); выбирать уровень сложности и т. д.

• Learn - способ закрепления изученных слов. В данном режиме система предлагает, например, определение, а пользователю необходимо вписать термин. Слова, в которых делаются ошибки, появляются чаще. Здесь также имеется функция прослушивания фраз.

• Speller - способ закрепления слов, развития аудирования и правописания. Прослушав диктора, необходимо набрать услышанное слово/фразу. Нажав на "Replay audio", можно еще раз прослушать.

• Test - способ проверки степени усвоения изученных слов, который включает в себя четыре варианта заданий: written, marching, multiple choice, true/false. Тест можно распечатывать, а также изменять, отмечая/убирая пункты в панели настроек справа.

• Scatter - обучающая игра, цель которой - быстро найти соответствие. Перед игроком находятся разбросанные карточки (на одних написаны слова, на других - их дефиниции/перевод).

• Gravity - обучающая игра, напоминающая собой тетрис. Сверху вниз падают астероиды. Внутри астероидов написаны дефиниции, наша задача - быстро вписать слово, чтобы не дать астероиду достигнуть Земли. Скорость падения постепенно увеличивается.

4. Popplet (http://popplet.com) - сервис, позволяющий создавать ментальные карты.

С его помощью возможно:

• добавлять элементы с текстом, картинками;

• добавлять видео с YouTube и Vimeo;

• менять цвета каждого элемента и фон карты в целом;

• совместно редактировать карту;

• сохранять карту в виде картинки или pdf-файла;

• работать над одной картой совместно (данный пункт является удобным для учащихся: работая в группах, они могут создавать совместно одну ментальную карту).

Изучение иностранного языка с использованием мобильных устройств -увлекательный, простой и относительно новый метод преподавания иностранному языку. Обучение английскому языку подразумевает, что процесс будет постоянным, соответственно, обучение с использованием мобильных приложений, с применением гаджетов, которые всегда под рукой у нынешних учеников и учителей, является хорошей перспективой повышения качества и интенсивности обучения, поэтому приложения quizlet, learningapps, kahoot, popplet могут быть использованы на уроках иностранного языка. Использование мобильных приложений во время уроков помогает ученикам снизить эмоциональное напряжение, снять усталость, у них повышается интерес, наблюдается положительный настрой.

Заключение

  У современных детей совершенно иной образ жизни. Каждая минута используется ими максимально полезно, ведь вокруг так много новой информации, так много ребятам нужно успеть сделать, и многое приходится делать на ходу. Поэтому мобильный телефон  можно считать средством не только для общения, но и для обучения. Во многих случаях мобильные устройства в большей степени мешают на уроке, чем помогают. Поэтому учителю важно научить ребят пользоваться ими на уроках и дома с максимальной пользой и по назначению. Без доли сомнения могу утверждать, что определенную выгоду от использования мобильных телефонов на уроках английского и немецкого языков мои ученики уже извлекли. Надеюсь, что в дальнейшем они не потеряют интерес и будут дальше с удовольствием изучать иностранные языки, используя современные гаджеты.

  Применяя различные мультимедийные ресурсы этих устройств на уроках английского и немецкого языков, мои ученики признались, что для них процесс изучения предмета стал намного интереснее, эффективнее. Лично я не вижу ничего плохого в использовании данных гаджетов на учебных занятиях. Ведь стоит помнить, что даже с помощью молотка можно не только строить, но и разрушать. То же самое можно утверждать и про мобильные телефоны.

Список использованных источников: 

1. Вульфович, Ю. В. Роль мобильного обучения в оптимизации преподавания иностранных языков [Текст] / Ю. В. Вульфович // Известия ВГПУ. – 2014. – № 6 (91).

3.Лукина К.В. Мобильное обучение как инструмент усовершенствования изучения иностранных языков в средней школе // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(42). URL: https://sibac.info/archive/guman/5(42).pdf (дата обращения: 19.04.2019)

4. Самохина, Н. В. Использование мобильных технологий при обучении английскому языку: развитие традиций и поиск новых методических моделей [Текст] / Н. В. Самохина // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6–3.

5. Сон И. С. Мобильное обучение в изучении иностранных языков [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 164-167. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3844/ (дата обращения: 20.04.2019)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных способов и приёмов работы на уроке для повышения эффективности обучения английскому языку.

Использование нетрадиционных форм урока с целью оптимизации учебного процесса....

презентация "Использование нетрадиционных способов и приемов работы на уроке для повышения эффективности обучения английскому языку."

Презентация к материалу о нетрадиционных способах и приёмах работы на уроках английского языка....

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке для повышения эффективности обучения английскому языку

В данном проекте рассматриваются решения основных лингводидактических проблем обучения аспектам английского языка, формирование навыков и умений в различных видах речевой деятельности: аудирова...

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В МЛАДШИХ КЛАССАХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ

Малокомплектная школа предоставляет неоспоримые преимущества как для учителя, так и для ученика. Так, плюсами для ученика являются возможность сотрудничества с учителем, его повышенное внимание, более...

Использование мобильных приложений для повышения эффективности обучения или образование будущего уже в вашем кармане

Статья посвящена возможностям использования мобильных приложений в образовательном процессе....

Статья на тему: Использование Интернет-ресурсов для повышения эффективности обучения английскому языку в школе

Использование Интернет-ресурсов для повышения эффективности обучения английскому языку в школе...