ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В МЛАДШИХ КЛАССАХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ
методическая разработка по английскому языку на тему

Кудзиева Фатима Сергеевна

Малокомплектная школа предоставляет неоспоримые преимущества как для учителя, так и для ученика. Так, плюсами для ученика являются возможность сотрудничества с учителем, его повышенное внимание, более доброжелательная атмосфера и неизбежный контроль, выступающий стимулом при самостоятельном изучении материала в качестве домашнего задания.  Учитель, в свою очередь, получает возможность полноты учебного контроля, интенсивное педагогическое общение, доверительные отношения с учениками и, как следствие, знание психологии каждого ученика; возможность более точной диагностики причин затруднений у школьников и индивидуализация обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кудзиева Ф.С.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В МЛАДШИХ КЛАССАХ  МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ

Малокомплектная школа предоставляет неоспоримые преимущества как для учителя, так и для ученика. Так, плюсами для ученика являются возможность сотрудничества с учителем, его повышенное внимание, более доброжелательная атмосфера и неизбежный контроль, выступающий стимулом при самостоятельном изучении материала в качестве домашнего задания.  Учитель, в свою очередь, получает возможность полноты учебного контроля, интенсивное педагогическое общение, доверительные отношения с учениками и, как следствие, знание психологии каждого ученика; возможность более точной диагностики причин затруднений у школьников и индивидуализация обучения.

        Технические средства обучения служат мощной мотивацией для освоения иностранного языка, так как неоднократно доказано, что визуально-игровые формы ведения занятий интересны ученикам начальных классов.

Задача учителя на раннем этапе обучения иностранному языку - не только сформировать умения и навыки учащихся во всех видах речевой деятельности, но и развивать самостоятельность, расширить кругозор, воспитать интерес к предмету. Как сделать этот процесс интересным и творческим, как создать атмосферу увлеченности и снять усталость у детей? Ответ на все эти вопросы - организация коллективных занятий.

На первых уроках в V классе, при заучивании лексико-грамматических структур типа ”What is your name? - My name is Misha” организую работу в парах сменного состава, в так называемой “вертушке”. Уроки у нас спаренные и возможность двигаться снимает утомляемость, переход от одного партнера к другому делает процесс повторения одной и той же структуры ненавязчивым, кроме того, способствует прочному усвоению языкового материала.

Когда приступаем к обучению правил чтения, в первую очередь, знакомлю со знаками транскрипции. После объяснения чтения гласных букв под ударением и диграфов, каждому ученику раздается карточка с основными правилами чтения. Ученики начинают работать в паре, один ученик сдает учителю чтение, потом становится “учителем” и учит своего партнера. Такую работу можно провести и парах сменного состава. Кроме того, при чтении использую упражнения из системы В.Н. Зайцева:

  1. Многократное чтение.
  2. Чтение в темпе скороговорки.
  3. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

 При групповом подходе в малочисленных сельских классах особую актуальность приобретают такие формы учебной работы, как:

1. прослушивание ( чтение)слов или простого текста, ответы на вопросы по содержанию и последующее коллективное обсуждение.

2. участие всей группы в решении заданий на смекалку              (кроссвордов, ребусов)

3. разнообразные формы работы, основанные на взаимном контроле знаний, умений и навыков (взаимная проверка словарного запаса, проверка письменных работ).

Данные формы учебной деятельности в рамках малых групп успешно и максимально вовлекают каждого ученика в процесс иноязычной коммуникации, дают возможность проводить социальную параллель с изучаемым языком. Положительная мотивация в коллективной работе появляется за счет того, что ученику предстоит обмен знаний со своим  партнером.

Примерами игровых форм для успешного изучения английского языка младшими школьниками могут служить следующие методики:

*просмотр мультфильмов на английском языке;

*ролевые игры, в которых отрабатываются основные речевые обороты;

* «магазин» с карточками;

*песенки;

*работа с учебником (описать картинку, обвести, сосчитать, найти лишнее, раскрасить);

*зарядка;

*подвижные игры (прятки, мячик);

*работа с картинками (раздаточный материал);
настольные игры типа лото, домино, ходилки, карточки;

*пальчиковые куклы;

Также для более  успешного освоения лексики можно использовать следующие методики:

*проговорить нужную лексику шепотом, хлопая в ладоши или топая ногами;

*проговорить лексику с разными эмоциями;

*Touch…a dog! Повесить карточки на доску. Дети по очереди подбегают и дотрагиваются до названной карточки;

*Find something…red in the room! Find something…blue in the room!-дети должны найти вокруг себя что-нибудь названного цвета;

*”Yes-No” game-показываю карточки и называю изображенное на них верно или неверно. Дети говорят “Yes-No” хором или по цепочке;

*”What is missing game”- карточки (штук 5) разложить в ряд. Посмотреть на карточки и проговорить. Дети закрывают глаза. Одна карточка убирается. Затем дети должны назвать недостающую карточку;

*”jump to…”- разложить в вертикальный ряд карточки (цифры, цвета, лексика) на полу. Нужно допрыгнуть до слова, которое назовет учитель;

*бежать по кругу под музыку. В круг разложить карточки с предметами или сами предметы. Под веселую музыку дети бегают вокруг. Когда музыка остановится, замереть возле карточки и назвать слово;

*учитель постепенно рисует части предмета, а дети пытаются угадать, что это;

* «Карточка с дырочкой». В листе бумаги вырезается отверстие. Наложить на карточку с лексикой и водить отверстие по карточке-угадай, что там?  “Is it…?”

*найди спрятанные в комнате предметы (фрукты, животные) и назови;

*”Miming game”- один изображает животное, действие, предмет-а остальные угадывают;

Знакомое нам всем с детства домино. Правила игры всем хорошо известны. Можно и вовсе облегчить их: не делать карточек-пустышек и карточек, на обеих половинках которых надпись одна и та же. Дети получают удовольствие от самой игры и стать победителем, как в традиционном домино, никто не стремится. Правильно сложенную рамку ребята воспринимают как победу. Итак, берём карточки (размер может быть 2см на 8 см.), делим их пополам. В правой колонке пишем начало, в левой – конец слова, словосочетания или предложения. Перед началом игры все карточки выкладываются на стол изображением вверх. Начать игру можно с любой карточки. Ряд карточек можно выстраивать как вправо, так и влево. Ученик, первый нашедший подходящую карточку, берёт её, кладёт рядом с уже имеющимися и проговаривает вслух то, что у него получилось. При проверке, чтобы, с одной стороны, не оставить ошибок, и с другой, не потратить слишком много времени на проверку, можно иметь на отдельном листочке изображение правильно оставленной рамки. Тогда ребята сами могут проверить себя. Такая проверка позволяет учащимся ещё раз увидеть материал, над которым они работали (или с которыми они играли, – что одно и то же). На уроке на такую игру уходит 3-4 минуты, можно провести столько, сколько пар учеников вы хотите занять игрой.

Из вышесказанного следует, что для использования коммуникативных игр на уроках английского языка существуют веские основания. Хорошие языковые игры — прекрасный способ оживить урок, внести в него творческую атмосферу, что делает процесс обучения увлекательным, а значит, и более эффективным. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. Игра активизируется стремлением ребят к контакту, создает условия равенства в речевом партнерстве. Ученики приобретают навыки ведения беседы. Ролевая игра мотивирует процесс обучения. Коммуникативные игры способствуют развитию самостоятельности, инициативности и коллективизма.

Селевко Г.К. отмечает: «В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы более обширной технологии;
  • в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технология внеклассной работы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных способов и приёмов работы на уроке для повышения эффективности обучения английскому языку.

Использование нетрадиционных форм урока с целью оптимизации учебного процесса....

презентация "Использование нетрадиционных способов и приемов работы на уроке для повышения эффективности обучения английскому языку."

Презентация к материалу о нетрадиционных способах и приёмах работы на уроках английского языка....

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке для повышения эффективности обучения английскому языку

В данном проекте рассматриваются решения основных лингводидактических проблем обучения аспектам английского языка, формирование навыков и умений в различных видах речевой деятельности: аудирова...

Статья на тему: Использование Интернет-ресурсов для повышения эффективности обучения английскому языку в школе

Использование Интернет-ресурсов для повышения эффективности обучения английскому языку в школе...

«Мобильные приложения для повышения эффективности обучения английскому языку»

Актуальность и условия возникновения данной проблемы: Мобильный телефон стал незаменимым атрибутом в жизни любого современного человека. В настоящее время подростки практически не расстаются с этим мо...

Методическая разработка по теме: Использование ИКТ для повышения эффективности обучения английскому языку

Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества. Система образования сегодня развивается в ситуации «шока от будущего», – че...