Современные педагогические технологии
методическая разработка по английскому языку
Современные педагогические технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_pedagogicheskie_tehnologii.docx | 45.58 КБ |
Предварительный просмотр:
К современным педагогическим технологиям относят:
- обучение в сотрудничестве,
- проектную методику,
- игровую методику,
- здоровьесберегающие технологии,
- новые информационные технологии.
Их цель заключается в повышении эффективности образовательного процесса.
В условиях реализации ФГОС одним из эффективных методов обучения иностранным языкам является проектная методика. Она наиболее полно обеспечивает личностно-ориентированное обучение..
В сфере перехода на новые общеобразовательные стандарты, проектная методика и использование ИКТ на уроках иностранного языка имеет особые преимущества в сфере обучения и воспитания разносторонне-развитой личности учащегося.
Проектная методика позволяет сформировать у учащихся:
- коммуникативные, творческие, интеллектуальные умения и навыки,
- культуру общения,
- умение формулировать собственные мысли,
- умение терпимо относиться к мнению партнёров по общению,
- умение добывать и обрабатывать информацию, а также ориентироваться в информационном пространстве,
- умения и навыки использования современных компьютерных технологий,
- языковую среду, на основе которой возникает естественная потребность в общении на иностранном языке,
- умения применять накопленные знания по предмету,
- критическое и творческое общение
Преимуществами проектной методики являются следующие:
- возможность вести индивидуальную работу над темой, наиболее интересной для каждого участника проекта
- повышение активности учащегося
- возможность обращения к дополнительным источникам информации
- обучение анализу, сравнению, отбору самой важной и занимательной информации
- возможность применения разнообразных предметных и межпредметных знаний, умений и навыков
- возможность практического применения языковых знаний – возможность сформировать необходимые умения и навыки речевой деятельности, лингвистическую компетенцию
- возможность реализации активной устной практики для каждого ученика
- возможность мыслить, рассуждать, решать проблемы
- возможность оценивать действительность, и проектировать необходимые изменения для улучшения жизни.
Основные отличия проектной деятельности от других видов деятельности это:
• Направленность на достижение конкретных целей
• Координированное выполнение взаимосвязанных действий
• Ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и концом
• В определённой степени неповторимость и уникальность
На уроках английского языка используются различные виды проектов:
1. Исследовательские, требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Данные проекты подчинены логике небольшого исследования и имеют соответствующую структуру. Участники проекта выдвигают различные гипотезы решения обозначенной проблемы, определяют пути её решения, аргументируют актуальность исследования, обсуждают полученные результаты, делают выводы.
2. Творческие, предполагающие соответствующее оформление результатов, деятельность участников намечается и развивается, подчиняясь принятой группой логике и интересам совместной деятельности. Результаты проекта могут быть представлены в форме газеты, сочинения, видеофильма, драматизации и т. д. Любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. К творческим проектам на уроках иностранного языка относятся: сценарии различных праздников, стенная газета, альбом, самодельные книги и журналы.
4. Информационные, направленные на сбор информации, ее анализ и обобщение. Они требуют хорошо продуманной структуры, а результатом проекта является статья, реферат, доклад.
5. Ролево - игровые проекты - это практическое занятие, в основе которого лежат игровые элементы, насыщенные учебной деятельностью, в ходе которой коммуникативная деятельность учащихся максимально приближена к реальным условиям. Данные проекты имеют регламентированные правила, а также элементы соревнования, обязателен анализ итога проведенного мероприятия.
6. Практико - Ориентированные проекты, в которых определена доминирующая деятельность – прикладная, целями могут являться формирование профессионально-коммуникативной компетенции обучаемых, совершенствование межпредметных связей и отработка профессиональной лексики на английском языке.
7. Монопроекты - это проекты, осуществляемые в рамках одного предмета.
8. Межпредметные проекты - это пространство интегрированного знания, решая свою проблему школьник обращается к различным областям знаний, находя ответы на свои вопросы, устраняя пробелы в знаниях.
По продолжительности проекты подразделяются на краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные.
Этапы работы над проектом:
1. Организационный этап – это начальный этап работы, на котором очень важно сформулировать тему, цель проекта, определить временные рамки, продумать материалы и источники, которые могли бы использовать учащиеся, составить план проекта, выбрать оптимальную форму презентации результатов.
2. Подготовительный этап, на котором ставятся задачи и формируются группы. На данном этапе я считаю очень важно правильно распределить обязанности, учитывая особенности учащихся.
3. Выполнение проекта - это самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом, т.к. на этом этапе происходит сбор информации и взаимодействие учителя и ученика, а также учеников – участников проекты между собой, роль учителя здесь очень велика, он - наставник и в то же время, осуществляет контроль правильности употребления языковых единиц, грамматических явлений и структур.
4. Презентация – это демонстрация результатов деятельности по проекту, представление его одноклассникам и учителю, защита и обсуждение проекта.
Виды конечного продукта могут быть разнообразны от схемы, буклета, альбома, плакаты, выпуска газеты, до устной или письменной презентации. Учителем оценивается содержание и организация материала, особенно ценится оригинальность.
Применение проектной методики позволяет создавать непринужденную, исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый участник проекта вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества.
Существуют основные принципы проектной технологии:
- Вариативность деятельности (индивидуальная, парная и групповая формы работы) – конечный продукт представляется в виде диалога, картины, газеты, презентации, поделки, открытки, реферата, сообщения в устной, письменной, комбинированной форме (доклад с иллюстрациями).
- Когнитивный принцип, который предполагает решение проблем, в том числе и проблем в употреблении грамматических и лексических структур.
- Удовольствие от учения или учение с увлечением – одно из главных условий эффективности обучения, учащиеся способны усваивать только в том случае, если им нравится процесс обучения, если он отвечает их потребностям.
- Личностный фактор, учащиеся говорят о себе, своей жизни, интересах, проблемах.
- Адаптация заданий, предусматривает разработку заданий, соответствующих уровню владения материалом учащихся.
В проектной методике учителю отводится сложная роль, т.к. во главе всего учебно-воспитательного процесса стоит личная деятельность ученика, которую необходимо направлять и регулировать. Согласно ФГОС должна быть создана ситуация, где ученик самостоятельно добывает знания, а учитель создает все предпосылки для этого.
2.5 Проект как форма оценивания учебных достижений
Еще одним из способов оценивания результатов учебной деятельности является проект. Проект это прежде всего движущая сила развития личности и эффективный способ контроля образовательных результатов. Проект является способом и средством обретения учащимися жизненного опыта, важными компонентами которого являются самовыражение и самореализация личности в разных видах деятельности. В процессе реализации проекта, учащиеся совместно с учителем решают проблему, следуя логической цепочке элементов: потребность - мотив - задачи - действия - результат. Проект ценен еще и тем, что в ходе его выполнения школьники самостоятельно приобретают знания, получают опыт, включаются в реальную деятельность, принимают личную ответственность за продвижение в обучении, участвуют в совместном оценивании результатов проекта.
Данный подход представляет модель, которая способствует наиболее эффективному достижению учащимися запланированных результатов в обучении и развитии и поиску совместных способов их оценивания. Принцип такого подхода для учащихся можно сформулировать следующим образом: я знаю последовательность работы по проблеме, я умею работать самостоятельно, умею работать с источниками информации, я могу разработать проект, публично защитить его и объективно оценить свою деятельность. Если мы хотим развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять свои ошибки, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, сберечь психофизическое здоровье детей, то мы неизбежно должны склониться к использованию новых способов оценивания образовательных достижений учащихся
В Заключение хочется сказать следующее: Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Технологии и приемы, применяемые в педагогической деятельности.
Здоровьесберегающие технологии
В наши дни проблема здоровья школьников стала приоритетной, т. к. более 60 % учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс, что приводит к ухудшению показателей психического и физического здоровья учащихся; снижается успеваемость, усиливается состояние тревожности. Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. На уроке необходима частая смена видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов. Все это повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка. С целью предупреждения утомления и усталости учащихся в первую очередь включаю в каждый урок зарядки для глаз, динамические паузы, физкультминутки и подвижные игры, которые стараюсь связать с тематикой урока. В таких играх можно отрабатывать любой лексический материал. Так же большое значение имеет использование пальчиковых игр, т. к. это развивает мелкую моторику детей. Пальчиковые игры еще называют - «зарядкой для мозга». Также для формирования навыков здорового образа жизни в рамках учебного курса проведены уроки по темам «Спорт в жизни человека» в 5-А классе, «Спортивные игры» во 2 классе, в 7 классе - «Как ты проводишь свое свободное время?», «Ты друг своей планеты?» и др.
Игровые технологии
Эффективный способ обучения лексики на уроках английского языка - игровой метод. Очень важно, на мой взгляд, чтобы дети не чувствовали большую нагрузку школьной программы, а игра - способна помочь этому. На уроках я часто применяю карточки с изображением лексических единиц; провожу различные виды игр:
- лексические, грамматические, призванные обеспечить умение учащихся практически применять знания, активизировать их мыслительную деятельность, направленную на употребление грамматических конструкций в естественных условиях общения;
- ролевые игры и дискуссии.
На практике убедившись в том, что проектная деятельность и ролевые игры особенно эффективны для развития самостоятельности и креативности школьника, широко применяю их в своей работе.
Метод компьютерной техники и технологий сети Интернет
Компьютер выполняет на уроке роль источника информации, выступает в качестве средства оценки, учета и регистрации знаний учащихся. На уроках я применяю мультимедийное оборудование, интерактивные средства обучения; использую презентации, особенно при введении новой темы, содержащей лексику. Здесь задействован элемент яркой, красочной наглядности. Так же пользуюсь интернет – ресурсами. Это позволяет мне повысить интерес школьников к предмету, качество знаний. Использование инновационных методов и приемов приводит к хорошим результатам: отсутствие неуспевающих по предмету, повышается мотивация, качество знаний по предмету стабильно.
Использование разных форм работы на уроке
Использую различные виды деятельности учащихся на уроке, что делает урок интересным. Поддерживаю положительный эмоциональный настрой урока, а это способствует развитию познавательного интереса учеников к предмету. К каждому уроку отбираю и разрабатываю главные вопросы содержания, определяю рациональную методику.
Применяю на уроке групповые и парные форма работы, что обеспечивает активную деятельность каждого ученика в течение всего урока, максимально увеличивает время говорения каждого школьника.
Дифференцированный подход
В своей работе я использую дифференцированный подход в обучении. Дифференцирую задания по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащихся при выполнении задания. Это особенно важно для слабых учеников. Работа организуется так, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а доза помощи снижалась. Для подобной дифференциации в своей практике использую образцы выполнения заданий, памятки - опоры, памятки - алгоритмы.
Применение стихотворений, рифмовок и песенного материала
Поэтические тексты и песни являются прекрасным материалом для отработки ритма, интонации иноязычной речи, совершенствование произношения.
При работе со стихами и песнями решается проблема многократного повторения высказываний по одной модели или восприятии одного и того же слова. Многократное воспроизведение песни или стихотворения не воспринимается как искусственное.
Многие учебные курсы для начальной школы вводят песенный материал как естественную часть при изучении тех или иных лексических тем. В учебном курсе "Английский в фокусе ” детям предлагаются чудесные, легко запоминающие песенки практически в каждой лексической теме.
Творческие задания
Творческая деятельность дает учащимся общеобразовательных школ широкие возможности для проявления собственной индивидуальности Творческий уровень связан с такими умениями как, например, подготовить сообщение на определенную тему, выразить свое отношение к содержанию текста, интерпретировать главную идею текста. Особой популярностью у детей пользуется технология театральной педагогики, интегрированные уроки и методика «квеста» , позволяющие в полной мере раскрыть творческий потенциал всех без исключения обучающихся. Все мои творческие разработки уроков можно найти в моих педагогических блогах:
Понятие «педагогическая технология» появилось в начале 1960-х годов.
Технология – совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов. Педагогическая технология – это не просто исследования в сфере использования технических средств обучения или компьютеров; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Современные педагогические технологии помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.
Информационно-компьютерные технологии (ИКТ)
Одним из важных направлений в системе образования в школе становится разработка и внедрение педагогических технологий, соответствующих требованиям времени. В наши дни стремительное развитие техники привело к технизации современного общества, которая, расширяя возможности человека, влечёт за собой изменения в системе жизненных ценностей и норм. Следствием подобного преобразования явилось развитие сети Internet, которое послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией.
Сейчас во многих школах учителя уже не представляют себе современный урок без использования информационных технологий. ИКТ становится неотъемлемым помощником в повышении интереса учащихся к изучаемым проблемам и развивает наглядно-образное мышление. Всё это, ведет к новой системе знаний, изменению сознания, переосмыслению всей картины мира: происходит автоматизация самого человека, который в общении с людьми проявляет себя по-разному.
Применение ИКТ в процессе обучения в школе даёт возможность активизировать познавательную, мыслительную и самостоятельную деятельность учащихся, интенсифицировать учебный процесс. Информационные технологии дают возможность не только изменить формы и методы учебной работы, но и существенным образом трансформировать и обогатить образовательные парадигмы.
Английский язык представляет собой благодатное поле для формирования и развитие личности ребенка. При обучении английскому языку развивается интеллект, воображение, внимание, наблюдательность, речемыслительные и творческие способности.
Применение компьютерных технологий на уроках английского языка становится высокоэффективным творческим реализующим фактором использования разнообразных форм развития, воспитания и обучения.
Такой способ организации учебной деятельности позволяет не только в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи урока, но и осуществлять обучающую коммуникативную познавательную деятельность.
Учитель, располагающий компьютером, имеет уникальную возможность интенсифицировать процесс обучения, сделать его более наглядным и динамичным. Сейчас во многих школах достаточное количество компьютерной техники, мультимедийных установок, интерактивных досок, имеется бесплатный выход в Интернет. Поэтому применение информационных технологий в обучении английскому языку стало не только необходимым, но и вполне возможным. Не секрет, что изучение английского языка на начальной ступени обучения у многих учащихся вызывает затруднения, усвоение материала обычно строится на заучивании. Использование компьютера значительно облегчает процесс изучения языка через реализацию одного из принципов обучения — наглядности. Английский язык на начальной ступени обучения в большей степени, чем другие школьные предметы, требует наглядности, что влечёт за собой использования большого количества пояснительных рисунков.
Важным аспектом использования ИКТ на уроках английского языка является проектная деятельность в сочетании с мультимедийной презентацией.
Общеизвестно, что мультимедийные презентации активно вошли в процесс обучения английскому языку. Учащиеся используют Интернет для сбора материала. Одной из возможностей использования мультимедийных технологий на уроке является подготовка и проведение комбинированных, интегрированных уроков. Создание презентаций предполагает субьектно-объектные отношения: учитель-создатель или ученик-создатель.
Современные подходы к обучению английскому языку подчеркивают важность использования компьютера на уроках, а проект и презентация - это возможность выразить свои собственные идеи в удобной для детей творчески продуманной форме.
Использование информационных технологий в сочетании с методом проекта позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется кооперативная коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию изучения английского языка.
В центре внимания такого рабочего процесса стоит сам ученик с возможностью свободного выражения своего мнения. Дети находят практическое применение знанию иноязычной речи.
Такой метод открывает безграничное поле деятельности для организации работы над самыми разнообразными темами, на разных шагах обучения, с детьми разных возрастов. Подобная организация учебной деятельности дает возможность каждому ребенку не только выразиться, показать свои умения, знания и навыки, но и получить положительную оценку.
Более того в современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, эту технологию можно использовать в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского языка.
Учитель, который применяет образовательные компьютерные программы на уроках английского языка, обязан знать, что любая образовательная технология должна соответствовать следующим методическим требованиям:
- концептуальность: научная концепция, включающая психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей;
- системность: наличие всех признаков системы (логичность построения процесса взаимосвязь всех его частей целостность);
- эффективность: гарантия результатов, соответствующих образовательным стандартам;
- гибкость: возможность варьирования в содержании для обеспечения комфортности и свободы взаимодействия педагога и учащихся с учетом конкретных условий педагогической деятельности;
- динамичность: возможность развития или преобразования используемой технологии;
- воспроизводимость: возможное использование технологий другими учителями в данном учебном образовательном учреждении или в других.
Также несомненным преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучении на методы поисковой и творческой деятельности учителя и учащихся.
Проектные технологии.
Проектная технология – выполнение учениками исследовательских, творческих проектов.Эта форма работы создает благоприятные условия для развития учащихся как самостоятельной, творческой личности. Для создания презентационной работы учащимся необходимо найти нужный материал, пользуясь различными информационными источниками, включая интернет. Данный вид работы также учит учащихся умению правильно отбирать материал и ориентироваться в потоке информации. Создание проекта в виде презентации дает возможность выбрать и исследовать выбранную тему, проявить и развить при этом творческие способности и самостоятельность. Следует отметить, что учащиеся с большим интересом относятся к созданию презентационных проектных работ.
К тому же это эффективное средство от однообразия и скуки. Оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проект как никакая другая педагогическая технология позволяет педагогу эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении. В основу метода проекта положена идея, проблема. Его прагматическая сторона направлена на результат, который можно увидеть, услышать, осмыслить и применить в будущем. Метод проекта направлен на развитие активного самостоятельного развития мышления ребенка, на то, чтобы научить его не просто запоминать, а уметь применять на практике. Поэтому метод проектов предполагает использование исследовательских, проблемных, поисковых методов.
Совместная работа над проектом позволяет каждому не только выполнять посильное для него задание, но и учиться навыкам совместного труда в коллективе, когда необходимо выслушать партнера, принять или не принять его точку зрения, аргументировать свой выбор. То есть каждому проявить свое “я”, рассказать о себе, о своих мыслях, оценить, что твоя точка зрения кому-то интересна и интересен ты сам как личность. Здесь мы уже видим проявление “ Я-фактора”, волевой саморегуляции, избирательности личности.
Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Резервы развивающего обучения раскрываются наиболее плотно, если этому способствуют благоприятный психологический климат на уроке и адекватное поведение как речевого партнера и старшего помощника.
Также проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания.
Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению иностранным языком.
Метод проектов является составной частью обучения английскому языку школьников на начальном этапе, так и при дальнейшем овладении им. Одной из главных задач обучения иностранным языкам является решение такой важной проблемы, как развитие самостоятельной работы учащихся, ориентирование их на активное творческое усвоение материала, умение логично мыслить и оперативно принимать самостоятельно решения.
Уроки, посвященные страноведческой тематике, способствуют поддержанию интереса у школьников к предмету “иностранный язык”, совершенствованию у них речевых навыков и умений, обогащению учащихся новой информацией о стране изучаемого языка. В ходе подготовки к таким урокам повторяется страноведческий материал предыдущих лет обучения, привлекаются источники, содержащие дополнительную информацию о стране изучаемого языка, осуществляются межпредметные связи.
Проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной системе, но отнюдь не должно вытеснять ее.
Проектное обучение активизирует деятельность учеников, так как оно:
- личностно-ориентировано;
- самомотивируемо, и как результат, у учеников, по мере выполнения работы, возрастает степень увлеченности ею;
- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты (продукт) своего собственного труда.
Обучение в сотрудничестве.
Для массовой школы представляется наиболее интересным опыт обучения в сотрудничестве как общедидактический концептуальный подход. Эти технологии вполне органично вписываются в классно-урочную систему, не затрагивают содержание обучения, позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Учитывая специфику предмета английского языка, эти технологии могут обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляя каждому из них возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений.
Основные принципы:
а) группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей. В каждой группе должны быть девочки и мальчики, разные по силам. Состав группы можно менять от урока к уроку;
б) группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы;
в) оценивается работа всей группы;
г) учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание.
Межпредметные связи.
Межпредметные связи становятся весьма актуальными на современном этапе развития школьного образования, совершенствование которого идёт по пути интеграции знаний.Интеграция есть процесс и результат создания неразрывно связанного единого целого. В обучении она может осуществляться путём слияния в одном синтезированном курсе учебных предметов, суммирования основ наук, раскрытия комплексных учебных тем и проблем.Уроки иностранного языка предоставляют учителю большие возможности для осуществления межпредметных связей.Синтез знаний получаемых в средней школе, происходит в процессе исследования таких фундаментальных объектов познания, как природа, общество, человек, труд, техника, язык. Межпредметные связи служат одновременно основой формирования коммуникативных умений и результатом осуществления коммуникативной деятельности. Они способствуют разностороннему и целостному развитию детей за счёт объединения воспитательных, образовательных и развивающих возможностей разных учебных предметов. Кроме того, межпредметные связи расширяют содержательный план обучения иностранному языку и ведут к формированию и развитию более широких интересов детей, их склонностей и способностей к различным видам деятельности. Эти связи создают условия для мотивированного практического применения иноязычных знаний, навыков и умений и дают возможность детям увидеть результаты своего труда, получить от него радость и удовлетворение.
Основное значение межпредметных связей состоит в том, что они дают возможность «увязать» в единую систему все знания, получаемые на различных уроках, а также добыть новые знания в результате осуществления этих связей. Правильное установление межпредметных связей, умелое их использование важны для формирования гибкости ума детей, для активизации процесса обучения и практической направленности обучения иностранному языку.
В своей практике, обращаясь к межпредметным связям в курсе иностранного языка, я, прежде всего, использую тексты и дополнительный материал, в которых содержится новая для учащихся информация.
Фактор новизны содержания текстов и устных тем, я определяю с учётом действующих программ по другим учебным предметам и мнения самих школьников.
Методический приём напоминания (припоминания) даёт заметные положительные результаты в обучении. Припоминания знаний и смежных предметов, разнообразит восприятие учащимися нового материала, способствует созданию условий для самостоятельного мышления в процессе усвоения вновь изучаемой темы.
Например, при изучении количественных и порядковых числительных на начальном этапе, я опираюсь на правила русского языка, а для закрепления материала, использую примеры из математики и истории. Выполняем математические действия;
5+6=11 five plus six is eleven
60-20=40 sixty minus twenty is forty Называем номера телефонов;
5-15-94 five - seven five - nine four
325-06-441 three two five - o six - double four one Называем числительные;
13 - thirteen
325 - three hundred and twenty-five
1018 - one thousand and eighteen Считаем и называем предметы;
Three windows the boys
Fifteen girls eleven flowers
Изучая порядковые числительные, опираясь на исторические даты: 1147 - Основание Москвы (eleven forty seven) 1242 - Ледовое побоище (twelve forty two)
18 июля 1812 - Бородинское сражение (the 18th of July eighteen twelve) 12 июня (the twelfth of June) etc.
Связь с географией и биологией встречается и используется мною для закрепления степеней сравнения прилагательных в 7 классе.
Which is bigger, an Indian or an African elephant?
Which country is bigger Brazil or Australia?
Which city has more people Tokyo or London?
Which is the largest continent? При изучении страноведческих текстов в старших классах, много познавательного материала основывается на знании географии, истории, также реализуется межпредметные связи с литературой, физикой.При работе над материалом, я стремлюсь пробудить интерес к фактам из жизни страны, выделяя проблемные вопросы при рассмотрен данной информации, сравнивая жизнь за рубежом, в англо-язычных странах и в нашей стране.
Например, изучая праздники в США, Великобритании и в России; политическую систему; написание писем; изучения номеров телефонов (произносится отдельно каждая цифра), спорт, популярный в Великобритании, США и России.
Для повышения интереса, также использую различные виды работ, тексты, вопросы, Quiz, игры «Нарру Сhапсе», «What? Where? When? », «Do you know?»
В 9 классе, при изучении темы «Великобритания», даю вопросы по теме, игру «Что? Где? Когда?», стараюсь дать больше дополнительного материала, используя материалы газет, журналов, новости сегодняшнего дня. Для подведения итогов, провожу тест, включающий такие задания, e.g.
1) Answer the questions:
What are the British Isles?
Where is the cotton industry concentrated?
How many houses does the British parliament consist of?
2) Name:
The longest river in Great Britain;
The capital of the United Kingdom;
The head of the government.
Дифференцированный подход в обучении.
Одной из актуальных проблем методики преподавания иностранных языков в школе является дифференцированный подход в обучении. Эта проблема не новая, но, наверное, далеко не полностью раскрыто всё многообразие её сторон, вся значимость её при решении задач активизации процесса обучения. Прежде всего, бесспорным фактом является разная степень подготовленности школьников. Чтобы правильно понять причины неравномерной успеваемости учеников класса, необходимо выявить причины неравномерной успеваемости учащихся класса, необходимо выявить причины отставания каждого и разобраться в них. Эти причины различны: один пропустил уроки по болезни, другой был невнимателен на уроке, а третий не понял объяснение учителя на уроке. Некоторые психологи и методисты считают, что зачастую дифференциация в обучении иностранному языку основывается не на индивидуальных особенностях личности ученика, а лишь на индивидуальных пробелах в его знаниях. Способности к изучению иностранного языка не одинаковы: одним язык даётся легко, другим – с большим трудом. Следует отметить и тот факт, что учебный материал на разных ступенях обучения может усваиваться учащимися одного и того же класса по-разному: одни легче усваивают лексику, в силу хорошо развитой механической памяти, у других более развито слуховое восприятие, поэтому они успешно справляются с заданиями по аудированию и т. д. Кроме того у всех детей разный склад мышления.
Изучение интересов и склонностей учащихся, их учебных возможностей, а также анализ перспектив развития этих возможностей должны послужить исходным моментом в дифференцированном подходе к обучению иностранному языку. Я убедилась на собственном опыте, что осуществлять всё это на практике нелегко. Основная трудность заключается в подборе и использовании заданий дифференцированной степени сложности. При выполнении заданий с одинаковой степенью сложности способный и менее способный ученики могут добиться одинакового результата только при разных затратах времени.
Знание индивидуальных особенностей ребят позволяет предвидеть возникновение возможных конфликтных ситуаций на уроке, как, например, в случае несовпадения самооценки школьника с оценкой его ответа учителем. Я обычно стараюсь запланировать опрос учащихся на уроке. Это даёт возможность продумать варианты их ответов, реакцию учащихся на ответ одноклассника. Я выставляю оценки за каждый вид речевой деятельности, что позволяет выявить индивидуальные пробелы в знаниях.
Я понимаю дифференцированный подход в обучении следующим образом: не только дифференцированные задания по сложности, но и дифференцирование условий выполнения этих заданий (различная помощь учителя сильным и слабым учащимся, различное время для выполнения задания, для обдумывания ответа), а также форм контроля за их выполнением.
Привожу несколько примеров дифференцированного подхода в обучении грамматическому материалу PresentProgressive. Освоение структуры с этим временем осуществляется первоначально с опорой на наглядность. Например:
T – P1: What are you doing?
P1: I’m writing.
T – P2: Vadim, stand up, please. Go to the door.
P2: I’m going to the door.
T – P3: What is Vadim doing?
P3: He is going to the door.
T – P4: Is he going to the blackboard?
P4: No, he isn’t. He is going to the door.
Работают и сильные и слабые ученики, помогая друг другу. Далее роль учителя берёт на себя один из хорошо подготовленных учащихся. После этого ведущим может быть любой ученик из группы, в том числе и менее способный.
Успешно осуществляется овладение этим грамматическим материалом с помощью раздаточного материала. Предлагаю задание трёх степеней сложности, в зависимости от уровня овладения школьниками PresentProgressive.
Для учащихся с высокой степенью подготовленности даётся задание
описать картинку.
Менее подготовленные учащиеся получают задание посмотреть на картинку, ответить на вопросы.
Учащимся с низким уровнем обученности предлагается следующее задание. Им даются карточки с глаголами в PresentProgressive.
Такие дифференцированные задания позволяют слабым учащимся переходить к освоению данного материала на более высоком уровне.
Наиболее сложным моментом в изучении этой грамматической темы является умение различать PresentProgressive и PresentSimple. Cлабые ученики успешнее преодолевают трудности в различении этих грамматических времен, если использовать в качестве опоры два хорошо известных слова now usually.
Примернаяситуация.
T- РР: Look at this picture. This is a pupil.
T – P1: Is he going to school now?
P1: No, he isn’t
T – P2: Does he go to school ( usually)?
P2: Yes, hedoes.
Отрабатывая таким образом подобные грамматические структуры, ученики осваивают их на доступном им уровне. Этот уровень максимально высок у каждого.
Таким образом, основными задачами дифференцированного подхода в обучении иностранному языку считается удовлетворение потребностей и сильных, и слабых учащихся с учётом их индивидуальной подготовленности, индивидуальных качеств каждого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал составлен на основе лекций Горбич Ольги Ивановны,кандидата педагогических наук, доцента...
Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку – как путь к успеху современного специалиста в сфере обслуживания.
В современной сфере обслуживания отведенная роль значению английского языка становится очевидной. Ежегодно нашу страну посещают миллионы туристов, которые в первую очередь сталкиваются с предста...
Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.
Многие опытные педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...
Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы
В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...
Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»
Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи: - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...
самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)
повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся путём выполнения заданий т...
Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)
Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...