Разноуровневое обучение. Формы, методы, приемы.
методическая разработка по английскому языку
Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах разного уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося; это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные стандартами образования, остаются едины для всех уровней обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznourovnevoe_obuchenie._formy_metody_priemy.docx | 19.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Разноуровневое обучение.
Обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно, он является часто недостижимым для многих школьников. А это означает появление у большинства из них отрицательной направленности к образовательному процессу в целом.
Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах разного уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося; это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные стандартами образования, остаются едины для всех уровней обучения.
Цель технологии обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта. Уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности. Уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей.
Основные принципы технологии разноуровнего обучения:
- Принцип всеобщей талантливости – нет бесталантных людей, а есть занятые не своим делом;
- взаимное превосходство – если у кого-то, что-то получается хуже, чем у других значит что-то должно получиться лучше; это что-то нужно искать;
- неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может быть окончательным.
Причины, позволяющие считать разноуровневую технологию эффективной
- 1.Повышается активность учащихся.
- 2.Повышается работоспособность.
- 3.Повышается мотивация к изучению.
- 4.Улучшается качество знаний.
Выделяют два типа дифференциации обучения: внешнюю и внутреннюю.
Внешняя - разделение учащихся по определенным признакам на стабильные группы, в которых и содержание образования и методы обучения, и организационные формы различаются. По общим способностям: общеобразовательные, гимназические. По интересам учащихся: классы с углубленным изучением отдельных предметов при обязательном наборе базовых.
Внутренняя (внутриклассная) дифференциация учитывает индивидуальные особенности детей в процессе обучения в классе. Разделение на группы может быть явным и неявным, состав групп меняется в зависимости от поставленной задачи.
Гузик Николай Петрович-автор системы «Внутренняя дифференциация»
В классе находятся ученики с разным уровнем знаний, учебных возможностей, неодинаковыми мотивационными установками на урок. В связи с этим преподавание нужно строить так, чтобы сильные ученики не сдерживались в развитии, а слабые не торопились в ущерб усвоения основополагающего материала. Этого можно достичь, если соблюдать следующие условия:
1. Обеспечить каждого ученика четкой программой действий на уроке, соответствующими инструкциями по данной работе. Тогда хорошо успевающие ученики смогут идти вперед самостоятельно.
2. Все содержание материала, излагаемое учителем устно, должно быть продублировано письменно. Тот, кто потерял логическую нить устного изложения, может легко восстановить ее при чтении соответствующего текста.
3. Новый материал учитель объясняет столько раз, сколько это необходимо, чтобы основное в нем усвоил и слабый ученик.
В основу технологии разноуровневого обучения легли технологии индивидуализации обучения
российской педагогической науке проблемами дифференциации заданий для школьников занимается доктор педагогических наук, профессор Гузеев Вячеслав Валерьянович
Он выделяет три уровня дифференциации заданий для учащихся:
- Репродуктивный (минимальный) — основанный на памяти. К таким заданиям относятся задания пересказать, привести выученные определения, а также задачи, решаемые по шаблону, алгоритму, задачи, которые ранее неоднократно были рассмотрены на уроках. За выполнение задания первого уровня ставится оценка «три».
- Продуктивный (уровень понимания и творчества). Задания выполняются уже не по готовому шаблону, а требуют от ученика размышлений. Такие задачи можно разделить на подзадачи, решение находится явно. За выполнение задания первого уровня ставится оценка «четыре».
- Продвинутый (творческий) уровень — ученики решают задачи уровня, ранее не рассматриваемого на уроках, используя новые способы решения и неявные связи между условиями задачи, ориентируются на глобальные и межпредметные признаки объектов и явлений.
Методика разноуровневого обучения может быть использована как при индивидуальной работе с учениками, так и при работе учащихся в группах. Группы могут быть одинаковыми и различными по составу обученности. Из состава такой группы выделяется ученик-консультант, как правило, хорошо знающий предмет, владеющий логической речью, который оказывает помощь учителю в работе с членами группы. Учитель должен провести подготовительную работу с ними.
При этом нужно учитывать:
Первый факт, это время, необходимое ученику для усвоения учебного материала. Обучение всех детей в быстром темпе и на высоком уровне сложности представляется нереальным, так как в действительности часть детей, не может работать в высоком темпе, это проявление генетически обусловленных особенностей психики. Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение базисного материала школьной программы.
Второй факт заключается в том, что разноуровневый подход осуществляется не за счёт того, что одним ученикам дают меньше, а другим больше, а в силу того, что, предлагая ученикам, одинаковый объём материала, устанавливают различные требования к его усвоению
Третий факт касается уровня преподавания. Он должен быть в целом существенно выше, иначе и уровень обязательной подготовки не будет достигнут, а учащиеся потенциально способные усвоить больше, не будут двигаться дальше.
Четвёртый факт – успех в обучении зависит от познавательной активности учащихся. Ясное знание конкретных целей при условии их посильности, возможность выполнить требования учителя активизирует познавательные способности учащихся, причём на разных уровнях. Если цели известны и посильны ученику, а их достижение поощряется, то для подростка нет ничего естественнее, как стремится к их выполнению.
Критерии отбора учащихся по уровням:
результаты тестирования на знание базового материала;
желание самих учащихся;
рекомендации психолога.
Сущность технологии
1. Проведение психолого-педагогическая диагностики, позволяющей определить уровень сформированности общеучебных умений и навыков, а, следовательно, предусмотреть роль учителя в оказании индивидуальной помощи учащимся.
2. Отслеживание результатов каждого ученика, фиксация полученных данных.
3. Применение разноуровневых учебных заданий для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся с учетом результатов диагностики.
4. Систематическая работа с разноуровневыми учебными заданиями всех учащихся с последовательным переходом от простого к сложному.
5. Индивидуальная коррекция и контроль знаний и умений учащихся. Планируемый результат: развитие навыков самостоятельной работы на базовом, а для некоторых учеников – на повышенном уровне.
Применять разноуровневые задания можно на любом этапе урока(примеры в презентации):новая тема, закрепение, домашняя работа.
Основные правила технологии разноуровневого обучения можно свести к следующим:
1. Не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания.
2.Последовательное освоение и сдача уровней.
3. Для получения оценки «3» необходимо знание не менее 50 % из числа предложенных в данный период времени тем, на «4» – 70–80 %, на «5» – 90–100 %
4. При подготовке к практическому занятию можно выбрать любой уровень заданий и повысить свою обычную отметку.
Технология разноуровнего (дифференцированного) обучения позволяет обучить каждого на уровне его возможностей. Никто из учащихся не остается без внимания учителя, все выполняют посильную задачу, усваивают материал на доступном уровне.
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, связана с изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт, изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок в общеобразовательном учреждении. Произошли изменения требований к работе учителя: он уже не должен быть транслятором знаний, а должен научить умению работать, добывать знания, решать творческие задачи, должен подтолкнуть к формированию многомерного сознания.
Методы и приемы дифференцированного обучения:
-Пошаговое предьявление материала
-Постоянное стимулирование познавательной активности
-Постоянное закрепление и совершенствование освоенных умений
-Создание ситуации успеха
-Смысловое чтение
-Групповая работа
-Индивидуальная работа
Методы:
-Метод проектов
-Метод учебно-речевых ситуаций
-Метод педагогического стимулирования
Формы:
-Работа в парах
-Работа в группах
Приемы:
Индивидуальные маршрутные листы
Разноуровневый дидактический материал к уроку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организационные формы, методы, приемы и средства обучения основам безопасности жизнедеятельности.
Организационные формы, методы, приемы и средства обучения основам безопасности жизнедеятельности....
Формы, методы, приемы и средства обучения основам безопасности жизнедеятельности.
Успех и эффективность учебно-воспитательной работы зависит от умелого использования многообразия форм ее организации. В научно-педагогических исследованиях представлены различные трактовки понятия орг...
Методическая копилка по выбору форм (методов, приемов) проведения аттестации обучающихся в дополнительном образовании.
В методической копилке представлена подборка игровых приемов для проведения аттестации...
Формы, методы, приемы обучения и воспитания детей в инклюзивной группе
Формы, методы, приемы обучения и воспитания детей в инклюзивной группе детского сада...
КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2022" МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР. ссылка на аудио запись и презентацию https://www.google.com/url?q=https://cloud.mail ТЕМА: "Формы, методы, приемы и средства обучения на уроках обществознания с целью подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ"
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР. ссылка на аудио запись и презентацию https://cloud.mail.ru/public/wZfY/B2aXLywrP ТЕМА: "Формы, методы, приемы и средства обучения на уроках обществознания с...
"Эффективные формы, методы, приемы обучения и воспитания: проблемы, поиск, опыт, перспективы"
Способы формирования метапредметных результатов учащихся на уроках математики...
Формы, методы, приемы формирования читательской грамотности обучающихся в контексте Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования»
Региональная научно-практическая конференция по вопросам обновления содержания образовательных программ и преподавания учебных предметов в соответствии с Концепциями их преподавания «Взаимодейст...