КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ЗНАЧЕНИЯ ВИДО-ВРЕМЕННОЙ ФОРМЫ PRESENTCONTINUOUS
статья по английскому языку
В статье описаны попытки анализа когнитивных аспектов грамматического значения. В качестве грамматического материала выбрана видо-временная форма глагола Present Continuousв английском языке. При анализе был учтен фактор многозначности грамматических морфологических форм и существование прототипических и периферийных членов семантической структуры формы. Использовались когнитивные метапонятия Наблюдателя и Наблюдаемого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
verhoturova_t.l._shubina.docx | 23.36 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 81-23
КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ЗНАЧЕНИЯ
ВИДО-ВРЕМЕННОЙ ФОРМЫ PRESENTCONTINUOUS
Верхотурова Т.Л., Шубина С.В.
Россия, г. Иркутск, Иркутский государственный университет
Резюме. В статье описаны попытки анализа когнитивных аспектов грамматического значения. В качестве грамматического материала выбрана видо-временная форма глагола PresentContinuousв английском языке. При анализе был учтен фактор многозначности грамматических морфологических форм и существование прототипических и периферийных членов семантической структуры формы. Использовались когнитивные метапонятия Наблюдателя и Наблюдаемого.
Ключевые слова.Когнитивные аспекты, многозначность, грамматическая форма, прототип, Наблюдатель, Наблюдаемое.
Грамматика представляет собой столь важный аспект языка, что очень часто теорию языка отождествляют с теорией грамматики. Тогда сближаются понятия «язык» и «грамматика». Традиционное определение грамматике дается вЛЭС[1990], в котором выделяется ряд содержательно смысловых аспектов этого понятия. Нас интересует система грамматических категорий и форм, конкретно, видо-временная форма PresentContinuousв английском языке, в особенности те аспекты грамматического значения, которые изучаются в терминах когнитивной лингвистики.
Одним из известнейших ученых современности, содействовавшим возникновению когнитивной лингвистики считается профессор Массачусетского технологического института Наум Хомский (AvramNoamChomsky). Огромный вклад в развитие когнитивных исследований в языкознании за рубежом внесли такие ученые, как Р. Лангакер (R. Langaker), Р. Джакендофф (R. Jackendoff), Дж. Лакофф (J. Lakoff).
Развитие когнитивной лингвистики в нашей стране сопровождалось становлением общероссийской общественной научной организации, названной «Российская ассоциация лингвистов-когнитологов». Совместно с Институтом языкознания Российской академии наук эта организация выпускает журнал «Вопросы когнитивной лингвистики», в котором печатались и печатаются такие известные всей стране исследователи в этой области, как Е.С.Кубрякова, чьи работы легли в основу отечественной когнитивистики; главный редактор журнала Н.Н. Болдырев, В.З. Демьянков, А.Л. Шарандин, В.Б. Гольдберг, А.В. Кравченко и многие другие.
В круг активно используемых инструментов когнитивного анализа входит метапонятие Наблюдатель (см. подробно в [Верхотурова 2009]). Это понятие было введено в обиход научных исследований в общенаучном языке, в частности, в физике (Теория относительности Эйнштейна, квантовая физика), при изучении процессов восприятия в самых различных дисциплинах.
В теории языка это понятие привлекает заслуженное, не гаснущее со временем внимание. Это аналитическое метапонятие использовалось и продолжает использоваться во множестве работ, которые можно систематизировать по нескольким школам – Московской школе (Ю. Д. Апресян, Е. В. Падучева, Г. И. Кустова и др.), Петербургской школе (А. В. Бондарко и др.), Иркутской школе (А.В. Кравченко, Л.М. Ковалева, Т.Л. Верхотурова, Т.И. Семенова и др.).
Очевидно, что, когда речь идет о наблюдении, которое включает в себя интерпретацию и оценку чего-то, вместе с фигурой Наблюдателя неизбежно возникаетНаблюдаемое.Это понятие может охватывать как все эмпирические данные, так и любыеих фрагменты – предметные, признаковые, событийные. Наблюдаемое может носить видимый, слышимый и т.д. характер.
Поскольку одна и та же грамматическая форма выражает разные смыслы (значения), то следует признать полисемию (многозначность) грамматических категорий естественным языковым феноменом, подобным лексической полисемии.
Если мы обратимся к форме PresentContinuous (am/are/is + Ving) в английском языке, то обнаружим у нее четыре значения, одно из которых будет прототипическим (см. подробнее о прототипической семантике в [Архипов 1998]):
1) действие (в широком смысле), наблюдаемое в момент речи:
What are you doing – I’m writing a letter (все примеры, приводимые в статье, позаимствованы из [Кравченко 2010]).Действие, описываемое предикатом в анализируемой форме, представляет собой событийное (в широком смысле) Наблюдаемое, воспринимаемое в момент речи обоими коммуникантами, которые и являются Наблюдателями. Будучи прототипическим, это значение – самое элементарное, простое в когнитивном отношении. Недаром оно приводится и объясняется в первую очередь во всех грамматических учебниках.
Следующим значением, заметно отличающимся от прототипического, можно считать следующее:
2) действие, относящееся к сфере будущего, но воспринимаемое как неотвратимое, поэтому как-бы протекающее перед «внутренним взором»:Mom is coming back in two days. Действие, описываемое предикатом, однозначно относится к будущему, но в силу своей неизбежности (должна быть полная уверенность в нем благодаря обсуждению с матерью или другим явным свидетельствам его неотвратимости) оно представляет собой внутреннее Наблюдаемое, внутренний образ: очень часто такие образы бывают для человека более значимыми чем окружающая действительность.
Во всех учебных пособиях приводится так называемый эмфатический Present Continuous:
3) действие, раздражающее Наблюдателя, которое может наблюдаться в момент речи, но может и «извлекаться из памяти» как навязчивый образ: He is always making so much noise! Поэтому Наблюдаемое в этом случае, с равным успехом возможно отнести к сфере внешнего мира – к внешним Наблюдаемым, и возможно определить как внутренний сгенерированный отрицательными эмоциями образ: известно, что внутренние аффективные «картинки», всплывающие в воображении, бывают гораздо сильнее чем внешний наблюдаемый мир.
Следующее значение формы PresentContinuous – самое удаленное от прототипического, но и оно, так или иначе, в смысловом отношении не должно быть полностью «оторвано» от него, оно должно входить в общую структуру:
4) действие, скорее деятельность или ситуация, «отгороженное» от обычного положения вещей, от обычных фактов жизни обсуждаемого субъекта, временным характером, определяемым как «сейчас = временно»:HeisnowstudyinginEngland.Поэтому эта деятельность преподносится говорящим (Наблюдателем) как нечто отличное от фактов и как-бы присутствующее в памяти и воображении Наблюдателя в той степени выделенности, которая предполагает интерпретацию широкозначной лексической единицы nowследующим образом: сейчас вполне относится и к моменту говорения, и к более широкому периоду времени, чем сейчас, но все же не к фактообразующему «постоянно, регулярно, всегда». И, таким образом, это значение связано с прототипическим благодаря этому nowи салиентности обсуждаемой деятельности (ситуации) на фоне обычных обстоятельств жизни. Именно по причине своего периферийного положения это значение с трудом идентифицируется изучающими английский язык и часто смешивается с фактивным Present Simple (Indefinite).
Итак, попытка анализа когнитивных аспектов видо-временной формы PresentContinuousв английском языке приводит к выводу о необходимости учитывать фактор многозначности грамматической формы и существование прототипического значения, с которым связаны другие значения, составляющие когнитивно-семантическую структуру формы. В основе такого анализа лежит обращение к когнитивным метапонятиям Наблюдателя и Наблюдаемого.
Литература
- Архипов И.К. Проблемы языка и речи в свете прототипической семантики // Studia Linguistica. Вып. 6. Проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков / отв. ред. Н.А. Кобрина, О.Е.Филимонова, Н.М. Юликова. СПб.: Тест-Принт. 1998. С. 5-22.
- Верхотурова Т.Л. Фактор наблюдателя в языке науки: монография. Иркутск : ИГЛУ. 2008. 289 с.
- ЛЭС. Лингвистический энциклопедический словарь. Москва: «Советская энциклопедия», 1990.
- Кавченко Английский глагол : Новая грамматика для всех : учеб. пособие; под ред. А.В. Кравченко. – 3-е изд. испр.и доп. Иркутск: Изд-во БГУЭП. 2010.
CGNOTIVE ASPECTS OF THE MEANING OF THE PRESENT CONTINUOUS TENSE-ASPECT FORM
Verkhoturova T.L., Shubina S.V.
Russia, Irkutsk, Irkutsk State University
Summary. Attempts toanalyzecognitiveaspectsofgrammaticalmeaningaredesribedinthearticle.Thetense-aspectformPresentContinuoushas been chosen as the target of the analysis.Thefactorofgrammaticalformpolysemyistakeninto account, as well as the existence of prototypical and peripheral members of the semantical structure of the form. Cognitive metanotions of the Observer and the Observed have been used.
Keywords. Cognitive aspects, polysemy, grammatical form, prototype, the Observer, the Observed.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые аспекты подготовки обучающихся к сдаче экзамена по истории в форме ЕГЭ
Сейчас очень много методических разработок и материалов, которые помогают нам в подготовке к итоговой аттестации. Чем может быть интересен предложенный мною материал? Подготовку я веду уже с 10 класса...
РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (...
«Социально-психологический аспект лишения родительских прав, как форма защиты ребёнка от насилия в семье».
Материал научно- практической конференции МГГУ им. М. А. Шолохова...
Здоровье сберегающие аспекты использования психологической и других форм игры на уроках английского языка.
Материал знакомит с использованием профилактических средств борьбы с утомляемостью на уроках посредством игры....
Проектирование подпрограммы по экологическому аспекту социального направления в рамках программы воспитания и социализации обучающихся с использованием различных форм сетевого взаимодействия.
Проектирование подпрограммы по экологическому аспекту социального направления в рамках программы воспитания и социализации обучающихся с использованием различных форм сетевого взаимодействия. В школе ...
Теоретические основы когнитивного изучения глагольной семантики Особенности когнитивного подхода в современном языкознании
Теоретические основы когнитивного изучения глагольной семантики...