Теоретические основы когнитивного изучения глагольной семантики Особенности когнитивного подхода в современном языкознании
статья
Теоретические основы когнитивного изучения глагольной семантики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoreticheskie_osnovy_kognitivnogo_izucheniya_glagolnoy_semantiki.docx | 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретические основы когнитивного изучения глагольной семантики
Особенности когнитивного подхода в современном
языкознании
Несмотря на то, что формирование когнитивной лингвистики началось в последние десятилетия ХХ века, содержание ее предмета - особенностей обработки и усвоения информации, способов ментального представления знаний посредством языка, наметилось еще в теоретических работах по языкознанию XIX века.
Когнитивная лингвистика исследует ментальные процессы, которые происходят в ходе восприятия, осмысления и, следовательно, познания реальности сознанием, а формы и виды ментальной репрезентации данных процессов.
Лингвокогнитивный анализ имеет своим материалом язык; его цели могут варьироваться, начиная от углубленного исследования языка с помощью когнитивного категориально-терминологического аппарата до конкретного моделирования сущности и структуры концептов как единиц национального сознания.
По мнению Е.С. Кубряковой, конечная задача когнитивной лингвистики, как и в целом когнитивной науки, заключается в получении данных о деятельности разума [Кубрякова, 2004, с. 13]. При этом общим предметом когнитивной науки и лингвистики является исследование сознания [Кубрякова, 2004, с. 10].
Именно в материале когнитивной лингвистики кроется ее отличие от других когнитивных наук, поскольку ее исследование сознания происходит на уровне языка, в то время как другими науками сознание исследуется на их материале. Другим отличием являются используемые методы: исследование когнитивных процессов, формирование выводов о типах ментальных представлений в человеческом сознании, дальнейшая когнитивная интерпретация результатов исследования.
Развитие современной когнитивной лингвистики происходит с достаточной интенсивностью в мировых научных центрах, чем обусловлены различия в подходах, задачах, методах и аппарате когнитивной лингвистики.
Исследователи говорят о различных направлениях современной когнитивной лингвистики. Характеризуя современные научные направления, сложившиеся в современной научной лингвистике, Е.Ю.Балашова выделяет лингвокогнитивный (использование концепта как единицы ментальной информации, обеспечивающей выход на концептосферу социума) и лингвокультурный (изучение специфики национальной концептосферы от культуры к сознанию) подходы [Балашова, 2004, с. 6].
Согласно другим классификациям выделяются семантический, психолингвистический, психологический, нейропсихолингвистический, логический анализ культурных концептов, логико-понятийный подход и др. [Балашова, 2004, с.6].
А. В. Костиным также выделяются ментально-деятельностный подход С.А. Аскольдова, логический Н. Д. Арутюновой, культурологический Ю. С. Степанова и В. И. Карасика, индивидуально-речевой Д.С. Лихачева, когнитивный А. П. Бабушкина и Е. С. Кубряковой, семантический Н. Ф. Алефиренко, А. Вежбицкой и др. [Костин, 2002, с. 6].
В контексте данной работы для нас представляет интерес подход к лингвокогнитивным исследованиям, который можно назвать семантико-когнитивным, посвященным исследованию соотношения концептосферы народа с семантикой языка, т.е. соотношения когнитивных и семантических процессов.
Существование когнитивной лингвистики стало возможным после того, как были сформированы теоретические постулаты психолингвистики. Именно психолингвистами осуществлено обоснование существования невербального мышления, наличия в сознании людей постоянно изменяющейся и обновляющейся концептосферы, состоящей из отдельных концептов как квантов знания. Выяснилось, что людьми осуществляется создание языковых знаний для обмена важной информацией, то есть для коммуникативно востребованных и наиболее распространенных концептов. Данные теоретические психолингвистические достижения явились фундаментом для создания методологического аппарата когнитивной лингвистики.
Основным положением этой методологии является способность посредством изучения семантики знаков языка проникновения в концептосферу людей, возможность выяснения важного для определенных народов в различные исторические периоды. На основе этого методологического положения были разработаны методы когнитивной лингвистики, позволяющие обнаруживать особенности национального и группового мышления, а также выделять различные индивидуально-авторские концептосферы.
Методом семантико-когнитивного анализа предполагается, что в ходе лингвокогнитивного исследования от содержания значений происходит переход к содержанию концептов при описании или когнитивной интерпретации, которая является тем этапом семантико-когнитивного анализа, без наличия которого исследование ограничивается рамками лингвистической семантики.
Посредством семантико-когнитивного подхода исследователи получают следующие возможности использования приобретенной информации:
- возвращение к языку, т.е. объяснение явлений и процессов семантики языка с помощью полученных когнитивных знаний (когнитивная семасиология);
- движение к сознанию, т.е. формирование концептов как единиц национальной концептосферы, национальной культуры (лингвистическая концептология).
Представленная модель позволяет довольно четко обозначить главные сферы лингвистических исследований. Она показывает, что систему языка образуют лексемы и семемы, семантическое пространство языка формируется с помощью семем и денотатов, а человеческая концептосфера составляется посредством денотатов и смыслов. Соответственно предмет изучения той или иной области языкознания становится более определенным.
Акустемы изучаются фонетикой, а фонемы (образы акустем в языковом сознании человека) - фонологией.
Осмыслением находящихся в языке морфем, их классами и функциями занимаются словообразование и морфология.
Лексемы, их связь с вербализованными в языке семемами изучаются лексикологией.
Фразеологией рассматриваются сочетания лексем, которые играют роль номинаций определенных образов внешнего мира.
Структурные схемы предложений, несущих образы ситуаций внешнего мира, описываются синтаксисом, предмет которого также включает различные синтаксемы, формирующие структурные схемы.
Тексты и высказывания изучаются лингвистикой. Ее предмет выходит за рамки лингвосемиотики, поскольку не является знаками системы языка, в связи с чем к нему могут быть применены многие постулаты общей семиотики.
С учетом всего вышеизложенного предмет когнитивной лингвистики определяется так: изучение соотношения семем, их сочетаний и типовых пропозиций, которые выражаются в языке, и сфер концептов (как смыслов, так и денотатов). В сферу смыслов когнитивная лингвистика проникает через лингвистику текста, располагающую средствами обнаружения имплицитных смыслов, которые лежат в глубине текстов и не имеют вербального выражения. Основная идея когнитивной лингвистики подразумевает проникновение в сферу концептов через анализ языковой семантики.
Литература:
- Кубрякова Е.С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2004. - № 1. – С.6-17.
- Кубрякова Е.С. Части речи с когнитивной точки зрения. – М.: Высшая школа, 1997. – 326 с.
- Кубрякова Е.С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира.- М. : Языки славянской культуры, 2008. – 560с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностный подход как теоретическая основа разработки и реализации новых образовательных стандартов
Авторская статья : "Компетентностный подход как теоретическая основа разработки и реализации новых образовательных стандартов"...
Тематический педсовет«Компетентносный подход в образовательном процессе: теоретические основы, критерии подхода, ключевые компетенции учащихся и преподавателей в условиях дополнительного образования»
Тематический педсовет...
Теоретические основы системно - деятельностного подхода кв обучении.
Системно- деятельностный подход - что это?...
«Использование современных технологий обучения с целью реализации коммуникативно-когнитивного подхода в преподавании иностранного языка»
Данный материал является отчётом о работе над методической темой самообразования....
Урок-аукцион «Законы Менделя». Сборник «Современный урок - основа развития творческого потенциала и когнитивности учащихся», СЕРИЯ: приоритетный проект «Образование», Диссеминация передового опыта
Урок-аукцион «Законы Менделя»(Сборник «Современный урок - основа развития творческого потенциала и когнитивности учащихся», СЕРИЯ: приоритетный проект «Образование», Диссеминация передового опыта)...
Статья Теоретические основы и современные направления рыночной политики компаний на основе концепции маркетинга
сборник: Экономическая политика России в условиях глобальной турбулентности Международный финансово-экономический форум.2014....
Доклад "Компетентностный подход в образовании: теоретические основы формирования профессиональной компетенции учителя"
В докладе рассматриваются понятия компетенций и компетентности учителя, особенности их формирования, критерии определения компетенций и компетентности, основные пути развития компетентности педагога....