Формы и методы оценивания на уроках английского языка
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Предварительный просмотр:
МАОУ «СОШ №26 им. П.Ф.Сенчихина г. Улан-Удэ»
Гулина Наталья Альбертовна, учитель английского языка
Методы и формы оценивания на уроках английского языка
Результаты ученика – это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач. Отдельные действия, прежде всего, успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определенном смысле).
В данной работе рассматриваются способы оценки, которые наряду с предметными результатами оценивают метапредметные и личностные результаты.
Приоритетными в диагностике освоения содержания такого предмета как английский язык становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания по применению навыков, знаний и умений для создания учениками своего собственного информационного продукта.
Привычная форма контроля в виде тестов, зачетов и контрольных работ теперь дополняется новыми формами контроля результатов такими как:
- целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учениками действий и качеств по заданным параметрам);
- самооценка ученика по принятым формам;
- результаты разнообразных учебных, внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников;
- результаты учебных проектов.
Причем эти формы контроля должны быть направлены только на поддержание успешности и мотивации ученика, на обеспечение его психологической безопасности. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. У каждого должно быть право на индивидуальный образовательный маршрут, на свой темп освоения материала.
Рассмотрим дополнительные формы контроля более подробно.
Наблюдение учащихся может проводиться по следующим параметрам: отношение к деятельности на уроке, интенсивность усилий по выполнению поставленных задач, активность, умение ставить цели, планировать работу, способы организации работы и т.д. По результатам наблюдений и после определенной фиксации ( на каждый урок могут предполагаться разные параметры для наблюдений, которые фиксируются, например при помощи «+» или «-») учитель может давать оценку, т.е. словесную характеристику результатов действий (молодец, оригинально, очень логично, здесь неточно, надо подумать и т.д.)
Еще один способ контроля – это самооценка. Может ли ученик адекватно оценивать свои результаты? Для развития самоконтроля и адекватной самооценки существует ряд техник. На уроках английского языка можно применять следующие способы:
- Очень хороший способ – ведение дневников успешности. Каждую неделю учащиеся записывают, что ими усвоено успешно и какие есть проблемы и делают записи по преодолению проблем.
- Учитель индивидуально обсуждает с учащимися зону ближайшего развития, саморазвития, способы достижения прогресса.
- При проверке письменных работ можно не исправлять ошибки, а использовать коррекционные коды, чтобы дать возможность учащимся самим исправить ошибки.
- Для включения учащихся в действие взаимоконтроля и взаимооценки при индивидуальных ответах все учащиеся делают краткие записи по определённой схеме, включающей критерии оценивания определённого вида деятельности, и дают словесную характеристику ответу. Этот способ помогает научиться адекватно воспринимать конструктивную критику и корректно высказывать замечания.
- Очень хороший способ – записать речь учащегося, а потом дать ему возможность при прослушивании найти свои ошибки.
- При выполнении письменных творческих работ в классе на этапе редактирования можно выполнять эту работу в парах или группах либо обменяться текстами и отредактировать чужую работу.
- Интересно проходят и групповые статистические опросы. Учащиеся выясняют наличие приоритетов и проблем, успешность выполнения заданий, а потом, обобщив данные, сообщают статистические данные классу либо оформляют стенгазету, памятку и т.д.
- В качестве одного из способов развития самооценки учащиеся размещают себя на «лестнице успеха», оценив свои знания и умения, а затем одноклассники размещают друг друга на той же лестнице, т. к. оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
Важным условием для развития адекватной самооценки является совместная выработка критериев оценивания определенных умений. Что касается английского языка, то навыки и рецептивные умения (чтение и аудирование) оценить достаточно просто, сравнив ответы с ключами. В то время как для корректного оценивания продуктивных умений (говорение и письмо) должны быть выработаны определенные критерии.
Одним из способов фиксации достижений учеников в разных областях (учеба, творчество, общение, труд) является портфолио – сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс, и достижения ученика.
Применительно к английскому языку таким своеобразным портфолио может служить языковой портфель, который представляет собой пакет материалов, отражающий тот или иной опыт и результаты учебной и внеучебной деятельности учащихся по овладению иностранным языком. Он дает учителю и ученикам возможность накапливать результаты деятельности и совместно анализировать и оценивать объем работы и спектр достижений учащихся, исходя из результатов сформированности языковой, речевой и стратегической компетенций. Ценность работы над языковым портфелем заключается в том, что он дает возможность формирования у школьников способности к объективной самооценке и умения делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования. Причем цели, содержание, оформление, формы работы с языковым портфелем могут быть различными, он может быть адаптирован практически к любой учебной и неучебной ситуации.
Еще одним способом оценивания результатов учебной деятельности является проект. Проект это и движущая сила развития личности и прекрасный способ контроля образовательных результатов. Проект является способом и средством обретения учащимися жизненного опыта, важными компонентами которого являются самовыражение и самореализация личности в разных видах деятельности. В ходе реализации проекта учащиеся совместно решают проблему, следуя логической цепочке элементов: потребность – мотив – задачи – действия – результат. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники самостоятельно приобретают знания, получают опыт, включаются в реальную деятельность, принимают личную ответственность за продвижение в обучении, участвуют в совместном оценивании результатов проекта.
Данный подход представляет модель, которая способствует наиболее эффективному достижению учащимися запланированных результатов в обучении и развитии и поиску совместных способов их оценивания. Принцип такого подхода для учащихся можно сформулировать следующим образом: я знаю последовательность работы по проблеме, я умею работать самостоятельно, умею работать с источниками информации, я могу разработать проект, публично защитить его и объективно оценить свою деятельность.
Если мы хотим развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять свои ошибки, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, сберечь психофизическое здоровье детей, то мы неизбежно должны склониться к использованию новых способов оценивания образовательных достижений учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формы и методы оценивания на уроках бурятского языка
формы и методы оценивания на уроках бурятского языка...
Формы и методы оценивания на уроках английского языка
Формы и методы оценивания на уроках английского языка...
Методы оценивания на уроках английского языка
Методы оценивания на уроках английского языка...
Формы и методы оценивания на уроках русского языка и литературы
Формы и методы оценивания на уроках русского языка и литературы...
Формы и методы оценивания на уроках русского языка и литературы
Формы и методы оценивания на уроках русского языка и литературы...
Формы и методы оценивания на уроках русского языка и литературы
Формы и методы оценивания на уроках русского языка и литературы...
Формы и методы оценивания на уроках русского языка и литературы
Формы и методы оценивания на уроках русского языка и литературы...