Реализация системно - деятельностного подхода на уроках английского языка с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся.
статья по английскому языку
Первой содержательной линией учебного предмета «Иностранный язык» являются коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, второй – языковые средства и навыки оперирования ими, третьей – социокультурные знания и умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno-deyat.podhod.docx | 16.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация системно - деятельностного подхода на уроках английского языка с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся.
В рамках системно-деятельностного подхода особое значение приобретает формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Первой содержательной линией учебного предмета «Иностранный язык» являются коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, второй – языковые средства и навыки оперирования ими, третьей – социокультурные знания и умения.
Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения иностранным языком на данном этапе обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт 3 поколения по иностранным языкам предполагает необходимость формирования у обучающихся следующих основных компетенций:
- базовые компетенции (чтение, письмо, слушание и говорение)
- мыследеятельностные компетенции (причинно-следственное мышление, принятие решений, критическое мышление)
-личностные компетенции (ответственность, самооценка, коммуникативность, нравственность).
Изучение иностранного языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной;
- речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности;
- языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами в соответствии с темами, ситуациями общения;
- социокультурная компетенция - приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка, в рамках тем, сфер и ситуаций общений;
- компенсаторная компетенция - развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных умений;
Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в отечественной школе создают ситуацию, в которой педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора новых технологий. Именно учитель в новых условиях должен выбрать из множества методических систем ту, которая в большей степени соответствует современным педагогическим реалиям и конкретным условиям обучения иностранным языкам.
Системно- деятельностный подход предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного российского общества.
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий;
- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учёт индивидуальных возрастных , психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- обеспечение приемственности дошкольного, начального общего,основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося ( включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, обучающиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Учитель должен организовать их исследовательскую деятельность так, чтобы они сами нашли решение проблемы.
Для включения обучающихся в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:
- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами обучающихся;
- планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно- исследовательских методов;
- привлекать для обсуждения имеющийся опыт обучающихся;
- оценивать достижения не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
Системно- деятельностный подход- методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Системно- деятельностный подход нацелен на всестороннее развитие личности, на формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно нести за собой развитие.
Собственная учебная деятельность обучающихся, важная составляющая системно- деятельностного подхода, реализуется как личностно- деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность- личность», т. е. « какова деятельность –такова и личность» и «вне деятельности нет личности».
Таким образом, можно сказать, что учебная деятельность становится источником внутреннего развития обучающихся, формирование их творческих способностей и личностных качеств, а системно - деятельностный подход- основным способом формирования коммуникативной компетенции обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация системно-деятельностного подхода на уроке английского языка
Реализация системно-леятельностного подхода на примере урока английского языка в 5 классе с углубленным изучением по программе О.В. Афанасьевой....
Достижение результативности при реализации системно-деятельностного подхода на уроке английского языка
Данная статья включает как теоретический материал по вышеизложенной проблеме,так и практические разработки,такие как:- Структура уроков введения нового знания в рамках реализации системно-деятел...
Использование продуктивных технологий как средство реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в условиях ФГОС
Использование продуктивных технологий как средство реализации системно-деятельностного подходана уроках английского языка в условиях ФГОС...
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках английского языка
Выступление на ШМО...
Мастер-класс: "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках английского языка
Презентация содержит рекомендации по организации урока английского языка с точки зрения реализации системно-деятельностного подхода...
Проектная деятельность как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка
Урок с использованием проектной технологии развивает умение добывать и применять знания, расширяет кругозор, обогащает ученика творческим и практическим опытом. Проектная деятельность формирует ...