Реализация системно - деятельностного подхода на уроках английского языка с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся.
статья по английскому языку

Первой содержательной линией учебного предмета «Иностранный язык» являются коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, второй – языковые средства и навыки оперирования ими, третьей – социокультурные знания и умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyat.podhod.docx16.19 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация системно - деятельностного подхода на уроках английского языка с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

В рамках системно-деятельностного подхода особое значение приобретает формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Первой содержательной линией учебного предмета «Иностранный язык» являются коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, второй – языковые средства и навыки оперирования ими, третьей – социокультурные знания и умения.

Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения иностранным языком на данном этапе обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт 3 поколения по иностранным языкам предполагает необходимость формирования у обучающихся следующих основных компетенций:

- базовые компетенции (чтение, письмо, слушание и говорение)

- мыследеятельностные компетенции (причинно-следственное мышление, принятие решений, критическое мышление)

-личностные компетенции (ответственность, самооценка, коммуникативность, нравственность).

Изучение иностранного языка на ступени основного общего образования направлено на достижение  следующих  целей:

- развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной;

- речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности;

- языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами в соответствии с темами, ситуациями общения;

- социокультурная компетенция - приобщение учащихся к культуре, традициям  и реалиям страны изучаемого  языка, в рамках тем, сфер и ситуаций общений;

- компенсаторная компетенция - развитие  умений  выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных умений;

         Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в отечественной  школе создают ситуацию, в которой педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора новых технологий. Именно учитель в новых условиях должен выбрать из множества методических систем ту, которая в большей степени соответствует современным педагогическим реалиям и конкретным  условиям обучения иностранным языкам.

            Системно- деятельностный подход предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного российского общества.

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий;

- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

- учёт индивидуальных возрастных , психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм  общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

- обеспечение приемственности дошкольного, начального общего,основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося ( включая одарённых  детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

        Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде,  обучающиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Учитель должен организовать их исследовательскую деятельность так, чтобы они сами нашли решение проблемы.

        

           Для  включения  обучающихся в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:

- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами  обучающихся;

- планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно- исследовательских методов;

- привлекать для обсуждения имеющийся опыт обучающихся;

- оценивать достижения не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

           

           Системно- деятельностный подход- методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Системно- деятельностный подход нацелен на всестороннее развитие личности, на формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно нести  за собой развитие.

            Собственная учебная деятельность обучающихся, важная составляющая  системно- деятельностного подхода, реализуется как личностно- деятельностный  подход в обучении. Его можно выразить  формулой «деятельность- личность», т. е. « какова деятельность –такова и  личность» и «вне деятельности  нет личности».

       Таким образом, можно сказать, что учебная  деятельность становится источником  внутреннего  развития  обучающихся, формирование их творческих  способностей и личностных качеств, а системно - деятельностный подход- основным способом формирования коммуникативной  компетенции обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке английского языка

Реализация системно-леятельностного подхода  на примере урока английского языка в 5 классе с углубленным изучением по программе О.В. Афанасьевой....

Достижение результативности при реализации системно-деятельностного подхода на уроке английского языка

Данная статья включает как теоретический материал по вышеизложенной проблеме,так и практические разработки,такие как:- Структура уроков введения нового знания  в рамках реализации системно-деятел...

Использование продуктивных технологий как средство реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в условиях ФГОС

Использование продуктивных технологий как средство реализации системно-деятельностного подходана уроках английского языка в условиях ФГОС...

Мастер-класс: "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках английского языка

Презентация содержит рекомендации по организации урока английского языка с точки зрения реализации системно-деятельностного подхода...

Проектная деятельность как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка

Урок  с использованием проектной технологии развивает умение добывать и применять знания, расширяет кругозор, обогащает ученика творческим и практическим опытом. Проектная деятельность формирует ...