Методические рекомендации по реализации проблемного метода на уроках иностранного языка
методическая разработка по английскому языку
Уроки иностранного языка, проведенные на основе проблемного метода, способствуют повышению эффективности обучения, в частности развитию иноязычных навыков и умений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 14.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по реализации проблемного метода на уроках иностранного языка
Эффективность процесса обучения иностранному языку определяется не только и не столько владением детьми языковым и речевым материалом, сколько готовностью и желанием участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке. Это возможно, если основной формой учебной деятельности школьников будет не слушание, говорение, чтение и письмо на иностранном языке, а живое и активное общение с учителем и друг другом. Проблемный метод обучения может послужить хорошим средством развития иноязычных навыков и умений учащихся.
Однако далеко не все учителя могут сразу, спонтанно придумать интересные проблемные ситуации. При желании этому можно научиться, а для начала достаточно тщательно планировать урок и очень внимательно относиться к формулированию заданий и установок. Не секрет, что чем вдумчивее учитель готовится к уроку, предвосхищая возможную реакцию учеников на каждое задание, планируя уровень опор, необходимых и достаточных для каждой конкретной группы и отдельных учеников, тем меньше неприятных неожиданностей случается на уроке.
В ходе реализации проблемного метода учителю необходимо:
- создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; дети должны стать равноправными субъектами учебного процесса и активно общаться друг с другом: это меняет функции учителя, делает его наблюдателем, консультантом и участником детских игр;
- важно строить учебный процесс таким образом, чтобы ученик, решая те или иные коммуникативные задачи, испытывал потребность и имел возможность реализовать собственные намерения, то есть действовал от своего собственного лица;
- делать ребенка активным действующим лицом в учебном процессе, который осознает, что изучение нового языка связано с его личностью и интересами, а не с заданными учителем приемами и средствами обучения.
Дискуссию, которая является одним из способов реализации проблемного метода обучения, можно провести несколькими способами:
- индивидуально (каждый высказывает свое мнение по данному вопросу);
- учащиеся работают в парах и принимают совместное решение;
- учащиеся работают в группах и приходят к компромиссному решению;
- дискуссия проходит под руководством председательствующего;
- несколько учащихся обсуждают проблему, а остальные им задают вопросы и комментируют.
Также мы предлагаем некоторые рекомендации по проведению дискуссии на уроке:
1) выберите интересную тему для обсуждения;
2) поставьте цель дискуссии, например: обмен мнениями, решение проблемы и т.д.;
3) сформулируйте задание, довольно (не слишком) трудное для определенной группы учащихся;
4) убедитесь, что все в группе понимают задание;
5) проследите за тем, чтобы каждый мог высказать свое мнение;
6) окажите необходимую помощь для придания импульса работе, например, для рекомендации по структурированию дискуссии, полезные языковые выражения, лексику;
7) внимательно слушайте других и попросите разъяснить что-то, если вам это непонятно;
8) договоритесь о своих результатах и обоснуйте их.
Несомненно, были разработаны некоторые рекомендации по организации проблемно-поискового чтения и работы с видеофильмами. Считаем необходимым наличие следующих условий для данных видов работы:
1) использование аутентичных источников;
2) отражение различных сфер деятельности, ситуаций общения в видеофрагментах и текстах, их информативная содержательность;
3) представленность образцов монологической и диалогической речи;
4) наличие в материалах социокультурных и страноведческих знаний;
5) легко вычленяемая при чтении и просмотре семантическая связь между смысловыми частями текста, видеофильма;
6) наличие одной сюжетной линии с простым и последовательным изложением;
7) логика изложения, отвечающая законам построения данного типа текста или видеофильма;
8) соблюдение этапов работы (дотекстового, текстового, послетекстового,);
9) учет уровня языковой подготовки учащихся.
Вывод. Принимая во внимание все вышесказанное, можно утверждать, что уроки иностранного языка, проведенные на основе проблемного метода, способствуют повышению эффективности обучения, в частности развитию иноязычных навыков и умений. Приемы реализации проблемного метода, такие как проблемно-поисковое чтение, дискуссии и работа с видеофильмами создают реальные условия для организации общения, для поддержания мотивации. Проблемные ситуации обеспечивают речевую активность большинства учащихся и развитие их логического мышления, самостоятельности и творческих способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по использованию компьютерных технологий на уроках иностранного языка
методические рекомендации для учителей иностранного языка...
Практическая реализация идей проблемного обучения на уроках иностранного языка
Методическая разработка...
Методическая разработка открытого занятия по предмету “Английский язык” на тему: “Реализация межпредметных связей на уроках иностранного языка” (на примере лексической темы “At a court”)
В процессе подготовки специалиста главную роль приобретает ориентация на развитие его личности и профессиональной культуры, позволяющей существенно облегчить процесс адаптации в профессиональной...
Методическая работа по теме "Игровой метод на уроках иностранного языка"
Данную разработку урока можно использовать при закреплении грамматического времени Present Continuous и отработке лексики по теме "Погода"...
Методические рекомендации по использованию игровых приемов на уроках иностранного языка в начальной школе.
Использование игровых приемов на уроках иностранного языка, преимущества. Список игр к урокам английского языка....
Методические рекомендации по использованию игровых приемов на уроках иностранного языка в начальной школе.
Методические рекомендации по использованию игровых приемов на уроках иностранного языка в начальной школе....
Методические рекомендации "Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках иностранного языка как одного из способов повышения качества и интенсивности процесса обучения."
Методические рекомендации "Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках иностранного языка как одного из способов повышения качества и интенсивности процесса обучения"...