Развитие коммуникативных умений школьников с помощью игровой технологии на уроках английского языка
статья по английскому языку

Статья рассказывает о важности испоьзования игр на уроке иностранного языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативный умений школьников с помощью игровой технологии.

   Анализ учебной деятельности школьников, особенностей их общения друг с другом, с учителем, с реальными носителями языка свидетельствует о том, что у учащихся недостаточно хорошо развито умение применять освоенный языковой материал в ситуации общения, т.е. не в полной мере сформированы коммуникативные способности. Необходимость формирования коммуникативных умений рассматривается как одна из приоритетных. Принцип коммуникативности – основной принцип обучения иностранному языку, при котором формируются речевые умения и навыки, т.е. компетенции, которые необходимы для общения на английском языке в рамках определенной темы. Коммуникативные универсальные учебные действия школьников дают умения: слушать и учавствовать в диалоге, включаться в коллективное обсуждение проблем, «вливаться» в группу и налаживать сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

   Одним из эффективных методов обучения иностранному языку в школе выступают игровые технологии. Использование игры помогает осуществлять целенаправленное формирование и развитие коммуникативной компетенции у учащихся, способно ориентировать на достижение практического результата в овладении языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника. Это деятельность, в которой ученики сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивают всю систему человеческих отношений.  Учебная игра дает неограниченные возможности для реализации творческого потенциала, как учителя, так и учащихся. Атмосфера увлеченности, чувство равенства, ощущение посильности заданий – все это помогает преодолевать стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения. Учитывая тот факт, что при изучении иностранного языка у школьников возникают различные психологические и коммуникативные барьеры, игра является эффективным средством облегчения стрессовой ситуации и снятия барьеров. Игра оказывает активизирующее воздействие на все психические процессы личности: внимание, память, мышление и прочие.

   С помощью игровых технологий можно достичь сразу нескольких целей:
-расширить и закрепить изученный лексико-грамматический материал;
-развить речевые умения учеников;
-развить память, внимание, сообразительность, воображение;
-создать атмосферу поиска и творчества на уроке;
-развить творческую активность, инициативу, креативность учащихся;
-научить сотрудничать в разнообразных по составу группах;
-снять эмоциональное напряжение, монотонность.

     Учебные игры, используемые на уроках английского языка, можно разделить на языковые и речевые. Языковые игры, помогая усвоить различные аспекты языка, делятся соответственно на фонетические, лексические, грамматические. Речевые игры нацелены на формирование умения в одном или нескольких видах речевой деятельности.

    По форме проведения выделяют игры предметные, подвижные с вербальным компонентом, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры - соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, викторины и т.д.), игры – взаимодействия (коммуникативные, интерактивные). По способу организации игры бывают письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно-моделирующие и креативные и т.д. По длительности проведения они делятся на продолжительные и непродолжительные. По количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные, парные, групповые и командные.

     Языковые игры предназначены для формирования фонетических, лексических и грамматических навыков. Помогая усвоить аспекты языка, они делятся на фонетические, лексические и грамматические. Деление языковых игр условно, так как невозможно изучить лексику без фонетики, или грамматику без лексики.

    Фонетические игры. Главная цель фонетических игр – постановка и коррекция произношения, тренировка в произношении звуков в словах, фразах, отработка интонации. Используются они регулярно, большей частью на начальном этапе обучения иностранному языку в качестве иллюстрации и упражнения для отработки наиболее сложных для произношения звуков, интонации. По мере продвижения вперёд фонетические игры реализуются на уровне слов, предложений, рифмовок, скороговорок, стихов, песен.

    Лексические игры сосредоточивают внимание учащихся исключительно на лексическом материале и имеют целью помочь им в приобретении и расширении словарного запаса, проиллюстрировать и отработать употребление слов в ситуациях общения. Они активизируют речемыслительную деятельность учащихся и развивают их речевую реакцию.

    Грамматические игры призваны обеспечить умения учащихся практически применять знания по грамматике иностранного языка, активизируя их мыслительную деятельность.

    Речевые игры делят на ролевые и учебно-ролевые. Игры данной группы направлены на творческое использование коммуникативных умений в определенных ситуациях. Именно поэтому их целесообразно применять в средней и старшей школе, когда подготовительный речевой этап уже пройден и учащиеся имеют необходимые речевые умения. Ролевая игра является в высшей степени мотивирующей, поскольку содержит элемент игры и непредсказуемость развязки, отличается, свободой и спонтанностью речевого и неречевого поведения персонажей. Кроме того, учащиеся видят возможность применения ситуации, разыгрываемой в ролевой игре в реальной жизни.  В обычной дискуссии неуверенный в себе ученик может отмолчаться, а в процессе игры каждый получает роль. Игра сама по себе вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на английском языке.

    Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т. д.  Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и быть повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке, стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока.
            Использование игровых технологий на уроках гарантирует позитивное эмоциональное состояние и атмосферу ощущения посильности заданий, чувства равенства. Всё это даёт возможность ребятам преодолеть нерешительность и боязнь сделать ошибку, мешающие свободно совершать иноязычную коммуникацию и благотворно сказывается на результатах обучения. Применение игр способствует формированию дружного коллектива в классе, находить подходы к другим людям, воспитанию ответственности и взаимопомощи учащихся, развитию самостоятельность учащихся в проявлении себя, учит поиску согласия, выработки общего мнения о том, что и как надо делать, учит работать в команде. Практика использования этих технологий показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках английского языка как фактор развития универсальных учебных действий младших школьников

Использование игры на уроках английского языка в урочной и внеурочной деятельности актуально и отвечает современным требованиям ФГОС. Преимуществом игр является то, что они дают возможность использова...

Игровые технологии на уроках английского языка как фактор развития универсальных учебных действий младших школьников

В рамках внедрения ФГОС нового поколения, следует отметить, что новый стандарт нацелен на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к обучению иностранного яз...

Использование игровых технологий на уроках английского языка в обучении младших школьников

«С детьми к предмету, а не с предметом к детям»Р. Штейнер   Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие р...

Статья на тему: "Развитие познавательной активности школьников при использовании игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности".

Статья на тему: "Развитие познавательной активности школьников при использовании игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности". Главным вопросом данной статьи является вопрос о том, как р...

Статья: Применение игровых технологий на уроках английского языка как средство формирования умения говорения в среднем звене»

One of the most famous methods of teaching is method of game technologies. This report is an analysis of a foreign language lesson. It was a сcommunicative game in English titled "Sport in our li...

Развитие коммуникативных умений школьников с помощью игровых технологий на уроках математики.

Что же такое коммуникативная компетентность?Коммуникативная компетентность – это, прежде всего, готовность и способность к коммуникации, т.е. конструктивному общению. И на сегодняшний день это о...