Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка.
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Морозова Елена Анатольевна

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.Ухудшение здоровья детей школьного возраста в нашей стране стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. По статистике состояния здоровья большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью».

Я - учитель; я люблю своих учеников, мне не безразлично будущее моего народа, поэтому  я всегда интересовалась здоровьесберегающими технологиями обучения. Поскольку я  преподаю  английский язык, то, конечно, меня более всего  интересует, какие технологии и  приемы  здоровьесбережения можно применить на уроках английского языка .

Скачать:


Предварительный просмотр:

«  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ   ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ  ТЕХНОЛОГИЙ  НА УРОКАХ  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

                                                                                                             

         Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.Ухудшение здоровья детей школьного возраста в нашей стране стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. По статистике состояния здоровья большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью».

Я - учитель; я люблю своих учеников, мне не безразлично будущее моего народа, поэтому  я всегда интересовалась здоровьесберегающими технологиями обучения. Поскольку я  преподаю  английский язык, то, конечно, меня более всего  интересует, какие технологии и  приемы  здоровьесбережения можно применить на уроках английского языка .

 В процессе обучения дети, подростки, юноши и девушки пытаются привыкнуть жить в условиях ограниченной свободы и нуждаются в конструктивной помощи со стороны взрослых.Одним из самых травматичных факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков. По данным исследований специалистов Российского Государственного института психологии им. Выгодского уровень тревожности и негативных эмоций  значительно превышает норму, то есть, почти 65% учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс. Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели психологического и физического здоровья учащихся.На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается состояние тревожности.Все это обуславливает необходимость в формировании особой, щадящей среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения и предлагается квалифицированная педагогическая поддержка.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Исходя из данного определения здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Здоровьесберегающая технология,  - это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Выделяют следующие типы здоровьесберегающих технологий:

- По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).

-  По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

- К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.

Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают:

- аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности.

- здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма.

- здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой.

-  эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов — эмоциональных и волевых.

-  экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами.

-  физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности.

Представленные выше компоненты здоровьесберегающей технологии позволяют перейти к рассмотрению ее функциональной составляющей.Функции здоровьесберегающей технологии:

- формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности;

- информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

-   диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля;

- адаптивная: воспитание у учащихся направленности на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.

 - рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

-  интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.

 Предмет иностранный язык тесно связан практически со всеми предметами и нет ни одной социальной темы и раздела ФП, которые бы не затрагивались в курсе обучения ин. яз., начиная от нравственно-этических основ здоровья, рациональной организации режима и жизни, режима питания, лечения заболеваний, самосознание через ощущения и чувства до технической безопасности при обращении с электроприборами, влияние компьютера на здоровье человека, проблемы взаимоотношений подростков, «Я и другие» и т. д. При планировании уделяю важное значение правильному построению уроков, оптимальному чередованию различных видов занятий, не одинаковых по продолжительности, трудности; широко применяют интерактивные технологии коммуникативного и социокультурного развития.   Такие методы как ролевая игра, дискуссия, диалог, работа в малых группах (технология сотрудничества), метод проектов, такие приёмы как «Снежный ком», «Мозговой штурм», «Словарная паутина», «Оживление картинки», «Укрась слово», «Превращение», «Песни и рифмовки»,   и др. Частая смена видов деятельности не даёт «скучать» учащимся и помогает включать их в живое общение, создать ситуацию успешности. Несомненно, использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого ученика, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями,  умениями и  навыками..

Одна из ведущих функций здоровьесберегающих технологий - адаптивная. Соответственно учителю необходимо работать над созданием адаптивной образовательной среды на уроке.

На своих уроках в начальном звене  я использую методы позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учитываю индивидуальные  особенностей учащегося и осуществляю дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддерживаю познавательный интерес  к изучению английского языка, и также принцип двигательной активности на уроке. В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, меняется микроклимат на уроке. Атмосфера становится более благоприятной для обучения и для межличностного общения. Работая в начальных классах, я часто использую смену учебной деятельности, режимов работы, проведение физических минуток, расслабления во время прослушивания песен. На своих уроках стараюсь в полной мере использовать все необходимые средства, способствующие здоровьесбережению. Например, введение и закрепление слов происходит в игровой форме с использованием движения. При изучении и драматизации диалогов дети активно используют движения, то есть они, не просто рассказывают диалоги, а показывают их. Широко использую на уроках игрушки и картинки; дети имитируют действия с ними, что способствует развитию различных видов памяти: образной, ассоциативной, словесно-логической. Физкультминутки провожу в сопровождении рифмовок (всем известные ,,Hands up! Hands down!” и ,,Bend your head, bend your knees” и более современные, которыми изобилуют аутентичные учебники, или придуманные вами или вашими учениками). Использование в практике работы подвижных игр способствует развитию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, а также познавательных и языковых способностей. Не стоит бояться, что если дети подвигались и пошумели, то потом будет трудно вернуть урок в рабочее русло. Совсем наоборот: сбросив напряжение, дети будут готовы серьезно потрудиться дальше.

С этой   же целью используются методы эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию.  

Упражнение «Комплименты».                                                                                                                                        Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.

                                                                                                                                                                                            Упражнение «Я вижу, я слышу, я чувствую».                                                                                                                                Ученик должен сказать три предложения, что он видит; три предложения, что он слышит, три предложения о том, что он  видит  и  слышит.Количество предложений зависит от уровня обучения.

                                                                                                                                                Упражнение «Деревянная кукла» в формате физкультминутки.                                                                       Кукла падает. Сначала кисти поднятых рук, затем до локтя, голова, кукла складывается в поясе и покачивается.

                                                                                                                                                                    Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика.Она может быть вербальной : «Well done!», «How clever you are!», «Gooboy/girl!» и т . д. Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика,аплодисментыт.д.Вспоминается высказывание К.Д. Ушинского: «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов».Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках .Оценивание в виде солнышка, где лучики выдаются в виде бонуса за удачный ответ. Побеждает тот, чье солнышко ярче.Разрезные жетончики (по типу пазлов). Чем полнее картинка, тем значительнее их победа.                                                                                                                                               На своих уроках я достаточно широко практикую самооценивание и взаимооценку.              Например, оцени свою работу на уроке:                                                                                                                         good(хорошо)ok(нормально)Tryagain(попытайсещё).Индивидуальныдифференцированный подход на уроках осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания. Дополнительный языковой материал подбирается с учетом увлечений ученик                                                                                                                 Организуя виды взаимодействия, учитываю типы личностей учащихся (интроверты и экстроверты).Например, для выполнения определенных заданий на уроках разрешается выбрать либо индивидуальный, либо групповой стиль работы. Можно, например, подготовить презентацию, или сделать задание в письме. Разделение учащихся на 3 типа синтетический, аналитический, и кинестетический – позволяет индивидуализировать стиль и предпочтительные методы работы на уроке.

При  планировании  мной   используются  элементы уровневого обучения:

 -   Выбор уровня выполнения домашнего задания, контроля по теме.Пример выбора домашнего задания.7 класс. Тема: «Здания». Седьмой урок по теме. Задание: Описание дома.На 3 балла - написать рассказ 7-8 предложений (основа есть в учебнике);на 4 балла- рассказать о своем доме 7-8 предложений;на 5 баллов – рассказать о доме своей мечты ( 10-12 предложений

При проведении контрольных работ нужно помнить о том, что разным по темпераменту детям нужно разное количество времени на выполнение одного и того же задания. Поэтому хорошо бы, чтобы при выполнении задания ученики знали необходимый минимум, который нужно выполнить для получения положительной оценки, и максимум - для получения каких-то бонусов (дополнительный балл или дополнительная оценка, если разница между минимумом и максимумом значительная).

Двигательная активность на уроке английского языка способствует лучшему овладению языковым материалам, снятию усталости и повышению мотивации к обучению.

Отличительной особенностью многих упражнений на уроке английского языка является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. При этом визуальные образы, воспринимаемые с картинки, запоминаются хуже, чем те слова или словосочетания, которые учитель и дети показывают сами и на себе. Здесь, на мой взгляд, срабатывает еще и другой вид памяти, который можно назвать «память тела» или «память мышц». Особенно это актуально на начальном этапе обучения английскому языку.

Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока.

Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон. Вот примеры некоторых активных форм работы, с успехом используемых на уроках.

           -  After a bath. After a bath I try, try, try, to wipe myself till I dry, dry, dry. I wipe my hands and fingers and toes and two wet legs and a little shiny nose. Just think how much less time I'd take if I were a dog and could shake, shake, shake.

          -   Have you ever seen the moo-moo come to tea have a look at me the moo-moo you will see Moo-moo! Attention! Moo - moo ! Begin ! Right arm ! (поднимаем и машем)

 Повторяем первую часть и добавляем: Left arm

 Right leg

 Left leg

 Nod your head

Turn around

 Sit down

На уроках я также практикую зарядки для снятия мышечного утомления с пальцев при письме и зарядку для глаз.

These are mother's forks and knives ( пальцы обеих рук скрещены )

This is mother's table ( изображаем столик )

This is mother's looking glass ( изображаем зеркальце и прихорашивающуюся маму )  

Five little gentlemen going for a walk. Five little gentlemen stop for a talk. Along came five ladies they stood all together and they began to dance.

(5 пальчиков – джентельмены, 5 пальчиков – леди, они встречаются и начинают танцев

Look left, right. Look up, look down. Look around. Look at your nose. Look at that rose. Close your eyes. Open, wink and smile. Your eyes are happy again.

Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В этом отношении иностранный язык – особый предмет. Ученики проходят долгий путь усвоения чужого языка, заучивание новых слов, работы со словарем…А как хочется уже сейчас получить подлинное удовольствие от общения с иной языковой культурой, самостоятельно прочитать по-английски занимательный текст, оценить знаменитый английский тонкий юмор, пополнить свой лексический запас английской пословицей, поиграть. Обучение через развлечение и игру – цель учителя английского языка.

Я использую игровую методику, особенно широко на младшем и среднем этапах обучения. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают языковой материал.

     -  Например, вводя тему «Одежда», я предлагаю детям игру «Модники и модницы». Дети могут похвастаться нарядами, которые у них есть дома.

      - При изучении названий фруктов и овощей играем в игру «Избалованный мальчик». Кроме лексики, эта игра закрепляет структуры « I am hungry » (я голоден), « I am thirsty » (хочу пить) и вопрос типа « Do you want ?» (хочешь ли ты?…).

С целью повышения интереса к английскому языку я провожу занимательные уроки или ввожу занимательные элементы в уроки.Для повышения мотивации, особенно на старшем этапе, подходит метод проектов.В своей работе я опробовала несколько типов проектов: исследовательские, творческие, информационные.Например: «Обращение в английском языке», « Радуга профессий», «Национальные праздники США и Великобритании, как ресурс развития международного туризма».Метод проектов является составной частью обучения английскому языку и поддерживает мотивацию к учению – в проектной работе она всегда положительная – и личный интерес: проект отражает интерес учащихся, их собственный мир.

На своих уроках я чаще всего придерживаюсь следующей системы урока: организационный момент, мотивация и постановка цели, опрос, актуализация знаний, изучение нового закрепление, контроль/коррекция, итоги, домашнее задание.Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным.Дети работают в парах сменного состава, в группах сменного состава. Делимся на группы по цвету карточки, по символу, по разрезанной картинке, по месяцу рождения и т.п.Сменность партнера и партнеров снимает усталость, привносит элемент новизны. В группе распределение обязанностей носит достаточно демократичный характер. Если ты не можешь что-то написать, ты можешь оформить, подобрать материал и т.д. слабый ребенок чувствует себя в группе увереннее, более защищенным.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы: использование здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка является необходимым в условиях современной действительности, но учитель должен учитывать особенности когнитивного стиля учащихся и уметь подобрать для них наиболее оптимальные технологии и приемы учебной деятельности с тем, чтобы уровень успешности школьников постоянно повышался. Грамотное применение здоровьесберегающих технологий позитивно сказывается на микроклимате урока, способствует лучшему овладению материалом и повышению мотивации, снимает трудности и сводит к минимуму учебный стресс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, прео...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Презентация с описанием приемов и методов, применяемых на уроках английского языка в целях сохранения здоровья учащихся. Опыт работы....

Физминутки на начальном этапе обучения Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Физминутки на начальном этапе обученияЗдоровьесберегающие технологии на уроках английского языка...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка...

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка или «Уроки без стресса»

Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка или уроки без стресса....

Современные образовательные технологии. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРЕЗЕНТАЦИИОдним из приоритетных направлений школьного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Гиподинамия и длительные статические нагрузки являются харак...