повышение мотивации учащихся к изучению английского языка
статья по английскому языку
повышение мотивации учащихся к изучению английского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_motivatsii_uchashchihsya_k_izucheniyu_angliyskogo_yazyka.docx | 41.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Средства повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка
Пояснительная записка
Главной целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся, задача учителя – это создать условия для практического владения языком. Однако, не для кого не секрет, что интерес обучающихся к изучению иностранного языка падает.
По исследованию В. П. Кузовлева 97% учащихся начинают изучать иностранный язык с желанием и интересом овладеть им, но уже в 5 классе интерес снижается, а к 8 классу пропадает у 86% учащихся!!!
Отсутствие мотивации, в свою очередь, влечет снижение качества обученности учащихся. Использование только традиционных методов преподавания сегодня уже не дает желаемых результатов, и не позволяет достигать установленных ФГОС требований и поддерживать интерес учащихся. Чтобы совершенствовать и оптимизировать учебный процесс учитель вынужден дополнять и сочетать привычные методики с новыми технологиями в преподавании иностранных языков. Мотивация - это, все-таки, ключ к успеху и предпринимается много попыток к ее изучению и классификации.
Одним из главных инструментариев учителя, как мне кажется, является сам учитель, так как он является проводником для учеников, главным мотиватором в обучении, и, по большому счету, определителем профессиональных интересов у учеников, ведь от того, как педагог преподносит свой предмет зависит и профориентация школьников. Мотивационные умения педагога - основа успешности образовательного процесса.
Я считаю, что учащихся без мотивации просто нет. Любая познавательная деятельность наряду с операционными компонентами (знания, умения, навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение). Мотивация является неотъемлемой частью активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. Внешние мотивы, которые лежат вне учебной деятельности, могут быть и положительными и отрицательными. Положительные мотивы проявляются через чувство долга перед своими близкими, понятии об обучении как освоении ценностей культуры, к получению образования. Отрицательные мотивы появляются через угрозу, наказание, выговор, порицание, плохую оценку.
Так что же поддерживает мотивацию? Успех, который должен присутствовать на протяжении всего образовательного процесса. Если успеха нет, то мотивация пропадает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности. Среди разнообразия мотивов школьника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из самых доминирующих. И вторым не менее значимым мотивом является социальный, который отражает взаимодействие школьника с обществом. Лишь наличие обои этих типов может дать положительный результат в изучении учебного предмета.
В настоящее время формирование познавательной мотивации необходимо, так как одним из приоритетных направлений в образовании является личностно-ориентированный подход. Это придает деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность. Ученик сам желает познавать новое и с большой легкостью преодолевает трудности. Формирование мотивации обучения в школьном возрасте можно назвать одной из глобальных проблем современной школы.
Особую важность имеет вопрос мотивации на начальной ступени обучения, так как основы для того, чтобы дети имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте. Именно мотив является толчком к деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.
Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Учебно-познавательная мотивация младших школьников - это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!»
Выделяют еще пять типов мотивации:
1. Целевая мотивация - хорошо усваивается то, что нужно для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется.
2. Мотивация успеха - если предмет удается, то его изучают с удвоенным интересом. Мотивация в изучении иностранных языков значительно возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во внеклассной деятельности.
3. Страноведческая мотивация - язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны. В нем находят отражения нравы и обычаи страны. Все это имеет огромную ценность для понимания социальной природы языка.
4. Эстетическая мотивация помогает превращать изучение языка в удовольствие.
5. Инструментальная мотивация учитывает темперамент обучающихся и дает возможность каждому ученику выразить себя в любимом виде работ.
Какие формы работы служат для стимулирования познавательной активности учащихся, формирования мотивации учения?
-дидактические игры и упражнения;
-личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;
-внеклассные мероприятия;
-творческие работы учащихся;
-использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.);
-интеграция обучения (проведение интегрированных уроков)
Основная часть
Рассмотрим средства повышения мотивации учебной деятельности на примере УМК «Английский язык» для 2-го класса под редакцией Ю.А.Комаровой,
И.В. Ларионовой, Ж. Перретт
№ | Тема урока | Используемые ресурсы | Основные виды учебной деятельности | Формы и объекты контроля | Домашнее задание | Дата | |
план | факт |
Раздел 9. What would you like? Желания. | ||||||||
51 | Какое ты любишь мороженое? | CD демонстрационные карточки | Развивать умение находить информацию в тексте; воспринимать на слух содержание сюжетной истории; | Аудирование чтение вслух и про себя | РТ стр.55 | |||
52 | Ты хочешь яблоко? | CD Презентация, памятки | Формировать умение выражать свои желания и спрашивать о желаниях других | Краткие высказывания; диалог-расспрос | РТ стр.56 | |||
53 | Можно я пойду домой? | CD Презентация, памятки | Формировать умение спрашивать разрешение и давать разрешение | Самостоятельное чтение с опорой на картинки; составление диалогов | РТ стр.57 | |||
54 | Что можно делать на уроке. | CD Презентация, памятки | Обобщить и активизировать сформированные навыки и умения | Написание текста с опорой на таблицу; мой языковой портфель РТ стр.83-85 | РТ стр.58 | |||
55 | Что бы ты хотел на завтрак? | CD, картинки, памятки | Закрепить лексико- грамматический материал раздела 9 | Монологические и диалогические умения Проверь себя! РТ стр.60-61 | РТ стр.59 | |||
56 | Давай повторим! Окружающий мир | CD, картинки, памятки | Активизировать межпредметные навыки. Окружающий мир | Тест 9 (книга для учителя стр.106) | Упр.2,3 стр.82 |
Начало занятия очень важно в процессе всего отведенного времени на уроке, поэтому просто необходимо правильно мотивировать ребят и подвести их к целеполаганию занятия. Здесь можно воспользоваться следующими приемами:
- С помощью фонетической зарядки, введения буквосочетания –оо –(стр.59).
На доске пишу несколько слов, три из которых ребятам уже известны:
book look room good
Под ними прикрепляю картинки с новыми словами изображением вниз.
Учащиеся, произнося известные слова, делают вывод, как правильно прочитать слово «room». С помощью наводящих вопросов и самих предположений учащихся выходим на главную цель занятия, научиться употреблять слова «Дом. Квартира»
- При введении нового лексического материала «Цвета».
Опираясь на уже известную лексику «Школьные предметы» (стр.47), предлагаю учащимся на листе бумаге нарисовать любимый предмет. Собираю все рисунки в волшебную коробочку и незаметно кладу в нее цветную картинку. Ребята в парах достают и называют друг другу слова до тех пор, пока не обнаружится цветная картинка.
Особую роль при изучении английского языка в начальной школе играет обучение аудированию и говорению. Но каждый учитель знает насколько сложный и трудоемкий это процесс. Очень важно, что к УМК Ю.А. Комаровой прилагается аудиодиск. Учащиеся могут активно использовать его как в классе, так и дома, приобретая навык самостоятельной работы. Сделать аудирование интересным и увлекательным можно используя такие задания:
При отработке любого лексического материала в физкультминутках. Данная технология является одной из доминирующих в современном образовательном процессе, воспитывая в детях положительное отношение к здоровому образу жизни. Например, при отработке структуры I can (can’t)… (стр.86). Можно предложить ребятам в промежутке между различными видами деятельности встать и на команды I can run (dance, fly, swim, jump, play, ride a bike) выполнять данные действия и оставаться на месте на команду I can’t … Можно взять любую лексику, которую хотите повторить (например «Цвета», «Школьные предметы»). Учащиеся поднимают руки, если слышат «цвет» и садятся, если слышат «школьный предмет».
При отработке структуры I would like… I wouldn’t like… по теме «Еда»(стр.78). Задания могут выполняться индивидуально, в паре или группах.
- Послушайте и разложите продукты на два стола. Что бы девочка хотела съесть, а что нет:
potato, pear, tomato, apple, lemon, onion, orange, peach
- Положите себе на стол продукты, которые бы вы хотели съесть. Воспользуйся подсказкой:
I would like…
I wouldn’t like…
- Ты пригласил друга в гости, и чтобы не обидеть его поинтересуйся, что он хотел бы съесть. Накрой для него стол. Воспользуйся подсказкой:
-Would you like a lemon?
-Yes, I would/No, I wouldn’t.
4. У морского конька День рождения. Послушайте инструкции, выполните их и узнаете, какая его самая любимая пицца. (Для выполнения задания заранее приготовьте разрезные картинки с ингредиентами, заготовки основы для пиццы, клей, цветные карандаши).
Текст аудирования:
Seahorse has a birthday. But he isn’t happy. He likes pizza. He would like pizza so much. And Octopus with Fish go to the shop.
Инструкции:
- Take the plate.
- Cut the food out.
- Colour the food.
- Glue the food.
- В качестве домашнего задания предложите ребятам воспользоваться дополнительным источником информации и сделать тарелку с любимой едой королевы Елизаветы. (Задачи могут варьироваться). Можно рассматривать данное задание как проектную работу и предложить учащимся презентовать свой продукт.
Обучение чтению на английском языке в начальной школе является непростой задачей и вызывает много вопросов. Существует три основных вида:1) ознакомительное; 2)изучающее ; 3) поисковое. УМК Ю.А. Комаровой «Английский язык» предлагает тексты в виде эпизодических историй с яркими интересными картинками, которые неволей привлекают внимание учащихся. Это дает широкое поле для учителя, чтобы разнообразить обучение чтению интересными методами и приемами.
Рассмотрим работу с текстом раздела 9 на стр.76. Перед чтением вспомните, что произошло с героями в предыдущем эпизоде и предложите ребятам посмотреть на картинки истории. С помощью вопросов: Где оказались главные герои? Что они увидели на другой стороне дороги? Почему они не могут перейти улицу? Кто из них не знает правил дорожного движения?, привлеките внимание детей к тому, что произойдет с героями дальше.
На первом этапе следует продолжить работу над звукобуквенным соответствием в форме игры. Для этого нужны картинки с изучаемой лексикой.
- Покажите детям картинки со знакомой лексикой, задайте вопроc к каждой из них What’s this?
- Отработайте соответствия, «stop». Let’s say «s», «t», «o», «p». Пропишите буквы в воздухе. Можно поработать в парах и писать на спине друг у друга.
- Прикрепите картинки на доске и предложите угадать нарисованную в воздухе букву, а затем и слово, с которой оно начинается. Пусть теперь это сделают дети.
- Напишите на доске первые буквы слов и попросите ребят соединить их с картинками. Пусть дети назовут другие слова, с которых они начинаются.
Вводя новые слова, ice cream, strawberry, banana, peach, уделите внимание труднопроизносимым звукам. Это помогает лучше различать их и поможет в дальнейшем при работе со словарем.
Очень интересно презентовать новые слова в виде игры-соревнования. Учащиеся здесь учатся составлять слова и активно работает весь класс.
- Класс разделите на пары и приготовьте конверты с буквами.
- Ребята должны составить как можно больше слов.
- Дети называют слова по буквам по очереди и если у другой пары есть это слово, они переворачивают его, чтобы не прочитать ещё раз.
Попросите ребят, получив карточку со словом, выйти и прикрепить ее на доске к соответствующей картинке. Здесь вы заодно проконтролируете их умение читать, и они лучше запомнят образы слов.
На втором этапе главной необходимостью является чтение вслух.
1. Читайте медленно и четко, делая паузу после каждой реплики. Проверяйте, хорошо ли дети вас понимают.
2. Включите запись, пусть ребята следят по тексту и показывают на нужную реплику.
3. Читайте историю еще раз и пусть дети хором повторяют.
4. Теперь дети по очереди читают реплики вслух самостоятельно. Примените технологию сотрудничества, если ребенок стесняется читать вслух.
Очень важно мотивировать детей, учить предвосхищать события и догадываться о верности утверждений.
- Разделите ребят на пары или группы.
- Они решают, упр.6 на стр.77, какие утверждения верные, а какие нет.
- После отведенного времени учащиеся предполагают верные ответы: I think 1, 2,5 are true (false). Правильные ответы не сообщайте.
- После того, как все ребята выскажутся, прочитайте текст еще раз и вместе решите, какие из утверждений верны.
Такие задания предтекстового, текстового и послетекстового этапов, стимулируют познавательную деятельность учащихся и развивают межпредметную связь.
На рефлексивном этапе предложите детям разыграть сценку, с целью отработать структуру Would you like… Распределите роли между желающими и попросите их выйти к доске. Разыгрывают сценку в соответствии с репликами героев истории.
На этапе домашнего задания скажите детям, что на следующее занятие их пригласил 2А класс, где им как настоящим актерам предстоит разыграть сценку. Попросите их сделать маски Рыбки, Осьминога и Морского конька. Раздайте им роли:
Brill: Hello, Fish!
Denzil: Hi, Octopus!
Alice: Good morning, Seahorse!
Brill: Fish, would you like an ice cream?
Fish: Yes, please. I’d like a banana ice cream.
Denzil: Octopus, would you like an ice cream?
Octopus: Yes, Denzil. I’d like a strawberry ice cream.
Alice: Seahorse, would you like an ice cream?
Seahorse: Yes, please. I’d like a peach ice cream.
Brill, Denzil, Alice: Here you are.
Пригласите детей или отработайте роли на занятии внеурочной деятельности. Учащиеся начальных классов очень любят такие задания и будут вам искренне благодарны.
Внеклассная работа по иностранному языку помогает учащимся не только увидеть истинные возможности изучаемого языка, но и вызывает положительный эмоциональный настрой, что чрезвычайно важно для формирования и укрепления положительной мотивации к изучению иностранного языка. Следовательно, работу по формированию устойчивого интереса к иностранному языку нужно вести планомерно, целенаправленно и регулярно. Мой педагогический опыт и результаты работы показывают, что соблюдение вышеперечисленных условий позволяет избежать падения мотивации на среднем этапе изучения иностранного языка. Кроме того, я привлекаю учащихся и к участию в общешкольных мероприятиях, где они также выступают с литературно-музыкальными композициями, сценками и стихотворениями на английском языке. Хотелось бы отметить, что такая постоянная вовлеченность в творческий процесс подготовки к очередному мероприятию детям очень нравится. Ситуация успеха, осознание того, что они могут выступить на концерте с номером на иностранном языке формирует положительную самооценку, ребенок растет не только в собственных глазах, но и в глазах сверстников. Все это без сомнения способствует расширению языковой и коммуникативной компетенции учащихся и укрепляет положительную мотивацию к изучению английского языка.
Самооценка – хороший способ увидеть свой путь наверх и добавит уверенности в своих силах. Данная техника помогает ученику и учителю определить границы полученных знаний на данном этапе развития как в предметном отношении, то есть определить уровень владения языковыми навыками, так и проследить, что ребята смогли сделать самостоятельно, без помощи родителей, переводчиков, помощи интернета, к которому они сейчас, как правило, обращаются, чтобы узнать ту или иную информацию, фразу, слово. Эта техника помогает повысить самооценку ребенка, а если он таких не находит или найдет очень мало, значит есть обширное поле деятельности для учителя, чтобы помочь восстановить пробелы. Это удобно и для самого учителя определить на каком этапе развития находится ребенок. Этот метод можно отнести и к теме по методам диагностики или системы оценивания деятельности ученика. Например, можно предложить таблицу программного материала по данной теме, включить в нее основные параметры по изучаемой теме. Ученик проставляет подходящий знак в каждую клеточку, тем самым показывая уровень усвоения языкового материала. Например, G-good (хорошо), эта оценка означает «5», Not bad (неплохо), - оценка «4», GB (go back) – (повтори) – оценка –«3». Такая таблица не понижает самооценку ученика, не показывает, что один лидер по знаниям, а другой ничего не знает, а мониторит знания, в первую очередь, самого ученика, и является показателем или сигналом для учителя как планировать определенную тему в соответствии с выявленными проблемами. Причем в таблицу должны включаться материалы разного уровня, то есть учителю необходимо разработать таблицу так, чтобы даже слабоуспевающий ученик мог поставить больше положительных пунктов. Наполнение варьируется в зависимости от темы.
TASKS | GOOD | NOT GOOD | GO BACK |
… banana ice cream, … orange ice cream, … apple ice cream, … peach ice cream | |||
1.a)He’d like a peach cake. b)He wouldn’t like a peach cake. 2.a)He’d like an apple cake. b)He wouldn’t like an apple cake. 3.a)He’d like a strawberry cake. b)He wouldn’t like a strawberry cake. | |||
| |||
а)you/peach/like/a/Would? b)ice cream/like/would/She/some |
Приём "Проверь себя" хорошо использовать при подготовке к контрольной работе и повторении изученного материала. Каждый ребёнок индивидуально выполняет ряд заданий, по структуре похожих на задания предстоящей контрольной работы. Можно использовать помощь друга и помощь учителя, т.е. уточнить правило, переспросить слово. Можно заглянуть в учебник или тетрадь? Когда ребёнок готов, он подходит к учителю и все упражнения проверяются при нём. Ошибки разбираются сразу же. Самое главное - это отсутствие плохих оценок.
Данная система позволяет осуществлять рейтинг достижений в учебной и внеурочной деятельности, который дает возможность каждому ученику увидеть динамику своего личностного роста.
Безусловно, сам факт использования разнообразных приёмов и заданий ни о чём не говорит. Механическое увеличение количества ещё не означает хорошего качества. Однако если учитель не знает и не использует на уроке ничего, кроме вопросно-ответных упражнений, чтения вслух, перевода и механического пересказа прочитанного, то вряд ли такой стиль будет способствовать повышению мотивации учения и реальному формированию коммуникативной компетенции. Какие формы работы на уроке выбрать и как их использовать решает сам учитель. Самое главное - помнить, что изучение языка должно быть удовольствием.
Список источников
- ФГОС основного общего образования второго поколения (утверждены приказом от 17 декабря 2010 года № 19644);
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования России от 6 октября 2009 г № 373);
- Примерной программы по учебным предметам. Английский язык. 2-4 классы, Москва, Просвещение 2011 г.
- Программы курса английского языка для 2-4 классов общеобразовательной школы к УМК «Английский язык. Brilliant», под редакцией Ю.А. Комаровой, И.В Ларионовой, Ж.Перретт, М.: «Русское слово» 2011
- Костюк Е.Н. и др. Настольная книга учителя английского языка начальной школы. – Обнинск: Титул, 2010.
- Никитенко З.Н. Материалы курса «Специфика обучения английскому языку в начальной школе»: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики.- М.: Русский язык, 1989.
- Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Ж. Перретт «Английский язык» 2 класс. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник»: Макмиллан, 2014. – 120 с.: ил. – (Начальная инновационная школа).
- Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Ж. Перретт Книга для учителя «Английский язык» 2 класс. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник»: Макмиллан, 2014. – 120 с.: ил. – (Начальная инновационная школа).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по теме самообразования «Драматизация и инсценирование как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка».
В данной работе можно узнать о приемах театрализации на уроках иностранного языка....
Информационно-коммуникационные технологии, как способ повышения мотивации учащихся к изучению английского языка
Статья предназначена для педагогов использующих ИКТ технологии....
Приём инсценировки как один из способов повышения мотивации учащихся к изучению английского языка.
Наиболее эффективной формой внеклассной деятельности по предмету, особенно в начальной школе, является приём инсценировки. Данный приём способствует развитию творческой активности, эстетич...
Аудиовизуальный метод как средство повышения мотивации учащихся при изучении английского языка.
Данный материал содержит информацию о том как в современной школе можно использовать аудиовизуальный метод обучения, приводятся примеры упражнений, которые можно использовать при просмотре фильмов на ...
"Повышение мотивации учащихся к изучению английского языка посредством использования лингвистического материала"
Уважаемые коллеги!Представляю Вашему вниманию текст выступления из опыта работы и презентацию.Не секрет, что мотивация школьников с каждым годом снижается. Если в начальной школе практически все...
Использование мультимедийной презентации как средства повышения мотивации учащихся к изучению английского языка.
Методический семинар...
Отчет по теме самообразования "Драматизация и инсценирование как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка".
Использование элементов драматизации и инсценирования в течение урока английского языка дает возможность активной устной практики для каждого ученика, способствует формированию навыков уверенног...