Использование мультимедийной презентации как средства повышения мотивации учащихся к изучению английского языка.
статья по английскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Методический семинар об Использовании мультимедийной презентации
как средства повышения мотивации учащихся
к изучению английского языка.
Подготовлен для конкурса «Методический семинар»
муниципального этапа конкурса «Педагог года- 2015»
в номинации «Учитель года»
Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Мой семинар посвящен использованию мультимедийных презентаций на уроках английского языка. Эпиграфом к своему докладу я взяла китайскую народную мудрость:
«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь».
Слайд 2 Время неумолимо изменяется. Мы живем в 21 веке – веке информатизации, развития современных информационных технологий.
Думаю, вы со мной согласитесь, если я скажу, что мы, учителя, должны развиваться вместе с детьми, а может быть, даже идти вперед, являясь для них примером для подражания. В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании не только иностранного языка, но и других предметов.
Все хорошо знают, как сложно сформировать у учащихся потребность изучения иностранного языка, убедить их в необходимости владения языком. Вы согласны со мной? Использование информационных технологий в преподавании английского языка помогает учителям подобрать методические средства и приемы, которые позволяют разнообразить формы работы и сделать урок более интересным и продуктивным.
Актуальность. Стремительное внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование, серьезное увлечение детей компьютером создали благоприятные условия для эффективного обучения английскому языку. Вместе с тем существует проблема снижения мотивации обучающихся к учению вообще и на уроках иностранного языка в частности, и, как следствие происходит ухудшение успеваемости.
Это определяется рядом противоречий:
- преобладание все еще традиционного подхода к содержанию и организации занятия по ИЯ, слабая материальная база школ с одной стороны и наличие потребности введения новых педагогических технологий в обучение ИЯ, как наиболее адекватных социальному заказу общества и современным целям образования с другой;
- возрастание роли ИЯ в современном мире, а также серьезная увлеченность компьютерными технологиями обучающимися с одной стороны и снижение мотивации к учебной деятельности и познавательного интереса с другой;
- между возрастающей практической значимостью школьного курса Ия и дефицитом учебного времени.
Слайд 3 Опираясь на опыт своих коллег, посетив различные уроки в рамках предметных недель, особый интерес для меня вызвали мультимедийные презентации. Насколько разнообразными они могут быть.
Презентация – это новое дидактическое средство для организации учебного процесса, целесообразность применения которой в учебном процессе обусловлена специфическими возможностями представления информации: многоканальность, наглядность, интегральность, моделирование изучаемых процессов и явлений, интерактивность, игровая форма.
Новизна учебного пособия заключается, прежде всего, в самом подходе, а именно − в рассмотрении мультимедийной презентации как подвида компьютерной педагогической технологии, обладающей особой структурой, направленной на повышение мотивации учащихся, становление профессионально-творческой компетентности учащихся.
Слайд 4 Цели, которые она решает. Одним из очевидных достоинств урока английского языка с использованием мультимедиа презентации является наглядность. Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций.
Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски.
Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием
Слайд 5 Сущность. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образцы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т. п. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала. Например, при изучении Настоящего Завершенного времени в 5 классах, в одном классе материал был введен словесным методом (объяснение) без наглядности, а в другом – с помощью мультимедийной презентации. При проверки знаний учащихся по данной теме выяснилось, что учащиеся, ознакомленные с материалом с помощью презентации усвоили его лучше, нежели те учащиеся, которым объясняли.
Слайд 6 Трудоемкость подготовки. Стоит ли создавать презентации на каждый урок и не слишком ли много времени это занимает? Совершенно не обязательно постоянно использовать презентации, тем более что в некоторых случаях, когда материал урока содержит большое количество иллюстративного материала, применение компьютерной презентации позволит существенно повысить эффективность урока.
Однако не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, связанной со спецэффектами.
Если вы перестараетесь, то снизите эффективность презентации в целом.
Слайд 7 Необходимо найти баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его эффектами.
Слайд 8 Возможность для реализации. Одна из самых эффективных программ для создания презентаций – Microsoft Power Point. Создание презентаций требует творческого подхода со стороны учителя и просто хорошего знания компьютера.
Изучение трудов классиков показали, что учителям – разработчикам мультимедийных презентаций будут полезны рекомендации, данные еще Адольфом Дистервегом в его «Руководстве к образованию немецких учителей». Они остаются актуальными и в наше время при самых современных педагогических технологиях:
• распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части;
• указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, чтобы возбудить любознательность ученика;
• распределяй и располагай материал таким образом, чтобы на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее.
Мастерски сделанная презентация может привлечь внимание учащихся и повысит мотивацию к учебе. Следует отметить, что обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен самостоятельно создавать презентации или же использовать готовые, расположенные в сети Интернет.
Кто ранее работал. Над проблемой внедрения и использования ИКТ в процесс обучения работали такие педагоги и психологи как, Ефим Израилевич Машбиц, Нина Федоровна Талызина, Александр Юрьевич Уваров, Ирина Галиевна Захарова, Евгений Семенович Полат, Мария Юрьевна Бухаркина и др.
Практика. В своей педагогической практике я широко использую презентации для введения новой лексики, закрепления её в речи учащихся, для введения и отработки новых грамматических явлений, обучения аудированию, расширения страноведческих знаний. Подобного рода презентации позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в различных комбинациях, помогают осознавать языковые явления, формировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия.
Мною созданы презентации по темам «Экология», «Достопримечательности Лондона», «Моя любимая книга», «СМИ» и др. Для работы над грамматикой я использую презентации по следующим темам:
- «Степени сравнения прилагательных»;
- «Употребление артиклей»;
- Видовременные формы глаголов. (Пример)
Например, для введения и отработки «Степеней сравнения прилагательных» в 5 классе, я использовала следующую презентацию: слайд 9-15 (авт.). Это помогло учащимся лучше усвоить материал, применить его на практике.
В том же классе для отработки правил чтения буквы «Оо» по теме «Моя любимая книга» были использованы следующие слайды слайд 16, что помогло учащимся отработать навыки чтения.
В 7 классе по теме я использовала слайд с игрой «Забавные числа» слайд 17, что помогло учащимся настроиться на работу и определить тему урока. Давайте попробуем (работа с залом)
Я работаю по УМК под редакцией В. П. Кузовлева. Изучение каждого цикла заканчивается созданием проекта. Своим учащимся я предлагаю создавать такие проекты в виде презентаций. Это помогает разнообразить работу. Учащиеся могут работать как индивидуально (для сильных учащихся), так и в группах (для слабых учащихся). Такая работа повышает мотивацию овладения английского языка в школе. Главным результатом работы над проектом является актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков, умений и их творческое применение в новых условиях.
Например, по окончанию изучения темы «Праздники» в 8 классе (УМК В.П. Кузовлев), учащаяся 8 класса Кузякина София выполнила проект в виде презентации на тему «История Хэллоуина». Вот что получилось (несколько слайдов) слайд 18-20.
Не могу сказать, что я использую презентации на каждом своём уроке, т.к. не смотря на ряд положительных моментов мультимедийная презентация имеет следующие недостатки:
- недостаточная степень оборудования школы;
- затраты времени;
- индивидуализация ограничивает живое общение учителя и учащихся, предлагая общение в виде «диалога с компьютером», обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения;
- чрезмерное и неоправданное использование компьютерной техники негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса (время непрерывной работы на компьютере в течение урока, согласно санитарным нормам, составляет: для учащихся начальной школы – 10-15 минут, средней ступени – 20-25 минут, старшей ступени – 30 минут).
Слайд 21 Некоторые разработанные мною презентации вы сможете найти на моем сайте.
Слайд 22 Заключение. Использование мультимедиа на уроках английского языка – это требование сегодняшнего дня, с одной стороны, и огромная помощь в работе учителя, с другой. Несмотря на то, что требуется больше времени на подготовку к уроку, результат превосходит ожидания. Возможности использования компьютерных технологий безграничны. Стоит только начать создание компьютерных презентаций и вы увидите, какими интересными будут ваши уроки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по теме самообразования «Драматизация и инсценирование как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка».
В данной работе можно узнать о приемах театрализации на уроках иностранного языка....
Аудиовизуальный метод как средство повышения мотивации учащихся при изучении английского языка.
Данный материал содержит информацию о том как в современной школе можно использовать аудиовизуальный метод обучения, приводятся примеры упражнений, которые можно использовать при просмотре фильмов на ...
Использование мультимедийных презентаций как средства повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка (из опыта работы)
В данной работе описаны преимущества применения мультимедийных презентаций на уроках французского языка. В качестве примера предлагается методическая разработка урока и презентация по теме "Готи...
Отчет по теме самообразования "Драматизация и инсценирование как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка".
Использование элементов драматизации и инсценирования в течение урока английского языка дает возможность активной устной практики для каждого ученика, способствует формированию навыков уверенног...
Отчет по теме самообразования "Драматизация и инсценирование как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка".
Использование элементов драматизации и инсценирования в течение урока английского языка дает возможность активной устной практики для каждого ученика, способствует формированию навыков уверенног...
Использование метода проектов как средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка.
В основе современного понимания проектной методики лежит использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, знач...