обучение диалогической речи
статья по английскому языку

Мингалимов И.И.

обучение диалогической речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_dialogicheskoy_rechi.docx33.82 КБ

Предварительный просмотр:

Главная цель обучения учащихся иностранному языку — научиться общаться, то есть научиться услышать другого участника общения, правильно реагировать на его высказывание и уметь предоставить свою информацию. Поэтому диалогическое общение должно присутствовать на каждом уроке, давая школьникам больше времени на практику устной речи, вовлекая учащихся в тематику урока и, таким образом, делая их активными участниками процесса обучения, что решает проблему мотивации к изучению иностранного языка.

Диалогическая речь может быть помощником на всех этапах урока. На этапе введения в тему короткие диалоги могут быть направленны на порождение заинтересованности учащихся в данной теме. Примеры таких заданий мы рассмотрим ниже.

Диалог-обмен мнениями прекрасно справляется с задачей введения в тематику текста для чтения или аудирования, задания по письму, особенно при подготовке к написанию эссе.

Диалоги-дискуссии после прочитанного текста, прослушанного аудио файла также решают сразу несколько образовательных и воспитательных задач, таких как, пополнение лексического запаса, обучение диалогической речи, расширение кругозора, воспитывают толерантность к мнению других участников беседы. Все этим навыкам, а также умению работать в группе учат диалоги совместного выбора.

Диалогическая речь — это эффективный вид учебной деятельности для закрепления и отработки грамматических структур, лексики, культурологических реалий.

Диалог может помочь на этапе проверки любого задания на развитие речевых навыков. Совместное обсуждение учащимися выбранных или созданных ими вариантов ответов к заданиям по чтению, лексике, грамматике, аудированию решает не только проблему проверки, мотивации, застенчивости, боязни сделать ошибку, но и дает время на уроке для развития навыков говорения.

Пути преодоления трудностей при обучении диалогической речи

При организации учебной деятельности, направленной на развитие навыков говорения, в том числе, диалогического общения, учитель должен руководствоваться современными подходами к обучению. Некоторые традиционные подходы к обучению говорению уделяют слишком большое внимание грамматической правильности речи, в результате чего возникают проблемы, трудности при изучении английского языка, нежелание говорить из-за боязни сделать ошибку.

Основные причины трудностей, возникающих при выполнении заданий по говорению это: слишком пристальное внимание учителя к ошибкам, отсутствие мотивации, отсутствие необходимой поддержки (лингвистической и психологической). Рассмотрим, как эти сложности можно преодолеть.

Современный подход к обучению говорению предусматривает следующие ключевые моменты, которые помогают преодолеть трудности при обучении диалогической речи:

  • персонализация, то есть учащиеся охотнее и успешнее выполняют задания, которые предполагают описать свой жизненный опыт, представить себя на месте действующего лица;
  • построение диалогов, в которых возможна вариативность, создание собственной сюжетной линии, проявить свою индивидуальность;
  • больше работать в парах, группах, так как это снимает проблемы стеснительности и дает возможность увеличить время практики разговорной речи на уроке;
  • соблюдать баланс между правильностью речи и свободным владением языком, учитель должен осознавать, что при спонтанной речи и на этапе обучения нельзя концентрировать внимание на грамматической правильности речи;
  • задача учителя обеспечить учащегося инструментарием для успешного ведения беседы, дать время на подготовку, если задание предполагает использование новых лексико-грамматических или речевых единиц, что непременно скажется на лексико-грамматической наполняемости и скорости речи при разыгрывании диалога;
  • учитель должен предоставить учащимся возможность больше говорить на уроке, сведя к минимуму время, когда говорит учитель, тем более на старшей ступени обучения. Урок должен быть спланирован для обучения школьников, а не для практики учителя.

Инструментарий для построения диалогов

Для свободного владения языком и умения вести беседу на английском учащимся, прежде всего, должны научиться владеть «лексикой собеседника», уметь правильно согласиться, не согласиться, использовать различные фразы для выражения своего мнения, предлагать и запрашивать идеи.

С целью обучения учащихся данной лексики желательно использовать наглядный материал. Он может быть представлен на стенде в классе, либо в качестве раздаточного материала, который учащиеся используют каждый раз, выполняя задания на построение диалогического высказывания, пока не смогут использовать эту лексику в речи свободно.

Примеры наглядного материала на использование «лексики-собеседника»:  

Expressing your personal attitude 

  • Personally I …
  • As far as I’m concerned …
  • As far as I know/I can see …
  • It occurs to me that …
  • I’m quite /absolutely sure …
  • From my point of view …
  • I’m convinced that …

Giving and asking for ideas

  • We could start by talking about …
  • Shall we first …?
  • What’s your opinion?
  • How do you see that?
  • Would you share my point of view… 

Deciding what to do 

  • To sum it all up …
  • To cut a long story short …/In brief …
  • In other words …
  • Shall we make a decision?
  • I’ve come to the conclusion that …

Agreeing 

  • I couldn’t agree more It’s a brilliant/amazing/astonishing idea…
  • I can’t say anything against 

Disagreeing 

  • I see what you mean but I’m not convinced that True, but I’m afraid I disagree (with) …
  • Perhaps, but I can’t help thinking that …
  • I take your point, but that’s not the way I see it. I’m not sure it’s a wonderful idea.

Диалог — это двустороннее действие и важно объяснить учащимся, что собеседника нужно слушать, реагировать на его реплики, идеи, показывать свою заинтересованность в беседе. Чтобы показать заинтересованность можно воспользоваться приемом переспроса услышанной реплики или повторения ее с усилением стресса, то есть использовать восклицательные предложения.

Даже в старших классах на разминку можно дать следующее упражнение на формирование умения реагировать на слова собеседника.

Use the phrases in the box to respond to the following.

  1. They won the match.
  2. The match was fixed.
  3. He scored the winning goal.
  4. I saw the match live.
  5. It was a record-breaking jump.
  6. She just seemed to go to pieces.

Questions

  • Has he really?
  • Are they really?
  • Did he really?
  • Did you really?
  • Was it really?
  • Can she really?

Exclamations positive

  • Wow! That’s great!
  • That’s brilliant!
  • How exciting!

Exclamations negative

  • Oh, no! That’s awful!
  • How embarrassing!
  • How unlucky!

Учащиеся должны быть также психологически готовы к тому, что спонтанная речь может требовать пауз для обдумывания, формулирования идей. Эти паузы помогают заполнить слова «fillers», с которыми учеников тоже нужно ознакомить, отрабатывать на практике.

Buying time 

  • Well… Let me see …
  • What else (can I say)?
  • Is there anything I can add to that?

Gathering your thoughts 

  • I’m not quite sure, but I think …
  • I haven’t thought about it before, but perhaps …
  • I don’t really know, but I imagine …

Особенность упражнений на отработку указанной лексики в том, что они направлены на установление вербальных связей, то есть учат реагировать на услышанное высказывание.

How to join the conversation 

  • By the way, …
  • That reminds me…
  • Excuse me, I’d just like to say…
  • That’s right, but I don’t think that…

Responses 

  • Marvelous!
  • Great!
  • Absolutely fabulous!
  • I see your point.
  • What a surprise!
  • You must be joking.
  • I can’t believe it!
  • I am totally confused.

Все вышеуказанные фразы и выражения требуют регулярной отработки на практике, в диалогах, беседах, дискуссиях на уроках.

Диалог на этапе урока «Введение в тему»

С целью усвоения и выработки автоматизма в использовании фраз-клише, как указывалось выше, можно использовать различные речевые упражнения на уроках. Простыми, короткими по времени и поэтому чаще всего используемыми являются мини-диалоги. Они могут использоваться для введения в тему урока, введения в тему аудирования или чтения. Речевые ситуации должны постоянно возникать на основе этих упражнений, сопровождая развитие других речевых умений и навыков и выполняя главную цель — научиться общаться.

Цель таких упражнений Lead-in не точное использование языковых форм (без ошибок), а помимо введения в тему, развитие навыка реагировать на высказывание собеседника, то есть свободного владения клише для диалогов, расширение практики разговорной речи непродолжительное время, что облегчает задачу и, следовательно, делает задание несложным.

Пример 1 — задание на введение в тему рока

Put these holidays in order of preference. Discuss in pairs why have you chosen that order.

  • An activity holiday
  • A beach holiday
  • A self-catering holiday
  • A camping holiday
  • A package holiday

Пример 2 — задание на введение текста для чтения

Discuss in pairs:

  • What means of communication can you think of?
  • How do they affect our lives?
  • How do you think they will develop in the future?

Пример 3 — задание на введение в тему «Спорт»

Discuss in pairs questions on the board.

  • Would you describe yourself as a sporty person?
  • What’s your favourite sport? Why?
  • Have you ever been on an adventure holiday?
  • Would you like to try any extreme sports? Why?
  • What is more important: winning or taking part?
  • How important is sport to you?
  • Do you think children should have to do PE at school? Why? Why not?

Пример 4 — задание на введение в тему «Здоровый образ жизни»

Discuss in pairs questions on the board.

  • What are the best ways to stay fit and healthy?
  • Do you try to have a healthy diet?
  • Do you exercise regularly?
  • What is the healthy system like in your country?
  • Can you think of any ways to improve the health system in your country?
  • Would you like to work in the medical profession?

Обмениваясь мнениями по всем предложенным вопросам, учащиеся используют фразы-клише для выражения своего мнения, фразы реагирования на высказывания собеседника, фразы для заполнения пауз для обдумывания, с которыми они уже знакомы, видят их на доске или имеют в качестве раздаточного материала, как говорилось выше.

Речевые ситуации с использованием картинок 

Задания на составление диалогов с использованием картинок считаются более сложной формой диалогической речи, чем составление диалога по заданному письменному тексту, так как в этом типе задания часто присутствует догадка. Кроме того, визуальный образ порой мешает учащимся сосредоточиться на теме, они начинают описывать все, что видят на картинке, не уделив должного внимания заданию. Поэтому такой тип заданий требует отдельного внимания и понимания стратегии выполнения.

В качестве несложных заданий подобного типа можно взять картинки, вводящие тему урока, чтение, аудирование.

Пример задания на введение в тему «Защита окружающей среды»

The pictures present environmental issues.

Такие задания хорошо задать на обсуждение в парах, с просьбой обязательно использовать клише для выражения своего мнения, согласия/несогласия, догадки, предположения. На таких простых примерах учащиеся учатся обсуждать проблему, а не все что изображено на фото.

Для отработки речевых клише-приглашения, согласия/несогласия в диалогической речи можно пользоваться заданиями-схемами, как в примере ниже «Приглашение на концерт».

Act out a dialogue:

Student 1

Student 2

Say hello.

Say hello. Invite your partner to go and see a local group tonight.

You can’t say why not. Suggest another night or another concert.

You can’t. Say why not. Suggest doing something different next week.

Agree. Suggest a time and a place to meet.

Agree. Say goodbye.

Say goodbye.

 

Диалог на этапе проверки заданий на развитие речевых навыков

Диалогическую форму работы можно использовать и на этапе урока — проверка выполненного задания по грамматике, лексике, чтению, что увеличивает время разговорной практики на уроке, дает возможность еще раз использовать фразы-клише, снимает психологические дискомфорт при проверке, делает учащихся активными участниками урока и повышает мотивацию.

Алгоритм такого диалога по проверке задания может быть либо, разработан самими учениками, либо предложен учителем. Главное, чтобы учащиеся владели стратегией выполнения такого задания.

Схема построения диалога-проверки:

  • What have you got in № 1?
  • I’ve written/chosen … because …
  • I totally agree/disagree because …
  • I’m not sure on this point. Let’s ask the teacher. 

Заключение

Коммуникативный подход в обучении иностранному языку означает, что для успешного овладения этим языком учащиеся должны знать не только языковые формы (грамматику, лексику, произношение), но также иметь представление о том, как их использовать для целей реальной коммуникации.

Главным компонентом коммуникативного подхода является коммуникативная компетенция, под которой следует понимать способность реализовывать обучающимися лингвистические знания и умения, выбирая коммуникативное поведение в соответствии с целями и ситуацией общения.

Диалог является коммуникативной формой устного общения, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Учебный диалог должен отражать реальные жизненные ситуации, т. е. быть ситуативным, учитывать интересы подростков, давать им возможность применить свой жизненный опыт, т. е. быть личностно-ориентированным.

Диалогическая речь при обучении иностранному языку является одновременно и целью и средством этого обучения. Поэтому использовать диалог нужно на всех этапах урока иностранного языка, что увеличивает объем речевой практики, вовлекает учащихся в ход урока, помогает решить некоторые трудности при обучении иностранному языку, повышает мотивацию к обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы обучения диалогической речи

Данная разработка может быть полезна для учителей в обучении учащихся диалогической речи, одним из самых трудных видов речевой деятельности....

Повторяемость и вариативность в процессе обучения диалогической речи.

Это практические рекомендации при обучении диалогической речи....

Обучение диалогической речи на начальном этапе изучения иностранного языка

Ведущая цель изучения английского языка – коммуникативная.         Мы знаем, что основной и ведущей целью в преподавании иностранных языков в школе является ком...

Обучение диалогической речи по теме "Evironmental Problems", 8 класс, УМК О.В.Афанасьевой

Данный материал - открытый урок с анализом, приложениями и презентацией. В своей деятельности я больший акцент делаю на обучении устно-речевому общению.Формирование навыка и умения ведения диалога осу...

Системно - деятельностный подход в обучении диалогической речи на уроках английского языка

Некоторые приёмы обучения диалогической речи на уроках английского языка в контексте ФГОС. (доклад и презентация)...

Обучение диалогической речи на уроках английского языка.

Основные аспекты обучения диалогической речи на уроках иностранного языка....

Интерактивные технологии обучения диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка

Использование активных методов обучения иностранному языку становится приоритетным направление в образовании. Вашему вниманию предоставляется небольшая статья, в которой раскрыты основные а...