Методический материал "Технология развития критического мышления".
методическая разработка по английскому языку

Решитько Юлия Ивановна

Методический материал "Технология развития критического мышления".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления

Данная технология появилась  в российском образовании в 1997 году, ее авторы – американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Структура педагогической технологии развития критического мышления посредством чтения и письма стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Важным в данной  технологии является следование трем фазам: evocation ( вызов, пробуждение), realization (осмысление новой информации), reflection (рефлексия) и соблюдение определенных условий: активность участников процесса, разрешение высказывать разнообразные идеи.

Первая стадия (фаза) – вызов, когда ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы ТРК позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии  информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Технология представляет собой  целостную картину, формирующую навыки работы с текстом. Особенность технологии -  работа с информацией - чтение и письмо.

Цель данной образовательной технологии – развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с  информацией, анализировать различные стороны  явлений).

Основной подход многих современных учебных пособий – репродуктивный. Основа таких пособий – повествование, описание. Лишь некоторые задания позволяют выйти на уровень синтеза и оценки изучаемых явлений, то есть на уровень продуктивных когнитивных умений учащихся. ТРКМ в большей степени работает на развитие продуктивных умений, то есть на развитие интеллектуальных умений более высокого уровня. Но главная цель – развитие метакогнитивных способностей и умений учащихся, таких как способность к самооценке, самоконтролю, умению планировать собственную деятельность, что в конечном итоге должно привести к самообразованию учащихся. Критическое мышление – открытое рефлексивное оценочное мышление. Это именно та технология, которая решает вопрос развития коммуникативной культуры. В процессе работы по фазам ТРКМ учащийся понимает ценность своей работы, чувствует свое  единение с другими и значимость своей работы. С другой стороны, во время общения идет постоянный процесс самооценки, осознается необходимость правильной аргументации своего мнения, повышается мотивация к обучению. Главная цель  технологии развития критического мышления -  развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.

И основной путь с самообразованию – развитие критического рефлексивного мышления, обучение рефлексии, развитие когнитивных и метакогнитивных умений высокого уровня. Механизмы  рефлексии воплощаются в метакогнитивных умениях, которые  в отличие от конкретно-содержательных умений, формирующихся по законам логики, формируются на основе рефлексии. Процесс рефлексии заключается в осознании собственных мыслей и действий, в осознании мыслей и действий другого человека. В процессе работы формируется собственный метакогнитивный опыт – это ментальные структуры, позволяющие осуществлять непроизвольную регуляцию процесса переработки информации и произвольную, сознательную организацию собственной интеллектуальной активности. На основе индикаторов метаконитивного опыта формируются: способность планировать, предвосхищать, оценивать, выбирать стратегию обучения. Уровень знание – понимание – это репродуктивный уровень знаний. Чтобы проверить эти знания, мы используем задания типа: «решите», «прочитайте», «назовите», «перескажите». Эти действия лидируют в школе. Пожалуй, только задание типа «найди ошибку» выводит на уровень анализа, то есть на более высокий  уровень мыслительной деятельности. Продуктивный уровень знаний –применение, анализ, синтез. Применение знаний (использование понятий в новых ситуациях, применение законов), анализ ( выделение скрытых предположений, видение ошибок в логике рассуждения, проведение разграничений между фактами и следствиями), синтез (написание творческого сочинения, составление плана исследования).

За когнитивными  умениями следуют метакогнитивные, такие как способность к планированию собственной учебной деятельности, самоанализу, самооценке, которые помогают учащимся выйти на способность к самообразованию.

Функции фаз технологии.

Важнейшими функциями фазы вызова являются:

  • Информационная. Вызов уже имеющихся у  учащихся знаний, опыта по теме.
  • Мотивационная. Предъявляя свой опыт, мы ждем его подтверждения и расширения, задавая свои вопросы, хотим получить на них ответы, это всегда интересно ученику.
  • Систематизационная. Часто на стадии вызова учитель дает задание или помогает учащимся систематизировать  материал для его изучения, для этого служат отдельные приемы ТРКМ ( кластеры, линии сравнения в концептуальной и сводной таблицах).
  • Целеполагания.  Озвучивая свои вопросы к изучаемому, систематизируя знания на стадии вызова, ученик выбирает направления изучения темы, ставит собственные цели.

Итак, на стадии вызова рождается первоначальное знание, активизируется опыт, формулируются вопросы, на которые хочется получить ответ – то есть информация, которую необходимо проверить, дополнить, изучить.

Вторая стадия урока – смысловая, где даются новые знания. Таким образом, основными функциями смысловой стадии остаются: информационная, мотивационная, функция целеполагания.

На стадии рефлексии учителю важно организовать обсуждение пройденного таким образом,  чтобы ученик смог оценить и продемонстрировать, как  изменилось его знание от стадии вызова к стадии рефлексии. Технология развития критического мышления построена на рефлексии и одновременно обеспечивает ее развитие.

Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности, независимо от конкретного предметного содержания.

Приемы стадии вызова.

  1. Прием «Выглядит, как.. Звучит, как…»

На стадии вызова учащимся предлагается вписать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые у них возникают при данном слове или в связи с данным понятием.

  1. ПМИ – плюс – минус- интересно. Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией. По ходу чтения параграфа или прослушивания новая информация заносится в таблицу, заполняются соответствующие графы. При использовании данного приема информация не только более активно воспринимается, систематизируется, но и оценивается.
  2. Таблица «Верные – неверные утверждения».

 Учитель дает несколько утверждений, задача учеников до чтения текста предположить, какие являются верными, а какие нет. Таблица «верные – неверные утверждения» - универсальный прием технологии развития критического мышления, позволяющий работать с любыми видами текста.

  1. Кластеры.

 Наиболее известным приемом технологии можно назвать прием «Кластер». Прием заключается в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде «грозди». «Грозди» - графический прием систематизации материала.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на  любой из трех фаз урока. Если мы используем этот прием на стадии вызова, то это вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления это способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного. «Тонкие вопросы» (Кто? Что? Когда?). «Толстые вопросы» - (Дайте три объяснения. Объясните, почему… Почему вы думаете..?

  1. Игра «Верите ли вы?» Учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. После того, как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать текст параграфа, найти подтверждения своим предположениям и ответы на вопросы.
  2. «Ромашка Блума». Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
  • Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.
  • Уточняющие вопросы. Они обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что?» Целью этих вопросов является предоставление человеку возможности для обратной связи, относительно того, что он только что сказал.
  • Интерпретационные вопросы. Они обычно начинаются со слов «Почему?».
  • Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем их творческими.
  • Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»
  • Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Как бы вы поступили на месте героя?»

Приемы стадии осмысления

Существуют отдельные приемы, работающие на стадии осмысления.

  1. Инсерт – это маркировка текста значками по мере его чтения.
  • -  уже знал.

+    -  новое

-    - думал иначе

?  - не понял, есть вопросы.

Следующим шагом может стать заполнение таблицы, количество граф которой соответствует числу значков маркировки. Таким образом, мы обеспечиваем вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица сделают зримым процесс накопления информации,  путь от старого знания к новому.

  1. Бортовые журналы.  В бортовые журналы учащиеся записывают свои размышления до начала изучения темы и после знакомства с материалом. Что мне известно по данной теме? / Что нового я узнал из текста. На стадии рефлексии идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей бортового журнала, суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в классе.
  2. Дневники.  Цитата / Комментарии.  В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатления, озадачили их, вызвали протест, удивление, восторг. Справа они должны дать комментарий: что заставило их записать именно эту цитату.

Приемы стадии рефлексии.

  1. Синквейн. (пятистишие)

1-я строка – название стихотворения, тема (обычно существительное).

2-я строка – описание темы (два прилагательных)

3-я строка – действие (обычно три глагола, относящиеся к теме)

4-я строка – чувство (фраза из четырех слов, выражающих отношение автора к теме)

5-я строка – повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное)

  1. Прием «Общее - уникальное». Это прием, который способствует развитию важного метапредметного умения – способности выделять и кратко представлять общие  и особенные черты при сравнении двух и более предметов, явлений, фактов. Используя  графические методы (Кольца Венна) представьте, назовите, впишите общие и уникальные черты двух изученных явлений, объектов.
  2. Перекрестная дискуссия.  Вопрос или спорное утверждение могут быть предложены организатором дискуссии или самими ее участниками. Таблица: аргументы «за», аргументы «против». Участникам дискуссии предлагается заполнить таблицу. Они работаю в парах, последовательно записывая несколько аргументов «за» и несколько «против».
  3.  Стратегия «Рамка», или «Статья».  Цель данной стратегии – собрать, систематизировать, отобрать и логически выстроить необходимую информацию на заданную тему. Группе дается тема будущей статьи. На первом этапе работы учащиеся получают задание составить план будущей статьи и презентовать его. На втором этапе учащиеся получают разнообразные источники по заданной теме. Задача этого этапа – прочитать и проанализировать все источники, выбрать наиболее значимую информацию, раскрывающую заявленные пункты плана. На третьем этапе идет презентация работы.

Мы говорим о технологии рефлексивного характера, целью и конечным результатом которой является овладение субъектом способами самого рефлексивного мышления, надпредметными когнитивными умениями, которые в дальнейшем входили бы в интеллектуальный аппарат личности и применялись в процессе самостоятельных поисков и открытий. Таким образом, можно сделать вывод, что технология критического мышления может усиливать рефлексивные механизмы, обучать рефлексии, технологически ее обеспечивать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для методического сборника. Технология развития критического мышления на уроках литературы - стадии и методические приёмы.

В статье рассматриваются стадии и методические приёмы для развития критического мышления на уроке литературы...

Доклад по теме "Методические приёмы развития критического мышления на уроках информатики"

Как определить критическое мышление? Какие существуют приёмы  и технологии развития критического мышления?...

Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"

Тезисы мастер-класса "Прием  "Шесть шляп критического мышления""...

Методическая статья " Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания"

В работе представлены   приемы   и  способы   развития   критического  мышления   на  уроках  истории  и обществознания...

Методические рекомендации использования технологии развития критического мышления при изучении курса биологии для формирования и развития универсальных учебных действий в теме «Царство Растения» (5 класс)

Данный материал может быть использован для проведения урока по биологии в 5 классе. Использована технология  развития критического мышления....

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....