Дети со сложной структурой дефекта: принципы обучения и факторы успешности.
учебно-методический материал по теме

Елисеева Татьяна Вадимовна

В настоящее время всё чаще приходится сталкиваться с таким понятием, как ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании). Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedagogicheskom_sovete.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Дети со сложной структурой дефекта:
принципы обучения и факторы успешности.

 «Нет необучаемых детей, нужно просто

уметь любить их такими, какие они есть».

В настоящее время всё чаще приходится сталкиваться с таким понятием, как ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании). Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.

В  число детей с особыми образовательными потребностями входят и дети, имеющие сложную структуру дефекта.

Сложный дефект это не просто сочетание, или математическая сумма двух или нескольких дефектов развития. Соединение этих дефектов дает новое качество, этот конгломерат имеет особую структуру, которая явно его отличает от каждой аномалии или их простой суммы.

К категории детей со сложными дефектами относятся дети с умственной отсталостью, которая усугубляется нарушениями слуха  и/или нарушениями зрения. Кроме того этот печальный список дополняется детьми глухими с серьезными нарушениями зрения, здесь же и слепоглухонемые дети. В числе сложных дефектов и задержка психического развития, сочетающаяся с дефектами слуха или зрения, а также глухота с соматическими пороками, а это заболевания ЖКТ, почек и  печени, врожденные пороки сердца. В последнее время специалистов беспокоит и появление достаточно большого количества детей с аутистическими расстройствами, которые сопровождают другие дефекты развития - умственную отсталость, задержку психического развития и др., а иногда проявляются изолированно.

Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и обучения в школе. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям.

Официальных утверждённых программ для  детей со сложной структурой дефекта нет, кроме программ для слабослышащих и глухих детей. Единственный вариант, который признаётся в нашей системе государственного коррекционного обучения – это программа для детей-имбецилов, которая лишь частично подходит для работы, а методические разъяснения бедны, малоэффективны и не учитывают приоритетности проблем, стоящих перед этими детьми и их семьями.

Коррекционная работа и взаимодействие с  детьми   со   сложными  нарушениями развития может быть эффективной лишь при личностно-ориентированном подходе, кроме того она должна проводиться строго систематически, с поэтапным усложнением обучающего материала, с учетом зоны ближайшего развития и  постепенным снижением видимой помощи взрослого. Непрерывный контроль динамики развития ребенка должен иметь обязательную обратную связь с индивидуальной программой.

 Организация и основные направления работы с детьми со сложной структурой дефекта.

Уроки  с детьми данной категории делятся на две части: первая - образовательная, вторая - игровая. Длительность и соотношение частей определяется из реальных возможностей нервно-психического здоровья детей класса. Обучение проводится в очень медленном темпе, с паузами, дающими ребенку возможность проявить собственную активность. Всё коррекционно-развивающее обучение предусматривает применение здоровьесберегающих технологий.

Основными направлениями  деятельности по сопровождению являются: - выбор образовательного маршрута   в процессе сопровождения развития ребёнка;  в соответствии с концепцией СФГОС в образовании умственно отсталых детей из двух составляющих ведущим становится не получение академических знаний, а развитие социальной компетенции учащихся. С этих позиций совершенно неважно, по каким учебникам они обучаются. Поэтому в своей работе использую учебники  разных классов.  На начальной ступени образовательного маршрута предлагается выделить основные, взаимосвязанные содержательные линии обучения, раскрывающие как академический компонент, так и жизненной компетенции:

 I.Язык и речевая практика

1. Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;

2. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;

3. Развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.

II.Математика и применение математических знаний

1. Овладение началами математики (понятием «числа», вычислениями, решением простых арифметических задач и др.);

2. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах обыденной практической деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.) 

3. Развитие вкуса и способности использовать математические знания для творчества.

- выбор коррекционно-развивающего маршрута является следующим направлением в деятельности системы сопровождения  для  преодоления личностных проблем в развитии ребенка.

Основными задачами коррекционно-развивающего маршрута являются:

  1. формирование представлений ребенка о себе;
  2. формирование умений позаботиться о себе и содействовать обеспечению своего существования;
  3. формирование представлений об окружающем мире и ориентации в среде;
  4. развитие навыков коммуникации и общения в доступных видах социальных отношений;
  5. познание предметного мира и участие в созидательной деятельности.

- и одним из важнейших, актуальных направлений сопровождения выступает  игрокоррекция с использованием здоровьесберегающих технологий, которые в итоге  способствуют усвоению школьных базисных знаний и умений. Коррекционная направленность игрокоррекции  проявляется в исправлении нарушенных психических функций (недостаточность зрительного, слухового восприятия, нарушения пространственной ориентировки и др.), вызывающих у детей так называемые школьные трудности, в развитии познавательных процессов.

            Получая, таким образом, осмысливаемое образование, ребенок с ОВЗ овладевает действительно полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.

Коррекционная работа с  детьми   со   сложными  (комплексными) нарушениями развития должна  быть личностно-ориентированной, проводиться систематически, с поэтапным усложнением содержания материала, учитывать зону ближайшего развития и  постепенным уменьшением помощи взрослого. Непрерывный мониторинг динамики развития ребенка должен обеспечивать гибкую адаптацию индивидуальной программы.  Коррекционно-педагогическая работа с детьми со сложной структурой дефекта может быть эффективна при условии овладения педагогами содержанием и методами социального воспитания детей, а также при систематическом самообразовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс. Организация обучения и содержания детей со сложной структурой дефекта.

В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии . К множественным нарушениям детского развития относят сочета...

Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"

Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"....

Схема. Игра , как одна из форм обучения детей со сложной структурой дефекта

Схема. Игра , как одна из форм обучения детей со сложной структурой дефекта....

Презентация к педсовету "Комплексный подход в обучении детей со сложной структурой дефекта""

В данной презентацииописаны факторы, влияющие на возникновение нарушений развития, раскрыта структура сложных дефектов....

Дети со сложной структурой дефекта: принципы обучения и факторы успешности.

В статье рассматривается вопрос обучения детей с особыми образовательными потребностями, в частности со сложной структурой дефекта. Описаны принципы обучения таких детей, основные направления и фактор...

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)

Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...

Программа обучения детей с ОВЗ по предмету «Письмо» ( адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) 8 класс

Цель программы - общее развитие учащихся и коррекция их познавательных возможностей.Задачи:1.Формирование  мотивации к урокам письма,  умение слушать учителя и  выполнять ег...