Внеклассное чтение на уроках английского языка в 5 классе по произведению «Красавица и чудовище»
методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Арехва Елизавета Юльевна

Данная методическая разработка содержит идеи для проведения занятий по внеклассному чтению на уроках английского языка в 5 классе по сказке "Красавица и чудовище" Жанны-Мари Лепренс де Бомон. Продуктом этих занятий может стать театральная постановка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уроки внеклассного чтения на английском языке в 5 классе по произведению «Красавица и чудовище»

Чтение художественной литературы на изучаемом языке помимо обогащения словарного запаса, способствует развитию устной речи, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает аналитическое мышление и умение работать с текстом. Приучать к чтению художественных текстов необходимо уже с 5 класса, когда у учащихся есть необходимый словарный запас, знание базовых грамматических времен Present/Past Simple, Present Continuous и более высокий уровень развития их познавательных процессов.

Для того, чтобы уроки проходили успешно, важно выбирать произведения посильные для самостоятельного чтения, не перегруженные лексикой и грамматикой. Количество незнакомых лексических единиц на странице должно быть не больше двух-трех. Наша задача, чтобы чтение стало удовольствием, а не превратилось в постоянное обращение к словарю. Основными критериями отбора текстов являются: яркий, занимательный или знакомый сюжет; близость к интересам учащихся; наличие дополнительных материалов, которые можно привлечь (аудио-видео материалы: фильмы, мультфильмы), возможность различных изменений содержательной стороны текста; воспитательная ценность.

Также к тексту необходимо подбирать/составлять упражнения с целью стимуляции речевой деятельности, возможности формирования навыков устной речи, умения высказывать свое мнение. В условиях школьного обучения полный отказ от упражнений не целесообразен.

Учитывая все вышесказанное, я выбрала адаптированную версию произведения Жанны-Мари Лепренс де Бомон «Красавица и чудовище», в котором основной акцент сделан не на сказочности, а на качествах главных героев. Урок по произведению проводился раз в неделю.  https://english-e-reader.net/book/the-beauty-and-the-beast-jeanne-marie-leprince-de-beaumont

Сначала учащиеся познакомились с биографией автора. С этой целью выбирались интересные факты, которые можно донести до пятиклассников 1-2 предложениями в Past Simple. Далее, учащиеся рассматривали обложки книг «Красавица и чудовище» старинных изданий, сравнивали и обсуждали иллюстрации. В итоге, учащимся было предложено нарисовать свою обложку (титульный лист) для последующих страниц сказки, которые будут выдаваться на последующих уроках. Когда все листы были готовы, учащиеся должны были прикрепить свои работы на доску, работы были пронумерованы. Далее, учащимся было предложено загадать обложку, описать ее, остальные должны были угадать (повторение лексики и грамматических структур для описания внешности).

Дальнейшая работа всегда включала в себя три этапа: упражнения перед чтением текста, текстовый этап и послетекстовый этап. Продуктом этой работы в конце стал сценарий для театральной постановки, написанный самими учащимися.

В процессе работы над текстом необходимо напоминать учащимся о конечной цели работы – составление сценария и подготовка театрализованного представления. Для этого с самого начала класс был поделен на группы по желанию ребят и объяснены их роли: сценаристы, реквизиторы (предметы, появляющиеся в сказке, одежда), декораторы (декорации к спектаклю), актеры. На каждом этапе мы отмечали необходимую информацию для каждой группы. Домашним заданием для сценаристов было подготовить и оформить сценарий по каждой главе, для реквизиторов и декораторов – подготовить, найти, нарисовать необходимые предметы, появляющиеся в каждой главе, актеры начинали учить свои роли после того, как сценарий был прочтен на уроке и одобрен классом.  

        

        Варианты заданий на уроках:

Предтекстовые упражнения (работа над незнакомыми или сложными словами и грамматикой, использованными в тексте).

1. Найти пары: слово и картинка. Учащимся даны 2 колонки, их задача соединить пары стрелочками.

2. Подобрать антонимы к предложенным словам. Например, unfriendly is the opposite of friendly, lazy, unhappy, beautiful, terrible, rich.

3. Работа с грамматикой проводится с помощью заполнения пропусков. Отрабатывается Present Simple/Present Continuous: 'I_____(not) afraid,' says Beauty. She ____(go) to see the big garden and she _____(be) surprised.

4. Составьте предложения с предложенными словами, чтобы стало ясно их значение. “Merchant” sells things; has a lot of money; is usually rich.

Текстовый этап может осуществляться следующими способами: учащиеся читают дома, затем вслух в классе, либо включить аудиозапись сказки и учащиеся следят по тексту.

Послетектовый этап. Контроль понимания общего содержания.

Обратная связь осуществляется в процессе чтения и способствует более полному осмыслению информации текста. Вот примерные задания:

1. Перечислить последовательно всех действующих лиц в каждой главе и назвать по порядку все места действий, названные в тексте (для дальнейшего написания сценария).

2. Озаглавить главные смысловые части текста (несмотря на то, что части уже озаглавлены на сайте, необходимо распечатывать текст без названия глав, а потом уже сравнить с вариантами ребят)

3. Найти (выписать) предложения, выражающие главную мысль отдельных частей текста и необходимые для сценария спектакля.

4. Прочитать (выписать) те фрагменты из текста, которые характеризуют того или иного героя (внешность, черты характера – учитывать это при подготовке спектакля).

5. Продолжить (окончить) рассказ одной или двумя фразами на английском языке.

6. Ответить на вопросы (или составить дома вопросы самим), ответы на которые учащиеся могут найти в тексте.

7. True/False – предложения могут составлять как учитель, так и учащиеся в качестве домашней работы.

8. Storyboard - пересказать текст, нарисовав самим картинки к нему, сокращая его и выбирая главное.

9. Составить викторину для одноклассников по деталям сюжета.

Также для работы над текстом важно использовать и творческие задания.

1. Пересказать текст от лица различных персонажей. Здесь учащимся можно даже пофантазировать, ведь в тексте не может содержаться вся информация о поведении и местоположении того или иного героя.

2. Предложить картину-иллюстрацию (декорации для спектакля по произведению) к тексту, не рисуя ее, а просто описать, что там будет.

3. Написать свои вопросы к персонажам, если бы была возможность оказаться там.

4. Написать письмо герою или героине книги, предупреждая его (ее) о том, что может случиться.

5. Дать совет герою (героине)

        

        В заключении хочется отметить, что уроки внеклассного чтения обладают огромным потенциалом, ведь учащиеся отвлекаются от обыденности уроков по учебнику, окунаются в живой язык, при этом отрабатывают и закрепляют необходимый грамматический и лексический материал, улучшают свои навыки речевой деятельности, не ощущая при этом давления отметок.

Список используемой литературы:

Соловова. Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. – Москва: Просвещение, 2006.

Селиванов. Н.А. Литературно-страноведческий подход к отбору текстов для домашнего чтения. – ИЯШ, №1, 1991.

Беспальчикова. Е.В. Обучение анализу текста. – ИЯШ, №2, 2002.

Миролюбов А.А., Рахманов И.В., Цетлин В.С. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. – Москва: Просвещение, 1967.

Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - Москва: Арктика-Глосса, 2000.

Фадеев В.М. Домашнее чтение в старших классах, его организация и способы контроля. – ИЯШ, №6, 1979.

Лихачева В.Е. Внеклассное домашнее чтение на уроках английского языка https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/07/24/vneklassnoe-domashnee-chtenie-na-urokakh-angliyskogo 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное (домашнее) чтение на уроках английского языка.

Чтение оригинальной художественной литературы на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает ана...

Программа развивающего часа по английскому языку "Домашнее чтение на уроках английского языка"

Чтение оригинальной художественной литературы на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает ана...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т.Л. "Внеклассное (домашнее) чтение на уроках английского языка в колледже".

1. Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности и как средство формирования языковых навыков и умений.2. Виды чтения.3. Целевая направленность чтения художественной литературы4. Критерии ...

«Мастер класс» «Использование технологии АМО в процессе обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе» «Забавное чтение»

quot;Мастер класс". "Использование технологии АМО в процессе обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе ". "Забавное чтение"....

Сказки учебника «Starlight 2 – 4 » для обучения чтению и формированию интереса к чтению на уроках английского языка в начальной школе.

Все дети любят сказки. Сказки это , как правило, небольшие истории, которые всегда заканчиваются хорошо. Добро побеждает зло, а сказочные персонажи помогают хорошим героям бороться с неприятностями....

План – конспект открытого урока «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка», 6 класс

Урок направлен на формирование функциональной граммотности на уроках английского языка. Акцент сделан на формирование и развитие навыков и умений смыслового чтения, которые позволяют обучающимся ...

Формирования УУД через внеклассное чтение на уроках английского языка

Формирования УУД  через внеклассное чтение на уроках английского языка. Упражнения на уроках. Творческие задания...