Методика совершенствования фонетических навыков в средней школе на уроках иностранного языка
методическая разработка по английскому языку

Одной из задач педагога является развитие фонетических навыков на уроке иностранного языка с использованием современных приемов работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика совершенствования фонетических навыков в средней школе на уроках иностранного языка

 

В психологии опытом именуют подобный процесс, в составе которого единичные действия начали автоматизированными в следствии процедур.

Другие авторы считают, что опыт - данное отчасти автоматизированное процесс.

В педагогике опыт рассматривается равно как составляющий компонент мастерства, равно как автоматизированный процесс, доставленный вплоть до значительного уровня безупречности.

В британском стиле артикуляция считается и собственного семейства «визитной карточкой», дозволяющей установить возникновение создания, а таким образом и статуса сообщающего.

При обучении силлабических способностей молодых людей в заданиях британского стиля в обычном стадии никак не неважным остается способность прочитывать в известие в заграничном стиле.

Под фонетикой в преподавании иностранного языка считается умение строить правильные и диалогические высказывания, владеть при этом темпом, манерой и паузами иноязычного языка вне зависимости с от их смыслоразличительных функций.

Главной целью преподавания фонетике в школе считается развитие слухо-произносительных и ритмико-тональных способностей.

Фонетические умения заключаются:

  1. Под речевыми слухо-произносительными умениями (СПН) понимаются умения фонемо-верного произношения абсолютно всех исследуемых звучаний в струе выступления, осмысления данных звучаний в выступления иных.
  2. Под ритмико-тональными умениями (РИН) понимаются умения тонального и ритмично верного дизайна выступления и, в соответствии с этим, представление выступления иных.

В обстоятельствах общеобразовательной главной средние учебные заведения нереально достичь совершенно верного, ближнего к выступлению носителя произношения. По этой причине делается цель достигать с подростков сравнительно верного произношения. Деятельность надо ним обязана базироваться в убеждении аппроксимации, т.е. приближения к верному произношению носителя стиля. В взаимосвязи с данным акцентируют рубежи развития силлабических способностей: первоначальный период, обычный и главный рубежи, углубленный период.

Начальный период считается наиболее сложным и отвечающим. Тут совершается развитие никак не только лишь слухо-произносительной основы, однако и абсолютно всех других непосредственно сопряженных с ней способностей и умений. Формирование слухо-произносительных способностей содержит: знакомство с звуками, тренировку обучающихся в их произнесении с целью развития умения, использование полученных способностей в произносимой выступления и присутствие громозвучном чтении.

Постановка звучаний, подготовка лексике, грамматике тут проходят в то же время. Знакомство с силлабическим феноменом совершается посредством явной, ряд утрированной презентации его характерные черты в звучащем тексте. Очередность предъявления силлабического использованного материала приказывается его делами с целью общения. По этой причине с 1-ый деяний требуется в некоторых случаях внедрять звучания, какие считаются более тяжелыми, никак не обладающими своего рода в родимом стиле. К примеру, ранее в 3-ем-4-ый заданиях британского стиля дети попадаются с такого рода тирадой, равно как «This is a…», и её вопрошающей конфигурацией «Is this a…?». Сперва педагог говорит речевую форма либо мотив, специализированную с целью освоения.

Речь педагога в этой стадии, равно как принцип, немного утрированна и демонстративна. Присутствие разъяснении и тренировке применяется аналитико-имитативный способ. Артикуляционные принципы вынашивают замененный (ориентировочный к верному произношению) вид. Данное принципы-указания, какие дают подсказку ученикам, которые аппараты выступления (губки, стиль) получают содействие в произнесении звука. К примеру, для того чтобы сказать британский звучание [w], необходимо губки округлить и ряд выставить в будущем, говоря российское «у».

При знакомстве с фонетическими явлениями объяснение обязательно должно происходить с демонстрацией эталонов, которые ученики слышат от педагога или в аудио записи, чтобы создавать условия, при которых школьники погружаются в звуках в тот момент, когда им объясняют правильную артикуляцию. Затем следует частая тренировка учащихся в произношении, происходящая на основе эталонов. Тренировка имеет два типа упражнений: активное слушание образца и осознанная имитация, упражнения на активное слушание и распознавание звуков, их долготы и краткости и упражнения на имитацию. Активное слушание («вслушивание») гарантируется предваряющими заданиями, которые помогают привлечь внимание к нужному качеству звука, интонеме; оно стимулирует выделение из потока слов конкретного звука, который подлежит запоминанию.

На среднем и старшем этапах обучения важно не только поддерживать сформированные навыки в рабочем состоянии, но и продолжать их усовершенствование. При отсутствии иноязычной среды происходит подавление языковых навыков родноязычными, и они легко притупляются. Произношение «сползает», происходит деавтоматизация фонетических навыков.  

Таким образом, главная задача среднего и старшего этапов – сохранение и совершенствование фонетических навыков. Поэтому важно органично вписать работу над произношением в общую работу над иностранным языком. Точки приложения усилий педагогов и учеников для закрепления фонетических навыков на продвинутом этапе: работа фонетической зарядки; отработка фонетической стороны нового лексико-грамматического материала; работа над произношением путем чтения вслух. Важно уделить внимание современным ритмико-интонационным моделям, аудированию не только учебных аудиозаписей с академической, слегка утрированной речью, но и живой аутентичной речи, различных акцентов, диалектов.

На продвинутых этапах усовершенствуются фонетические знания и закрепляются нормативные произносительные навыки. Работа над произносительной стороной речи идет в тесной связи с работой над другими аспектами языка - лексикой, грамматикой и интегрируется в коммуникативной деятельности школьников.

В методической стороне обучения английского языка отличаются никак не лишь рубежи формирования фонетических умений, однако и оглавление изучения фонетики в старшей школе.

Под содержанием обучения произношению понимается всё то, на основе чего происходит обучение учащихся слухо-произносительным и ритмико-интонациональным навыкам. Содержание по обучению фонетике в школе включает следующие компоненты, представленные на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Содержание обучения фонетике в основной школе

Структура лингвистического элемента обучения фонетике состоит из:

  1. фонетического минимума;  
  2. основные характеристики гласных и согласных звуков иностранного языка в сравнении с русским языком;
  3. фонетических правил.

Фонетический минимум обучения учеников 5-9 классов включает в себя:

  • фонемы (звуки);
  • интонационные модели наиболее основных типов простых и сложных синтаксических конструкций.

Фонетический минимум определяется в соответствии с двумя принципами: принцип соответствия потребностям общения и стилистический принцип.

Первый принцип включает следующий минимум: звуки и интонемы, которые имеют смыслоразличительную функцию. Количество интонем в минимуме складывается благодаря структурным типам предложений и их синтаксическим (логическим) значением.

Второй принцип обучения включает в себя полный стиль качественного литературного произношения. Диалектальные отклонения, а также неполный (разговорный) стиль произношения в школе не проходят.

Логичность изучения выбранного фонетического материала решается задачами формирования устной речи и чтения. В различных учебниках даже для одного и того же класса в зависимости от последовательности изучения речевых образцов может рассматриваться другая последовательность изучения фонетического материала.

Содержание психологического элемента содержания фонетической стороне речи строится, основываясь на учете:  

  1. интересов и формирования учебной мотивации по овладению фонетической стороны речи (фонетические конкурсы);
  2. развитие специальных способностей (фонетический и интонационный слух), т.е. способность человеческого ума анализировать и синтезировать речевые звуки на основе различных фонем языка и различать разные виды;
  3. фонетических навыков нескольких видов;  
  4. характер взаимодействия фонетических навыков с другими, например, лексическими и грамматическими.

Фонетические навыки проходят в своем развитие следующие этапы:

  • ориентировочно – подготовительный;
  • ситуативный;
  • варьирующе – ситуативный.

Каждый этап различается своим содержанием и целью обучения. Пройдя в своем развитии эти этапы, фонетические навыки получают определенные качества, присущие только речевым навыкам. Это «автоматизированность и сознательность», «прочность и гибкость».

Методический элемент обучения фонетике включает в себя навыки самостоятельной работы над фонетической стороной речи, например, в лаборатории; навыки по работе с фонетическими справочниками; использование различных схем (например, артикуляционного аппарата), других возможных опор и образцов иноязычной речи.

Организация обучения произношению звуков иностранных языков строится, опираясь на следующие положения:

  1. Коммуникативная направленность при обучении произношению.
  2. Ситуативно – тематическая обусловленность фонетического материала.
  3. Логическое сочетание сознательности с имитацией при работе над звуковой стороной речи.  
  4. Обеспечение наглядности при предъявлении звуков и интонем.
  5. Огромная опора на активность и целенаправленность действий учащихся.
  6. Личностный подход к формированию произносительной стороны речи учащихся в условиях коллективного обучения.
  7. Коррекция фонетических ошибок происходит в опоре на правильное произношение (речь педагога, речь диктора).

Работа над звуковой стороной речи идет в несколько этапов:  

  • 1 этап – развитие основ произношения (2-3-и кл. или 5-6-е кл.);
  • 2 этап – совершенствование и поддержание фонетических и ритмико-интонационных основ (4-11-е кл. или 7-11-е кл.).

Работа над фонетикой строится на основе типичных фраз в следующей последовательности:

  1. восприятие фразы на слух;
  2. ее осмысление;
  3. вычленение педагогом подлежащего фонетической отработке слова;
  4. проговаривание слова учениками;
  5. вычленение педагогом фонем в слове;
  6. пояснение его артикуляции;
  7. многократное воспроизведение звука учениками;
  8. про слова и фразы в целом.

При работе над звуковой стороной речи в рамках типовой фразы возможны два пути:

  • 1-й путь – имитационный (1-я группа фонем);
  • 2-й путь – аналитико-имитационный (2-я и 3-я группа фонем).

При объяснении фонетического материала педагог может пользоваться следующими приемами:  

а) имитация звука в потоке речи;  

б) сравнение звука с аналогичным явлением в родном языке;

в) сравнение фонетического явления внутри иностранного языка;

г) анализ фонетического явления;

д) объяснение фонетического явления (комментарий);

е) зрительное представление фонетического явления.

Развитие слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков – длительный и сложный процесс. Для этих целей следует порекомендовать следующие типы фонетических подготовительных упражнений.

  1. Упражнения на восприятия звука на слух:
  • в потоке речи;
  • в отдельном слове, в сочетании с пояснением педагога;
  • с последующим многократным повторением: сначала в отдельном слове, а затем - в речевом образце.
  1. Упражнения на воспроизведение фонетического явления (языковое фонетически направленное упражнение):
  • воспроизведение фонетического явления отдельными учениками;
  • хоровое воспроизведение вместе с педагогом;
  • хоровое воспроизведение без педагога;  
  • индивидуальное воспроизведение в целях контроля.
  1. Упражнения на автоматизацию произносительного речевого навыка в условно-речевых фонетических упражнениях:
  • работа над считалками;
  • работа над рифмовками;
  • работа над песнями;
  • работа над стихотворением;
  • чтение и проговаривание образцов речи диалогического и монологического характера;
  • чтение вслух отрывков из учебных и иностранных текстов.

Неплохим упражнением для поддержания и коррекции фонетических навыков может быть фонетическая зарядка. В нее педагог включает наиболее трудный в фонетическом отношении материал из следующего урока.

При обучении фонетической стороны речи считается целесообразным использование технических средств. ТСО дает ученикам образец для образцового произношения. Школьники подражают такому образцу речи и стремятся к нему.

Контроль слухо-произносительных навыков осуществляются при выполнении фонетических упражнений в классе, в говорении или чтении вслух. Только в этом случае можно объективно судить о степени практического владения фонетической стороной иностранной речи.

Таким образом, формирование фонетических навыков сложный и многогранный процесс, состоящий из четырех этапов: начальный, средний, старший и продвинутый, имеющий свои методы и приемы.

На среднем этапе для развития и закрепления фонетических навыков играют важную роль фонетические упражнения:

  • упражнения на восприятия звука на слух;
  • упражнения на воспроизведение фонетического явления;
  • упражнения на автоматизацию произносительного речевого навыка в условно-речевых фонетически направленных упражнениях;
  • фонетическая зарядка.

Для наилучшего запоминания фонетических навыков на уроке целесообразно использовать технические средства, чтобы ученики подражали именно речи эталона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектная методика как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка. Из опыта работы".

Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на прак...

Примеры методик парной работы в рамках деятельностного подхода на уроках иностранного языка.

Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обуче...

Использование ИКТ в школе на уроках иностранного языка

Использование ИКТ в школе на уроках иностранного языка...

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА...

Статья: "Обучение чтению в средней школе на уроках английского языка на примере работы с текстом «Harvest time around the world» из УМК Spotlight 5."

В статье описана важность развития чтения как вида речевой деятельности в средней школе. Приведены рекомендации по эффективной работе над техникой чтения с разноуровневыми классами. В качестве образца...

Развитие умений и навыков социального взаимодействия старшеклассников на уроках иностранного языка.

Реализация подрастающим поколением своих социальных функций в будущем, вхождение детей в социум зависит от того , насколько успешно ими усваиваются социальные роли в процессе взаимодействия с другими ...