Статья "Преимущества интерактивного обучения и игровых методик при изучении иностранного языка"
статья по английскому языку
В статье представлен обзор наиболее популярных игр, используемых мной на уроках и во внеурочной деятельности, а также описаны преимущества интерактивного метода обучения при преподавании иностранного языка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мартьянова Ольга Михайловна, учитель английского языка
Статья
Преимущества интерактивного обучения и игровых методик при изучении иностранного языка
Актуальность интерактивного обучения обусловлена требованиями современного мира: появление интернета и распространение информационных технологий принципиально изменили роль учителя, как главного источника и транслятора информации. Сам объем информации, увеличивающийся в геометрической прогрессии, делает невозможным его усвоение отдельным индивидуумом, поэтому задача современного учителя состоит в том, чтобы научить учеников добывать нужную информацию, критически ее осмысливать и уметь применять на практике. Интерактивное обучение строится на взаимодействии педагога и учеников с целью более эффективного присвоения знания (а не просто передачи информации от учителя ученику), активизации индивидуальных мыслительных процессов, актуализации личного опыта обучающихся.
С моей точки зрения трудно переоценить практическую значимость интерактивного обучения в преподавании английского языка. Именно поэтому учителя иностранного языка стали пионерами в создании различных коммуникативных методик, которые выводили язык из области сухой теории и рамок обычного школьного предмета в сферу практической коммуникации, которая позволяет ученикам не только получить доступ к всемирным источникам информации в интересующих их отраслях знаний, а следовательно, повысить свою компетентность и конкурентность на рынке труда, но и по-новому взглянуть на собственную культуру, способствовать самоидентификации в полилингвальном мире. Умение строить диалог является одним из самых необходимых умений в современном обществе, поэтому диалоговое, интерактивное обучение выступает и средством овладения иностранным языком, и способом развить базовые коммуникативные компетенции обучающихся. Интерактивные игры помогают выстраивать партнерские взаимоотношения, усовершенствовать все ролевые способы поведения, навыки работы в группе, что способствует успешной социализации каждого ребенка.
Поскольку спецификой предмета английский язык является его практическая, коммуникативная направленность, традиционные формы обучения не всегда могут в полной мере способствовать выполнению поставленных задач. В первую очередь, представляется необходимым создание уважительной, дружеской, мотивирующей к творчеству, атмосферы на уроке, которая бы не стесняла процесс коммуникации и построения высказывания каждым участником учебного процесса независимо от его уровня владения иностранным языком. В рамках традиционного подхода, когда ученик воспроизводит определенный материал, а учитель контролирует и оценивает точность его воспроизведения, трудно представить, что смогло бы мотивировать ребенка к непринужденному и живому высказыванию собственного мнения, а также самореализации его как личности. Так, практически каждый ученик "традиционного" обучения иностранному языку имеет печальный опыт зазубривания так называемых "тем- топиков", не имеющих отношения к его личному жизненному опыту, и как следствие, не умеющему построить связное монологическое высказывание о себе и решить элементарную коммуникативную задачу в реальных условиях живого общения.
Во-вторых, уход от репродуктивного изложения учебного материала, зачастую характерном для традиционного урока, способствует активизации творческого начала и инициативного подхода. Работа в парах, группах, малых группах, постановка интересных задач, помогает каждому участнику учебного процесса раскрыться как личности, внести свой собственный вклад в решение проблемы, тем самым повысить свою самостоятельность и инициативность, развить познавательную деятельность, перевести ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Организация дискуссий, "круглых столов", дебатов на темы, которые действительно волнуют подростков, являются наиболее эффективными способами заставить ребенка говорить, не боясь сделать ошибки, поскольку содержание высказывания становится более значимым, чем его грамматическая форма.
В этом смысле невозможно переоценить воспитательный потенциал уроков иностранного языка, выстроенных в рамках интерактивного обучения. Современные учебники по английскому языку построены на темах и лексике, близкой современным школьникам, от компьютеров до моды и экстремальных видов спорта, также в них представлен широкий спектр творческих заданий, направленных на обсуждение, постановку и решение проблем, осуществление проектной и исследовательской деятельности. Кроме того, богатый страноведческий и культурологический материал позволяет обсуждать различные аспекты многокультурного мира, в котором мы живем, воспитывать толерантность и национальное самосознание.
Для активизации же лексики и грамматики в свою очередь существует огромное количество активных учебных игр, в том числе мультимедийных, которые имеются в арсенале каждого учителя в силу доступности мультимедийных ресурсов. Помимо традиционных диктантов и заданий на выбор грамматических форм, которые вряд ли мотивируют к изучению грамматики и расширение вокабуляра, учитель может воспользоваться игровой медиатекой многочисленных образовательных сайтов и собственными разработками.
На своих уроках я активно использую игровые методы обучения, причем с доступностью ИКТ (практически в каждом кабинете имеется компьютер и мультимедийный проектор) наибольшей популярностью пользуются мультимедийные игры. В школе разработана обширная медиатека игр по иностранному языку, имеются свои традиции в проведении декады иностранных языков с использованием игровых компьютерных технологий. Так, большой простор для творчества представляют игровые шаблоны известных телевикторин «Своя игра», «Самый Умный», « Кто хочет стать миллионером?» и т.д. В игровое поле вводятся вопросы и задания соответствующего пройденного учебного материала. Данный вид игровой деятельности позволяет наиболее эффективно повторить и актуализировать страноведческий материал, лексику по изученным темам, поработать с дефинициями. Поскольку правила игры хорошо известны всем участникам, это существенно экономит время и позволяет оптимизировать учебный процесс. Соревновательный характер викторины делает процесс увлекательными, а вариативность форм позволяет учителю организовать игру так, чтобы это наиболее полно отвечало его учебным задачам. Работа в командах помогает формированию коллектива и благожелательной атмосферы, что немаловажно при изучении иностранного языка. Возможность оснастить игру звуковыми и видеофайлами позволяет визуализации страноведческой информации и способствует активизации навыков аудирования. Комбинация таких игр хорошо вписывается в проведение декады иностранных языков, так, очень популярным в школе стало соревнование Группа Года. Оно включает в себя выполнение разнообразных заданий на различных "станциях" игрового маршрута, ( традиционные станции- Фонетическая, Лексическая, Грамматическая, Разговорная, Творческая, Страноведческая). Целью каждой группы является набрать максимальное количество баллов, причем система оценивания является универсальной, что позволяет выбрать победителя не только в своей параллели, но и в школе.
Выбор игры всегда зависит от этапа изучения учебного материала, и у каждого учителя складывается своя "игротека" из любимых дидактических игр. Большой успех у детей всегда имеет проведение виртуальных экскурсий по стране изучаемого языка, активизации лексики хорошо служит игра "Шляпа"- когда капитан каждой команды (или игроки по очереди ) достают карточку с новой лексической единицей и не пользуясь однокоренными словами, не прибегая к помощи пантомимы должны объяснить значение слова (идиомы, речевого клише) своей команде, а те должны угадать его. Ограничение времени делает игру более динамичной. В то же время у нее есть варианты: слово, прикрепленное на доску, должны объяснять участники команды капитану, который сидит спиной к доске. Изучению идиоматических выражений, фразовых глаголов хорошо способствует игра «Домино». Карточки с устойчивыми словосочетаниями разрезаются пополам и перемешиваются перед тем, как быть выданными участникам игры. Они должны правильно собрать цепочку из карточек за определенное время. Усложнить задание можно попросив участников составить предложения или короткие рассказы, иллюстрирующие смысл того или иного выражения. Активизации речевых умений хорошо служит игра «Снежный ком», когда каждый следующий участник добавляет что-то новое к высказыванию предыдущего. Игра «Журналист» помогает быстро провести опрос в группе перед началом изучения новой темы и дает повод для обсуждения. Активно используется игра «Running Dictation»-вариант игры «Ручеек» с заданием написать на доске слово или выполнить какое-то грамматическое задание. Для повторения лексики мы часто используем «Лото» (традиционные правила игры, но на карточках вместо цифр пишутся слова по изученной теме). Достаточно часто мв используем " Мозговой штурм", "Угадайку", "Цепочку", у каждого учителя имеется свой набор любимых игр, как разработанных самим, так и готовых, поскольку игры для изучения английского языка очень популярны не только среди коллег своей образовательной среды, но учителей всего мира. Интернет делает доступным использование качественных и профессионально разработанных игр практически любым учителем, открытым к освоению новых игровых методик.
Таким образом, интерактивные методы обучения представляются незаменимыми при изучении иностранного языка, поскольку они помогают задействовать познавательную активность ученика, являются эффективным средством повышения учебной мотивации, развивают самостоятельность, инициативность и творчество, без которых немыслима гармонично развитая личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование игр и игровых методик в изучении иностранного языка.
В данной статье разработан блок игр и игровых упражнений для работы с учениками начальной школы,позволяющий повысить мотивацию учащихся в процессеобучения и развить их творческие способности....
Статья "Использование игр и игровых методик в изучении английского языка ".
Данная статья описывает ряд игр и игровых методик , применяемых на уроках английского языка в начльной школе ,которые мотивируют учащихся и поддерживают их интерес к изучению иностранного языка ....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Статья посвящена использованию игровых приемов на уроках французского языка...
Использование бумажных интерактивных книг на уроках английского языка, как игровой составляющей процесса обучения для повышения мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников.
Современный социум, взрослые, подростки и даже дети отличается от предшествующих поколений восприятием окружающей действительности, которая также претерпела свои изменения в результате электронизации ...
Использование бумажных интерактивных книг на уроках английского языка, как игровой составляющей процесса обучения для повышения мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников.
Современный социум, взрослые, подростки и даже дети отличается от предшествующих поколений восприятием окружающей действительности, которая также претерпела свои изменения в результате электронизации ...
Командно-игровая деятельность при изучении иностранного языка как один из методов обучения в сотрудничестве
Учить английский – очень увлекательно. Особенно когда традиционные методы обучения чередуются с современными технологиями (командно – игровыми): работа на компьютере для создания презентац...