Статья "Использование игр и игровых методик в изучении английского языка ".
статья по английскому языку по теме
Данная статья описывает ряд игр и игровых методик , применяемых на уроках английского языка в начльной школе ,
которые мотивируют учащихся и поддерживают их интерес к изучению иностранного языка .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игр и игровых методик в изучении
иностранного языка.
Образовательная программа – путь достижения образовательного стандарта.
1.Введение.
Содержательная характеристика раскрывает образовательную программу (ОП), как «индивидуальный маршрут» ученика в образовании, который отражает его интересы, возможности, потребности. Выбор пути зависит от особенности конкретного ребенка и ориентирует учителя на поиск наиболее благоприятных условий, способствующих достижению учеником образовательного стандарта. Разрабатываемая программа предлагает обучить учеников начальной школы иностранному языку с помощью новейших технологий, в интересной, для них игровой форме.
Данная «ОП» выступает как средство удовлетворения потребности:
- Ученика - так как является средством осуществления его личных интересов, реализует право ребенка на сохранение своей индивидуальности. («Конвенция о правах ребенка» статья №8).
- Родителей – это гарантия наилучшего обеспечения интересов ребенка. («Конвенция о правах ребенка» статья №3).
- Учителя – это индивидуальный стиль профессиональной деятельности и гарантия права на самореализацию, так же дает учителю право проектирования учебной программы, выбора методик и инновационных технологий.
- Школы - образовательная программа дает право на собственный имидж, соответствую концепции школы.
В результате теоритических и практических исследований был выработан свой взгляд, представляющий собой оригинальную авторскую разработку. В данный момент разработан, как часть педагогического проектирования, блок игр и игровых упражнений, для работы с учениками начальной школы. Часть этой разработки – является компонентом общей «ОП». Образовательная программа включает в себя: цели, потребности, объем в часах, принципы построения, особенности методологии и методического обеспечения, степени апробации, способы измерения результативности учебного процесса по программе данного предмета.
Проектирование Образовательной программы рассчитано на длительную перспективу, учитывая возрастные особенности учащихся. СОШ № 534 обращает особое внимание на идеи дифференциации и индивидуализации в процессе обучения, как средства, создающие условия для самовыражения учащихся при обязательном достижении поставленных целей. За основу разработки своей игровой программы был взят лозунг: «Школа – в меру возможностей ребенка…» Учебный процесс должен быть приспособлен к индивидуальным особенностям, потребностям, возможностям учащихся. Еще в начале ХХ века Йозеф Антон Зиккингер (Нем. педагог в 1895- 1923 школьный. советник в Мангейме, где осуществил реформу гор. школ, исходя из принципов единой школы и необходимости соответствия уч. нагрузки и методов обучения индивидуальным возможностям детей (см. Мангеймская школьная система) обосновал тезис: «не все дети могут нести один и тот же груз…», следовательно присутствует необходимость в дифференциации учебных обязанностей при коллективном обучении. Перед учащимися в начальной школе следует ставить задачи, которые они могут решить.
Вопросами дифференциации и индивидуализации учебного процесса занимались многие отечественные педагоги и психологи, успешно достигнув определенных результатов.
«…Педагогика индивидуального подхода подразумевает собой не приспособление целей и основного содержания учебного процесса к отдельным учащимся – это приспособление методов и форм работы с этими индивидуальными особенностями с тем, чтобы развивать личность…» А.Г. Ковалева.
2 . Игры и игровые упражнения, используемые при работе с учащимися, изучающие английский язык первые два года.
Игра «Посади бабочку в свой домик» .
Данную игру можно использовать для повторения и усвоения названий цветов и счета от 1 до 10. Для этого каждому учащемуся выдается игровое поле и десять кружков различных цветов, на которых нарисованы бабочки (см. рис.1)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Учитель на своем игровом поле в произвольном порядке раскладывает кружки вне видимости учащихся. Затем дает задание учащимся, положить, по команде, нужный кружок на названную клетку, например: «Yellow -one». Учащиеся должны положить кружок желтого цвета на клетку под цифрой один и т.д. Побеждает тот, чье поле, после его заполнения, в точности повторяет расстановку на поле учителя.
Игра «Кто быстрее соберёт все предметы».
Игра может быть использована для повторения и отработки любого лексического материала. Так же для овладения элементарными навыками устной речи. На большом игровом поле (см. рис. 2) учитель раскладывает карточки с изображением различных предметов, животных, набор цветовых карточек и т.д., в зависимости какой лексический материал должен быть отработан. Учащиеся делятся на команды. Каждая команда получает свою фишку и игральный кубик (учитель расчерчивает доску под число команд для записи результатов). Команды начинают бросать кубик и продвигаться по игровому полю. Если фишка команды выпадает на клетку с карточкой, то один из участников команды должен написать слово, обозначающее предмет на доске. Выигрывает та команда, кто соберет большее число карточек, с правильно написанными словами.
* | |||||
30 | 29 | 28 | 27 | 26 | 25 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
18 | 17 | 16 | 15 | 14 | 13 |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
По прохождении темы «Семья» учащимся можно предложить сделать «цепочку»: сложить лист бумаги гармошкой и на верхнем листе нарисовать силуэт и вырезать по пунктиру, оставив столько человечков, сколько членов его семьи, разрисовать их, чтобы было понятно мужчина это или женщина и назвать каждого человечка. Дать задание учащимся рассказать о своей семье, используя структуру: «I have a mother, a father, ……. .» Можно сделать общую цепь класса, для того чтобы показать сколько родственников у целого класса. Используя вопросы: «How many brothers (sisters) have we got? » Для тренировки вопроса: «Have you got a …?» используем игру «Family questions» (см. распечатку). Учащимся показываются готовые карточки всех членов различных семей и говорят имена всех (дети хором повторяют). Далее карты смешиваются и раздаются по 5-ть карт каждому игроку.
Цель – собрать одну всю семью, но сначала ребенок должен решить какую именно семью он будет собирать.
Один из игроков спрашивает у соседа справа: «Have you got Tom brown?», если он решил собирать семью Brown. Если у соседа есть эта карта, он должен сказать: «Yes? I have.» и отдать ее первому игроку. Первый же игрок отдает ненужную ему карту и передает ход. Если игрок говорит: «No, I haven’t.», то ход сразу же переходит к нему и игра продолжается. Побеждает тот, кто первым соберет одну из пяти семей. (возможен вариант с заданием собрать всю семью Daisies или Toms, по выбору учителя.) Эта игра очень нравиться учащимся младших классов, вызывает у них живой интерес и способствует развитию коммуникативных навыков.
Игра «Cards».
Когда класс прошел тему: «Давайте познакомимся» , для отработки грамматических структур: «My /her/ his name is.» и «I am from …» предлагаем игру «Cards».
Учитель изготавливает карточки, на которых пишет имена известных сказочных или мультипликационных персонажей и страну, где они живут. Для начинающих изучать английский язык имена и страны могут быть написаны по-русски. Для уже знающих алфавит и правила чтения – по-английски.
Учитель раскладывает карточки лицом вниз на столе перед учащимися и просит одного подойти и выбрать карточку. Далее, по выбору учителя, в зависимости от целей, которые он ставит, можно попросить учащегося представиться, например:
Учитель: «Hello! What is your name? Where are you from? »
Ученик: «Hello! My name is Chip. I’m from USA. »
(если ребенок вытащил карточку с именем Chip)
На следующем этапе дети могут сами задавать вопросы однокласснику. Когда каждый учащийся ответит на вопросы по карточке и запомнит свое «сказочное» имя и страну, учитель предлагает всем встать в круг, взяться за руки и по очереди, поднимая свою и соседа руки, представить соседа справа и слева, например:
«His name is Chip and his name is Dale» или «Her name is Cinderella and his name is Vinnie-the-Pooh.»
Данное упражнение не только способствует развитию умений разговорной английской речи, но и тренирует память ребенка, способствует созданию дружеской атмосферы в классе.
Игра « Pictures».
После изучения темы «Colors» и «Count» можно предложить детям следующее игровое упражнение «Pictures» .
Каждому ребенку распечатка картинки с заданием – прочитать правильно цвета в рамочках, раскрасить рамочки в соответствии с написанным в них цветом. После этого, прочитать примеры по-английски, например: «one plus two is three» и в зависимости от полученной цифры раскрасить картинку цветными карандашами.
Игра «Simon Says».
Данная игра может быть использована для повторения частей тела, для устной отработки повелительного наклонения глаголов, а так же, для развития внимания.
Учитель рисует на лоске голову царя и подписывает Simon и говорит учащимся: «This is Simon. He is a king. He is very big. You must do what Simon says.» После этого рисуете шар от рта царя и пишите в нем его слова: «Touch your nose.» Говорите: «Simon says – “Touch your nose.”» и трогаете Ваш нос. Потом стираете надпись в шаре, оставляете его пустым и говорите: «Simon says: “Touch your ears”; “Touch your neck”; “Touch your shoulders”; и т.д.» при этом учитель каждый раз дотрагивается до нужной части своего тела. Можно усложнить задание – попросить учащихся выполнять команду только тогда, когда они услышат «Simon says… .»
После отработки этого упражнения роль учителя может выполнять один из учеников. Данную игру можно использовать и для повторения глаголов (Jump, sit down, stand up, hand up(~down), fly, … .)
Игра «Monsters».
Игра «Monsters» используется после изучения учащимися темы «Parts of Head», для закрепления лексического материала, для развития логического мышления, тренировки грамматических умений, таких структур как: «He has … .» и «Has he … .»
Детям выдаются распечатки картин с изображением монстров. Перед тем, как непосредственно приступить к игре, учитель знакомит учащихся с каждым монстром (читают имена). Далее учитель задает вопросы:
«How many monsters do you see? (sixteen)»
«How many monsters have hair? (eight)»
«How many monsters have 2 (3) eyes? (eight)»
«How many monsters have big eyes? (eight)»
«How many monsters have sharp teeth? (eight)»
После этого учитель говорит:
«I’m thinking of a monster. Can you guess which one he is? » В заготовленной заранее таблице, на доске пишет нужные данные, например:
«This monster has ………. . hair.»
«He has ……… two (three) eyes .»
«He hasn’t ……….. a big (small) nose.»
«He has ………….sharp teeth.»
Учащиеся ищут правильный ответ и отвечают:
После того как учитель покажет метод игры, его место занимает ученик, который уже
сам загадывает своего монстра и описывает его по таблице на доске.
На следующем этапе игры , ученик вызванный учителем и загадавший монстра, уже
Устно отвечает на вопросы других учеников:
«Has he got hair ? »- Yes , hе has.
«Has he got two eyes? »- No, he hasn’t.
And etc.
Место ведущего занимает тот ученик , который после получения ответа на свой вопрос
правильно выбирает монстра.
Игра « Animals».
Эта игра может быть использована как для обработки лексики по теме «Body parts» и
«Animals» ,так и для повторения possessive form и глагола «look like».
На доске учитель пишет названия животных следующим образом:
MON-KEY, LI-ON, E-LE-PHANT, TI-GER, ZEB-RA, CRO-CO-DILE
и раздаёт учащимся распечатки. Дети разрезают распечатку по горизонтали
и вертикали. Учитель даёт задание: Make your own funny animal. For example,
look at my animal E-LI-GER-PHANT.
Дети создают своих животных и дают им имена , которые вслух говорят учителю.
Учитель записывает все имена на доске. На следующем этапе, учитель вызывает двух
учеников с заданием одному из них собрать новое животное, дать ему имя и попросить
другого ученика собрать такое же животное. Партнёр должен быстро собрать нужное
животное. Например: один ребёнок собрал ZEB-KEY-DILE. Другой ребёнок должен
найти нужные части картинок , выбрав голову зебры туловище обезьяны и ноги
крокодила и рассказать:
It has got a zebra’s head.
It has got a monkey’s body.
It has got a crocodile’s legs.
Можно предложить детям другой вариант игры.
Учащиеся собирают своих животных и описывают их внешний вид, перепутав порядок, например ученик говорит:’My animal looks like a monkey, an elephant and a lion’.
Его соседи должны догадаться от какого животного какая часть тела:
Has it got a monkey’s head?-Yes, it has.
Has it got a lion’s body?-No, it hasn’t.
Можно повторить цвета, если перед игрой заранее попросить детей раскрасить животных.
«Has it got brown ears?-Yes, it has.
«Has it got a grey tail?-Yes, it has.
Выигрывает тот, кто правильно соберёт животное.
Игра «Who is who?» и «Where is he now?» аналогичны по проведению , это игры типа
«Морского боя», который так любят дети. Эти игры направлены на тренировку форм
глагола «to be» в Present Indefinite.Игра « Who is who?» также знакомит детей с новыми
лексическими единицами-национальностями, а игра «Where is he now?»- с предлогами
места и тренирует в их употреблении.
Игра «Who is who?».
Учащиеся получают распечатки на листе бумаги:
Are you | Are they | Is he | Is she | |
English | ||||
Scottish | ||||
Welsh | ||||
Irish | ||||
Russian | ||||
British |
Учитель знакомит учащихся с национальностями , учащиеся хором читают за учителем .
Далее учитель даёт задание пометить национальности и задать друг другу вопросы , используя формы глагола «to be».
Побеждает тот, кто найдёт национальности партнёра первым , например :
Are you Russian ?- No , I’m not.
Are they Irish?-Yes, I’m.
Данная игра способствует так же развитию навыков устной речи и проста в использовании и изготовлении .
Игра «Where is he now?» (проводится аналогично.)
Учащиеся получают распечатки где им нужно поставить крестики .
Are you | Are they | Is he | Is she | |
At school | ||||
At the museum | ||||
In the cafe | ||||
At the disco | ||||
At the cinema |
Учащиеся задают вопросы соседу , используя различные формы глагола «to be»,
чтобы выяснить кто где находится .
Данная игра используется для развития навыков устной речи , тренировки в построении вопросов в «Present Simple» и ответов .
Учитель даёт задание учащемуся – ведущему « Вы – секретный агент , Вам нужно найти помощника , который поможет Вам в секретном задании .
У Вас есть список в который занесены все умения .
Ваш будущий помощник должен уметь делать всё или почти всё .И так , у Вас есть несколько претендентов . Задайте им вопросы и заполните таблицу .
Pupil A | Pupil B | Pupil C | |
Speak English | + | ||
Like dogs and cats | - | ||
Use computer | |||
Like sports | |||
Know Irish | |||
Drive a car | |||
Have a gun | |||
Read a lot of books | |||
Have good memory | |||
Love your country |
Например : Ведущий выбрал себе будущего помощника и заполняет анкету :
Do you speak English ?- Yes , I do.
Do you like dogs and cats ?- No , I don’t.
и т.д. до полного заполнения анкеты .
3. Ролевые игры и драматизация.
Из своей практики преподавания я поняла , что использование игрового метода обучения достаточно перспективно на уроках иностранного языка .
Но работать только с использованием игрового метода нереально , так как обучение потеряет свой основной смысл .
Игровой метод должен сочетаться с другими методами обучения и поэтому в данной статье я представила некоторые игровые ситуации , которыми я лично пользуюсь на уроках .
Для учащихся старших классов наиболее перспективными являются ролевые игры и драматизация . В арсенале моих методических приёмов прочно занимают место упражнения типа «прочитай по ролям» и «инсценируй диалог» .
В ролевой игре ученик раскрепощён и свободен , он принимает все правила данной игры и легко входит в образ .
Поэтому ролевую игру хорошо использовать для усвоения нового материала , закрепление и развития творческих способностей .
В своей педагогической практике я применяю следующие виды ролевой игры:
- Контролируемая ( учащиеся получают необходимые реплики).
- Умеренно – контролируемая ( учащиеся получают общее описание сюжета и описание своих ролей).
- Эпизодическая ( разыгрывается отдельно взятый эпизод).
Контролируемая ролевая игра основана на основе диалога или текста .
Сперва учащиеся знакомятся с базовым диалогом и отрабатывают его .
Далее совместно с учителем обсуждается содержание диалога , прорабатывается норма речевого этикета и необходимая лексика .
После этого учащиеся составляют свой вариант диалога , опираясь на базовый и используя опоры , написанные на карточках или на доске .
Ролевая игра так же может быть построена на основе текста .
После знакомства с текстом учитель предлагает одному из учащихся сыграть роль персонажа из текста.
В контролируемой ролевой игре учитель может давать инструкции, помогая учащимся .
В умеренно – контролируемой ролевой игре учащиеся получают общее описание сюжета и описание своих ролей.
Только самому исполнителю известны особенности поведения в умеренно контролируемой ролевой игре.
В эпизодической ролевой игре разыгрывается отдельно взятый эпизод.
Учащимся важно догадаться какой линии поведения следует их партнёр .
Все ролевые игры на уроках иностранного языка требуют развития социальных умений и включают элементы социального тренинга .
Обычно учащимся нравится: 1) strip-story (каждый ученик получает свою фразу и старается занять своё место в «рассказе» ) ;
2) smile (учащиеся обмениваются репликами с обязательной улыбкой);
3) contacts (ученики подходят друг к другу и начинают беседу) ;
4) listening (учащиеся слушают друг друга и кивают в знак согласия или несогласия).
Ролевые игры используются при обучении иностранному языку школьников любого возраста .
Так как одной из задач средней школы является развитие и использование всех возможностей мозга ребёнка , то обращение к эмоционально – чувственной сфере сознания особенно актуально на фоне информационных перегрузок .
То что вызывает эмоциональное сопереживание запоминается и осмысливается лучше .
Под драматизацией при обучении иностранному языку подразумевают «креативное использование письменной и устной речи на основе художественного литературного произведения».
Драматизация , как методический приём для обучения языку впервые был применён в Англии . Родоначальниками считаются –Питер Слэйт (1954) и Брайтон Хэй (1967).
В 1979 году была создана первая школа , целью которой было обучение языку с использованием драматизации .
Театр послужил основой для создания импровизаций путём совместных усилий учителя и учащихся .
В процессе драматизации «театрального представления» учитель управляет процессом изнутри , а так же даёт инструкции учащимся .
Отечественная методика использования элементов театральной педагогики базируется на системе К.С.Станиславского.
Драматизация способствует полноценному восприятию художественной литературы и развитию воображения .
Драматизация так же заставляет учеников пропускать ситуацию через себя , придавая ей личностный характер , что значительно повышает эффект усвоения иностранного языка , так как подключаются эмоции личности .
В данной ситуации ученик начинает говорить языком своего героя , становится этим героем и перевоплощается .
И так драматизация в обучении языку на современном этапе рассматривается как уникальный методический приём , который способствует формированию языковых и речевых навыков .
В заключении хочется отметить , что используя ролевую игру на уроках иностранного языка учитель прививает учащимся определённые нормы отношений и это очень важно .
А если говорить об использовании приёма драматизации на уроках иностранного языка , то можно отметить , что выполнение роли определённого персонажа из художественной литературы увеличивает словарный запас учащегося , формирует самостоятельность мышления , меняет и отношение друг к другу и устраняет некоторые негативные факторы межличностного общения .
Использование различных игровых приёмов на уроках способствует формированию дружного коллектива в классе , а ролевые игры и различные приёмы драматизации воспитывают ответственность и взаимопомощь учащихся .
При грамотной организации уроков ученики всегда будут готовиться особенно
тщательно , так как не захотят подводить свою команду .
Всё это помогает учащимся выйти на новую , более высокую ступень психического и умственного развития .
Пример ролевой игры «Выходной день» :
Класс разбивается на четыре группы по три человека , согласно количеству членов семьи Каждая команда получает листок с условиями ролевой игры и описанием характера каждого члена семьи , его увлечений и пожеланий .
Далее каждый член команды выбирает себе роль и составляет подходящие реплики .
Каждая команда демонстрирует разговор семьи на тему – как они вместе проведут выходной день .
В процессе представления разговора может возникнуть спор и поэтому происходит импровизация и строится спонтанная речь .
В конце концов семья должна прийти к общему решению .
Смысл игры заключается в том , что бы выбранный член семьи смог убедить остальных провести выходной вместе .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка презентации "Игровая методика на уроках английского языка"
Игровая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, выводящими на спонтанный уровень говорения, что отвечает требованиям стандартов второго поколения....
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/17/picture-96530.jpg)
Статья "Использование игр и игровых методик в изучении иностранного языка.
В данной статье разработан блок игр и игровых упражнений для работы с учениками начальной школы,позволяющий повысить мотивацию учащихся в процессеобучения и развить их творческие способности....
![](/sites/default/files/pictures/2011/02/03/picture-7602.jpg)
Игровые методики на уроках английского языка в 3 – 4-х классах (на примере темы «Простое прошедшее время глагола»)
Тому, кто преподает в начальной школе, хорошо известно, что дети легче запоминают довольно сложные грамматические формы, если материал урока подается в интересной игровой форме. При изучении простого ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/25/picture-493768-1427265590.jpg)
применение игровых методик на уроках английского языка в начальной школе
Применение игровых методик в обучении английскому языкув начальной школе.Цель: формирование навыков устной речи посредством использования игровых методик на уроках английского языка Задачи:...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/09/picture-875486-1507555124.jpg)
Использование игровых методик на уроках английского языка в начальной школе в условиях новых ФГОС
Я считаю, что основная задача учителя английского языка (да по сути и других предметов) заключается не только в том, чтобы заложить хорошую фундаментальную базу знаний, на которую ученик будет опирать...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/08/picture-1411136-1654686993.jpg)
Статья "Преимущества интерактивного обучения и игровых методик при изучении иностранного языка"
В статье представлен обзор наиболее популярных игр, используемых мной на уроках и во внеурочной деятельности, а также описаны преимущества интерактивного метода обучения при преподавании иностранного ...