Статья "Использование игр и игровых методик в изучении английского языка ".
статья по английскому языку по теме
Данная статья описывает ряд игр и игровых методик , применяемых на уроках английского языка в начльной школе ,
которые мотивируют учащихся и поддерживают их интерес к изучению иностранного языка .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igr_i_igrovyh_metodik.doc.docx | 58.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игр и игровых методик в изучении
иностранного языка.
Образовательная программа – путь достижения образовательного стандарта.
1.Введение.
Содержательная характеристика раскрывает образовательную программу (ОП), как «индивидуальный маршрут» ученика в образовании, который отражает его интересы, возможности, потребности. Выбор пути зависит от особенности конкретного ребенка и ориентирует учителя на поиск наиболее благоприятных условий, способствующих достижению учеником образовательного стандарта. Разрабатываемая программа предлагает обучить учеников начальной школы иностранному языку с помощью новейших технологий, в интересной, для них игровой форме.
Данная «ОП» выступает как средство удовлетворения потребности:
- Ученика - так как является средством осуществления его личных интересов, реализует право ребенка на сохранение своей индивидуальности. («Конвенция о правах ребенка» статья №8).
- Родителей – это гарантия наилучшего обеспечения интересов ребенка. («Конвенция о правах ребенка» статья №3).
- Учителя – это индивидуальный стиль профессиональной деятельности и гарантия права на самореализацию, так же дает учителю право проектирования учебной программы, выбора методик и инновационных технологий.
- Школы - образовательная программа дает право на собственный имидж, соответствую концепции школы.
В результате теоритических и практических исследований был выработан свой взгляд, представляющий собой оригинальную авторскую разработку. В данный момент разработан, как часть педагогического проектирования, блок игр и игровых упражнений, для работы с учениками начальной школы. Часть этой разработки – является компонентом общей «ОП». Образовательная программа включает в себя: цели, потребности, объем в часах, принципы построения, особенности методологии и методического обеспечения, степени апробации, способы измерения результативности учебного процесса по программе данного предмета.
Проектирование Образовательной программы рассчитано на длительную перспективу, учитывая возрастные особенности учащихся. СОШ № 534 обращает особое внимание на идеи дифференциации и индивидуализации в процессе обучения, как средства, создающие условия для самовыражения учащихся при обязательном достижении поставленных целей. За основу разработки своей игровой программы был взят лозунг: «Школа – в меру возможностей ребенка…» Учебный процесс должен быть приспособлен к индивидуальным особенностям, потребностям, возможностям учащихся. Еще в начале ХХ века Йозеф Антон Зиккингер (Нем. педагог в 1895- 1923 школьный. советник в Мангейме, где осуществил реформу гор. школ, исходя из принципов единой школы и необходимости соответствия уч. нагрузки и методов обучения индивидуальным возможностям детей (см. Мангеймская школьная система) обосновал тезис: «не все дети могут нести один и тот же груз…», следовательно присутствует необходимость в дифференциации учебных обязанностей при коллективном обучении. Перед учащимися в начальной школе следует ставить задачи, которые они могут решить.
Вопросами дифференциации и индивидуализации учебного процесса занимались многие отечественные педагоги и психологи, успешно достигнув определенных результатов.
«…Педагогика индивидуального подхода подразумевает собой не приспособление целей и основного содержания учебного процесса к отдельным учащимся – это приспособление методов и форм работы с этими индивидуальными особенностями с тем, чтобы развивать личность…» А.Г. Ковалева.
2 . Игры и игровые упражнения, используемые при работе с учащимися, изучающие английский язык первые два года.
Игра «Посади бабочку в свой домик» .
Данную игру можно использовать для повторения и усвоения названий цветов и счета от 1 до 10. Для этого каждому учащемуся выдается игровое поле и десять кружков различных цветов, на которых нарисованы бабочки (см. рис.1)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Учитель на своем игровом поле в произвольном порядке раскладывает кружки вне видимости учащихся. Затем дает задание учащимся, положить, по команде, нужный кружок на названную клетку, например: «Yellow -one». Учащиеся должны положить кружок желтого цвета на клетку под цифрой один и т.д. Побеждает тот, чье поле, после его заполнения, в точности повторяет расстановку на поле учителя.
Игра «Кто быстрее соберёт все предметы».
Игра может быть использована для повторения и отработки любого лексического материала. Так же для овладения элементарными навыками устной речи. На большом игровом поле (см. рис. 2) учитель раскладывает карточки с изображением различных предметов, животных, набор цветовых карточек и т.д., в зависимости какой лексический материал должен быть отработан. Учащиеся делятся на команды. Каждая команда получает свою фишку и игральный кубик (учитель расчерчивает доску под число команд для записи результатов). Команды начинают бросать кубик и продвигаться по игровому полю. Если фишка команды выпадает на клетку с карточкой, то один из участников команды должен написать слово, обозначающее предмет на доске. Выигрывает та команда, кто соберет большее число карточек, с правильно написанными словами.
* | |||||
30 | 29 | 28 | 27 | 26 | 25 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
18 | 17 | 16 | 15 | 14 | 13 |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
По прохождении темы «Семья» учащимся можно предложить сделать «цепочку»: сложить лист бумаги гармошкой и на верхнем листе нарисовать силуэт и вырезать по пунктиру, оставив столько человечков, сколько членов его семьи, разрисовать их, чтобы было понятно мужчина это или женщина и назвать каждого человечка. Дать задание учащимся рассказать о своей семье, используя структуру: «I have a mother, a father, ……. .» Можно сделать общую цепь класса, для того чтобы показать сколько родственников у целого класса. Используя вопросы: «How many brothers (sisters) have we got? » Для тренировки вопроса: «Have you got a …?» используем игру «Family questions» (см. распечатку). Учащимся показываются готовые карточки всех членов различных семей и говорят имена всех (дети хором повторяют). Далее карты смешиваются и раздаются по 5-ть карт каждому игроку.
Цель – собрать одну всю семью, но сначала ребенок должен решить какую именно семью он будет собирать.
Один из игроков спрашивает у соседа справа: «Have you got Tom brown?», если он решил собирать семью Brown. Если у соседа есть эта карта, он должен сказать: «Yes? I have.» и отдать ее первому игроку. Первый же игрок отдает ненужную ему карту и передает ход. Если игрок говорит: «No, I haven’t.», то ход сразу же переходит к нему и игра продолжается. Побеждает тот, кто первым соберет одну из пяти семей. (возможен вариант с заданием собрать всю семью Daisies или Toms, по выбору учителя.) Эта игра очень нравиться учащимся младших классов, вызывает у них живой интерес и способствует развитию коммуникативных навыков.
Игра «Cards».
Когда класс прошел тему: «Давайте познакомимся» , для отработки грамматических структур: «My /her/ his name is.» и «I am from …» предлагаем игру «Cards».
Учитель изготавливает карточки, на которых пишет имена известных сказочных или мультипликационных персонажей и страну, где они живут. Для начинающих изучать английский язык имена и страны могут быть написаны по-русски. Для уже знающих алфавит и правила чтения – по-английски.
Учитель раскладывает карточки лицом вниз на столе перед учащимися и просит одного подойти и выбрать карточку. Далее, по выбору учителя, в зависимости от целей, которые он ставит, можно попросить учащегося представиться, например:
Учитель: «Hello! What is your name? Where are you from? »
Ученик: «Hello! My name is Chip. I’m from USA. »
(если ребенок вытащил карточку с именем Chip)
На следующем этапе дети могут сами задавать вопросы однокласснику. Когда каждый учащийся ответит на вопросы по карточке и запомнит свое «сказочное» имя и страну, учитель предлагает всем встать в круг, взяться за руки и по очереди, поднимая свою и соседа руки, представить соседа справа и слева, например:
«His name is Chip and his name is Dale» или «Her name is Cinderella and his name is Vinnie-the-Pooh.»
Данное упражнение не только способствует развитию умений разговорной английской речи, но и тренирует память ребенка, способствует созданию дружеской атмосферы в классе.
Игра « Pictures».
После изучения темы «Colors» и «Count» можно предложить детям следующее игровое упражнение «Pictures» .
Каждому ребенку распечатка картинки с заданием – прочитать правильно цвета в рамочках, раскрасить рамочки в соответствии с написанным в них цветом. После этого, прочитать примеры по-английски, например: «one plus two is three» и в зависимости от полученной цифры раскрасить картинку цветными карандашами.
Игра «Simon Says».
Данная игра может быть использована для повторения частей тела, для устной отработки повелительного наклонения глаголов, а так же, для развития внимания.
Учитель рисует на лоске голову царя и подписывает Simon и говорит учащимся: «This is Simon. He is a king. He is very big. You must do what Simon says.» После этого рисуете шар от рта царя и пишите в нем его слова: «Touch your nose.» Говорите: «Simon says – “Touch your nose.”» и трогаете Ваш нос. Потом стираете надпись в шаре, оставляете его пустым и говорите: «Simon says: “Touch your ears”; “Touch your neck”; “Touch your shoulders”; и т.д.» при этом учитель каждый раз дотрагивается до нужной части своего тела. Можно усложнить задание – попросить учащихся выполнять команду только тогда, когда они услышат «Simon says… .»
После отработки этого упражнения роль учителя может выполнять один из учеников. Данную игру можно использовать и для повторения глаголов (Jump, sit down, stand up, hand up(~down), fly, … .)
Игра «Monsters».
Игра «Monsters» используется после изучения учащимися темы «Parts of Head», для закрепления лексического материала, для развития логического мышления, тренировки грамматических умений, таких структур как: «He has … .» и «Has he … .»
Детям выдаются распечатки картин с изображением монстров. Перед тем, как непосредственно приступить к игре, учитель знакомит учащихся с каждым монстром (читают имена). Далее учитель задает вопросы:
«How many monsters do you see? (sixteen)»
«How many monsters have hair? (eight)»
«How many monsters have 2 (3) eyes? (eight)»
«How many monsters have big eyes? (eight)»
«How many monsters have sharp teeth? (eight)»
После этого учитель говорит:
«I’m thinking of a monster. Can you guess which one he is? » В заготовленной заранее таблице, на доске пишет нужные данные, например:
«This monster has ………. . hair.»
«He has ……… two (three) eyes .»
«He hasn’t ……….. a big (small) nose.»
«He has ………….sharp teeth.»
Учащиеся ищут правильный ответ и отвечают:
После того как учитель покажет метод игры, его место занимает ученик, который уже
сам загадывает своего монстра и описывает его по таблице на доске.
На следующем этапе игры , ученик вызванный учителем и загадавший монстра, уже
Устно отвечает на вопросы других учеников:
«Has he got hair ? »- Yes , hе has.
«Has he got two eyes? »- No, he hasn’t.
And etc.
Место ведущего занимает тот ученик , который после получения ответа на свой вопрос
правильно выбирает монстра.
Игра « Animals».
Эта игра может быть использована как для обработки лексики по теме «Body parts» и
«Animals» ,так и для повторения possessive form и глагола «look like».
На доске учитель пишет названия животных следующим образом:
MON-KEY, LI-ON, E-LE-PHANT, TI-GER, ZEB-RA, CRO-CO-DILE
и раздаёт учащимся распечатки. Дети разрезают распечатку по горизонтали
и вертикали. Учитель даёт задание: Make your own funny animal. For example,
look at my animal E-LI-GER-PHANT.
Дети создают своих животных и дают им имена , которые вслух говорят учителю.
Учитель записывает все имена на доске. На следующем этапе, учитель вызывает двух
учеников с заданием одному из них собрать новое животное, дать ему имя и попросить
другого ученика собрать такое же животное. Партнёр должен быстро собрать нужное
животное. Например: один ребёнок собрал ZEB-KEY-DILE. Другой ребёнок должен
найти нужные части картинок , выбрав голову зебры туловище обезьяны и ноги
крокодила и рассказать:
It has got a zebra’s head.
It has got a monkey’s body.
It has got a crocodile’s legs.
Можно предложить детям другой вариант игры.
Учащиеся собирают своих животных и описывают их внешний вид, перепутав порядок, например ученик говорит:’My animal looks like a monkey, an elephant and a lion’.
Его соседи должны догадаться от какого животного какая часть тела:
Has it got a monkey’s head?-Yes, it has.
Has it got a lion’s body?-No, it hasn’t.
Можно повторить цвета, если перед игрой заранее попросить детей раскрасить животных.
«Has it got brown ears?-Yes, it has.
«Has it got a grey tail?-Yes, it has.
Выигрывает тот, кто правильно соберёт животное.
Игра «Who is who?» и «Where is he now?» аналогичны по проведению , это игры типа
«Морского боя», который так любят дети. Эти игры направлены на тренировку форм
глагола «to be» в Present Indefinite.Игра « Who is who?» также знакомит детей с новыми
лексическими единицами-национальностями, а игра «Where is he now?»- с предлогами
места и тренирует в их употреблении.
Игра «Who is who?».
Учащиеся получают распечатки на листе бумаги:
Are you | Are they | Is he | Is she | |
English | ||||
Scottish | ||||
Welsh | ||||
Irish | ||||
Russian | ||||
British |
Учитель знакомит учащихся с национальностями , учащиеся хором читают за учителем .
Далее учитель даёт задание пометить национальности и задать друг другу вопросы , используя формы глагола «to be».
Побеждает тот, кто найдёт национальности партнёра первым , например :
Are you Russian ?- No , I’m not.
Are they Irish?-Yes, I’m.
Данная игра способствует так же развитию навыков устной речи и проста в использовании и изготовлении .
Игра «Where is he now?» (проводится аналогично.)
Учащиеся получают распечатки где им нужно поставить крестики .
Are you | Are they | Is he | Is she | |
At school | ||||
At the museum | ||||
In the cafe | ||||
At the disco | ||||
At the cinema |
Учащиеся задают вопросы соседу , используя различные формы глагола «to be»,
чтобы выяснить кто где находится .
Данная игра используется для развития навыков устной речи , тренировки в построении вопросов в «Present Simple» и ответов .
Учитель даёт задание учащемуся – ведущему « Вы – секретный агент , Вам нужно найти помощника , который поможет Вам в секретном задании .
У Вас есть список в который занесены все умения .
Ваш будущий помощник должен уметь делать всё или почти всё .И так , у Вас есть несколько претендентов . Задайте им вопросы и заполните таблицу .
Pupil A | Pupil B | Pupil C | |
Speak English | + | ||
Like dogs and cats | - | ||
Use computer | |||
Like sports | |||
Know Irish | |||
Drive a car | |||
Have a gun | |||
Read a lot of books | |||
Have good memory | |||
Love your country |
Например : Ведущий выбрал себе будущего помощника и заполняет анкету :
Do you speak English ?- Yes , I do.
Do you like dogs and cats ?- No , I don’t.
и т.д. до полного заполнения анкеты .
3. Ролевые игры и драматизация.
Из своей практики преподавания я поняла , что использование игрового метода обучения достаточно перспективно на уроках иностранного языка .
Но работать только с использованием игрового метода нереально , так как обучение потеряет свой основной смысл .
Игровой метод должен сочетаться с другими методами обучения и поэтому в данной статье я представила некоторые игровые ситуации , которыми я лично пользуюсь на уроках .
Для учащихся старших классов наиболее перспективными являются ролевые игры и драматизация . В арсенале моих методических приёмов прочно занимают место упражнения типа «прочитай по ролям» и «инсценируй диалог» .
В ролевой игре ученик раскрепощён и свободен , он принимает все правила данной игры и легко входит в образ .
Поэтому ролевую игру хорошо использовать для усвоения нового материала , закрепление и развития творческих способностей .
В своей педагогической практике я применяю следующие виды ролевой игры:
- Контролируемая ( учащиеся получают необходимые реплики).
- Умеренно – контролируемая ( учащиеся получают общее описание сюжета и описание своих ролей).
- Эпизодическая ( разыгрывается отдельно взятый эпизод).
Контролируемая ролевая игра основана на основе диалога или текста .
Сперва учащиеся знакомятся с базовым диалогом и отрабатывают его .
Далее совместно с учителем обсуждается содержание диалога , прорабатывается норма речевого этикета и необходимая лексика .
После этого учащиеся составляют свой вариант диалога , опираясь на базовый и используя опоры , написанные на карточках или на доске .
Ролевая игра так же может быть построена на основе текста .
После знакомства с текстом учитель предлагает одному из учащихся сыграть роль персонажа из текста.
В контролируемой ролевой игре учитель может давать инструкции, помогая учащимся .
В умеренно – контролируемой ролевой игре учащиеся получают общее описание сюжета и описание своих ролей.
Только самому исполнителю известны особенности поведения в умеренно контролируемой ролевой игре.
В эпизодической ролевой игре разыгрывается отдельно взятый эпизод.
Учащимся важно догадаться какой линии поведения следует их партнёр .
Все ролевые игры на уроках иностранного языка требуют развития социальных умений и включают элементы социального тренинга .
Обычно учащимся нравится: 1) strip-story (каждый ученик получает свою фразу и старается занять своё место в «рассказе» ) ;
2) smile (учащиеся обмениваются репликами с обязательной улыбкой);
3) contacts (ученики подходят друг к другу и начинают беседу) ;
4) listening (учащиеся слушают друг друга и кивают в знак согласия или несогласия).
Ролевые игры используются при обучении иностранному языку школьников любого возраста .
Так как одной из задач средней школы является развитие и использование всех возможностей мозга ребёнка , то обращение к эмоционально – чувственной сфере сознания особенно актуально на фоне информационных перегрузок .
То что вызывает эмоциональное сопереживание запоминается и осмысливается лучше .
Под драматизацией при обучении иностранному языку подразумевают «креативное использование письменной и устной речи на основе художественного литературного произведения».
Драматизация , как методический приём для обучения языку впервые был применён в Англии . Родоначальниками считаются –Питер Слэйт (1954) и Брайтон Хэй (1967).
В 1979 году была создана первая школа , целью которой было обучение языку с использованием драматизации .
Театр послужил основой для создания импровизаций путём совместных усилий учителя и учащихся .
В процессе драматизации «театрального представления» учитель управляет процессом изнутри , а так же даёт инструкции учащимся .
Отечественная методика использования элементов театральной педагогики базируется на системе К.С.Станиславского.
Драматизация способствует полноценному восприятию художественной литературы и развитию воображения .
Драматизация так же заставляет учеников пропускать ситуацию через себя , придавая ей личностный характер , что значительно повышает эффект усвоения иностранного языка , так как подключаются эмоции личности .
В данной ситуации ученик начинает говорить языком своего героя , становится этим героем и перевоплощается .
И так драматизация в обучении языку на современном этапе рассматривается как уникальный методический приём , который способствует формированию языковых и речевых навыков .
В заключении хочется отметить , что используя ролевую игру на уроках иностранного языка учитель прививает учащимся определённые нормы отношений и это очень важно .
А если говорить об использовании приёма драматизации на уроках иностранного языка , то можно отметить , что выполнение роли определённого персонажа из художественной литературы увеличивает словарный запас учащегося , формирует самостоятельность мышления , меняет и отношение друг к другу и устраняет некоторые негативные факторы межличностного общения .
Использование различных игровых приёмов на уроках способствует формированию дружного коллектива в классе , а ролевые игры и различные приёмы драматизации воспитывают ответственность и взаимопомощь учащихся .
При грамотной организации уроков ученики всегда будут готовиться особенно
тщательно , так как не захотят подводить свою команду .
Всё это помогает учащимся выйти на новую , более высокую ступень психического и умственного развития .
Пример ролевой игры «Выходной день» :
Класс разбивается на четыре группы по три человека , согласно количеству членов семьи Каждая команда получает листок с условиями ролевой игры и описанием характера каждого члена семьи , его увлечений и пожеланий .
Далее каждый член команды выбирает себе роль и составляет подходящие реплики .
Каждая команда демонстрирует разговор семьи на тему – как они вместе проведут выходной день .
В процессе представления разговора может возникнуть спор и поэтому происходит импровизация и строится спонтанная речь .
В конце концов семья должна прийти к общему решению .
Смысл игры заключается в том , что бы выбранный член семьи смог убедить остальных провести выходной вместе .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка презентации "Игровая методика на уроках английского языка"
Игровая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, выводящими на спонтанный уровень говорения, что отвечает требованиям стандартов второго поколения....
Статья "Использование игр и игровых методик в изучении иностранного языка.
В данной статье разработан блок игр и игровых упражнений для работы с учениками начальной школы,позволяющий повысить мотивацию учащихся в процессеобучения и развить их творческие способности....
Игровые методики на уроках английского языка в 3 – 4-х классах (на примере темы «Простое прошедшее время глагола»)
Тому, кто преподает в начальной школе, хорошо известно, что дети легче запоминают довольно сложные грамматические формы, если материал урока подается в интересной игровой форме. При изучении простого ...
применение игровых методик на уроках английского языка в начальной школе
Применение игровых методик в обучении английскому языкув начальной школе.Цель: формирование навыков устной речи посредством использования игровых методик на уроках английского языка Задачи:...
Использование игровых методик на уроках английского языка в начальной школе в условиях новых ФГОС
Я считаю, что основная задача учителя английского языка (да по сути и других предметов) заключается не только в том, чтобы заложить хорошую фундаментальную базу знаний, на которую ученик будет опирать...
Статья "Преимущества интерактивного обучения и игровых методик при изучении иностранного языка"
В статье представлен обзор наиболее популярных игр, используемых мной на уроках и во внеурочной деятельности, а также описаны преимущества интерактивного метода обучения при преподавании иностранного ...