Формирование soft skills средствами предмета «Иностранный язык»
учебно-методический материал по английскому языку
В выступлении дается определение hard skills и soft skills, представлены технологии и формы работы на уроке иностранного языка, с помощью которых можно формировать и развивать soft skills.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_soft_skills_sredstvami_predmeta_inostrannyy_yazyk.docx | 128.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ SOFT SKILLS СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
МО учителей иностранного языка
Матвийчук Л.А.
Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном мире, предъявляют новые требования к качеству подготовки учащихся. На сегодняшний день особенно востребованы выпускники, готовые адаптироваться в динамичном обществе, способные к постоянному саморазвитию и самообразованию, умеющие быстро переключаться с одного вида деятельности на другой и совмещать различные трудовые функции. Такой комплекс во многом определяется как полученными знаниями, так и необходимыми в трудовой деятельности качествами, для обозначения которых в настоящее время принято употреблять понятие "компетенция". Следует отметить, что на сегодняшний день термины "навык" и "компетенция" все чаще используются в качестве синонимов. В современной теории и практике под компетенцией подразумевают те способности, знания, умения и навыки специалиста, благодаря которым он решает какие-либо задачи или достигает желаемых результатов. Таким образом, компетенция – это совокупность сформированных навыков.
В числе компетенций особое место отводится soft skills, концепция которых за последние несколько десятилетий стала неотъемлемой частью мирового рынка труда в различных областях. Впервые употребление понятия "soft skills" зафиксировано в США в 1959 г., когда американские ученые стали исследовать компетенции военных и выяснили, что их умения делятся на 2 вида: профессиональные навыки (hard skills) и личные качества (soft skills).
Ученые разделяют навыки человека на две условные группы: профессиональные hard skills и надпрофессиональные soft skills.
Hard skills («жесткие» навыки) — узкоспециализированные навыки для выполнения определенных задач в работе. Например, навык программиста — писать код на python. hard skills можно научиться в школе, университете, на работе, курсах или тренингах.
Soft skills («гибкие» навыки) — набор социальных навыков, которые помогают человеку решать задачи в жизни: коммуникация, лидерство, работа в команде, управление людьми, эмоциональный интеллект. Гибкие навыки нельзя освоить на тренинге, они формируются в детстве и развиваются в течение всей жизни.
Согласно результатам исследования, проведенного в Гарвардском университете, вклад hard skills в профессиональную успешность сотрудника составляет всего 15 %, тогда как soft skills определяют оставшиеся 85 %. Результаты другого исследования, проведенного Стенфордским институтом совместно с фондом Карнеги Мелона, показали, что долговременный и стабильный успех работников на 75% определяется развитыми soft skills и только на 25% – hard skills.
В виду большого количества гибких навыков, следует отметить приоритетные направления – какие именно навыки нужно развивать в учащемся, чтобы он был успешен в современном мире. Самой популярной на сегодняшний день является модель «4К», в которой рассмотрены основные ключевые компетенции, необходимые для плодотворной деятельности в современном мире. К ним относятся:
- communication (коммуникация) - способность легко устанавливать контакт, располагать собеседника, умение успешно договариваться, убедительная аргументация своих позиций, преодоление конфликтов, навык грамотно задавать вопросы с целью наиболее полного извлечения информации;
- creativity (креативность) - способность к творческому подходу в своей деятельности, к поиску нестандартных решений, умение оригинально решать сложные задачи.
- сooperation (сотрудничество) - навык работать в сплоченном коллективе, объединять людей разных характеров;
- critical thinking (критическое мышление) - умение выносить объективные и обоснованные оценки, применять полученные результаты для исправления ошибок в своей деятельности.
Навыки, которые формируются на уроках английского языка
Communication
В развитии этого навыка у учеников помогут role-cards, тренировка разговоров по телефону (или спиной друг к другу), эмоционально заданные ситуации — «Вас не заселяют в гостиницу 2-ой час, вы устали и т.д».
Teamwork and leadership
Во время обычной работы в команде происходит постоянное распределение ролей и сильные ученики неизбежно становятся лидерами - role-cards. Вместе с учащимися разбираются и обсуждаются командные роли. После этого они тянут свою роль и должны ей соответствовать, при выполнении задания.
Presentation
Основная проблема в развитии этого навыка в том, что группа не слушает говорящего. В такой ситуации студентам просто не хочется говорить. Чтобы исправить ситуацию, учителю стоит давать слушателям дополнительные стимулы — например, голосованием выбирать наиболее перспективный проект, покупать лучший продукт и т.д. В этом случае ученики учатся критически слушать и анализировать остальных — и да, все это на английском. Так на своих уроках вы избежите ситуации, когда один говорит, а остальные просто ждут своей очереди.
Job interview
Чтобы приблизить job interview на уроках к реальности, предложите ученикам побыть в роли придирчивого и избирательного интервьюера. В этом контексте можно попробовать задавать разные вопросы одинакового содержания для облегчения понимания, составить ряд компрометирующих вопросов, предложить ответ на выбор из ряда варианнтов. Можно организовать и командную работу. Назначьте 2-4 капитанов и дайте им задачу: набрать команду для своего проекта (тему проекта определите заранее). Их задача опросить людей, сформировать свою команду и потом ее представить. По данным ряда исследований, именно работа в парах или мини-группе довольно часто является наиболее комфортной для обучаемого формой отработки навыков говорения и развития эмоционального интеллекта как одной из важнейших составляющих социальной компетенции.
Time-management
Чтобы помочь ученикам научиться управлять собственным временем, не бойтесь ставить жесткие временные рамки для выполнения заданий. Устанавливайте таймер или выводите время на проектор. Для разнообразия можно назначать ответственного по таймингу в каждой команде.
Customer service & selling
Эти навыки развивать интереснее всего. Можно попросить учеников продать Вам или друг другу участок на Луне или слона в Африке; отговорить Вас от покупки или даже уйти к конкуренту (и все это аргументировать). Задание можно усложнить: дать ученикам на выбор несколько предметов и обсудить их пользу, при этом выбирать самый полезный и самый бесполезный предмет.
Учеными были названы технологии и формы работы на уроке иностранного языка, с помощью которых можно формировать и развивать soft skills у учащихся. К таким относят следующие технологии:
- проектная деятельность,
- обучение в сотрудничестве,
- кейс-стади (это описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере: социальной, экономической, медицинской, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах, решить кейс — это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение),
- ротационная модель смешанного обучения - при прохождении учебной программы или при изучении отдельного предмета ученики, на основе утвержденного расписания (графика) или по усмотрению учителя, ученики чередуют способы работы с материалом, (одним из которых является онлайн обучение). Другими способами работы с учебным материалом в ротационной модели являются: очная работа в малых группах, очная работа всем классом по решению определенной проблемы, групповые проекты, индивидуальные занятия, и письменные задания, посредством применения которых на уроке иностранного языка осуществляется приобретение коммуникативной компетенции, т.к. обучающиеся находятся в ситуации постоянного общения и взаимодействия друг с другом, а также находят компромиссы, формируют умения выслушивать мнения других и приходить к консенсусу, что, в свою очередь, подразумевает soft skills или гибкие навыки.
Наиболее эффективной формой работы, которая может применяться в процессе преподавания иностранных языков и одновременного формирования, развития гибких навыков, является групповая работа. Такой вид работы требует определенных усилий со стороны как учителя, так и учащихся, причем не только достаточной языковой подготовки, но и психологической готовности к сотрудничеству. Значительно меняется также функция преподавателя на уроке: учитель принимает роль помощника, консультанта, тьютора. Особая активность учителя необходима на предварительном этапе, когда происходит постановка цели, определение задачи, подготовка материалов. В процессе осуществления самой групповой работы учитель становится консультантом и помощником. Главной задачей обучающихся является уже не простое получение знаний, пополнение своего словарного запаса или совершенствование навыков чтения и перевода текстов, а выработка умения свободно общаться на иностранном языке, взаимодействовать и сотрудничать с одноклассниками и работать на общий результат.
К преимуществам проведения групповой работы также можно отнести: воспроизведение реальной ситуации общения; создание эмоционально комфортной атмосферы, способствующей свободному обмену мнениями и активному участию всех школьников в работе на занятиях; перераспределение ролей учителя и учащегося; использование альтернативных методов контроля.
В качестве одного из преимуществ организации и проведения групповой работы можно привести так называемый "конус обучения" Эдгара Дейла. Он составил свою собственную схему обучения, в которую он включил разные способы преподавания одного и того же материала.
Согласно конусу обучения Э. Дэйла учащиеся в ходе урока усваивают лишь часть материала, которая зависит от применяемой технологии. Среди представленных в таблице методов выделяются наиболее продуктивные: выполнение реального действия, имитация реальной действительности, выступление с театрализованными действиями и речью, участие в дискуссии. Учащиеся выступают в качестве активных участников, в некоторых случаях также в качестве организаторов. Так, представленные методы могут быть включены в ходе организации и проведения групповой формы работы на уроке, т.к. групповая работа, так или иначе, подразумевает активное участие обучающихся и их непосредственное взаимодействие друг с другом.
Сформулированы следующие методические рекомендации учителям иностранного языка по формированию soft skills у учащихся на уроке:
1. Развитие soft skills в рамках предмета "Иностранный язык" следует рассматривать, с одной стороны, как самостоятельную цель обучения, что предполагает развитие спектра умений, необходимых для осуществления различных видов деятельности, а с другой стороны, как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции, повышения уровня иноязычной социализации обучающихся в профессионально ориентированном иноязычном дискуссе.
2. В ходе проведения урока иностранного языка следует применять такие технологии, как технологии развития критического мышления и проблемного обучения, проектная деятельность, обучение в сотрудничестве, кейс-стади, ротационная модель смешанного обучения.
3. Следует проводить занятия, включающие в себя элементы тренинга, а также деловые игры, диспуты, командную работу, посредством которых на уроке иностранного языка формируются основные компетенции. необходимые каждому учащемуся в современном мире: коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление.
4. Для успешного формирования soft skills как "надпредметных навыков" следует организовать групповую работу на уроке иностранного языка с применением таких форм, как участие с дискуссионных группах, практические действия, обучение других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование духовно-нравственной личности школьника средствами предмета «Иностранный язык».
В работе представлен опыт работы учителей иностранных языков в школе №54 по духовно-нравственному воспитанию...
Формирование универсальных учебных действий средствами предмета "Иностранный язык"
Важнейшей задачей иноязычного образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком. Почему учебны...
Реализация принципа индивидуализации на уроках и во внеурочное время средствами предмета "Иностранный язык" в старшей школе.
Презентация опыта работы....
Статья по теме: " Обзор научных исследований по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах Scopus, Web of Science)"
Данная статья представляет собой обзор научных российских и зарубежных публикаций, посвященных аспектам развития soft skills....
Формирование soft-skills у учащихся на уроках английского языка в ГБОУ школа №100 Калининского района г. Санкт- Петербурга (из опыта работы)
Формирование soft-skills у учащихся на уроках английского языка в ГБОУ школа №100 Калининского района г. Санкт- Петербурга (из опыта работы)....
Формирование soft skills в процессе исследовательской деятельности младших школьников
В современном мире, чтобы быть успешным, недостаточно одних лишь глубоких знаний и опыта, нужно еще нечто. Но этому «нечто» сейчас, к сожалению, еще не учат в российских школах. Под «...
Формирование Soft Skills на уроках проектной деятельности в старшей школе
Аннотация: данная статья посвящена вопросу формирования так называемых «гибких навыков» (soft skills) на уровне среднего общего образования. Приводится также их сравнение с метапредметными...